Лечебная педагогика
методическая разработка по теме

Использование принципов лечебной педагогики в учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lechebnaya_pedagogika_v_sayt.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Ускова Ольга Михайловна

Лечебная педагогика.

         Я работаю с детьми, которые находятся на лечении в  КОГКУЗ «Талицкий детский туберкулезный санаторий». Сюда приезжают дети от 2,5 до 18 лет. В 2010 году школу санатория перевели в состав обычной городской школы МОАУ СОШ № 20 г.Кирова. Мы  обучаем детей с 1 по 11 классы. Сменяется детский коллектив 4 раза в год. Детский санаторий – это специализированное лечебно-профилактическое, медико-педагогическое учреждение, в котором осуществляется восстановительное лечение, школьное обучение, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей, страдающих туберкулёзом или имеющих предрасположенность к этому заболеванию. Под влиянием болезни и противотуберкулёзных препаратов дезорганизуются основные функции организма, изменяется его реактивность, истощается центральная нервная система, которая становится более ранимой, неспособной к адекватной реакции на обычные  раздражители. Успешная реабилитация больных детей возможна при хорошо поставленной педагогической работе с рационально сочетающейся лечебно-профилактической работой.

Передо мной, как перед учителем стоят задачи:

- создать условия для усвоения учебных программ по дисциплинам начальной школы;

- способствовать быстрейшей адаптации детей к новым условиям;

- создать атмосферу заинтересованности каждого ученика на уроке;

- создать педагогические ситуации успешности учащегося на уроке.

     Для решения поставленных задач, я изучила и использую в своей практике основы лечебной педагогики, с чем и хочу поделиться с вами.

  1. Понятие лечебной педагогики
  1. Л.Г.Коган отмечает: «Суть лечебной педагогики заключается в том, что в подборе методов лечения и реабилитации больного ребенка мысль врача и педагога должна быть направлена прежде всего и главным образом на использование естественных лечебных факторов и физиологических защитных свойств и механизмов организма ребенка и целебного  воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного настроения.»
  2. В общей педагогике записано: «Под лечебной педагогикой имеется в виду система методов и приемов, которые благоприятно действуя на психику ребенка, способствуют его лечению и выздоровлению».

«Лечебная педагогика не готовый рецепт, а творческая идея».

      Это дает возможность  использования различных методов и программ, связанных с оздоровлением. Лечебная педагогика дает возможность творчеству педагога, в то же время требует от него хорошего знания педагогики, психологии, методик. Всем, кто работает над вопросами лечебной педагогики, необходимо знать, что можно требовать от ребенка, как построить работу в соответствии с его психологическими особенностями  больного и часто болеющего ребенка.

    Здоровье ребенка зависит не только от внешних условий, но и от внутренней психической жизни. Все жизненные трудности, психологическое перенапряжение, отрицательные эмоции ведут к заболеваниям.

  1. Здоровье ребенка в норме, если он:
  1. В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
  2. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  3. В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  4. В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться .

  1. Задачи педагога:
  1. должен владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышая устойчивость нервной системы для преодоления детьми трудностей;
  2. направлять все внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Они способны сосредоточиться лишь на том, что ему нравится, а не на том, что «надо» нам.

  1. Принципы лечебной педагогики:
  1. Лечение радостью;
  2. Учет влияния психического фактора на здоровье детей;
  3. Индивидуальный подход;
  4. Принцип активной деятельности в сочетании с отдыхом;
  5. Единство работы медицинского и педагогического персонала

  1. Лечение радостью.

Что может нести радость?

  1. Дружный детский коллектив, он несет радость общения со сверстниками.
  2. Соблюдение деятельного режима, организация досуга, заполненного играми, развлечениями, праздниками. Провожу на уроке физминутки, а в перемены активные игры. С ребятами подготавливаем праздники к 8 марта, «Прощание с азбукой» и пр.
  3. Осуществление всестороннего эстетического воспитания.  В эстетотерапию входит благоустройство и художественное оформление территории, интерьеров. Красота проявляется и в поведении, и во взаимоотношениях между людьми. Наряду с лечебным воздействием эстетика формирует  моральный облик. На все эти моменты я обращаю внимание моих учеников.
  4. Проведение разнообразных форм физического воспитания приносит ребенку двигательную радость. Это терренкуры, пешеходные микротуризмы, спортивные игры и пр. Все это я провожу в рамках урочного времени  на физкультуре и окружающему мире.
  5. Трудотерапия. Начинаю с самообслуживания во время уроков и кончаю работой на пришкольном участке.
  6. Музотерапия.
  7. Ровное и спокойное обращение взрослых, обслуживающего персонала с детьми. Сила ласкового слова так велика, что с ним не сравнится никакое наказание. Эту потребность в любви каждый, кто общается с детьми, должен удовлетворять. «Работая с детьми, отдайте им свое сердце»,- сказал педагог Сухомлинский.

  1. Учет влияния психологического фактора на здоровье.

        Психологический  фактор- это прежде всего психическое здоровье и условия, которые необходимы для его наличия у ребенка.

Условия здорового душевного развития:

  1. Создание спокойной обстановки, доброжелательности взрослых, умение создать и поддержать хорошее настроение, учить находить радость.
  2. Удовлетворение жизненных потребностей в любви, ласке, внимании.
  3. Наличие стимулов для здорового психического развития,

укрепление веры в себя, свою значимость, свое умение;

  1. Организация увлекательной деятельности. Пассивность, неуверенность, тревожность  возникают во время отсутствия интересного дела.

