Программа по внеурочной деятельности " Кубань- моя малая родина".
рабочая программа (2 класс) по теме

Программа разработана с учётом регионального компонента- кубановедения. В процессе изучения учащиеся познакомятся с географическим положением, историей, полезными ископаемыми Краснодарского края и Темрюкского района. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moja_malaja_rodina.docx50.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Темрюкская основная общеобразовательная школа

Программа

внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Кубань – моя малая Родина»

Разработана

 учителем начальных классов

МОУ ООШ № 14 г. Темрюка

        Краснодарского края

        Овчаровой С. В.

        

2012год

        






                  Пояснительная записка.

       Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности, познавательных экскурсий, творческих работ,  олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т.п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии  с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении детским клубом «Кубань – моя малая Родина  ».

        Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Челябинской области.

       Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и города, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города и края, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.

        Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка,  направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного  развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.

В классе 16 учащихся, такое количество детей даёт возможность использовать дифференцированный подход, внеурочная деятельность данного направления  может носить коллективный, групповой, индивидуальный характер. Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.

        Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

  Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего города и края и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего города и Краснодарского края, как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вы членением отдельных деталей повседневного бытия конкретной мест ности;

- изучение проблем развития края (города);

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отно шения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в ус ловиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурно сти региона;

 - укрепление семейных связей:

           заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

           наличие богатых возможностей для большого количества уча щихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы роди телей, бабушек и дедушек, других родственников;

           изучение жизни края (города) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писате лей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

            общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

            совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между пред ставителями разных поколений в семье);

           формирование экологической культуры, способности само стоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к ок ружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познава тельной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции НОУ;    

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социально-культурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего города, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реали зацию культурно-творческой инициативы.

       Программа рассчитана на школьников младшего возраста со 2-го по 4-й класс. Продолжительность реализации программы в первый год обучения (учащиеся 2 класса) включает периоды с  сентября 2012 года по май 2013 года. Программа реализуется при двухчасовом режиме работы в неделю, всего 66 часов, продолжительность занятия – 35 минут.


.                                       Содержание программы.

Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.

Программа выполняет две функции:

               - информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;

              - организационно - планирующая  функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

         - признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своего края, района, города, рачительных хозяев;

         - выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.

В содержании:

            - изложение содержания с территориально - хронологических позиций;

            - понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Следовательно, курс данной программы, должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их НРК), содержание программы духовно-нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

- несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- принципиальное различие содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населённого пункта;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего города, района, посёлка, улицы, дома;

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и края (в единстве соотношения Краснодарского края как части географического и исторического целого - России;

- обращение к реалиям повседневной жизни кубанцев, решение воспитательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса.

В организации:

        - реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;

        - придание особой роли наглядности в реализации программы в ау диторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

        - вовлечение в практическую деятельность по изучению края (города) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспе диции (археологические, экологические, геологические, этнографиче ские, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристи ческие походы.

          Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников детского клуба «Кубань – моя малая родина», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

1. История моей семьи (7 часов).

2. История моего города (12 часов).    

3. История создания нашего края (10 часов).

4. Темрюкский район – полуостров вулканов (8 часов).

5.Краснодарский край –  субъект Российской Федерации (10 часов).

6. Природа нашего края (13 часов).

7. Природные комплексы края (6 часов).

Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практически

                          Планируемые результаты.

В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:

Знать/понимать:

  1. родословную своей семьи
  2. историю своего города, различных учреждений
  3. историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
  4. основные краеведческие термины и понятия
  5. администрацию района и своего города, правительство, губернатора Краснодарского края, значения официальных символов
  6. основные этапы и ключевые события истории Краснодарского края с древности до наших дней
  7. изменения природной среды Краснодарского края в результате деятельности человека
  8. особенности природы, населения
  9. специфику географического положения и административно-территориального устройства
  10. природные и антропогенные причины  возникновения экологических проблем
  11. важнейшие достижения культуры и системы ценностей

Уметь:

  1. рассказывать о важнейших событиях истории Краснодарского края, образовании Азовского моря, Темрюкского района и своего города
  2. выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы
  3. работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
  4. описывать традиции народов своего края
  5. показывать на карте границы и географический центр Краснодарского края, Темрюкского района
  6. приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Краснодарского края
  7. составлять краткую характеристику родного города, описывать флору и фауну, водные объекты
  8. работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

Использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. проведения самостоятельного поиска информации
  2. понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни
  3. ориентирования на местности и чтения карт
  4. учёта фенологических наблюдений в природе своей местности
  5. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий
  6. высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Краснодарского края
  7. использования знаний об историческом пути и традициях народов Краснодарского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

                         Тематическое планирование.

                         1. История моей семьи (7 часов).

Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

Традиции семьи.

Практические работы:

1) Составление древа семьи.

2) Исследование старых фотографий и их анализ.

3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего города.

4) Изучение традиций семьи и их описание.

         

               

                              2. История моего города (12 часов).    

История создания Темрюкского порта, строительства города. История школы и других учреждений города.

Народы, заселяющие наш город. Традиции народов, живущих в городе.

Практические работы.

1) Экскурсия в порт с целью изучения его истории развития.  

2) Посещение музея с целью анализа данных о развитии порта и города.

3) Изучение материалов об истории школы и других учреждений родного города.

4) Администрация города и района.

5) Изучение и описание традиций народов, живущих в городе.

       

              3.История создания нашего края (10 часов).  

Переселение казаков на Кубань.

Выгодное расположение. Велик ли Краснодарский край? Поверхность края. Причуды климата.

Тайны географических названий края.

Полезные ископаемые Краснодарского края. Древняя история подземных сокровищ Кубани.

Практические работы.

1) Работа с картой Краснодарского края.

2) Исследование полезных ископаемых края.

3) Составление рассказа о биографии Краснодарского кра

           4. Темрюкский район – полуостров вулканов (8 часов).

История района.

Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.

Символы района.

Администрация района.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Темрюкского района.

2) Работа с топонимическим словарём.

3) Изучение символики района.

 

     5.Краснодарский край –  субъект Российской Федерации (10 часов).

Краснодарский край на карте мира, на карте Российской Федерации.

Границы, пограничные территории.

Краснодар – столица нашего края.

Официальные символы.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Краснодарского края.

2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.                                          

                6. Природа нашего края (13 часов).

1) Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Краснодарского края.

2) Край рек, морей и лиманов . Водные объекты нашего края. Моря – водные  здравницы. Характеристика местных рек и лиманов, использование в хозяйственной деятельности.

         3) Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы.

1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.

2) Составление рассказа о морях, лиманах и реках Краснодарского края.

3) Заочная экскурсия в краевой метеорологический пункт.

4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

5) Составление альбома о местных животных и растениях

                 7. Природные комплексы края (6 часов).

Природные комплексы и их охрана.

Заповедники 21 века.

Памятники природы края.

Практические работы.

1) Заочная экскурсия в Кавказский государственный заповедник.

2) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»

3) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.

4) Заочное путешествие по реке Белой.




                    Календарно-тематическое планирование.

Раздел, тема.

Количество часов

Форма занятий

всего

Тео-рия.

Практи-ка.

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

История моей семьи.

1. Генеалогическое дерево семьи. Моя родословная.

2.Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

3. Традиции семьи.

Практические работы:

1) Составление древа семьи.

2) Исследование старых фотографий и их анализ.

3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего города.

4) Изучение традиций семьи и их описание.

История моего города.    

1.История создания Темрюкского порта, строительства города.


2.История школы и других учреждений города.

3. Народы, заселяющие наш город          

4. Традиции народов, живущих в городе.

Практические работы.

1) Экскурсия в порт с целью изучения его истории развития.  

2) Посещение музея с целью анализа данных о развитии порта и города.

3) Изучение материалов об истории школы и других учреждений родного города.

4) Администрация города и района.

5) Изучение и описание традиций народов, живущих в городе.

История создания нашего края.

1. Переселение казаков на Кубань.

2. Выгодное расположение. Велик ли Краснодарский край?

3. Поверхность края. Причуды климата. Тайны географических названий края.

4.Полезные ископаемые Краснодарского края. Древняя история подземных сокровищ Кубани.

Практические работы.

1) Работа с картой Краснодарского края.

2) Исследование полезных ископаемых края.

3) Составление рассказа о биографии Краснодарского края.

Темрюкский район – полуостров вулканов.

1. История района.

2.  Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.

3.Символы района.

4. Администрация района.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Темрюкского района.

2) Работа с топонимическим словарём.

3) Изучение символики района.

Краснодарский край –  субъект Российской Федерации.

1. Краснодарский край на картах мира и  России.

2. Границы, пограничные территории.

3. Краснодар – столица нашего края.

4. Официальные символы.

5.  Губернатор и правительство края.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Краснодарского края.

2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.

3) Достопримечательности города Краснодара.

Природа нашего края.

1. Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные.

2. Красная книга Краснодарского края.

3. Край рек, морей и лиманов. Водные объекты нашего края.

4. Моря – водные здравницы.

5.  Характеристика местных рек и лиманов, использование в хозяйственной деятельности.

6. Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой.

7. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде.

8. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы.

1) Работа с топонимическим словарём о происхождении названий географических объектов.

2) Составление рассказа о морях, лиманах и реках Краснодарского края.

3) Заочная экскурсия в  краевой метеорологический пункт.

4)Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

5) Составление альбома о местных животных и растениях.

Природные комплексы нашего края.

1. Природные комплексы и их охрана.

2. Заповедники 21 века.

3. Памятники природы края.

Практические работы.

1) Заочная экскурсия в Кавказский государственный заповедник.

2) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»

3) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.

4) Заочное путешествие по реке Белой.

5) Составление правил поведения на территории памятников природы.

7

2

3

2

12

3

3

2

4

10

3

2

2

3

8

3

3

1

1

10

2

2

2

2

2

13

2

1

2

1

2

3

1

1

6

2

2

2

3

1

1

1

5

1

1

1

2

5

1

1

2

1

4

2

1

1

4

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

2

1

1

4

1

1

1

1

7

2

1

1

1

2

5

2

2

1

4

1

2

1

6

2

2

2

7

2

1

1

1

2

4

1

1

1

1

Рассказ учителя

Беседа

Практическая работа

Беседа

Творческий проект с защитой

Исследовательский проект

Рассказ учителя

Просмотр презентации и обсуждение

Анкетирование и опрос

Экскурсия

Практическая работа

Викторина

Интеллектуальный марафон

Рассказ учителя

Практическая работа с картой Краснодарского края

Практикум по изучению полезных ископаемых

Практическая работа

Викторина

Составление рассказа

Исследовательский проект

Рассказ учителя

Практикум с контурной картой

Практическая работа со словарём

Интеллектуальный марафон

Рассказ учителя

Работа с картой

Беседа

Просмотр презентации

Практиче6ская работа

Олимпиада

Просмотр презентации

Практическая работа

Презентация

Работа с энциклопедией

Изучение исследовательских работ НОУ

Рассказ учителя

Практическая работа

Практическая работа

Творческий проект

Экскурсия

Выставка

Практическая работа

Рассказ учителя

Путешествие по заповедному краю

Экскурсия

Творческий конкурс

Викторина

Экскурсия. Просмотр презентации с обсуждением

                     Материально-техническое обеспечение.

№1

Наименование

Количество

Примечание

1

Физическая карта мира

1

На всех учащихся

2

Физическая карта России

1

На всех учащихся

3

Карта Краснодарского края

1

На всех учащихся

4

Атлас Краснодарского края

16

На каждого учащегося

5

Контурные карты.

16

На каждого учащегося

6

Коллекция полезных ископаемых Краснодарского края

1

На всех учащихся

7

Мультимедиа-класс

1

На всех учащихся

8

Набор картин растений и животных Краснодарского края

1

На всех учащихся

9

Набор плакатов с символикой России, края, города.

1

На всех учащихся

Учебно-дидактическое обеспечение.

 Рекомендуемая литература:

1.Борисов В.И. Занимательное краеведение. Краснодарское книжное издательство,1969 г.  

2.Региональный атлас Краснодарского края и Республики Адыгея.

3.  Афимов Н.В. Древние поселения Прикубанья. Краснодарское книжное издательство,1953 г.

Специальная литература:

1. Лотышев И.П., Сердечная В.В. Мой край родной. «Перспективы образования »г. Краснодар,2011

2.  История Кубани в рассказах и иллюстрациях, учебник по кубановедению для 4-х и 5-х классов.

3.  Физическая география Краснодарского края/ Под ред. А.В.Погорелова. Краснодар,2000.

4. Самойленко А.А. Путеводитель по Кубани. Краснодар,2001.

5. Плотников Г.К. Животный мир Краснодарского края. Краснодарское книжное издательство,1989.

6. Борисов В.И., Капитонов Е.И. Реки Кубани. Краснодарское книжное издательство,1978.

7.Борисов В.И., Капитонов Е.И. Азовское море. Краснодарское книжное издательство,1973.

8. Обухов А.Н. Лекарственные растения Краснодарского края. Краснодар,1957.

9. Лозовой С.П. Лагонакское нагорье. Краснодар,1984.

10. Солодухин Л.А., Куценко И.Я., Чучмай Г.Т. Краснодар (исторический очерк). Краснодарское книжное издательство,1968.

11. Топонимический словарь

Источники.

1. Коллекция научно-исследовательских работ сотрудников археологического музея города Темрюка: Чуванёвой З.П., Утка Т.И., Швецовой Л.Э.

2. Презентации сотрудников археологического музея города Темрюка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"

Данная программа способствут формированию осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющ...

Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....

Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема: Моя малая родина.

внеурочная деятельность по программе Мой край...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я люблю свою Родину!"

Данная программа рассчитана для 1-4 классов. Форма организации внеурочной деятельности: кружок Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственнос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "С чего начинается Родина"

Внеурочная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факуль...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение. Моя малая Родина»

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для ...