Обобщение опыта
материал по теме

Тема :"Реализация этнокультуроведческой лексики на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andrieko_obobshchenie.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Андриенко Ирина Михайловна

Управление образования администрации муниципального района

 «Волоконовский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области»

«Реализация этнокультуроведческого подхода в обучении родному языку младших школьников на  материале лексики праздничной тематики»

                                                                         

                                                                                       Автор опыта:

                                                                          Андриенко Ирина Михайловна

                                                                          учитель начальных классов

                                                                          МБОУ «Волоконовская СОШ№1»

                                                        Волоконовка

2012


Содержание

I        Информация об опыте……………………………………………………3

II        Технология опыта…………………………………………………………8

  1. Результативность опыта        ………………………..17
  2. Библиографический список………………………………………………20
  3. Рецензия на опыт работы………………………………………………………18
  4. Приложение к опыту………………………………………………………21

  1. Информация об опыте

                        

         Условия возникновения и становления опыта. 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1 » расположено в центре поселка Волоконовка. Наполняемость учреждения достаточно высока –….,  это свидетельствует о конкурентоспособности учреждения, которое занимает  прочное место на рынке образовательных услуг района.

             Педагогический стаж  работы в МБОУ «Волоконовская СОШ№1» 24 года. За это время учителями накоплен богатый опыт работы по обучению и воспитанию учащихся.  Методическая система школы и весь педколлектив постоянно находятся в поиске новых наиболее эффективных технологий, методов и приёмов организации учебно-воспитательного процесса, повышающих качество знаний.

               В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проявлению национального менталитета в языке, к отдельным фрагментам национальной языковой картины мира, а поэтому изучение лексики с национально-культурной семантикой играет первостепенное значение. Определенной проблемой для национально маркированных единиц является разработка этнокультуроведческого комментария, представляющего собой толкование лексической единицы, включающее не только подробное описание того или иного предмета или явления и разнообразную информацию энциклопедического характера, но и, если это представляется возможным, семантизирующую иллюстрацию.

Этнокультуроведческая лексика – это слова, которые, являясь хранилищем национально-культурной семантики, наиболее полно отражают специфику культуры русского народа, особенности его традиций, обычаев и обрядов. Этнокультуроведческая лексика – понятие широкое, включающее данные по истории страны, сведения о чинах, титулах, государственных символах, костюме, одежде разных сословий, интерьере, утвари и многое другое. Одну из достаточно многочисленных групп этнокультуроведческой лексики составляют слова праздничной тематики. Этнокультуроведение рассматривается в методике как один из важнейших путей реализации кумулятивной функции языка, проявляющейся в том, что язык не просто передает некоторые сведения, но и обладает способностью отражать, фиксировать и сохранять определенную культурную и историческую информацию. «Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нем, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры» (5, 15). Учет национальных особенностей, обычаев, традиций актуален и для методики преподавания родного языка. Т.К. Донская в работе «Русская национальная школа: проблемы и решения»  пишет, что «национальное возрождение России немыслимо без осознания молодым поколением родного языка как национальной святыни, как исторической памяти народа, отражающей самобытность русской культуры, русского национального характера, «духа народа»

Актуальность опыта.  

Новая концепция образования, современные требования к преподаванию русского языка ставит перед школой задачу формирования через систему предметов филологического цикла духовно богатой, нравственно ориентированной личности, человека любящий свой народ, свою культуру.

В современных условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, радикальных перемен в области просвещения особую остроту приобретает проблема этнокультуроведческого подхода в обучении русскому языку. Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нем, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры. Слово как основная единица языка является отражением культуры.

Реализация этнокультуроведческого подхода проявляется:

- в вооружении школьников глубокими и прочными знаниями в области этнокультуры посредством языка;

- в приобщении детей к общечеловеческим ценностям;

- в побуждении учащихся интереса к творческому поиску, стремлению служить своему Отечеству.

Условиями реализации названного подхода являются сохранение традиций, совместное творчество учеников и учителей, бережное отношение к родному языку, желание учащихся узнать и познать национальную культуру .

Обогащение словарного запаса учащихся – важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке. Слово несет разнообразную семантическую информацию – понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую. Заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах – предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей. Во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов. Ведь чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Каждое явление, событие, предмет находит свое отражение в языке через слово, поскольку все имеет свое название. Исследование конкретного лексического материала свидетельствует о существовании в лексике особых видов отношений, о ее системности. Лексика русского языка представляет собой определенным образом организованную систему. Исследование лексики как системы позволило ученым-лингвистам прийти к выводу о наличии в ней различных микросистем, в том числе и тематических групп слов, которые, по утверждению методистов, являются полезным дидактическим материалом при изучении родного языка, способствующим развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся. Для обогащения слова учащихся, для его активизации необходимо предлагать слова для усвоения тематическими группами. О важности такого способа усвоения новых слов говорят многие методисты. Именно на основе существующих между словами связей возможно расширение словарного запаса учащихся. Л.А. Новиков справедливо отмечает, что «при характеристике слова в том или ином значении важно не только показать, с какими словами в речи сочетается данное слово, но и поставить его в ряд с ближайшими соседями по парадигме - синонимами, антонимами, тематически близкими словами, что, безусловно, способствует более эффективному усвоению лексики» .

Важнейшей группой лексики русского языка является этнокультуроведческая лексика – слова, отражающие реалии русской культуры. Праздники как одна из составляющих народную культуру имеет особую лексику, представляющую большой интерес как средство воспитания, его педагогическая и художественная ценность общепризнанна. Поэтому использование материала, описывающего народные праздники, и прежде всего лексики праздничной тематики, на уроках родного языка в начальной школе может стать эффективным средством обогащения словаря учащихся и воспитания детей на традициях народной культуры. Это позволяет говорить об актуальности работы.

  Ведущая педагогическая идея опыта. 

