Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Смотрю на мир глазами художника".
методическая разработка (1 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности по  общекультурному  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва,  «Просвещение», 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smotryu_na_mir_glazami_hudozhnika.doc720.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

муниципальное образование 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 15

наименование образовательного учреждения 

Утверждено    

решением  педсовета МБОУ-

СОШ № 15 протокол № 1 

от 30 августа  2011 г. Председатель педсовета

_________            Фомина З.Ю. 

подпись директора ОУ                        Ф.И.О.

Рабочая  программа  внеурочной деятельности  

ориентированная  на достижение результатов первого уровня       

по  общекультурному  направлению.                                  

                                                      Кружок

 «Смотрю на мир глазами художника»            

Срок реализации    4 года

      Возраст                    7-11 лет

                                                                            Учитель:  Тимофеева Анна Викторовна

                                               1.Пояснительная записка

 Программа внеурочной деятельности по  общекультурному  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. Коротеева. Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва,  «Просвещение», 2011г.

Актуальность изучаемой  деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного  общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

 Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  1.  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  2. быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

           Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают   одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

 Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

 Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника » уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся

Цель программы  состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного  искус ства и творческой деятельности… всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников,  логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Учебные задачи программы:

развивать природные задатки и способности, помогаю щие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

-научить правильно использовать термины, формулиро вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- освоение детьми основных правил изображения;

-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

-развитие стремления к общению с искусством; 

Воспита тельные задачи:

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего

-развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллектив ной деятельности;

 Творческие задачи: умение осознанно ис пользовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой само реализации средствами художественной деятельности.

Пути, средства , методы достижения цели.

Связь  изобразительного искусства и художественно-творческой деятельностью осуществляе-

мой во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия  и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

 Основополагающие  педагогические  принципы  программы:

принцип  развивающего  и  воспитывающего  характера  обучения;

принцип наглядности;

опора  на  интерес  ребенка;

индивидуальный  темп  движения;

гуманистичность.

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные

2.Электронные образовательные ресурсы

3.Наглядные

4Демонстрационные

Методы достижения цели:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские,  проблемные.
  3. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.

Сочетание  репродуктивного,  продуктивного  и  творческого  метода  в  реализации  программы  помогает  раскрытию  творческих  способностей  ребенка,  развивает его интерес. Методы  обучения  направлены  на  то, чтобы  предлагаемая  программа  возникла  в  сознании  ребенка  как  придуманная  им  самим, тогда у  него  появляется  возможность  ставить (выбирать) цель, принимать  решение  и  намечать  план  действий  для  достижения  цели, а  в  определенный  момент  оценить  результаты  своих  действий.

Сведения о сроках реализации программы .

 Полный курс рассчитан на 4года обучения по 1 часу в неделю.  .

 Всего на изучение  кружка  «Мир глазами художника» в начальной школе выделяется 136 часов , из них в 1-м классе согласно требованиям Сан ПиН  всего на изучение  кружка  «Смотрю на мир глазами художника »  в 1-м классе выделяется 33часа  (1час в неделю) ,  по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1час в неделю)

Распределение часов по годам обучения.

№п/п

Темы

1 класс

2 класс

3класс

4класс

Всего

1

Живопись

10

11

11

12

44

2

Графика

9

10

10

11

40

3

Скульптура

4

3

4

4

15

4

Аппликация

4

4

4

4

16

5

Бумажная пластика

3

3

2

1

9

6

Работа с природными материалами

2

2

2

1

8

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

1

1

1

4

Итого

33

34

34

34

136

Программа «Смотрю на мир глазами художника» рас считана на учащихся начальной школы, увлекающихся изоб разительным искусством и художественно-творческой дея тельностью

Возраст 7-11 лет.

 Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия

  1. Беседа
  2. Сообщения
  3. Встречи с интересными людьми
  4. Просмотр и обсуждение видеоматериала

   

 Практические занятия 

  1. Творческие конкурсы
  2. Выставки декоративно-прикладного искусства
  3. Коллективные творческие дела
  4. Соревновани
  5. Викторины
  6. Интеллектуально-познавательные игры
  7. Акции благотворительности, милосердия
  8. Творческие проекты, презентации

2.  Учебно-тематический план

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеуадиторные

I  год обучения

1

Живопись.

