исследовательская работа
занимательные факты (4 класс) по теме

 

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБОУ «Орликская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

 

«Историко –культурный памятник Оки -наскальные рисунки »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

         Автор: Дамбаева Надежда Борисовна,    учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Орлик-2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Основная часть. Наскальные рисунки Оки …………………………….4

Заключение ………………………………………………………………8

Литература ……………………………………………………………… 8

 

 

Доклад сопровождает компьютерная презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Древняя земля Окинской долины хранит много своих тайн. По этой земле проходили дикие  племена разных народов, ища  единственную родину для своих потомков. Многие оставили след своего пребывания.          До сих пор интересуются ученые, следопыты и краеведы курганами, петроглифами, могильниками, много тайн они скрывают.

Когда-то  мой земляк нашел в пещере молитвенную книгу и статуэтку, а рядом  знак. Сегодня  этот солярный знак расшифрован. Может поэтому и тянет людей ко всему необычному и разгадыванию тайн  природы.

Недавно, каких-то несколько десятков лет назад,  была раскрыта тайна наскальных рисунков Монголжона Окинского района Республики Бурятия, но требуется еще глубокое  и серьезное исследование этих рисунков.

Цель моей данной  работы: изучение наскальных рисунков Монголжона.  Задачи: съездить в Монголжон; опрос населения, собрать материалы из литературных источников, обработка материалов и консультация с научными работниками БНЦ.                                                                      

В своей работе  постаралсь отразить  известные на сегодня материалы о наскальных рисунках Оки. В своём докладе опиралась на работы Тиваненко А.В., провела опрос местного населения. Опрос показал, что и сегодня эта местность является ритуальным и священным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть. Историко-культурный памятник Оки –

наскальные рисунки.

 

В Окинском районе есть местность «Тамгата». Тамгата (тамга) в переводе с бурятского языка означает – печать.

Тамгата  - представляет собой скалу с писаницами (тамга,  печать, метка), отчего и получило свое название, «имеющая метку, печать». Скала находится на западной стороне долины Монголжон, в окресностях села Саяны. Место активного поклонения жителей села и его окрестностей. Координаты местонахождения Тамги: широта – 51°  46'   159' долгота – 100°  42'  520'  высота над уровнем моря 5043ff.

         Странные знаки –пиктографы на утесе Монголжон обнаружил в 1858г. первооткрыватель окинской археологии П.А.Кропоткин. Скала имеет 2 разновременные метки, обе они расположены на южной стороне скалы, неподалеку друг от друга:   1) Тамги или пиктограммы (три изображения) светло-красного, бежеватого цвета, нанесены, предположительно, охрой, имеют каплевидную форму с глазком в центре и поперечной полосой над глазком. Кропоткин описывая краски писал: «рисунки сделаны красной и малиновой краской. Краска хотя и въелась почти в одну линию в белый известняк, но большей частью смылась. Кроме того, некоторые куски, на которой были надписи, отвалились». Чуть правее, на расстоянии примерно одного метра от первой тройки знаков есть слабые фрагменты плохой сохранности, форма которых не определяется. Ниже такое же изображение, но меньшей и более округлой формы. Еще правее – рисунок – окружность диаметром 15см. с точкой в центре, плохой сохранности.

         С рисунками на скале связывается старинное бурятское предание о ламе Гэнэн худакте, записанное в конце прошлого века М.Н. Хангаловым. Как гласит  предание, лама был послан  в древние времена монгольскими ханами в Прибайкалье для внедрения среди местного населения буддийской веры. Он приехал из Монголии по реке Селенге, спустился вниз по течению к Байкалу, по льду попал на остров Ольхон и оттуда через Малое Море перебрался в Балаганские степи. В Монголию Гэнэн-худакта вернулся по реке Оке и по пути везде на скалах оставлял «для устрашения и наставления» письмена или надписи, которые буряты называют «Гэнэн худактын тамга». Предание указывает в качестве одного из таких конкретных примеров писаницу на скале Монголжон.

         В народной памяти сохранилась и песня о гэнэн –худакте, которую поют при совершении жертвоприношения утесу Монголжон:

Ара дэгуур харбаха

Алтан халюур хуматаб

Аламхиса булгэхэ

Боро шарга моритойб

Мор дээгуур табиха

Монгон халюур хуматаб

Мордобхижи хуряаха

Боро шарга моритойб

Хурзэн шэнээн хуматаб

Булан шэнэн зэнтээб

Тэрэ хэми гэхэдэ

Гэнэн худакта бэеэрээб.

         Спустя более полувека после обнаружения этих рисунков, их вопросом занялся крупнейший бурятский ученый, специалист по истории народов Центральной Азии, профессор Г.Ц.Цыбиков, который первым приступил к разгадке  сущности странных знаков. Изучая наскальные изображения по цветной литографии П.А.Кропоткина, он пришел к выводу, что в этих пиктографах можно видеть изображения родового «оберегающего» знака – «Цзендемуни –тамга», заимственного из буддизма.

         Специалисты – буддологи из Бурятского Научного Центра К.М.Герасимов и Б.Б.Бадараев, пришли к разному мнению, но согласились в одном – это действительно древний тибетский знак «Цзендемуни», т.е. «Волшебная драгоценность» или «Три сокровища». Кто обладает этой драгоценностью, у того исполняются все желания, исчезают все болезни и заботы. Древняя легенда буддистов учит верующих, что Цзендемуни находится везде, невидима, но может прийти человеку в любое время. Поэтому, чтобы владеть этой волшебной драгоценностью нужно усиленно молиться и читать священные книги. Отсюда следует, считают все исследователи наскальных рисунков, что эти рисунки Монголжон связаны с первым этапом распространения буддийской веры в Забайкалье и легенда о Гэнэн-худакте отчасти оказывается весьма близкой к истине.

         В 2006 году описывая Окинские традиционные культовые объекты С.Д.Сыртыпова (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМБ и Т СО РАН) писала о наскальных рисунках Монголжон, что рисунки представляют собой графические символические изображения тибето-буддийской мифологической системы –чиндамани –волшебной драгоценности, исполняющей желания, и  сочетание трех изображений трактуется как символ Триратни –трех драгоценностей, то есть Будды.

         Сравнение состояния памятника с описанием А.В. Тиваненко свидетельствует о сильном его разрушении с середины 70-х гг.

         Но здесь же на скале имеются изображения, которые местные жители считают главной. На центральной скале гряды, на высоте примерно 20-25 метров изображения черного цвета напоминают не то оленя в анфас, не то человека с рогами. Вертикально вытянутая форма, характерный изгиб нижней части фигурки, и наличие рогов позволяет говорить о сильном сходстве с изображением антропоморфорного существа в Шишкино, исследованном академиком Окладниковым А.П. и фигуркой на горе Кара –Таг в Шарыповском крае, описанной Килуновской М.Е. и еще целом ряде подобных изображений, найденных в Базаихе, Карелии, Свирске и даже Прибалтике. Окладников делает вывод, что рисунки совпадают со временем проникновения с Запада на Восток представителей западных племен, в частности, предков самоедских племен Саянкого региона. Изображение рогатого существа в Тамгате близ села Саяны Окинского района на настоящий момент, вероятно является самым восточным пунктом проникновения самодийских племен к западу от Енисея.  Килунова заключает, что  за загадочными существами и личинами следует, по всей вероятности, видеть божеств, наделенных определенными атрибутами или знаками-символами для их «названия…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня рядом на подступах к скале –груда пустых бутылок от водки, монеты, на деревьях –ритуальные ленточки – свидетельства культовой значимости объекта для местного населения.

А что касается времени датировки рисунков, ученые относят верхнюю границу Тамгаты как историко-культурного памятника – время адаптации буддизма в Саянах, то есть не позднее второй половины ХVII–XIXв. Нижнюю границу можно отнести от бронзовой эпохи до периода неолита.

 

 

 

Литература

Тиваненко А.В. «Древнее наскальное искусство», 1970г

С.Д.Сыртыпова «Традиционные культовые объекты Окинского края», «Аха» от 23.02.06г.

 

Информаторы

Баяр ламбагай, 1970г.р. , монгол

Норбо ламбагай, 1968г.р., бурят

Тапхарова В.Д., 1956г.р., жительница с.Саяны

Нагаслаева Н.Л., директор школьного музея.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...