Анализ современной психолого-педагогической литературы указал на отсутствие дидактического материала, дающего учителю возможность расширять словарь учащихся этнокультуроведческой лексикой и значимость этнокультуроведческой лексики в процессе воспитания учащихся на традициях национальной культуры, в плане формирования интереса к русскому языку и народу как его носителю.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в необходимости создания и развития системы специальной работы на уроках русского языка, литературного чтения, внеклассных мероприятиях с использованием различных приемов обогащения словарного запаса учащихся этнокультуроведческой лексикой.

        Длительность опыта. 

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы МОУ с 2008 года.

Первый этап (2008-2009 уч.г.) - теоретико-поисковый. Изучение и анализ этнопедагогической, психолого-педагогической, лингвометодической литературы по обозначенной проблеме; разработка исходных позиции; определение сущности этнокультуроведческого подхода к образованию в процессе обучения родному языку. Результатом этого этапа явилось предположение о необходимости реализации этнокультуроведческого подхода на уроках родного языка на материале слов праздничной тематики.

Второй этап (2009-2010 уч.г.) - практический. Работа по экспериментальному обоснованию; обработка и осмысление полученных данных, их анализ. Лингвистический анализ этнокультуроведческой лексики праздничной тематики. Обобщение, систематизация результатов, разработка и апробация методических материалов и конспектов уроков.

Третий этап (2010-2011 уч.г.) - теоретико-обобщающий. Анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных данных, оформление работы.

 Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен дидактической системой работы учителя по реализации этнокультуроведческого подхода в обучении родному языку младших школьников на материале лексики праздничной тематики в ходе специальной работы на уроках русского языка, литературного чтения, внеклассных мероприятиях с использованием различных приемов обогащения словарного запаса учащихся.

  Теоретической базой опыта являются:

- теоретическое обоснование этнокультуроведческого подхода к обучению и воспитанию (К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, Г.Н. Волков);

- необходимость этнокультуроведческого образования школьников средствами русского языка (Н.М. Шанский, Т.К. Донская, В.В. Дёмичева, Т.В. Яковлева);

- лингвистическое обоснование системности лексики (Д.Н. Шмелев, М.М. Покровский, Э.В. Кузнецова и др.);

- исследования по тематически группам лексики (Ф.П. Филин, Н.М. Шанский, Э.В. Кузнецова, П.Н. Денисов, Д.Н. Шмелев, Л.А. Новиков, Л.А. Введенская и др.);

- теоретические основы работы по речевому развитию учащихся и организации словарной работы (М.Р. Львов, Л.К. Скороход, З. И. Потиха и др.).

Подлинное возрождение национальной традиционной культуры может быть достигнуто лишь на основе этнокультуроведческого подхода к обучению. Для определения сущности этнокультуроведческого подхода важно определить, на чем же базируется это понятие. Этнокультуроведение – одно из научных направлений, исследующее взаимосвязь, взаимовлияние этнографии, фольклористики, педагогики разных народов. Этнокультуроведение отражает синтез многих наук, изучающих собственно этнокультуру со своими целями и задачами, понятийным аппаратом, а они не являются предметом изучения в курсе русского языка. Поэтому, раскрывая сложную проблему соизучения языка и культуры, мы можем говорить об этнокультуроведческом аспекте обучения русскому языку .

Как отмечают авторы монографии «Этнокультуроведческий подход в обучении родному языку учащихся начальной школы» Т.В. Яковлева и В.В. Демичева, обращение к этнокультуроведению обусловлено стремлением выйти за рамки техники языка, обратиться к одновременному изучению языка и национальной культуры народа, обучать языку не только как способу выражения мыслей, но и как источнику познания культуры народа – носителя языка.

Учет национальных особенностей, обычаев, традиций актуален и для методики преподавания родного языка. Т.К. Донская в работе «Русская национальная школа: проблемы и решения»  пишет, что «национальное возрождение России немыслимо без осознания молодым поколением родного языка как национальной святыни, как исторической памяти народа, отражающей самобытность русской культуры, русского национального характера, «духа народа» .

Именно поэтому передовые отечественные русисты исходили и исходят из принципа неразрывной связи родного языка и родной культуры. К.Д.Ушинский писал: «В языке одухотворяется весь народ и вся Родина; в нем претворяются творческой силой народного духа в мысль и звук небо отчизны, ее воздух, физические явления. ее климат. ее поля, горы и долины. ее леса и реки, ее бури и грозы… Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной отчизны, но и вся история духовной жизни народа .

 Степень новизны. 

           Новизна опыта состоит в том, что в нем выделена и проанализирована этнокультуроведческая лексика праздничной тематики, разработаны уроки родного языка и внеклассные мероприятия этнокультуроведческой направленности.

                                            Технология опыта

Цель опыта: создание условий на уроках родного языка для эффективного усвоения учащимися начальных классов этнокультуроведческой лексики праздничной тематики.

На первом - теоретико-поисковом – этапе решались следующие задачи:

  1. изучение лингвистической, педагогической, методической литературы с целью определения теоретических основ работы;
  2. выделение этнокультуроведческой  лексики народных праздников и описание ее с этнолингвистической точки зрения;
  3. изучение опыта работы учителей и методистов по организации словарной работы на уроках родного языка и внеклассной работе.

В образовательном стандарте по русскому языку указывается на необходимость приобщения учащихся к национальной культуре своего народа в процессе изучения русского языка, на формирование культуроведческой компетенции, «включающей в себя сведения о языке как о национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи.

Для реализации этнокультуроведческого подхода к обучению родному языку, как указывается в разработанной Т.В. Яковлевой и В.В. Дёмичевой «Программе этнокультуроведческого образования и воспитания в начальной школе», следует:

- в содержании курса представить наряду с общими сведениями о языке его характеристику как национального феномена,

- в методике преподавания осуществить принцип воспитывающего обучения через приоритетную цель воспитания интереса и любви к родному языку посредством разнообразных методических приемов, в том числе языковую ретроспективу как обращение к  фактам, явлениям, тенденциям языка путем  лингвокультурологического комментария;

- обогащенное содержание языкового материала как отражение сложной структурно-логической системы развитого русского языка путем систематизации, осуществляемой на основе теории обособленных понятий;

- целенаправленное создание условий для творческих работ и активной коммуникации учащихся, для дискуссионного обсуждения ими вопросов родного языка, для учебно-исследовательского решения отдельных языковых проблем с опорой на фоновые теоретические знания и природное языковое чутье учащихся. Это поможет самопознанию и самовыражению школьников и формированию национального сознания.

Этнокультуроведческая лексика – это лексические единицы, характеризующие традиционную культуру воспитания, отражающие реалии народной культуры.

Мы используем классификацию этнокультуроведческой лексики Т.В. Яковлевой и В.В. Демичевой:

1.Названия архитектурных сооружений и их частей (кремль, терем, хоромы, палата, светлица, изба).

2. Наименования крестьянской утвари (печь, сундук, икона).

3. Названия транспортных средств и средств передвижения (тройка, сани

4. Наименования продуктов питания  и традиционных русских блюд (сбитень, расстегай, щи, водка, чай, блины).

5. Названия сословий и чинов (боярин, стрелец, казак, князь, стольник).

6. Названия музыкальных инструментов (гусли, балалайка).

7. Названия музыкальных форм, исполнителей и танцев (частушка, запевала, хоровод, песенник).

8. Жанры устного народного творчества (загадка, сказка, пословица, поговорка).

9. Слова из фольклора (витязь, травушка-муравушка, красна девица. младешенька).

10 Формы речевого этикета (батенька, матушка, братишка, сестренка).

11. Праздники и связанные с ними обычаи и обряды (Рождество, Крещение, Масленица, Прощеное воскресение).

12. Параметрическая лексика (вершок, пядь, сажень, аршин, верста, фунт, пуд, золотник).

13. Названия символов (береза, Красная площадь).

Безусловно, такая классификация условная, некоторые слова могут пересекаться, в разных контекстах выражать дифференцированные понятия.

На втором – практическом – этапе мы проводили работу по экспериментальному обоснованию, обработке и осмыслению полученных данных, их анализу, обобщению, систематизации результатов, разработке и апробации методических материалов и конспектов уроков.

На данном этапе нами решались следующие задачи:

1. реализовать этнокультуроведческий подход в обучении детей русскому языку (на лексическом материале);

2. обогатить словарь учащихся этнокультуроведческой лексикой праздничной тематики;

3. провести уроки родного языка и внеклассные мероприятия, нацеленные на усвоение детьми данной лексики;

4. ликвидировать недочеты в знаниях детей, выявленные в ходе предварительной диагностики.

Слова праздничной тематики составляют одну из групп слов в словарном составе русского языка. Они интересны в качестве объекта лингвистического исследования.

Группа слов – «лексика праздников» - вычленилась из словарного состава при помощи семантико-логического способа. С этой целью из учебников «Русский язык» (автор – Т.Г. Рамзаева) для начальной школы, из учебников «Родное слово» (автор – В.Г. Горецкий и др.) для 2-4 классов методом сплошной выборки выписывались все имена существительные, связанные с праздниками и праздничными обрядами.

Всего в этих учебниках оказалось 47 слов. Выписанные слова мы распределили по тематическим группам. В результате такой работы получилось 6 тематических групп.

Названия месяцев: август, апрель, декабрь, июль, май, март, ноябрь, октябрь, сентябрь, февраль, январь.

Названия праздников: Иоанн Богослов, Масленица, Новый год, Пасха, Рождество, Светлое Воскресенье, Святки, Сочельник.

Названия обрядов и участников обрядовых действий: венчание, коляда, обряд, обычай, ряженый, свадьба.

Кушания, связанные с обрядами: блин, кулич, кутья, пирог, яйцо.

Игры, действия и песни, сопровождающие празднества: игра, песня, пир, пляска, хоровод, частушка.

Атрибуты праздника или обряда: ангел, благовест, елка, карта, колядка, сноп, пастух, чучело.

Мы считаем, что необходимо знакомить детей с народными праздниками, а сделать это возможно на уроках русского языка, внеклассных мероприятиях путем анализа лексического материала, с помощью которого описываются праздничные обряды. Лексика народных праздников богата, выразительна, разнообразна. Из огромного количества русских слов всегда можно выбрать наиболее точные, яркие для изложения своих мыслей.

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка опирается на предпосылки, реализованные в учебном процессе: лингвистические (некоторая сумма знаний учащихся о языке, с которой органически связана работа над значением и употреблением слов); психологические (знания учителя о процессе усвоения детьми новых слов); дидактические (знания детей о мире, о самом себе, а также знания учителя об особенностях учебного процесса по русскому языку). Данные предпосылки являются фоном, на котором более успешно происходит обогащение словарного запаса учащихся.

Среди разнообразных упражнений, которые применяются в целях повышения речевой культуры учащихся, видное место занимают упражнения лексического характера, направленные на расширение активного словаря учащихся, а также на выработку у них умения выбирать из своего активного словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают последнее не только правильным и точным, но и выразительным. Учитель отбирает для лексических упражнений с детьми круг таких слов, которые нуждаются в разъяснении или уточнении их значения. Непонимание смысла слов и неумения употреблять их в речи самым отрицательным образом складывается на успехах познавательной деятельности детей и на их речевом развитии.

Нами используются различные приемы объяснения детям непонятных слов. Эти приемы разные в зависимости от характера и семантики слова. Так, для слов с предметным значением лучше всего предложить детям наглядное объяснение, показав им или сам предмет, обозначаемый данным словом, или его изображение на рисунке.

В случаях, когда наглядное объяснение семантики слова не представляется возможным, учитель раскрывает содержание непонятного детям слова путем краткого словесного толкования, использовав для этого один из способов (наиболее подходящий для данного случая) так называемых «семантических определений» слова. Возможно применение следующих способов семантических определений:

1. Значение непонятного детям слова раскрывается путем к нему одного или нескольких слов – синонимов, тождественных или близких по своему лексическому значению к определяемому слову. Применяя этот способ разъяснения семантики слов, учитель должен иметь в виду, что синонимическое определение слова достигает своей цели только в том случае, если учащиеся хорошо понимают значение каждого поясняющего синонима. Поэтому в качестве синонимов, при помощи которых разъясняется незнакомое слово, следует брать только слова общеупотребительные, значение которых хорошо известно детям. Пример, нива – пашня; сноп – связка, пучок.

