Опыт опережающего введения федерального образовательного стандарта начального общего образования
календарно-тематическое планирование (1,2,3,4 класс) на тему

 

Опыт опережающего введения

федерального   образовательного стандарта  начального общего образования 

 

В целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в соответствии с решением Коллегии Министерства образования  Иркутской  области» от 05.04.201- года «О подготовке к введению и реализации ФГОС начального общего образования в Иркутской области» и на основании решения областного экспертного совета от 08.07.2010 года МОУ СОШ №5 г. Тайшета присвоен статус «Пилотная площадка» и на основании решения областного экспертного совета от 08.07.2010 года МОУ СОШ №5 г. Тайшета присвоен статус «Пилотная площадка» опережающего введения ФГОС в общеобразовательных учреждениях Иркутской области сроком на 2 года.

  Целями деятельности пилотной площадки опережающего введения ФГОС НОО являются:

накопление и распространение опыта введения и реализации ФГОС НОО;

оказание методической и консультационной помощи образовательным учреждениям, приступившим к введению ФГОС в обязательном режиме;

Распоряжением Министерства образования Иркутской области от 15.07.2010 г №570 МОУ СОШ №5 г. Тайшета определены следующие направления работы в рамках научно-методического обеспечения и распространения опыта введения ФГОС НОО:

1.     Создание системы критериального оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

2.     Формирование у младших школьников культуры здорового и безопасного образа жизни;

3.     Взаимодействие с родителями и их просвещение;

4.     Здоровье педагога – здоровье ребенка;

5.     Анализ и трансляция передового педагогического опыта.

Что сделано:

- разработан план- график подготовки ОУ к введению ФГОС

- выбран учебно-методический комплекс УМК «2100»

- разработана основная образовательная программа начального общего образования;

- составлены должностные инструкции в соответствии с требованиями ФГОС

- разработаны локальные акты, регламентирующие учебную и внеурочную деятельность;

- разработаны и утверждены программы внеурочной деятельности;

- составлен план  работы, обеспечивающий  сопровождение введения ФГОС НОО;

- осуществляется повышение квалификации учителей начальных классов по проблеме введения ФГОС НОО ( курсы повышения квалификации, педсоветы, методические планерки, круглые столы, консультации)

 

Курсовую подготовку прошли все учителя 1-4 х классов; администрация школы.

 Проведен педсовет «Подготовка школы к введению ФГОС НОО»; производственное совещание «Структура и содержание нового образовательного стандарта. Ведущие целевые установки изучения отдельных предметов и областей знаний»,  оформлен стенд для родителей «Стандарты второго поколения», выпущены два методических вестника по данному направлению работы.

Проведены практические занятия «Конструирование и анализ урока на основе системно -деятельностного подхода», «Основные компоненты содержания и общие вопросы организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО», «Внеурочная деятельность в школе», «Что такое проект и проектные задачи»

  На базе нашей школы за данный период времени проведено 2 семинара по проблемам перехода на ФГОС для учителей начальных классов школ района по теме «Развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, ориентацией  на результаты образования как системно-образующий компонент Стандартов» и «Организация проектной деятельности обучающихся посредством урока и внеурочной деятельности» 

   Учителя представляли опыт работы на заседаниях РМО учителей начальных классов по темам: «Реализация образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО» ( Журавлева Т.В., Козлова Т.И.), «Внедрение в учебный процесс ИКТ, ресурсов сети Интернет, как средства повышения качества образования».

В октябре 2011 года по программе «Реализация федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения» на базе ИПКРО прошли курсовую подготовку Семёнова О.П., заместитель директора по УВР и Михайлова О.В., работающая в школе по опережающему введению ФГОС НОО.  На педагогических чтениях «Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков – реализации внеурочной деятельности» Семенова О.П. выступила по теме «Из опыта организации внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего  образования» ( диплом IIIстепени)

  Работу по ФГОС осуществляют опытные учителя. Их профессиональный уровень помогает внедрять в практику своей работы  личностно-деятельностный подход в организации обучения;   выстраивать индивидуальную траекторию развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ,  эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы.

   Учителя в системе используют современные технологии:

- проектная деятельность;

- проблемно-диалоговое обучение;

- технология оценивания учебных успехов.

После работы учителей начальных классов в творческих группах  составлены

 оценочные листы по предметам. . Они отражают предметные  умения обучающихся по всем учебным дисциплинам в 1-х и 2-х классах;  Разработаны, как приложение, ключи к оценочным листам по предметам, с использованием диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования.

Разработана и предложена учителям план-схема урока по новой типологии, предъявляемой образовательным стандартом второго поколения ( урок «открытия» нового знания; урок рефлексии; урок общеметодологической направленности; урок развивающего контроля)

На заседаниях МО рассмотрены вопросы «Система критериального оценивания обучающихся 1-й ступени», «Организация проектной деятельности», «Формирование универсальных учебных действий на уроках»

Для родителей разработаны памятки:

- Как научить ребенка собирать портфель

- Режим дня школьника

- Чему ваш ребенок должен научиться на уроках в учебном году

В урочной и внеурочной деятельности учителя изучают:

     1. Правила нашей жизни

2. Безопасность в школе

3. Правила поведения в классе

4. Культура поведения и уважения друг к другу

Учат:

1.     Умению организовывать свои дела

2.     Умению пользоваться информацией

3.     Умению оценивать то, что происходит вокруг

4.     Умению общаться

Развивают умения самооценки, используя технологию оценивания образовательных достижений, обучающиеся учатся признавать свои ошибки, признавать свою неудачу, свои достижения.

Для оценки достижений, поддержки самостоятельности обучающиеся ведут портфолио. Согласно положению «Портфолио достижений» - обязательный компонент определения итоговой оценки обучающихся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.

Содержание «Портфолио»

·        Показатели предметных результатов

·        Показатели метапредметных результатов

·        Показатели личностных результатов (прежде всего во внеурочной деятельности)

 И один из самых сложных и спорных вопросов - внеурочная деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО разработчики предлагают рассматривать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. .Она  ориентирована на на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей,  когда дело касается создания условий для развития их творческих интересов  и включения обучающихся в художественную, техническую, экологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают  факультативы, школьные научные общества, учебные курсы по выбору.

 

  Внеурочная деятельность и дополнительное образование  детей в первых классах в 2010-2011 учебном году осуществлялось через  кружки: «Художественное движение», «Плавание», «Краеведение», «Изобразительное творчество»,  «Проектная деятельность», театр кукол «Маски», интеллектуальный клуб «Совенок».  В школе работали педагоги из ЦТР и ГО «Радуга»  и педагоги нашей школы, работающие по   программам,  которые были утверждены на педагогическом совете в школе и   ЦТР и ГО «Радуга».  Оплату осуществляла администрация мэрии Тайшетского района  в размере 10 часов внеурочной деятельности.   Все мероприятия проводились во второй половине дня, проблем не было так как были организованы ГПД.

  В 2011-2012 учебном году    в школе  обучение по ФГОС осуществляется и в  первых и  во вторых классах.  ГПД в этом году нет, стал вопрос, как организовать внеурочную деятельность, как её контролировать, как изучать воспитательный результат т.е. вопросов  было много.

Основная литература, которую изучили при организации и планировании внеурочной деятельности:

1.     Д.В. Григорьев «Внеуочная деятельность школьников. Методический конструктор»

2.     «Юридический журнал директора школы» №5, 2011 г «Методические материалы по организации внеурочной деятельности»

3.     Чистякова Л.А. «Основная образовательная программа начального общего образования: механизмы реализации»

Дальше определили для себя основные задачи внеурочной деятельности,   модель организации внеурочной деятельности, виды и направления внеурочной деятельности.

 Внеурочная деятельность может быть выстроена в соответствии с типом организации:

- модель дополнительного образования

- модель «школы полного дня»

- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения)

- инновационно-образовательная модель

Основная модель  приемлемая для школы на данный момент – оптимизационная модель, как менее затратная , включающая всех участников образовательного процесса и создающая единое образовательное и методическое пространство в школе. 

·                  Целью внеурочной деятельности является развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределение обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.    

  Внеурочная деятельность организуется для выполнения следующих задач:

·        Обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе

·        Оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

·        Улучшения условий для развития ребенка;

·        Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

·        Развитие творческих интересов детей

·        Вовлечение детей в художественную, техническую, экологическую, спортивную деятельность

Внеурочная деятельность в нашей школе организуется по следующим направлениям развития личности:

·        Спортивно-оздоровительное

·        Духовно-нравственное  и общекультурное

·        Социальное направление

·        Обще-интеллектуальное  направление

 Для реализации плана внеурочной деятельности школы учителями начальных классов разработаны и утверждены решением МЭС от  20.10.2011 приказ № 723 Программы внеурочной деятельности:

Духовно-нравственного направления:

- «Я – патриот Родины», 1-4 классы, Журавлёвой Т.В., учителя МОУ СОШ № 5 г. Тайшета;

Спортивно-оздоровительного направления:

- «Плавание», 1-4 классы, Коробкиной М.В., учителя МОУ СОШ № 5 г. Тайшета;

- «Народные игры», 1-4 классы, Журавлёвой Т.В., учителя МОУ СОШ № 5 г. Тайшета;

Социального направления:

- «Мир профессий», 1-2 классы, Михайловой О.В., учителя  МОУ СОШ № 5 г. Тайшета;

- «Умелые руки», 1-2 классы, Козловой Т.И., учителя МОУ СОШ № 5 г.Тайшета;

- «Благоустроим нашу школу», 1-2 классы, Козловой Т.И., учителя МОУ СОШ № 5 г.Тайшета;

- «Культура речи», 1-4 классы, Михайловой О.В., учителя МОУ СОШ № 5 г.Тайшета.

А также программы, утвержденные в школе на педагогическом совете:

«Краеведение» для 1-4 классов

«Художественное движение»

«Проектная деятельность с использованием ИКТ»,  готовятся для утверждения в муниципальный экспертный совет.

     Координирующую роль при организации внеурочной деятельности  выполняет классный руководитель в соответствии со своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками и учебно-вспомогательным персоналом школы;

- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности школы;

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

- организует социально  значимую, творческую деятельность обучающихся;

-  организует внеурочную деятельность по названным направлениям в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезный труд и т.д.;

  Внеурочная деятельность осуществляется через:

- программы внеурочной деятельности вариативной части учебного плана

-  внутришкольную систему дополнительного образования: клубы по интересам, предметные клубы и т.д.

- дополнительные программы учреждений дополнительного образования детей культуры и спорта: ЦТР и ГО «Радуга», спортивная школа, СЮТ, СЮН, музыкальная школа, художественная школа и т.д.

- деятельность  педагогических работников школы в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

- взаимодействия и сотрудничества с семьёй

- классное руководство;

  В результате работы творческой группы ( учителей 1-х и 2-х классов и администрации школы)   были составлены:

1.     План внеурочной деятельности ( помимо направлений, формы организаций, объема внеурочной деятельности, место проведения выбрали – школа, семья, учреждения дополнительного образования детей, время проведения – в первой половине учебного дня и во второй половине дня)

2.     Общая карта форм организации внеурочной деятельности

3.     Общая карта занятости во внеурочной деятельности обучающихся

4.     Индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности обучающегося

5.     Примерное календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

6.     Расписание внеурочной деятельности обучающихся в 1-х и 2-хклассах

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5   г. ТАЙШЕТА

Опыт опережающего введения

федерального   образовательного стандарта  начального общего образования

Автор:  Симутина Наталья Владимировна,

заместитель директора по УВР

МОУ СОШ №5  г Тайшета

Декабрь

2011 год

     

В целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в соответствии с решением Коллегии Министерства образования  Иркутской  области» от 05.04.201- года «О подготовке к введению и реализации ФГОС начального общего образования в Иркутской области» и на основании решения областного экспертного совета от 08.07.2010 года МОУ СОШ №5 г. Тайшета присвоен статус «Пилотная площадка» и на основании решения областного экспертного совета от 08.07.2010 года МОУ СОШ №5 г. Тайшета присвоен статус «Пилотная площадка» опережающего введения ФГОС в общеобразовательных учреждениях Иркутской области сроком на 2 года.

  Целями деятельности пилотной площадки опережающего введения ФГОС НОО являются:

накопление и распространение опыта введения и реализации ФГОС НОО;

оказание методической и консультационной помощи образовательным учреждениям, приступившим к введению ФГОС в обязательном режиме;

Распоряжением Министерства образования Иркутской области от 15.07.2010 г №570 МОУ СОШ №5 г. Тайшета определены следующие направления работы в рамках научно-методического обеспечения и распространения опыта введения ФГОС НОО:

  1. Создание системы критериального оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  2. Формирование у младших школьников культуры здорового и безопасного образа жизни;
  3. Взаимодействие с родителями и их просвещение;
  4. Здоровье педагога – здоровье ребенка;
  5. Анализ и трансляция передового педагогического опыта.

Что сделано:

- разработан план- график подготовки ОУ к введению ФГОС

- выбран учебно-методический комплекс УМК «2100»

- разработана основная образовательная программа начального общего образования;

- составлены должностные инструкции в соответствии с требованиями ФГОС

- разработаны локальные акты, регламентирующие учебную и внеурочную деятельность;

- разработаны и утверждены программы внеурочной деятельности;

- составлен план  работы, обеспечивающий  сопровождение введения ФГОС НОО;

- осуществляется повышение квалификации учителей начальных классов по проблеме введения ФГОС НОО ( курсы повышения квалификации, педсоветы, методические планерки, круглые столы, консультации)

  Курсовую подготовку прошли все учителя 1-4 х классов; администрация школы.

