Рабочая программа " Мы - граждане своей страны"
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа  внеурочной деятельности составлена по   военно - патриотическому направлению воспитания учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_patrioticheskoe_vosp..doc107 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Черемшанская общеобразовательная средняя школа № 1»

Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы

«Мы  -  граждане своей страны»

(военно - патриотическое направление)

  1. Человек является, прежде всего, сыном своей страны, своего Отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.

В.Г.Белинский

                                                    Программу составила

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Плотникова Валентина Георгиевна

                                         

                                            2011 год

                              Пояснительная записка

        

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейшей задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. К сожалению школьники плохо знают историю своей страны, практически не ориентируются в традициях своего края, народа, не испытывают зачастую гордости за свою школу, город, край, Родину.  Авторская программа “ Мы – граждане своей страны” поможет в решении стратегической проблемы по формированию патриотического сознания школьников как важнейшей ценности, одной из основ духовно – нравственного единства общества.

Данная Программа даёт первоначальные представления о Конституции РФ, о Конституции РТ, о Национальной доктрине, законе об Образовании, Декларации прав ребёнка, Государственной программе патриотического воспитания, Конвенции о правах ребёнка, о Семейном кодексе, Законе об Образовании.

Программа “ Мы – граждане своей страны” тесно связана с другими предметами начальной общеобразовательной школы, с семейным воспитанием и направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.

Отличительной особенностью данной Программы – продуктивная работа всех учащихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлечённо. Нередко к урокам можно привлекать родителей, инспекторов по работе с подростками, историков – краеведов, учителей – предметников.

Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся начальных классов.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

-  формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

-  воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

-  воспитание гражданина, с высокой культурой, умеющего защищать своё человеческое право.

       Задачи программы:

- познакомить учащихся с нормативно – правовой базой в доступной для их возраста форме.

-  воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа; прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;

– учить бережному отношению к общественному достоянию;

– прививать чувство любви к своему Отечеству;

– воспитывать у молодёжи неприятие агрессии, насилия и войны;
-  способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Особенности программы

Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.

 

         Предполагаемый результат к концу 4 класса

-воспитание любви к России, Татарстану, к своему народу к своей малой родине;

-гражданское общество: долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей;

- закон и правопорядок: межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- работать в читальном зале библиотеки;

- готовить и выступать с докладами и сообщениями;

- работать в семейных архивах;

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- сравнивать и обобщать факты;

- воспитывать бережное отношение к своему селу, к школе.

- воспитывать чувство гордости за своё село, за успехи своих земляков.

Исполнители программы

  1. Учащиеся
  2. Классные руководители
  3. Учителя – предметники
  4. Психолог
  5. Родители
  6. Общественные организации

Виды деятельности:

  1. получение первоначальных представлений о Конституциях России и Республики Татарстан, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Республики Татарстан и своего села (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана)
  2. ознакомление с героическими страницами истории России, Татарстана, жизнью замечательных людей, явивших примером гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
  3. ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Татарстана (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов,  праздников, экскурсий,  изучения вариативных учебных дисциплин);
  4. знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам)

Формы организации занятий

  1. классные часы;
  2. разнообразные творческие работы и исследовательская деятельность школьников;
  3. предметные кружки;
  4. ролевая игра;
  5. беседы;
  6. КВН, соревнования, конкурсы, викторины;
  7. интеллектуальные марафоны;
  8. эстафеты творческих дел;
  9. праздничные массовые мероприятия;
  10. экскурсии, походы;
  11. сборы, слеты, фестивали.

 Принципы, положенные в основу программы.

  1. Этическое отношение к личности.
  2. Конструктивное общение.
  3. Личностный подход.
  4. Педагогическая целесообразность.
  5. Культуросообразность.
  6. Принцип событийности.

  Виды деятельности:

  1. Игровая
  2. Познавательная
  3. Досуговая
  4. Спортивная

     

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Районная и школьная библиотеки

самостоятельно подбирать литературу по теме;

работать в читальном зале библиотеки

Посещение библиотек

Районный музей

Знакомство с  краеведческим материалом

Посещение музея

          РДК

Знакомство с материалом через просмотр фильмов

Посещение кинотеатра

                             Работа ведется под девизом:

«Живи, твори, дерзай – мощь Татарстана и России укрепляй!»

           Содержание внеурочной образовательной программы

                  «Мы -  граждане своей страны»

2 класс. 2 уровень. По программе 66 часов (33 недели по 1 час)

Планируемые результаты  к концу  первого года обучения

  1. К концу первого класса у детей должна быть сформирована достаточная активность и желание участвовать в следующих этапах программы.
  2. Ребята не должны бояться трудностей, должны быть готовы к новым событиям своей жизни.
  3. Должны быть знакомы с символикой и атрибутикой Татарстана, России и своего села.
  4. Научиться бережно относиться к окружающей природе.
  5. Уважительно относиться к старшим и помогать младшим.
  6. Уметь  работать в группах и радоваться успехам каждого.
  7. Ощущать свою причастность к общему делу.

Программа первого года обучения « Мы – граждане своей страны» включает в себя четыре блока:

1. «Мой родной Татарстан»

2. «Моя семья и  школа»

3. «Природа и мы»

4. «Сыны Отечества»

                                       1   четверть

Тема занятия

Дата

провед

Колич.

часов.

     

  Форма

               проведения

               Элементы

              содержания

1

. Вот и стали мы на год взрослее

1

Игра

Знакомство с детьми

2

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

Игра

Ознакомить с правилами школьника

3

Мой сосед по парте

1

Игра

Знакомство с одноклассниками

4

Адрес школы. Дорога в школу

1

Игра.

 Рисунки

Знакомство с безопасной дорогой до школы.

5

Экскурсия по школе.

1

Экскурсия

Знакомство со школьными кабинетами, библиотекой, столовой

6

Наши школьные обязанности

1

Беседа

Знакомство и распределение  школьных

обязанностей

7

Традиции школы

1

Рассказ

Знакомство с традициями школы и школьников

8

Природа моего села (посещение парков).

1

Экскурсия

Наблюдение

9

«День пожилых людей»

1

Беседа.

изготовление открыток

Воспитание уважительного отношения к пожилым.

10

Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края

1

Беседа

ИКТ

Игра

Знакомить с разнообразием животных

11

С чего начинается Родина?

1

ИКТ

Знакомство с понятиями «Родина» «Отчизна»…

12

Россия – родина моя

1

Беседа

Систематизировать знания о родной стране

13

Права и обязанности младшего школьника

1

Беседа.

Дискуссия

Учимся определять что такое «можно» и что «нельзя»

14

Традиции народов Татарстана.

Разучивание тат. нар. игр

1

Игра. Беседа.

Знакомство с традициями татарского народа

15

Родной край

1

Беседа.

Практическая работа

16

Человек и его поступки

1

Беседа.

практическая работа

Знакомство с поступками через худ. тексты

17

День Конституции Республики Татарстан

«Наш край Татарстан»

1

Беседа

Воспитание патриотизма

18

19

Государственная символика Республики Татарстан

2

Беседа

Презентация

знакомство с символикой

20

21

Обычаи и традиции русского народа «Русская осень»

2

Беседа. Игра

Творческое задание

Развитие чувства коллективизма, ответственности за порученное дело

22

Моя семья

1

Разучивание стих-й, , песен. Рисунки об осени

.

Воспитание чувства семейной сплоченности

23

У семейного очага.

Разговор о мамах

1

Беседа.

Рисунки о мамах

Воспитание любви к матери

24

Когда ты станешь взрослым

1

КВН

Расширяем знания о профессиях

25

Живем в России

1

Беседа. Слушание музыки.

Рисунки

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

Работа над понятием "гражданин".

Слушание песен о Родине.

26

27

Москва — столица нашей Родины

2

Рассказ об основании Москвы.

Слушание песен о Москве

Расширяем кругозор

28

29

Берёза – символ России

2

Беседа. Разучивание песен и стихов о березе.

Народная игра

30

31

Новый год у ворот.

Встреча Нового года в других странах

Беседа.

Разучивание песен, стих-й.

ИКТ

Расширяем кругозор о новогодних символах, традициях

           Список используемой литературы:

     

     - Закон «Об образовании»

    -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

- Закон РФ «О государственной поддержке детских общественных организаций».

- Журналы «Семья и школа» за 2009 и 2010 гг.

- А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков «Духовно-нравственное воспитание школьников».

- В.А.Дергунов «К истокам гражданственности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Тропинка к своему Я"

Основная цель программы: развитие интелектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий....

Рабочая программа "Я - гражданин своей страны"

Рабочая программа "Я - гражданин своей страны"...

Рабочая программа "Мы - граждане России"

Рабочая программа "Мы - граждане России"...

Рабочая программа "Мы - граждане России" 2 класс

Рабочая программа "Мы - граждане России"...

Рабочая программа "Тропинка к своему я"-2класс

Внеурочная деятельность учащихся 2 классов . Уроки психологии в начальной школе....

Рабочая программа "Тропинка к своему я ".

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:-осознание себя с позиции школьника-умение адекватно вести себя в различных ситуация...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шедевры своими руками» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 10-12 лет срок реализации - 1 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шедевры своими руками» направление – «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 10-12 летсрок реализации -  1 год...