2. Значение непонятного слова или выражения может быть объяснено детям путем перечисления тех объектов (предметов, признаков, действий), которые называются данным словом. Пример: народные праздники – это Покров, Рождество, Крещение и др.

Наилучшим образом отвечая психологическим особенностям усвоения школьниками значения слов, перечисленные определения создают достаточную основу для правильного понимания слова даже в том случае, когда подобное определение не охватывает всех объектов, обозначаемых поясняемым словом, и является поэтому неполным.

3.Значение неизвестного учащимися слова может быть разъяснено также описательным способом. В подобном определении вся необходимая информация о семантике слова дается в описательной части, которая вводится в определение словами: тот – кто; то – что; такой – который; так – как и др. Пример: жнец – тот, кто жнет в поле хлеб.

4. Значение непонятного слова может быть раскрыто путем логического определения, то есть через указание рода и видового различия. Разъясняя семантику этим способом, учитель должен сначала назвать слово с более широким значением, указывающее не родовую принадлежность поясняемого слова, после чего называется словосочетание или отдельное слово, указывающее на видовой отличительный признак того предмета или явления, которые именуются поясняемым словом. Пример: жнивье – поле, где сжат хлеб.

Только ознакомление с семантикой слова, обогащая словарный запас учащихся новыми лексическими единицами, еще не делает их принадлежностью активного словаря школьника. Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и основное назначение лексических упражнений состоит в том, чтобы учить детей правильному и точному употреблению слов в речи. Поэтому, во-первых, нецелесообразно проводить лексические упражнения на отдельных словах, изолированных от предложения или от текста в целом, в состав которого входит данное слово; во-вторых, после того как значение слова будет разъяснено, необходимо упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений, показывающих, с какими именно словами может сочетаться в речи новое слово. Без знания сочетаемости каждого такого слова с другими словами учащиеся не научатся правильно и точно употреблять изученные слова в своей речи.

Для лучшего запоминания нового слова детям предлагаются следующие задания:

  1. замените данное слово синонимами или описательными оборотами;
  2. подберите однокоренные слова;
  3. составьте с данным словом словосочетания или предложения;
  4. составьте небольшой рассказ с новым словом.

Мы разработали уроки с максимальным включением лексики календарных праздников. Такие уроки легли в основу работы для того, чтобы ознакомить учащихся с лексикой календарных праздников, обогатить словарь школьников подобными словами, формировать умения детей употреблять их в речи.

На уроке русского языка, тема которого «Слог – часть слова», прозвучал наш рассказ, а затем была проведена беседа.

Слово учителя. Ребята, мы отмечаем много разных праздников. Их придумали простые люди. Например, мы с вами в прошлом году наблюдали, как празднуют старшеклассники Масленицу – замечательный народный праздник. Опишите празднование Масленицы. Какие обряды сопровождают Масленицу?

На доске записывается слово «обряд». А кто может сказать, что же это такое? Давайте посмотрим в Этнокультуроведческий словарь (авторы В.В. Демичева, Т.В. Яковлева, О.И. Еременко). Обряд – это установленные обычаем правила. Например, сжигание чучела Масленицы, приготовление блинов. Все ли понятно в написании слова? Кто допустил ошибку? Какой парный согласный последнему звуку «д»? Обратите внимание, что произносится звук «Т», а пишется буква «Д», так как проверочное слово – обряды. Отчетливо слышится «д». А теперь подберем однокоренные слова – обрядовый,  обрядик. А какие обряды сопровождают праздник Новый год?

Слово обряд нужно разбить на слоги. Сколько слогов в этом слоге? Какой из них ударный? Составим и запишем предложение со словосочетанием «Праздничные обряды».

На уроке русского языка при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные звуки» проводилась словарная работа:

Ребята, мы продолжаем разговор о праздниках, о народных праздниках, их традициях и обычаях. Вы уже знаете, что когда крестьяне завершали все работы в поле, они водили хороводы. Кто знает значение слова – хороводы. Хор водить. Это сложное слово, вы узнаете, как образуются такие слова в старших классах, а сейчас мы проанализируем значение слова.

Когда завершались повседневные работы (под зиму сеяли озимую рожь), вязали последний «именинный сноп», украшали разноцветными ленточками и с песнями и плясками несли его во двор, ставили на видное место и устраивали пир. По зернам «именинного снопа» гадали о будущем лете, обливались водою, чтобы, как верили, обеспечить дожди на будущее лето, пекли караваи нового хлеба, освещали его и клали под образа, чтобы в зимнее время крупицами его пользоваться как лекарством. В моем рассказе о празднике встретилось слово сноп. А что же это такое? Сноп – это связка сжатых колосков. Что вы можете сказать о первом звуке этого слова? (Согласный, парный, глухой). А последний звук? Согласный, парный, глухой. Подберите слова, близкие по значению к слову сноп. Связка, пучок. Составим предложение с этим словом и запишем.

Дети с интересом слушали рассказ о празднике «именинного снопа», попросили еще рассказывать о народных праздниках.

На уроке русского языка при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» мы предложили детям работать в группах. Каждой группе были даны карточки с упражнениями, например:

- Подберите к каждому слову другое, которое отвечает на вопрос какой:

Праздник, Рождество, обычай, обряд, традиция, коляда.

- Перечислите названия осенних месяцев и придумайте с ними предложения о праздниках.

- Разберите слово праздник: Русский народ веселится на праздниках.

- Составьте сочетания слов: в (радостный) настроении, (праздничный) днем, о (веселый) Рождество, (народный) обычаями.

- Какими словами можно описать праздник Новый год?

При изучении темы «Предложение» учащимся предлагалось распространить текст:

Самым …праздником на Руси с … пор слыла Масленица. Люди радовались ей, чествовали… госпожу Масленицу. И до сих пор это … праздник.

Мы рассказали учащимся о каждом дне Масленицы, его особенностях. Первый день – понедельник – встреча. Начинали ее дети. С первым проблеском зари высыпали они толпой строить снежные горы, зазывали Масленицу: «Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широк двор на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!» «Приехала Масленица, приехала!» - кричали ребята, разбегаясь по домам. Ели блины вволю. А потом – с песнями, пляскою – носили и возили по улицам чучело Масленицы.

- Ребята, как вы думаете, слово Масленица русское или заимствованное?

Масленица образовано от прилагательного масленая (неделя) при помощи суффикса –иц.

- Подберите к слову Масленица однокоренные слова (масло, маслить).

- Составьте предложение с этим словом.

- Напишите дома сочинение по теме «Праздник Масленицы».

Урок детям понравился, они с интересом выполняли предложенные задания, проявили заинтересованность, любознательность. Учащимся интересно узнавать новые слова, их происхождение.

Один из уроков русского языка был посвящен работе со словарями. Учащимся было предложено выписать из толкового словаря слова праздничной тематики и составить минисловарь «Русские праздники». Учащиеся справились с работой, такое задание им понравилось.

При изучении темы: «Сочетания: чк, чн.» учащимся был предложен для анализа текст о Благовещенье:

В начале марта, когда везде лежал еще снег. По древнему обычаю встречали весну. Из теста пекли жаворонков, а пойманных раньше птиц выпускали на волю.

Вопросы и задания к тексту

  1. Что обозначает слово Благовещенье, обычай. Посмотрите в словаре.
  2. Когда праздновалось Благовещенье?
  3. Какими словами встречали весну?
  4. Каким обрядом сопровождался данный праздник?
  5. Какое правило нужно вспомнить при написании данных слов?

На этом же уроке мы предложили детям задания по тематической организации лексики. Мы рассказали, что все слова можно распределить по группам. Например, слова праздничной тематики можно распределить таким образом.

- Названия месяцев, когда праздники бывают: январь, март…

- Названия действий, которые сопровождают праздники: хороводы, игры…

- Названия церковных праздников: Пасха, Рождество…

Учащиеся должны были дополнить группы слов.

При изучении темы «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения» мы работали над текстом:

Существует праздник – Масленица. Отмечается он в начале марта и представляет собой прощание с зимой. Кто же такая Масленица? Это дочь Мороза. Согласно легенде, ее увидели люди, замерзшую, и пригласили в гости. Как обрадовалась Масленица! Она пела, плясала, веселила людей. А после этого наступила весна.

Вопросы и задания к тексту

1. Словарь: Масленица, легенда.

2. О чем рассказывается в тексте?

3. Кто такая Масленица?

4. Какую легенду о Масленице ты знаешь?

5. Празднуется ли Масленица в нашем городе (селе)?

6. Расскажи о праздновании встречи весны и проводов зимы.

7. Докажи, что пред нами текст. Из чего состоит текст?

8. Чем отличается предложение от слов?

9. Придумай предложение со словом масленица.

10. Какие знаки препинания встретились в тексте?

11. Когда в конце предложения ставится точка, вопросительный знак, восклицательный?

12. Прочитай данный текст выразительно, соблюдая знаки препинания.

13. Измени 1 и 2 предложения текста таким образом, чтобы в конце стоял вопросительный знак.

14. Прочитай последнее предложение в тексте так, чтобы в конце поставить восклицательный знак.

В качестве домашнего задания детям было предложено задание нарисовать иллюстрации к данному тексту.

Работа по ознакомлению детей со словами праздничной тематики велась на уроках систематически. Обращалось внимание на его название: Рождество, Пасха, Покров, Новый год, Сочельник. Детям предлагались тексты, в которых встречались эти слова, они придумывали с ними предложения и свои тексты. Учащиеся расспрашивали дедушек и бабушек, как праздновались эти дни в старину. Помимо этого, мы рассказывали детям о названиях месяцев, какие дни считаются праздничными. Знакомство со словами праздничной тематики велось по плану: что слово обозначает, подбор однокоренных слов, частичный фонетический анализ, состав слова, какая часть речи, придумывание со словом предложения и текста. Ребята занимались исследовательской работой: выписывали такие слова из книг, журналов, анализировали тексты, сравнивали количество употребленных слов, частотность. С интересом выполняли творческие задания: писали поздравительные открытки, делали свои календари с рассказом о каждом празднике месяца.

Работа по ознакомлению учащихся с этнокультуроведческой лексикой праздничной тематики велась и на уроках литературного чтения. На уроке внеклассного чтения при изучении отрывка из произведения И.С.Шмелева «Мартовская капель» проводилась следующая беседа:

- О чем рассказ? Какое время суток описывает автор?

- Как автор относится к мартовской капели?

- Что в это время происходит в доме героя?

- Что мальчик увидел?

- О каком празднике говорится в рассказе?

- Что вы знаете о Пасхе? Пасха – у христиан это весенний праздник воскресения Христа. Это слово пришло к нам из старославянского. Подберите однокоренные слова. Подберите синонимы (Светлое Воскресение, Христово Воскресенье). Составьте предложение с этим словом.

Мы разработали внеклассные мероприятия по ознакомлению учащихся с праздничной лексикой. Большой интерес вызвал праздник «Русские народные песни». Учащиеся подготовили сообщения о том, какие песни сопровождали те или иные праздники. Были исполнены песни, например, «Коляда»:

Пришла Коляда

Накануне Рождества,

Дай же коровку,

Масляну головку!

А детей бы тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа рожь ужиниста

Ему с колоса освишна,

Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством:

И создай вам, Господи,

Еще лучше того!

Ведущие задали вопросы: Когда же исполняется коляда? Что обозначает слово коляда? Какие вы слышали колядки? Во время каких праздников они исполняются?

Мы также провели праздник «Осенины». В центре этого праздника было исполнение и анализ обрядовых песен осеннего цикла. При подготовке к празднику учащиеся вместе с родителями провели поисковую работу: изучили литературу о народных праздниках, разыскали сборники народных песен, записывали песни со слов бабушек, расспрашивали их о том, как проводился праздник в их времена.

Зал был украшен детскими рисунками и поделками из природного материала.

На русских узорчатых скатертях стояли вазы с фруктами и овощами. На расписном рушнике лежал каравай хлеба. Участники программы были одеты в народные костюмы. Дети с интересом участвовали в проведении праздника. С удовольствием они пели обрядовые песни, водили хороводы, играли в народные игры, разыгрывали сценки. На таком празднике употреблялись слова: осенины, именины, хоровод, обряд. Несколько учеников рассказали о значении таких слов. В конце праздника ребята попросили нас о том, чтобы мы помогли им организовать еще подобный праздник.  Беседы с детьми подтвердили, что учащиеся проявляют интерес к народной культуре, к песенному творчеству русского народа. Им интересно узнать о том, какие еще бывают обрядовые песни, на каких праздниках исполнялись.

Интересно прошли «Святочные посиделки». Класс был убран рушниками, предметами быта. Была имитация русской избы. Посредине стоял стол с самоваром, пряниками, пирогами, ведущие предоставляли слово участникам посиделок. Так, Марина Кретова рассказала следующее:

С 6 по 19 января на Руси отмечали святки: с 6 по 13 января — святые вечера, с 14 по 19 — страшные вечера. Согласно христианским преданиям, Бог, справляя рождение сына, на радостях отворяет ад, чтобы выпустить оттуда бесов повеселиться на празднике.

На Святки самый разгул нечистот! Силы, которая скрадывает месяц, пугает людей добрых, творит разные непотребные дела. Отсюда и тот святочный разгул молодежи (и не только ее!). Молодежь обходит 6 января вечером дворы с песнями-колядками, 13 января со щедровками, а кое-где колядовали и под Крещение (18 января). Был обычай рядиться, наряжались цыганами, медведями, девушка могла нарядиться в старика, а парень высту пал пышногрудой красоткой..

Затем учащиеся пели святочные песни:

Заканчиваются святки с их весельем, гаданием, ряжением, праздничным беспутством и озорством — Иорданью — водосвятием на крещение. Грешные и смелые люди считают своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь возле Иордани и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски.

Помимо того, что дети познакомились с традиционными русскими обрядами и народными песнями, они также обогатили свой словарь лексемами: святки, посиделки, ряженье, щедровки и др.

Работа по обогащению словаря учащихся велась на уроках русского языка, литературного чтения, внеклассных мероприятиях. Наиболее эффективными приемами, по нашему мнению, являются такие, как работа со словарем, объяснение слова через контекст, наблюдение над языком. Главное – развить в детях интерес к народной культуре, к русскому языку и народу как его творцу.

       

                          III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Для определения результативности опыта необходимо проверить знания детей о словах праздничной тематики, умения употреблять такие слова в речи. Для этого мы использовали беседы, анкеты, письменных заданий. Учащимся были предложены следующие вопросы.

Задание 1.

Какие ты знаешь  народные праздники?

Какие отмечаются в вашей семье?

Напиши сочинение о каком-нибудь из них.

Хотел бы ты узнать, что обозначают названия тех праздников, с которыми мы не знакомились?

Задание 2.

Объясни значение слов: Масленица, Святки, коляда, посиделки, Сочельник.

Распредели слова по тематическим группам (что у них общего?):

Пасха, декабрь, посиделки, блины, Масленица, хороводы,, июнь, пляски, май, жовтень, кутья, Рождество.

Задание 3.

Напиши сочинение о каком-либо празднике.

Детям также было предложено воспроизвести мини словарь, включающий слова праздничной тематики.

Анализ результатов показал следующее.

Сравнительный анализ данных

Высокий уровень показали 45,4% учеников, эти дети могут объяснить значение всех слов праздничной тематики, употребляют данные слова в речи, могут распределить слова по тематическим группам. 45,4% детей показали средний уровень, они могут объяснить значение большинства слов праздничной тематики, допускают неточности, сравнительно активно употребляют данные слова в речи, допускают некоторые неточности в распределении слов по тематическим группам. Низкий уровень выявлен у 9,2% учеников, эти не знают значений большинства слов праздничной тематики, не могут объяснить, редко употребляют их в речи, допускают ошибки в написании, не могут распределить их по тематическим группам.

В целом дети, давали четкие, правильные ответы, продемонстрировали знание календарных праздников. Подробно описали праздничные обряды. Безусловно, допускались грамматические и стилистические ошибки, но речь детей стала богаче, разнообразнее. Почти все эти слова нашли отражение в воспроизведенных минисловарях. Самое главное, что дети проявляют интерес к народным праздникам, их обрядам, хотят знать историю слов, обозначающих названия праздников.

Фактические лексические знания детей также слали глубже, так при выполнении задания №2. учащиеся в основном усвоили значение слов праздничной тематики и научились распределять слова по тематическим группам.

В целом работа показала, что народные праздники нужны детям, они делают их добрее и внимательнее друг к другу, расширяют их кругозор, повышают интерес, способствуют воспитанию любви к родине, русскому языку и его создателю - народу. Учащиеся усвоили этнокультуроведческую лексику праздничной тематики, активно употребляют ее в речи.

Разработанные нами уроки по реализации этнокультуроведческой направленности в обучении русскому языку помогли детям усвоить одну из интереснейших групп русской лексики – праздничной тематики.

Мы намерены продолжить работу по данной теме, изучив методику работы над лексикой народных песен, пословиц и поговорок, других жанров устного народного творчества.

IV. Библиографический список

1.Бобровская, Г. В. Обогащение словаря младших школьников [Текст] / Г. В. Бобровская // Начальная школа,- 2002. -  № 6. – С. 76-79.

2.Буслаев, В. О преподавании родного языка [Текст] / В. Буслаев. // Методика преподавания русского языка. Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1987. – 216 с.

3.Басаргина, А. А. Народные праздники в школе [Текст] /  А. А. Басаргина. – Курск: Изд-во Курск. гос. Института повышения квалификации работников образования, 1998.- 125 с.

4.Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст]: уч. пособие /  Г. Н. Волков. -  М.: Дрофа, 1999. – 187 с.

5.Горецкий, В. Г. Русская азбука [Текст]: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы / В. Г. Горецкий, Киришкин В. А. – М.: , 2000.- 98 с.

6. Грушников, П. А. Принципы и содержание словарной работы в начальных классах [Текст] / П. А. Грушников // Работа над словом на уроках русского языка в начальных класса: сборник статей. Сост. П. А. Грушников. М.: Просвещение, 1973.- 125 с.

7. Денисов, П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания [Текст]: учебное пособие для вузов / П. Н. Денисов. -  М.: Наука, 1980.- 143 с.

8. Донская Т. К. Русская школа как национальная [Текст]: учебное пособие / Т. К. Донская. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. Герцена, 2003.- 213 с.

9. Земская, Е. А. Современный русский язык [Текст]: учебник для вузов / Е. А. Земская.  – М.: Высшая школа, 1973.- 93 с.

10. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников [Текст] / Авторы-составители – Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – СПб: Прометей, 1999.- 214 с.

11. Зайцева, Л. И. Фольклорные праздники в школе [Текст] / Л. И. Зайцева // Начальная школа, 1998. -  № 5. -  С. 23- 25.

12. Калинин, А. В. Лексика русского языка [Текст]: учебник для вузов / А. В. Калинин. – М.: Высшая школа, 1972.- 92 с.

13. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка [Текст]: учебник для вузов / Э. В. Кузнецова.- М.: Высшая школа, 1982.- 143с.

14. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учебник для педагогических факультетов высших учебных заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, Н. Н. Светловская; отв. ред. М. Р. Львов.-  М.: Академия,  2001.- 256 с.

15. Львов, М. Р. Развитие речи учащихся начальных классов [Текст]: учебник для педагогических специальностей / М. Р. Львов - М.: Академия, 2003.-241 с.

16. Народный месяцеслов [Текст]: научно-популярное издание /   Автор – составитель Г. Д.  Рыженков. – М.: Книголюб, 1999.- 84 с.

17. Панкеев, И. А. Русские праздники и игры [Текст] / И. А. Панкеев. – М.: Книголюб, 2000. – 74 с.

18. Прудникова, А. В. О системе упражнений по лексике русского языка [Текст] / А. В. Прудникова // Русский язык в школе, 1988. -  № 1.-  С. 14-17.

19. Рождественская, Р. Л. Приобщение школьников к народной культуре. [Текст] / Р. Л. Рождественская, Т. В. Яковлева // Развивающее обучение: история, теория, практика. – М.: Начальная школа, приложение к журналу. – 1999. - С. 56-59.

20. Ушинский, К. Д. Родное слово[Текст]  / К. Д. Ушинский // С.Соч. в 2 томах. Т.1 – М.: Просвещение, 1974. – С. 231-235.

V. Приложение

Приложение №1 – План-конспект урока русского языка во 2 классе

Приложение №2 – План-конспект урока русского языка во 2 классе

Приложение №3 – План-конспект урока внеклассного чтения (2 класс)

                                                                                                         Приложение №1

План-конспект урока русского языка во 2 классе

Тема:  «Слог».

Цели:

Дать понятие учащимся о слоге как части слова.

Научить детей выделять слоги, переносить слова.

Развивать умение детей делить слово на слоги.

Обогащать словарь учащихся этнокультуроведческой лексикой праздничной тематики, воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 2 класса (автор Т.Г. Рамзаева), карточки слов, Этнокультуроведческий словарь  (авторы В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева).

Ход урока

1. Оргмомент. Постановка целей урока

2. Проверка домашнего задания.

2. Каллиграфическая минутка.

1) Повторение правил посадки.

2) Подготовка руки к письму:

а) рисуем в воздухе заборчики;

б) рисуем восьмерки;

в) рисуем ступеньки.

- Сегодня мы потренируемся в написании буквы о.

1 строка:

- Какие звуки обозначает буква о?

- Придумайте слоги, в которых есть буква ?

Запишите их.

2 строка: ол, ор, от, об.

3 строка: обряд

Сегодня мы познакомимся со словом обряд и запишем его в наши словарики.

3. Словарно-грамматическая работа.

      Слово учителя. Ребята, мы отмечаем много разных праздников. Их придумали простые люди. Например, мы с вами в прошлом году  наблюдали, как празднуют старшеклассники Масленицу – замечательный народный праздник. Опишите празднование Масленицы. Какие обряды сопровождают Масленицу?

     На доске записывается слово «обряд». А кто может сказать, что же это такое? Давайте посмотрим в  Этнокультуроведческий словарь (авторы В.В. Демичева, Т.В. Яковлева, О.И. Еременко). Обряд – это установленные обычаем правила. Например, сжигание чучела Масленицы, приготовление блинов. Все ли понятно в написании слова? Кто допустил ошибку? Какой парный согласный последнему звуку «д»? Обратите внимание, что произносится звук «Т», а пишется буква «Д», так как проверочное слово – обряды. Отчетливо слышится «д». А теперь подберем однокоренные слова – обрядовый,  обрядик. А какие обряды сопровождают праздник Новый год?

   Слово обряд нужно разбить на слоги. Сколько слогов в этом слоге? Какой из них ударный? Составим и запишем предложение со словосочетанием «Праздничные обряды».  

Объяснение нового материала.

         Слово учителя:

Представь, что ты находишься на стадионе и болеешь за любимую команду. Вместе с остальными болельщиками ты будешь кричать: «Шай-бу! Шай-бу!». Слово делится на слоги. Слогов в слове столько, сколько гласных звуков. Давайте откроем учебник на странице 36 и прочитаем правило.

Закрепление изученного.

А теперь разделим  на слоги слова : обряд, праздник, Масленица.

Сколько гласных в этом слове? Сколько слогов? Как разделить слово для переноса. Как нельзя перенести эти слова.

Выполнение упражнений

Чтобы вы не делали ошибок в делении слова на слоги, чтобы правильно переносили слова, выполним упражнения 3 и 4 (по вариантам). Начинаем вместе , у доски, а затем самостоятельно.

Итоги урока.

Какое правило мы сегодня выучили?

Как вы разделите на слоги слова: Пасха, Новый год.

Домашнее задание.

Выучить правило на странице 36, выполнить упражнение №4.

Дополнительное задание: выписать из Этнокультуроведческого словаря 2-3 слова (по выбору) и разбить их на слоги. Кто сможет, пусть придумает предложения с этими словами.

                                                                                                      Приложение №2

План-конспект урока русского языка во 2 классе

Тема:  «Согласные звуки. Звонкие и глухие».

Цели:

Дать понятие учащимся о парных согласных звуках (по звонкости, глухости).

Научить детей выделять и подбирать парные согласные.

Развивать умение детей анализировать согласные звуки по звонкости-глухости.

Обогащать словарь учащихся этнокультуроведческой лексикой праздничной тематики, воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 2 класса (автор  Т.Г. Рамзаева), карточки слов, Этнокультуроведческий словарь  (авторы В.В. Демичева, О.И. Еременко, Т.В. Яковлева).

Ход урока

1. Оргмомент. Постановка целей урока

2. Проверка домашнего задания.

2. Каллиграфическая минутка.

1) Повторение правил посадки.

2) Подготовка руки к письму:

а) рисуем в воздухе заборчики;

б) рисуем восьмерки;

в) рисуем ступеньки.

- Сегодня мы потренируемся в написании буквы х.

1 строка:

- Какие звуки обозначает буква х?

- Придумайте слоги, в которых есть буква ?

Запишите их.

2 строка: ха. хи, хо.

3 строка: хоровод

Сегодня мы познакомимся со словом хоровод и запишем его в наши словарики.

3. Повторение изученного.

 С каким правилом мы познакомились на прошлом уроке? Какие согласные называются звонкими? Приведите пример. А какие глухие? Приведи пример. У всех ли согласных есть пары по звонкости-глухости? А какие согласные есть в слове хоровод?

3. Словарно-грамматическая работа.

 Слово учителя.

- Ребята, мы продолжаем разговор о праздниках, о народных праздниках, их традициях и обычаях. Вы уже знаете, что когда крестьяне завершали все работы в поле, они водили хороводы. Кто знает значение слова – хороводы.  вы прочитали , что обозначает слово. в словариках. Хор водить. Это сложное слово, вы узнаете, как образуются такие слова в старших классах, а сейчас мы проанализируем значение слова.

Давайте посмотрим в Этнокультуроведческом словаре, каково значение этого слова и придумаем с ним предложение.

А сейчас я вам расскажу об одном празднике, и мы познакомимся с еще одним словом праздничной тематики.

        Когда завершались повседневные работы (под зиму сеяли озимую рожь), вязали последний «именинный сноп», украшали разноцветными ленточками и с песнями и плясками несли его во двор, ставили на видное место и устраивали пир. По зернам «именинного снопа» гадали о будущем лете, обливались водою, чтобы, как верили, обеспечить дожди на будущее лето, пекли караваи нового хлеба, освещали его и клали под образа, чтобы в зимнее время крупицами его пользоваться как лекарством. В моем рассказе о празднике встретилось слово сноп. А что же это такое? Сноп – это связка сжатых колосков. Что вы можете сказать о первом звуке этого слова? (Согласный, парный, глухой). А последний звук? Согласный, парный, глухой. Подберите слова, близкие по значению к слову сноп. Связка, пучок. Составим предложение с этим словом и запишем.

        3. Работа по карточкам (по вариантам).

Подберите к каждому слову другое, которое отвечает на вопрос какой. Разбейте на слоги 2 любых слова. В одном из слов охарактеризуй звуки.

Праздник, Рождество, обычай, обряд, традиция, коляда.

Перечисли названия осенних месяцев и придумайте с ними  предложения о праздниках.

 Разбери слово праздник фонетически: Русский народ веселится на праздниках.

Какими словами можно описать праздник Новый год? Замечательный, удивительный … Продолжи. Любое слово разбей на слоги, назови согласные звуки, подбери к ним пару.

 

                                                                                                  Приложение №3

План-конспект урока внеклассного чтения (2 класс)

Тема: «Стихотворение А. Блока «Рождество».

Цели урока:

Познакомить детей со стихотворением А. Блока.

Воспитывать интерес к творчеству великого поэта.

Расширить знания учащихся об этнокультуроведческой лексике праздничной тематики.

Оборудование: учебная хрестоматия (автор Ефросинина Л.А), книги А. Блока, Этнокультуроведческий словарь.

Ход урока

Выставка книг, рассматривание их.

Слово учителя.

Ребята, обратите внимание на книги А. Блока. Мы читали стихотворения «Зайчик», «Снег да снег» Кто помнит, о чем эти стихотворения? Расскажите нам. Нравятся вам эти стихотворения?

Я попросила некоторых ребят, чтобы они нам рассказали о поэте А. Блоке.

3. Рассказы детей о творчестве А.Блока.

4. Чтение учителем стихотворения «Рождество».

5. Беседа по первичному восприятию.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- О чем оно?

- Что вам запомнилось?

- А как вы празднуете Рождество?

6. Чтение стихотворения детьми.

Ты сама нарядишь ёлку

В звёзды золотые

И привяжешь к ветке колкой

Яблоки большие.

Ты на ёлку бусы кинешь.

Золотые нити.

Ветки крепкие раздвинешь,

Крикнешь: «Посмотрите!»

Крикнешь ты, поднимешь ветку

Тонкими руками...

А уж там смеётся дедка

С белыми усами!

7. Анализ стихотворения.

С каким чувством поэт рисует зимний вечер?

О каком празднике идет речь?

Какие строки рассказывают нам о том, как дети готовятся к празднованию этого дня?

Какие слова употребляет А. Блок для описания праздника?

8. Словарная работа

Давайте запишем в наш словарик слово «Рождество». Почему так называется этот праздник? Прочитаем в этнокультуроведческом словаре, что обозначает это слово. Придумаем рассказ, как вы празднуете Рождество. А какие еще слова, связанные с Рождеством, мы можем записать?

Итоги урока

- Какие же произведения написал А. Блок?

- Что вам понравилось в стихотворении «Рождество»?

11. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения и выразительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...