 Проведен педсовет «Подготовка школы к введению ФГОС НОО»; производственное совещание «Структура и содержание нового образовательного стандарта. Ведущие целевые установки изучения отдельных предметов и областей знаний»,  оформлен стенд для родителей «Стандарты второго поколения», выпущены два методических вестника по данному направлению работы.

Проведены практические занятия «Конструирование и анализ урока на основе системно -деятельностного подхода», «Основные компоненты содержания и общие вопросы организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО», «Внеурочная деятельность в школе», «Что такое проект и проектные задачи»

  На базе нашей школы за данный период времени проведено 2 семинара по проблемам перехода на ФГОС для учителей начальных классов школ района по теме «Развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, ориентацией  на результаты образования как системно-образующий компонент Стандартов» и «Организация проектной деятельности обучающихся посредством урока и внеурочной деятельности»  

   Учителя представляли опыт работы на заседаниях РМО учителей начальных классов по темам: «Реализация образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО» ( Журавлева Т.В., Козлова Т.И.), «Внедрение в учебный процесс ИКТ, ресурсов сети Интернет, как средства повышения качества образования».

В октябре 2011 года по программе «Реализация федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения» на базе ИПКРО прошли курсовую подготовку Семёнова О.П., заместитель директора по УВР и Михайлова О.В., работающая в школе по опережающему введению ФГОС НОО.  На педагогических чтениях «Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков – реализации внеурочной деятельности» Семенова О.П. выступила по теме «Из опыта организации внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего  образования» ( диплом III степени)

  Работу по ФГОС осуществляют опытные учителя. Их профессиональный уровень помогает внедрять в практику своей работы  личностно-деятельностный подход в организации обучения;   выстраивать индивидуальную траекторию развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ,  эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы.

   Учителя в системе используют современные технологии:

- проектная деятельность;

- проблемно-диалоговое обучение;

- технология оценивания учебных успехов.

После работы учителей начальных классов в творческих группах  составлены

 оценочные листы по предметам. . Они отражают предметные  умения обучающихся по всем учебным дисциплинам в 1-х и 2-х классах;  Разработаны, как приложение, ключи к оценочным листам по предметам, с использованием диагностики метапредметных и личностных результатов начального образования.

Разработана и предложена учителям план-схема урока по новой типологии, предъявляемой образовательным стандартом второго поколения ( урок «открытия» нового знания; урок рефлексии; урок общеметодологической направленности; урок развивающего контроля)

На заседаниях МО рассмотрены вопросы «Система критериального оценивания обучающихся 1-й ступени», «Организация проектной деятельности», «Формирование универсальных учебных действий на уроках»

Для родителей разработаны памятки:

- Как научить ребенка собирать портфель

- Режим дня школьника

- Чему ваш ребенок должен научиться на уроках в учебном году

В урочной и внеурочной деятельности учителя изучают:

     1. Правила нашей жизни

2. Безопасность в школе

3. Правила поведения в классе

4. Культура поведения и уважения друг к другу

Учат:

  1. Умению организовывать свои дела
  2. Умению пользоваться информацией
  3. Умению оценивать то, что происходит вокруг
  4. Умению общаться

Развивают умения самооценки, используя технологию оценивания образовательных достижений, обучающиеся учатся признавать свои ошибки, признавать свою неудачу, свои достижения.

Для оценки достижений, поддержки самостоятельности обучающиеся ведут портфолио. Согласно положению «Портфолио достижений» - обязательный компонент определения итоговой оценки обучающихся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.

Содержание «Портфолио»

  1. Показатели предметных результатов
  2. Показатели метапредметных результатов
  3. Показатели личностных результатов (прежде всего во внеурочной деятельности)

 И один из самых сложных и спорных вопросов - внеурочная деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО разработчики предлагают рассматривать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. .Она  ориентирована на на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей,  когда дело касается создания условий для развития их творческих интересов  и включения обучающихся в художественную, техническую, экологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают  факультативы, школьные научные общества, учебные курсы по выбору.