10

2

8

Различать и использовать основные и составные, теплые и  холодные цвета, контраст ные и нюансные цветовые от ношения, составлять разнооб разные оттенки цвета. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости.

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частному

2

Графика

9

2

7

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами(чёрный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка)

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

3

Скульптура

4

1

3

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)  свойства пластичных материалов. Осваивать  способы  и правила  работы с пластичными материалами.   Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения  под руководством  учителя. Использовать приемы работы с пластилином:  скатывание, сплющивание, вытягивание.

4

Аппликация

4

1

3

Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и  сгибанием, правила соединения деталей  изделия при помощи клея.

5

Бумажная пластика

3

1

2

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их  виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила  сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе.  Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу  из природных материалов.

6

Работа с природными мате риалами

2

1

1

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их  виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила  сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе.  Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу  из природных материалов.

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

1

Определять наиболее удачные произведения, объяснять ,чем они нравятся

Итого

33

8

25

II год обучения

1

Живопись

11

2

9

Овладевать первичными живописными навыками

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона

Осваивать способ насыщения цвета серой краской

Создавать живописными материалами пейзажи

2

Графика

10

2

8

Осваивать вырази тельность графической неразомкнутой линии, развивать дина мику руки . Рас ширять представления о контрасте толстой и тонкой линии. Продолжать осваивать разный  нажим  на мягкий графичес кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Познакомить с графическими материала ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Развивать навыки работы с цветными карандашами. Закреплять представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда нии графического образа.

3

Скульптура

3

1

2

Овладевать навыками использования приёмов работы (защипление, заминание, вдавли вание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином.

Изучать приемы передачи в объёмной форме.

4

Аппликация

4

1

3

Осваивать технику обрывной аппликации, правила работы с ножницами, использовать прием симметрии, создавать композицию по образцу или собственному замыслу.

5

Бумажная пластика

3

1

2

Использовать приемы силуэтного вырезания формы

Осваивать способ получения  объёма с помощью бумаги.

6

Работа с природными мате риалами

2

1

1

Осваивать приемы  соединения  природных материалов при помощи пластилина.    Составлять композицию их природных материалов.  

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

1

итого

34

8

26

III год обучения

1

Живопись

11

2

9

Расширять знания о средствах художественной выразительности

Осваивать художественные приемы подмалевок

Развивать навыки насыщения цвета теплыми и холодными цветами.

2

Графика

10

2

8

Создавать, изображать на плоскости графическими средствами

Овладевать техникой печати на картоне и печати «сухой кистью» Приобретать первичные навыки работы штрихом

Использовать два и более выразительных средств для создания образа

3

Скульптура

3

1

2

Сравнивать закреплять навыки работы с мягкими скульптурными материалами

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина

Освоение приемов декоративного украшения плоской формы элементами объемных масс

4

Аппликация

4

1

3

Осваивать навыки обрывной и вырезанной аппликации

Создавать образ с помощью ритма

Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности.

5

Бумажная пластика

3

1

2

Использовать навыки работы с белой бумагой

Совершенствовать приемы сминания. закручивания, надрезания.

Оценивать работу

6

Работа с природными мате риалами

2

1

2

Осваивать способ работы с природными материалами (более крупных форм)

Разрисовывать камни в живописной манере

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

1

Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать свою точку зрения.

Итого

34

8

26

IV год обучения

1.

Живопись

12

2

10

Освоение навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразитель ности, освоение цветовых контрастов.

2

Графика

11

2

9

Использовать знакомые приемы работы, Выполнять творческие задания на передачу перспективы , выразительности тоновых пятен, их контраста. Осваивать новые графические материалы. Решать задачи на передачу игры  света.

3

Скульптура

4

1

3

Овладевать приемами работы над рельефом

Выполнять поиск образа в мятом куске мягкого пластилина

4

Аппликация

4

1

3

Овладевать новыми приемами работы с шерстяными нитками, засушенными листьями. Создавать изделия.

Делать выводы.

5

Бумажная пластика

1

1

Осваивать приемы работы с белой бумагой .

Совершенствовать приемы сминания, закручивания, надрезания Проводить оценку этапов работы.

6

Работа с природными мате риалами

1

1

Выполнять тематические задания на заданные темы

Развивать моторику пальцев

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

1

Обсуждать достигнутые результаты, Высказывать свои суждения.

Итого

34

6

28

                                                                   

 3.Содержание обучения.

Живопись

Первый год обучения. Начальные представления об осно вах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изу чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави симости от характера его насыщения белой или чёрной крас кой.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова ния палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоцио нального изменения цвета путём насыщения его ахроматиче ской шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа: изображение пейзажей, вырази тельных объектов природы, цветов, камней, сказочных пер сонажей.

Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают зву чание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подма лёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразитель ности, освоение цветовых контрастов. Один из основных мо ментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа: изображение сюжетных компо зиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказоч ных персонажей.

Графика

Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте

темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

Второй год обучения. Продолжение освоения вырази тельности графической неразомкнутой линии, развитие дина мики руки (проведение пластичных, свободных линий). Рас ширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графичес кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материала ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисо вания цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда нии графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

Третий год обучения. Расширение знаний о выразитель ности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.

Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспек тивы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различ ных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление спосо бов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

3. Скульптура

Первый год обучения. Знакомство с выразительными воз можностями мягкого материала для лепки — глиной и плас тилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото рое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, ово щей, птиц, сладостей.

Второй год обучения. Развитие навыка использован основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавли вание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображе ние листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.

Третий год обучения. Активное закрепление навыков ра боты с мягкими скульптурными материалами. Ведение рабо ты от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украше ния плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа: лепка лежащих животных, сидя щей фигуры человека, декоративных украшений.

Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению! рельефа: продавливание карандашом пространства пластили новой плиты около изображения, т. е. получение двух уров ней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.

Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

4. Аппликация

Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе мыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой боль шое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав ную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности гото вых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяет ся работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитек турных сооружений, овощей, фруктов.

Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспекти вы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа: изображение натюрмортов, кол лажей, пейзажей.

Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с но выми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только кон тур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Зна комство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные обра зы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предме тов быта, фантастических животных и растений из засушен ных листьев.

5. Бумажная пластика

Первый год обучения. Трансформация плоского листа бу маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, от дельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании худо жественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объек тов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

Третий год обучения. Закрепление навыков работы с бе лой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручи вания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в ко торой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).

Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.

Работа с природными материалами

Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в ко торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнитель ных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

Второй год обучения. Разнообразие природных материа лов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по вы бору детей).

Третий год обучения. Особенностью работы с природны ми материалами является использование более крупных при родных форм. Например, при выборе камней отдаётся пред почтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлага ется разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в ра боте с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят ком позиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

Организация и обсуждение выставки детских работ

Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж дении творческих результатов первого года обучения учащиеся

определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Второй год обучения. При организации выставки педа гог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроиз вести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых ре зультатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полу ченных за год.

Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых ре зультатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результа те восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной вырази тельности изобразительного искусства.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Смотрю на мир глазами художника», 1 класс, 2011-2012уч.г.

№ п\п

               Темы

Дата

          Количество часов

Аудитор

ные          

Неаудитор

ные

Всего

Живопись

10

1

Начальные представления об основах живописи.                    

1

2-3

Практическая работа Освоение приемов получения живописного пятна. Изображение пейзажа.

2

4-5

Практическая работа. Изображение сказочных животных.

2

6-7

Практическая работа. Изображение птиц.

2

8

Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от  характера его насыщения белой или черной краской.

1

9

Практическая работа. Изображение растений.

1

10

Практическая работа. Изображение трав.

1

Графика.

8

11

Знакомство с выразительными средствами графики. Выразительность линии.

1

12

Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен.

1

13

Практическая работа Изображение деревьев.

1

14

Варианты создания тонового пятна в графике Практическая работа Изображение веток.

1

15

Ознакомление с вариантами работы с фломастерами. Практическая работа. Изображение объектов природы.

1

16

Ознакомление с вариантами работы с цветными карандашами и фломастерами.  Практическая работа. Изображение объектов быта.

1

17

Практическая работа. Изображение насекомых.

1

18

Практическая работа. Изображение тканей.

1

Скульптура.

4

19

Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки-глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

1

20

Практическая работа. Лепка отдельных фруктов, овощей.

1

21

Практическая работа. Лепка птиц.

1

22

Практическая работа. Лепка сладостей.

1

Аппликация

4

23

Знакомство с техникой обрывной аппликации .

1

24

Практическая работа. Изучение выразительности готовых цветочных эталонов.

1

25

Практическая работа. Создание простых композиций. Работа с засушенными цветами, листьями, травами.

1

26

Знакомство с техникой « вырезанная аппликация».

1

Графика.

1

27

Ознакомление с вариантами работы с цветными карандашами.  Практическая работа. Изображение веток.

1

Бумажная пластика

3

28

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей.

1

29

Практическая работа. Изображение уголка парка.

1

30

Практическая работа. Изображение детских горок.

1

Работа с природными материалами.

2

31

Работа с природными материалами.

1

32

Изображение уголков природы.

1

33

Выставка

 детских работ.

1

1

Итого

9

24

33

4.Предполагаемые  результаты реализации программы.

Воспитательные результаты  внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов -приобретение школьниками знаний о различных

профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России,  культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации  взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям  России и человечества., стремление к сотрудничеству со старшими детьми , со сверстниками, взрослыми.

Третий уровень результатов приобретение опыта участия  в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности;  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах  творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно- полезной деятельности.

Личностные, метапредметные результаты .

В результате изучения курса «Мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные ре зультаты.

         Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб рести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мир глазами художника»:

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  2. уважительное отношение к культуре и искусству других на родов нашей страны и мира в целом;
  3. понимание особой роли культуры и искусства в жизни об щества и каждого отдельного человека;
  4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  5. сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творчес ком отношении к окружающему миру, потребностей в само стоятельной практической творческой деятельности), ценнос тей и чувств;
  6. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  7. умение обсуждать и анализировать собственную художест венную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  8. Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор мированности универсальных способностей учащихся, прояв ляющихся в познавательной и практической творческой дея тельности:
  1. освоение способов решения проблем творческого и поиско вого характера;
  1. овладение умением творческого видения с позиций худож ника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  2. освоение начальных форм познавательной и личностной реф лексии;
  3. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  4. использование средств информационных технологий для ре шения различных учебно-творческих задач в процессе поис ка дополнительного изобразительного материала, выполне ние творческих проектов, отдельных упражнений по живо писи, графике, моделированию и т.д.;
  5. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  6. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

5.Формы и виды контроля

1.Выставки работ.

Конкурсы.

6. Методические рекомендации

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Смотрю на мир глазами художника» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности  во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача  информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Д

2

Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2009

Д

3

Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Короте ева. — М., 2009.

Д

4

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте ева. — М., 2009.

Д

5

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Короте ева. —М., 2003.

Д

6

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009

Д

7

Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2009г.

Д

2. Печатные пособия

1

Изобразительное искусство. Методическое пособие1-4классы.

Д

2

Книги о художниках и художественных музеях.

Д

3

Словарь искусствоведческих терминов

Д

4

Портреты русских и зарубежных художников.

Д

5

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

Д

6

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Д

3. Технические средства обучения

1

Мультимедийный компьютер с  программным обеспечением.

Мультимедиа-проектор

1 шт.

 1 шт

2

 Фотоаппарат

1 шт.

3.

Телевизор

1 шт

4

Музыкальный центр

1 шт

4. Экранно-звуковые пособия

1 шт

1.

Видеофильмы

«Театр кукол своими руками»

Д

2

«Оригами»

Д

3

CD “Развивашка» Делаем игрушки с дизайнером.

Д

4

Карнавальные костюмы мистера Маски.

Д

5

DVD-фильмы-памятники архитектуры

Д

6

DVD -Декоративно-прикладное искусство

Д

7

DVD-фильмы- художественные музеи;

Д

5. Игры и игрушки

1

Мягкие игрушки

П

2

Пазлы

П

3

Мозаика

П

6. Оборудование класса

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 

1 шт.

2

Персональный компьютер

1 шт.

3

Фотокамера цифровая

1 шт.

4

.CD/DVD-проигрыватели

1 шт.

5

Телевизор. С диагональю не менее 72 см

1 шт.

6

Мультимедийный проектор

1 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Презентация программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению

презентация знакомит с программой по внеурочной деятельности. Направление "Общекультурное"....

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса  разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник". Программа "Юный художник" является программой художественно- эстетического направления, предполагает кружковой...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. «Юный художник» для учащихся 1-4 классов

    Программа  «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических ...