Раздел Здоровьесбережение. Проект "Человек в городской среде"
методическая разработка (4 класс) на тему

Сидельник Елена Петровна

        

К чему стремятся люди? Чего желают друг другу и самим себе? Это выражается одним словом – счастье. Ощущение счастья зависит от внутреннего состояния каждого человека.

 В последние годы прилавки магазинной и ларьков ломятся от изобилия разнообразных товаров, глаза радуют яркие этикетки, соблазнительна и настойчива реклама. Но ток ли полезны продукты в ярких упаковках? В нашем классе много ребят постоянно ходят с жвачкой во рту, на переменах в буфете покупают шоколадки «Сникерс»,»Марс» и др. Мы решили провести исследование, сколько бесполезных и даже вредных продуктов мы употребляем , что у нас получилось?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chelovek_v_gorodskoy_srede.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ»

ПРОЕКТ «ЧЕЛОВЕК В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ»

ВВЕДЕНИЕ

        К чему стремятся люди? Чего желают друг другу и самим себе? Это выражается одним словом – счастье. Ощущение счастья зависит от внутреннего состояния каждого человека.

Всем известны жизненные анекдоты о пессимистах и оптимистах. «Хочешь быть счастливым – будь им», говорил Козьма Прутков. Но для счастья всё-таки нужны некоторые предпосылки, и все они прямо или косвенно зависят от нас. Нужно только очень захотеть и приложить усилия.

Слагаемые ощущения счастья:

1 – здоровье,

2 –любовь, приязнь, симпатия, признание со стороны людей, для нас значимых,

3 – работа, непременно дающая удовлетворение или перспективу,

4- свой угол, комната, квартира, «гнездо», где ты «дома» в своём собственном маленьком мире.

Деньги не включены в эту шкалу. Они не должны быть самоцелью и не приносят счастья автоматически. Денег должно быть столько, чтобы можно было обеспечить выполнение первых четырёх условий. Статистика показывает, что на Западе процент самоубийств среди самых богатых людей выше, чем среди людей со средним достатком и бедняков. Многим людям утешение, примирение с жизнью, стойкость в преодолении трудностей и умение радоваться малому дают традиционные религии.

        Каждый человек – кузнец своего счастья и,  в первую очередь, здоровья. Так ли это в вашем классе?

        Цель

- формировать у учащихся активную жизненную позицию;

- воспитывать самостоятельность в работе; умение выступать перед аудиторией;

- развивать умение вычленять существенные признаки, соотносить данные, составляющие условия задания; переносить общий способ действия на другие учебные задачи;

- учить самостоятельно готовить небольшое выступление; задавать вопросы по теме;

- учить пропагандировать здоровый образ жизни.

         В последние годы прилавки магазинной и ларьков ломятся от изобилия разнообразных товаров, глаза радуют яркие этикетки, соблазнительна и настойчива реклама. Но ток ли полезны продукты в ярких упаковках? В нашем классе много ребят постоянно ходят с жвачкой во рту, на переменах в буфете, покупают шоколадки «Сникерс»,»Марс» и др. Мы решили провести исследование, сколько бесполезных и даже вредных продуктов мы употребляем , что у нас получилось?

         За неделю в среднем каждый из нас употребляет 2 пачки жевательной резинки, 2 плитки импортного шоколада (200 гр.), выпивает 1-1,5л. Газированного напитка. Стоимость этих продуктов за неделю 50-60 рублей, за месяц 200 рублей, за год 2400 рублей.

        Мы думаем, что употребление этих продуктов не приносит пользу нашему организму, т.к. они содержат консерванты и относятся к «мёртвой» пище.

        Предлагаем вместо жевательной резинки съедать в день по 1 морковке. Она очищает зубы и благотворно влияет на дёсны и содержит витамин  «А» в большом количестве.

        Вместо импортного шоколада употреблять сладкие фрукты: бананы, яблоки, апельсины, мандарины. В них содержатся углеводы, витамин «С», калий, железо, они более полезны для желудка и кишечника.

Исключите  употребление газированных напитков. Они вызывают заболевание желудочно-кишечного тракта и не приносят пользу организму. Вместо них употребляйте натуральные соки, минеральную воду и простую воду. Простая вода очищает организм, растворяет токсины.

Если Вы последуете нашим советам, то сэкономите на вредных продуктах до 2 тысяч рублей в год и сохраните своё здоровье.

Учебные задания.

Задание № 1 Анализ количества покупаемых за неделю жевательных резинок, искусственных напитков и подобных продуктов.

         В последние годы прилавки магазинов и ларьков ломятся от изобилия разнообразных товаров, глаза радуют яркие этикетки, соблазнительна и настойчива реклама. Но так ли полезны продукты в ярких упаковках? Международные  правила торговли предписывают производителям информировать покупателей о составе продукта на этикетках. Эти сведения сообщают мелкими буквами, а вещества нередко зашифрованы цифровым кодом. Но всегда ли мы обращаем внимание на эту  информацию?

        Думаем ли мы о том, как добавленные в сок консерванты, которые убивают все микроорганизмы и позволяют продукту храниться годами, воздействуют на флору нашего пищеварительного тракта? А когда мы разводим и пьём ядовито-жёлтого или красного цвета консервант напитка «Фанта», «Спрайт» и т.п., от которых не сразу отмываются руки? Может быть внешне неприглядных отечественных цыплят, выращенных на зерне и комбикорме, стоит предпочесть гладким Куринным окорочкам бройлеров, выращенных с применением стимуляторов роста и антибиотиков? Как эти вещества воздействуют на наш организм?

Оборудование: часы, блокнот, карандаш.

Ход выполнения:

1. В течении недели проведите подсчёт, в каком количестве Вы покупаете: жевательную резинку (количество пачек), импортный шоколад (по весу), искусственные напитки с красителями (в литрах), другие аналогичные продукты? Подсчитайте, сколько это стоит?

  1. Проведите расчёт на год по количеству и стоимости.
  2. С помощью родителей подсчитайте, какие продукты с консервантами и в каком количестве потребляет Ваша семья за неделю, за месяц, за год?
  3. Каковы будут Ваши выгоды и предложения после проведения исследования?

Задание № 2  Анализ своей активности в течение рабочей недели.

Оборудование: блокнот, карандаш.

Ход выполнения:

  1. Сколько часов Вы проводите в помещении? Из них:

Сколько времени Вы спите?

  1. Сколько времени Вы проводите в относительной неподвижности за партой, за рабочим и обеденным столом, смотрите телевизор, отдыхаете на диване?
  2. Сколько времени Вы активны: отдыхаете на перемене, занимаетесь спортом в спортзале, делаете дома приборку и т.п.?

      Сколько часов Вы проводите на свежем воздухе? Из них: Занимаетесь хозяйственными делами?

  1. Гуляете с друзьями? Выгуливаете собаку?
  2. Занимаетесь спортом? Другое?

2.Проведите расчёты за неделю, сделайте выводы.

Задание № 3 Анализ своей деятельности в течение выходного дня, каникул.

Оборудование: блокнот, карандаш.

Ход выполнения:

  1. Сколько часов Вы проводите в помещении? Из них:

Сколько времени Вы спите?

Сколько времени Вы проводите в относительной неподвижности: за обеденным столом, читаете, смотрите телевизор, отдыхаете, лёжа на диване и др.?

Сколько времени Вы активны: занимаетесь спортом в спортзале, делаете дома приборку и т.п.?

  1. Сколько часов Вы проводите на свежем воздухе? Из них:

 Занимаетесь хозяйственными делами?

Гуляете с друзьями? Выгуливаете собаку?

Занимаетесь спортом? Другое?

 3. Сколько времени Вы проводите за городом? На даче, в турпоходе, выезжаете на пикники? Проведите расчёты: а) для выходных дней во время учебного года; б) для каникул во время учебного года; в) для каникул прошедшего лета.

4. Сделайте выводы.

Задание№4  Телевизор и компьютер в вашем доме.

Оборудование: часы, блокнот, карандаш.

Ход выполнения:

1. Проведите хронометраж времени и выясните, сколько времени Вы проводите у экрана телевизора, компьютера: в рабочий день и выходной: Подсчитайте, какое количество дополнительной радиационной нагрузки Вы получаете за неделю, за год?

2. Сколько времени проводят у экрана Ваши младшие и старшие братья и сёстры, родители, дедушки и бабушки?

3. Подсчитайте, какую дополнительную радиационную нагрузку получают члены Вашей семьи?

4. Какие рекомендации можно дать Вашей семье по результатам проведения исследования?

Проведение итоговой конференции

Итоговая конференция является завершающим этапом выполнения практикума. За время изучения курса и выполнения заданий учащихся  познакомились с реальными  проблемами нашего города, овладели теоретическими знаниями. Приобрели знания научно- исследовательской работы, связанные с проведением измерений, наблюдений, опросов. Однако каждый из учащихся выполнял свой проект, свою группу заданий. Если не подвести итогов, то их знания  останутся фрагментарными. Поэтому главная цель конференции – обобщить полученные знания, а также развить группу навыков, связанную с обработкой, анализом и изложением итогов своих исследований, соответственно задачам практикума: научить анализировать полученный первичный материал, выделять главное, обобщать, излагать полученные результаты устно, письменно, графически, оформлять его иллюстративно, соблюдая принцип научности.

Итоговая конференция проводилась в виде модели настоящей научной конференции или симпозиума. Она состоит из двух этапов, сроки проведения которых объявились заранее и жёстко выдерживались.

Конференция проводится в один день; по каждому из 4 проектов выступали 1-2 докладчика, всего 8 человек.

1 – подготовительный этап. Занимает  2 недели с 16 по 29  февраля учащиеся под научным руководством учителя и помощи других учителей и специалистов, анализировали полученные материалы и составляли один общий доклад на каждый проект. Доклад иллюстрировался плакатами, схемами, графиками , фотографиями и т.п.

Перед выступлением докладчик должен хотя бы 1 раз прочитать доклад перед своими товарищами с часами в руках для отработки соблюдения регламента и чёткости изложения материала.

Время доклада должно быть строго регламентировано 5 минут по заданиям. В любом варианте сообщения не должны превращаться в длинные лекции. Материалы должны быть изложены чётко без общественных мест, повторов и мелких второстепенных деталей в следующей последовательности.

Введение. В нём кратко описывается актуальность темы, цель и перечисляются конкретные задачи исследования.

Материал и методика. Очень кратко излагается время, место проведения исследования, количество проведённых опытов, количество участников следования.

Основная часть. Включает краткое описание хода исследования, полученные результаты, включая промежуточные, возможен анализ, обсуждение.

Выводы. Чёткие и предельно сжатые результаты по каждому заданию.

Вот, что у нас получилось.

Телевизор и компьютер в вашем доме.

Всё больше детей с каждым годом начинают носить очки уже в первом классе. Почему это происходит? Может мы во многом сами виноваты , в том, что у нас такое плохое зрение. Проведя исследования о том, сколько времени мы проводим у телевизора и компьютера мы можем сказать , что доля вины нас самих велика. Ведь ни для кого не секрет, что многие дети смотрят телевизор каждый день по 3-4 часа.

50% детей нашего класса  смотрят телепередачи подряд, без всякого выбора, без выключений; 25% смотрят одни и те же телепередачи по 5-6 раз; 38% ребят при определении рейтинга своего времяпровождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с друзьями.

Так же мы убедились в том, что ребята не придерживаются правила смотреть телевизор на расстоянии не менее 3 метров от экрана.

Если я задам вам вопрос.

 Компьютер – это хорошо или плохо? Знаю, что большинство ответит, что это хорошо. Но если в вашем доме есть компьютер, то вы должны знать и правила работы за  компьютером.

Правило

Ребята! Мы призываем Вас, дорожите своим здоровьем. Соблюдайте простые правила, которые сохранят ваше зрение и здоровье.

Анализ активности в течение рабочей недели

На протяжении большого времени существования человека на Земле сами условия жизни требовали от него постоянного движения в поисках пищи, защите от врагов и т.д. В последние же десятилетия человек в значительной степени освободил себя от необходимости двигаться, что привело его к гиподинамии.

Гиподинамия  - целый комплекс изменений в организме как следствие малоподвижного образа жизни.

Мы пытались проанализировать свою активность в течение рабочей недели. Наша группа состояла из 5 человек. Мы изучали свою двигательную активность в течение обычного рабочего дня и недели. Сколько  времени мы проводим в помещении и сколько на свежем воздухе. Результаты, которые мы получили, нас удивили и огорчили одновременно. Почему? Вот поймёте это когда послушаете, что же у нас получилось. В сутках 24 часа. Каждый день, каждый из нас в среднем спив 9-10часов, 5 часов проводят в школе, 2 часа дома выполняют уроки, сидя за столом, не менее 3 часов смотрят телевизор, 1 час проводят за столом, принимая пищу. В итоге получается, что только 3-4 часа в день мы находимся в более активном состоянии. Большая часть времени у нас проходит в помещении. Получается, что мы ведём не только малоактивный образ жизни, но мало времени бываем на свежем воздухе.

Наши предложения.

1. Обязательно выполнять каждое утро утреннюю гимнастику 5-7 минут.

2. Физкультурные паузы ставят целью компенсировать неблагоприятное влияние малоподвижного образа жизни. Проводятся в середине первой и второй половине рабочего дня 10-15 минут. Это стимулирует кровоток и активизирует деятельность внутренних органов.

  1. Физкультминутки призваны оказать местное воздействие на наиболее утомленные части тела и группы мышц. Проводятся через каждые 20-40минут , в течение 2-3 минут.

4. Релаксирующие упражнения. Несколько лёгких упражнений на произвольное напряжение и расслабление мышц верхних конечностей после приёма пищи.

В вечернее время правильно организованная двигательная активность (например, прогулка) будет способствовать хорошему сну и восстановлению мышечной работоспособности.

Понятие «активный отдых» предполагает, что при наступающем утомлении переключение на другой вид деятельности обеспечивает более быстрое восстановление работоспособности утомлённых нервных центров, чем в условиях пассивного отдыха.

АМПК

  1. Вайнер Э.Н. Волынская Е.В. Валеология. М., 2002.
  2. Касаткина В.Н. Педагогика здоровья. М., 1983.
  3. Литвинов И.Н. Ура! Физкультура! М., 1996.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
  5. Чечельниская С.М. Уроки здоровья М., 1998.
  6. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности Волгоград. 2003.
  7. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Москва, 2003.
  8. Пед.Совет № 4, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесбережение-как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения"

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений  в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко расп...

Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды школьников.

      Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию э...

Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младшего школьника.

В статье раскрыта возможность организации здоровьесберегающей среды в начальной школе с использованием "Дневника без двоек"...

Городская олимпиада по русскому языку среди учащихся 3-4 классов.

Городская олимпиада по русскому языку среди учащихся 3-4 классов 2005 г.....

Дизайн городской среды

Презентацию выполнила ученица 7 класса....

Методическая разработка внеурочного занятия "Умная городская среда"

Тема:«Умная» городская среда  Идея:  Показать, что городская среда также как и город, и человек это живой растущий и развивающийся организм.Проблема:Как сделать городскую ср...