  Внеурочная деятельность и дополнительное образование  детей в первых классах в 2010-2011 учебном году осуществлялось через  кружки: «Художественное движение», «Плавание», «Краеведение», «Изобразительное творчество»,  «Проектная деятельность», театр кукол «Маски», интеллектуальный клуб «Совенок».  В школе работали педагоги из ЦТР и ГО «Радуга»  и педагоги нашей школы, работающие по   программам,  которые были утверждены на педагогическом совете в школе и   ЦТР и ГО «Радуга».  Оплату осуществляла администрация мэрии Тайшетского района  в размере 10 часов внеурочной деятельности.   Все мероприятия проводились во второй половине дня, проблем не было так как были организованы ГПД.

  В 2011-2012 учебном году    в школе  обучение по ФГОС осуществляется и в  первых и  во вторых классах.  ГПД в этом году нет, стал вопрос, как организовать внеурочную деятельность, как её контролировать, как изучать воспитательный результат т.е. вопросов  было много.

Основная литература, которую изучили при организации и планировании внеурочной деятельности:

  1. Д.В. Григорьев «Внеуочная деятельность школьников. Методический конструктор»
  2. «Юридический журнал директора школы» №5, 2011 г «Методические материалы по организации внеурочной деятельности»
  3. Чистякова Л.А. «Основная образовательная программа начального общего образования: механизмы реализации»

Дальше определили для себя основные задачи внеурочной деятельности,   модель организации внеурочной деятельности, виды и направления внеурочной деятельности.

 Внеурочная деятельность может быть выстроена в соответствии с типом организации:

- модель дополнительного образования

- модель «школы полного дня»

- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения)

- инновационно-образовательная модель

Основная модель  приемлемая для школы на данный момент – оптимизационная модель, как менее затратная , включающая всех участников образовательного процесса и создающая единое образовательное и методическое пространство в школе.  

  1.           Целью внеурочной деятельности является развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределение обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.    

  Внеурочная деятельность организуется для выполнения следующих задач:

  1. Обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе
  2. Оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
  3. Улучшения условий для развития ребенка;
  4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
  5. Развитие творческих интересов детей
  6. Вовлечение детей в художественную, техническую, экологическую, спортивную деятельность

Внеурочная деятельность в нашей школе организуется по следующим направлениям развития личности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно-нравственное  и общекультурное
  3. Социальное направление
  4. Обще-интеллектуальное  направление

 Для реализации плана внеурочной деятельности школы учителями начальных классов разработаны и утверждены решением МЭС от  20.10.2011 приказ № 723 Программы внеурочной деятельности:

Духовно-нравственного направления:

- «Я – патриот Родины», 1-4 классы, Журавлёвой Т.В., учителя МОУ СОШ № 5 г. Тайшета;

Спортивно-оздоровительного направления:

- «Плавание», 1-4 классы, Коробкиной М.В., учителя МОУ СОШ № 5 г. Тайшета;

- «Народные игры», 1-4 классы, Журавлёвой Т.В., учителя МОУ СОШ № 5 г. Тайшета;

Социального направления:

- «Мир профессий», 1-2 классы, Михайловой О.В., учителя  МОУ СОШ № 5 г. Тайшета;

- «Умелые руки», 1-2 классы, Козловой Т.И., учителя МОУ СОШ № 5 г.Тайшета;

- «Благоустроим нашу школу», 1-2 классы, Козловой Т.И., учителя МОУ СОШ № 5 г.Тайшета;

- «Культура речи», 1-4 классы, Михайловой О.В., учителя МОУ СОШ № 5 г.Тайшета.

А также программы, утвержденные в школе на педагогическом совете:

«Краеведение» для 1-4 классов

«Художественное движение»

«Проектная деятельность с использованием ИКТ»,  готовятся для утверждения в муниципальный экспертный совет.

     Координирующую роль при организации внеурочной деятельности  выполняет классный руководитель в соответствии со своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками и учебно-вспомогательным персоналом школы;

- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности школы;

- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

- организует социально  значимую, творческую деятельность обучающихся;

-  организует внеурочную деятельность по названным направлениям в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезный труд и т.д.;

  Внеурочная деятельность осуществляется через:

- программы внеурочной деятельности вариативной части учебного плана

-  внутришкольную систему дополнительного образования: клубы по интересам, предметные клубы и т.д.

- дополнительные программы учреждений дополнительного образования детей культуры и спорта: ЦТР и ГО «Радуга», спортивная школа, СЮТ, СЮН, музыкальная школа, художественная школа и т.д.

- деятельность  педагогических работников школы в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

- взаимодействия и сотрудничества с семьёй

- классное руководство;

  В результате работы творческой группы ( учителей 1-х и 2-х классов и администрации школы)   были составлены:

  1. План внеурочной деятельности ( помимо направлений, формы организаций, объема внеурочной деятельности, место проведения выбрали – школа, семья, учреждения дополнительного образования детей, время проведения – в первой половине учебного дня и во второй половине дня)
  2. Общая карта форм организации внеурочной деятельности
  3. Общая карта занятости во внеурочной деятельности обучающихся
  4. Индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности обучающегося
  5. Примерное календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
  6. Расписание внеурочной деятельности обучающихся в 1-х и 2-хклассах
  7. Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

     



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО  в _1-х классах на 2011-2012 учебный год

месяц

Направления внеурочной деятельности

Классные часы- практикумы

Школьные дела, организация самоуправления

Мероприятия

КТД

Проектная деятельность «кружки по интересам)

Проектная деятельность (литературное чтение)

Проектная деятельность (окружающий мир)

Проектная деятельность (математика)

 Проектная деятельность (технология)

сентябрь

Спортивно-оздоровительное

Мое здоровье

Беседа по профилактике дорожно-транспортного  травматизма

Игра « Если хочешь быть здоров»

Осеняя

выставка

«Урожай 2011»

Духовно-нравственное и общекультурное

Урок граждан «Символы России»

К 3359 лет Иркутску

КТД «День знаний»

Путешествие по океану знаний

Общеинтелле

ктуальное

Экскурсия на станции юных натуралистов

Проект «Оформление бейджика»

Создание сборника «Герои сказок в рисунках»

Социальное

Предупреждении травматизма по дороги в школу

Проект «Осенний сувенир»

Экскурсия «Школьный двор»

октябрь

Спортивно-оздоровительное

1.Беседа в «осенний лед –опасный лед»

2.Нужные и не нужные лекарства

Беседы по профилактике сколиоза, зрения

Линейка берегите здоровья

Духовно-нравственное и общекультурное

«Правда и ложь, какие они»

Урок нравственности , посвященный Дню учителя

1линейка «Учитель радости моей»

Образы природы в устной поэтической творчестве    

Математические развлечение игры с числами

Общеинтелле

ктуальное

Вкусы и увлечения  

КТД «Путешествие в осенние царство»

Проект «Мой класс»

Социальное

Акция «Золотое семечко»

ноябрь

Спортивно-оздоровительное

Линейка  «Курить –здоровью вредить»

Беседа по профилактике  курения, алкоголизма, наркотиков

Духовно-нравственное и общекультурное

КТД « Да здравствует вежливость»

Проект «Наши друзья – птицы»

Конкур поделок из природного материала «Знай, люби и охраняй природу родного края»

Общеинтелле

ктуальное

Проект «Я и мое имя»

Бумажный макет транспорта

Проект

птичья

 столовая

Социальное

«Учусь находить новых друзей»

КТД «Папа, мама, я -спортивная семья

Акция «Чистюлька»

Проект «Воспоминание о лете»

Проект «Зеленые помощники» ( о комнатных растениях в школе)

декабрь

Спортивно-оздоровительное

Беседа

 « Веселый перекресток»

Выступление лекторской группы «Предупреждение травматизма»

Линейка «Растем здоровыми»

Духовно-нравственное и общекультурное

КТД «Новый

год встречай»

Создание сборника собственных произведений малых жанров УНТ « Загадки, стихи»

Новый год у

 ворот

Общеинтелле

ктуальное

Новый год шагает по планете

Проект «Моя школа»

Олимпиада по русскому языку

Социальное

Проект «Азбука профессий»

Проект «Праздничная ель»

рь

Спортивно-оздоровительное

Самые полезные продукты

Беседы по профилактике сколиоза, зрения

«Спортивная толкучка»

Традиции школы

Духовно-нравственное и общекультурное

Рождественские обряды

КТД   « Школьный ералаш»

Общеинтелле

ктуальное

КТД « Слет отличников ударников»

Выступление на конкурсе чтецов «День школы»

Сочинение о школе

Социальное

Проект «Снежная фигура»

Спортивно-оздоровительное

Выступление лекторской группы «Советы стоматолога»

КТД                   « Дружим со спортом»

Духовно-нравственное и общекультурное

Урок мужества

Проект «Эх, зимушка, зима» ( стихи, загадки, рисунки)

Общеинтелле

ктуальное

Игра «Хочу на папу быть похожим»

КТД «Рыцарский турнир»

Проект «Приключение осеннего листочка»

Конкурс чтецов «Защитники Отечества»

Олимпиада по математике

Кем работают

мои родители

Социальное

Проект «Сувенир защитнику»

март

Спортивно-оздоровительное

Беседы о ПДД

Выступление лекторской группы «Советы окулиста»

Духовно-нравственное и общекультурное

КТД «Милые, добрые, нежные»

Проект «Подарок любимым женщинам

Выставка

детского

творчества

Общеинтелле

ктуальное

Книжкины именины

Конкурс чтецов « Подарок в Женский день»

Книга о логических играх

Социальное

Беседа «Поведении в чрезвычайных ситуаций»

Проект «Профессии моих родителей»

Акция «Чистюлька»

апрель

Спортивно-оздоровительное

Уроки здоровья

Конкурс рисунков «Я забочусь о своем здоровье»

Линейка «Азбука здоровья»

Человек и

космос

Духовно-нравственное и общекультурное

Праздник «День смеха»

Праздник «Живи земля»

КТД  «Прощание с азбукой»

Олимпиада по природоведенью

Общеинтелле

ктуальное

Проект «Школьная жизнь»

Проект « Разговор по телефону» - составление памяток

Создание сборника юмористических сочинений

Социальное

Праздник «Все профессии важны-все профессии нужны»

Проект «План пришкольного участка»

                                          Май

Спортивно-оздоровительное

День Здоровья

Духовно-нравственное и общекультурное

Урок мужества

Проект «В их жизни  не смолкнет слава» Проект «Дети – цветы жизни»

Сочинение «Мои родные в годы ВОВ»

Мои земляки в истории России

Общеинтелле

ктуальное

Создание книжки о числах и цифрах

Социальное

Беседа по профилактике

Правонарушений.

Экологический десант

Акция «Чистюлька»

Проект «По лесной тропинке»

Акция «Цветник нашей мечты»



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент (1-2 минуты)

  1. Актуализация знаний

(4-5 минут)

  1. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

  1. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

  1. Первичное закрепление

(4-5 минут)

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

  1. Включение нового                    

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

  1. Рефлексия      деятельности.

  1. (Итог урока 2-3 минуты)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока:  Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование  у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока:  Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель:  формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному  с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока:  Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной фйнкции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных  понятий и алгоритмов

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Предъявление контролируемого варианта

  1. Написание варианта контрольной работы

  1. Сопоставление  с объективно обоснованным эталонам выполнения работы

  1. Оценка результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями



Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности  в рамках ФГОС НОО

обучающегося  _____________________________________ _________   ________    класса

Направления внеурочной деятельности

Форма организации

в школе

Организатор  внеурочной деятельности

Форма организации в УДОД

Объем недельной нагрузки в часах

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное и общекультурное

Общеинтеллектуальное

Социальное

Итого ( общая недельная нагрузка»



Предварительный просмотр:

Общая карта занятости во внеурочной деятельности обучающихся ________ класса  в рамках ФГОС НОО  на 2011-2012 учебный год

ФИО обучающегося

Формы организации внеурочной деятельности по направлениям

Общий объем

Спортивно-оздоровитель

ное

Духовно-нравственное и общекультурное

Общеинтеллектуальное

                    Социальное

«Народные игры»

«Плавание»

Секции

в школе

Секции вне школы

«Я -патрио Родины»

«Краеве

дение»

«художест

венное движение»

Кружки вне школы

«Культура  речи»

«Проектная деятельность с исп. ИКТ

«Мир профессий»

«Умелые руки»

«Благоустроим нашу школу»

Кружки вне школы



Предварительный просмотр:

План внеурочной деятельности  в соответствии ФГОС НОО

МОУ СОШ №5 г. Тайшета

Направления внеурочной деятельности

Место проведения

Время проведения

Вариативная часть учебного плана

Формы организации

Объем внеурочной деятельности

Всего часов в неделю

1 абвг

2абв

Спортивно-оздоровительное

школа

Первая половина учебного дня

1. Утренняя зарядка – 10´

Ежедневно с 8.00 -8.10

2.  Динамические паузы на уроках – 15´

По 2 физминутки на каждом уроке ежедневно

3. Подвижные игры на переменах – 30´

Ежедневно на  переменах организует классный руководитель с привлечением вожатых

2,5ч

Вторая половина учебного дня

1.  Физкультурные праздники, соревнования, Дни здоровья

1 -2 раза  в месяц

0,5ч

2.  Спортивно-оздоровительные часы, беседы, пропаганда ЗОЖ

1 раз в месяц

0,25 ч

Кружки по выбору

3. «Народные игры»

По расписанию

0,5 ч

4. «Плавание»

По расписанию

  0,5 ч

семья

Вторая половина учебного дня

Прогулки, совместная с взрослыми или самостоятельная двигательная  деятельность

Ежедневно

2-3 ч

Учреждения дополнительного образования детей

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Детские спортивные секции,  кружки

2 – 3 раза в неделю

2-3 ч

Летний оздоровительный лагерь  на базе школы и другие

Каникулы

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря)

ежедневно

3 ч

Духовно-нравственное и

 общекультурное

школа

Первая половина учебного дня

1. Формирование эстетических потребностей, ценностей, этических чувств, эмоциональной отзывчивости на литературном чтении, музыке, изобразительном искусстве

ежедневно

Вторая половина учебного дня

1.  Тематические конкурсы поделок и рисунков

2.  Конкурсы чтецов

3. Конкурсы сочинений

4.  Школьные выставки

1-2 раза в четверть

 1ч

5.  Школьные конкурсы художественной самодеятельности

2-3 раза в учебный год

   0.2ч

6.  Тематические беседы о культуре поведения и моральном облике  личности

1 раз в месяц

  0,25 ч

Кружки по выбору

7.   «Я – патриот Родины»

По расписанию

0,5 ч

8.  «Краеведение»

По расписанию

0,5 ч

9.   «Художественное  движение»

По расписанию

0,5ч

семья

Вторая половина учебного дня

1. Совместная подготовка к конкурсам, выставкам

2.  Изготовление поделок, костюмов, игрушек

По мере необходимости в процессе подготовки

0,2ч

Учреждения дополнительного образования детей

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Посещение кружков художественного творчества, прикладного искусства и технического моделирования

1-2 раза  в неделю

Каникулы

1. Экскурсии

2.  Занимательные часы

3.  Посещение выставок, музеев

В каникулярное время

2-3 ч

Общеинтеллектуальное

школа

Первая половина учебного дня

1. Проектная деятельность

2. Групповые  дискуссии

1 раз в  неделю

0,5ч

Вторая половина учебного дня

1. Олимпиады, викторины

2. Библиотечные часы

3.  Всероссийские предметные чемпионаты, игровые конкурсы,   дистанционные интеллектуальные турниры

4. Познавательные экскурсии

1-2 раза в месяц

0,5 ч

Кружки по выбору

5. «Проектная деятельность с использованием ИКТ»

По расписанию

0,5 ч

6.  «Культура речи»

  По расписанию

0,5 ч

семья

Вторая половина учебного дня

1. Совместное чтение книг

2. Оказание помощи в подготовке к  интеллектуальным конкурсам

и проектной деятельности

По мере необходимости в процессе подготовки

0.2 ч

Учреждения дополнительного образования детей

Вторая половина учебного дня, выходные дни

1. Интеллектуальные клубы по интересам

1-2 раза в месяц

0,5ч

Каникулы

1.  Работа над проектами

2. Интеллектуальные игры

В каникулярное время

5 ч

Социальное

школа

Первая половина учебного дня

1.  Дежурство по классу  и по школе

Ежедневно

0,5 ч

2. Акции,  волонтерское движение

По мере необходимости в течение года

0,2 ч

Вторая половина учебного дня

1.  КТД

1 раз в месяц

0,25ч

2.  Учебно-познавательные акции ( встречи с ветеранами, встречи с интересными людьми,  уроки мужества,  экскурсии в школьный музей, просмотр презентаций, фильмов патриотической направленности)

По мере необходимости в течение года

0,5ч

Кружки по выбору

3. Кружок «Мир профессии»

По расписанию

0,5 ч

4.  Кружок «Умелые руки»

По расписанию

0,5 ч

5. Кружок «Благоустроим  нашу школу»

По расписанию

0,5 ч

6. Тематические беседы по безопасности, с привлечением  сотрудников ЛОВД, ГИБДД, ГОВД и работников социальных служб

1 раз в четверть

0,25 ч

семья

Вторая половина учебного дня

1. Приобщение к семейным традициям и

 ценностям

ежедневно

3 ч

Учреждения дополнительного образования детей

Вторая половина учебного дня, выходные дни

1. Кружки  социальной направленности

       2 раза в неделю

2 ч

каникулы

1. Волонтерская деятельность ( шефство)

В каникулярное время

2 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»

Опубликована презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»страница сайта  http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3312 Фед...

презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»

Опубликована презентация «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения»страница сайта  http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3312 Фед...

Планируемые результаты освоения основных образовательных программ общего образования

Выступление на районном семинаре учителей начальной школы....

Сборник региональных нормативных документов по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование)

Инструктивно-методическое издание посвящено проблеме подго-товки образовательных учреждений к работе в условиях внедрения Феде-рального государственного образовательного стандарта. В нем раскры-ваются...

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...