       Фактор госпитализации ведет к регрессу личности и организма от бездеятельности.

  1. Получение ребенком разнообразных ярких переживаний, впечатлений, представлений и понятий о внешнем мире.
  2. Развитие познавательных процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, восприятия.

  1. Индивидуальный подход.

    Педагогическая работа должна согласовываться не только с характером болезни, но с индивидуальными особенностями. Только тогда наша работа даст должный эффект и станет элементом лечения.

     Учителю необходимо знать основы психологии, типы нервной системы, уметь организовать адаптацию «трудных» детей, вырабатывать соответствующий подход и коррекцию поведения.

   Так, например,  медики выделяют 3 группы детей по реакции на болезнь и госпитализацию (адаптация).

1 группа. Дети с резко выраженным возбуждением, которое выражается в плаче, отказе от игрушек, нежелании контактировать, плохом сне. Такие дети плохо привыкают  к казенным стенам. Течение болезни у таких детей бывает негладким. Они беспокойны, внимание неустойчивое. Эта группа самая трудная.

      В отношении к таким детям необходимо применять специальные приемы для того, чтобы установить с ними контакт, успокоить их, придать их деятельности спокойный, продуктивный характер.

2 группа. Это вялые, заторможенные дети, на поступление в больницу реагируют слишком спокойно. Они совершенно не обращают внимания на окружающую обстановку. Лица их очень бледные. От игрушек такие дети обычно отказываются, либо берут их, но не играют. Спят они хорошо, а днем, как в полусне. У таких болезни принимают затяжной характер.

      Таких детей надо активизировать, причем необходим прямой контакт с ребенком. Это приносит хорошие результаты.

3 группа. Это спокойные, уравновешенные дети. На госпитализацию реагируют активно, но спокойно, не плачут, легко вступают в контакт, отвечают на вопросы, охотно берут игрушки и занимаются с ними, чувствуют себя как дома. Заболевание у таких протекает гладко, без осложнений.

     Думая и заботясь обо всем, большом и малом, отчего зависит успешность лечения и выздоровления ребенка, его общее состояние и настроение, необходимо придавать значение абсолютно каждой мелочи,  все важное и большое складывается из мелочей.

      Наблюдая за учащимися во время приема в санаторий, я выделяю детей, которые требуют особого подхода, беседую с родителями или лицами, их заменяющими. Затем ежедневно провожу индивидуальные беседы, игры-упражнения по адаптации. Планомерная работа помогает детям быстрее влиться в новый коллектив, приспособиться к новым условиям, с минимальным стрессом пережить отрыв от дома.

  1. Принцип активной деятельности в сочетании с отдыхом.   

     В нашей школе разработана система разнообразных игр: подвижные, познавательные, спортивные, всевозможные турниры, встречи, конкурсы, праздники. При разработке мероприятий стараемся развивать познавательные процессы: память, внимание, воображение, мышление, движение и пр.

      Педагоги должны с первых дней пребывания детей воспитывать умение правильно, интересно организовывать свой досуг.

8.Единство работы педагогического и медицинского персонала.

      Лечебная педагогика требует от работников санатория выполнения не только того, что «положено», но и много такого, что не предусмотрено никакими нормативами – труда вдохновенного, творческого. Именно по этим причинам, как отмечал Л.Г.Коган, лечебная педагогика в лечебных учреждениях внедряется медленно. Такой труд по силам не каждому.

      Медицинский работник в детском санатории должен быть и педагогом, а педагог хорошо разбираться в вопросах медицины. Но самое главное, чтобы каждый мог понимать и ценить работу своего коллеги. Для сотрудников санатория особенно подходят слова А.Макаренко: «Подобрать кадры – полдела, труднее создать коллектив единомышленников, в котором каждый, стремясь внести свою лепту в общее творчество, в то же время постоянно учится у своих коллег».  

Вывод:

     Знания содержания лечебной педагогики  позволили мне выстроить систему работы с детьми часто сменяющегося коллектива и получать положительные результаты. В моей системе работы особое внимание уделяю:

  1. Адаптационному периоду
  2. Эмоциональному воспитанию.
  3. Сенсорному воспитанию (особенно для первоклассников).
  4. Развитие познавательных процессов в разных видах деятельности (игры, трудотерапия, музотерапия, арттерапия и пр.)

Для уверенности в своих силах  помню

10 заповедей воспитания

(В.А.Караковский)

  1. Главная цель воспитания – счастливый человек.
  2. Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.
  3. Воспитание без уважения – подавление.
  4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.
  5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
  6. Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».
  7. Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.
  8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
  9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть систематичным.
  10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лечебное питание для детей с синдромом СДВГ

От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые ...

Курков Данила . Лечебные травы Татарстана.

Материал приготовленный ребенком, однако его можно использовать как региональный компонент на уроках окружающего мира ....

Доклад Тема: "Лечебная физическая культура как средство физического развития ребенка с ослабленным зрением".

Определение ЛФК. Краткая история развития ЛФК. Основная форма ЛФК. Упражнения ЛФК. Принципы и методические рекомендации коррекции отклонения у детей с ослабленным зрением. Схема построения урока ЛФК....

Содержание работы социального педагога с семьей. ( из опыта работы Вислобоковой С.И.) ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

«Ребенок –зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях  отражается нравственная  чистота матери и отца».  В.А. Сухомлинский...

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"...

« Лечебная физическая культура при нарушениях осанки. Лечебное плавание»

Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.Нарушение оса...

Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике

Фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике...