Обобщение опыта работы
материал на тему

Литвинова Марина Дмитриевна

Обобщение опыта работы на конкурс " Учитель года" 2012г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_na_konkurs.docx117.22 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

учителя начальных классов МБОУ Красновской СОШ

 Литвиновой М. Д.

Уважаемые коллеги. Слайд 1 

Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение. Слайд 2  

День за днем все быстрее проходят года,

Оставляя вопросы, меняя ответы.

Знанье -  сила и свет, и кому, как ни нам,

Знать, что жизнь отличает стремление к свету. 

С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала- что моя жизнь будет связана с воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю сказки, которые рассказывала моя любимая бабушка, мою первую учительницу, быть похожей на которую мне хотелось с первого дня в школе. Взрослея, присматривалась к окружающим меня людям. Пытались анализировать причины, следствия и результаты поступков людей. Появились вопросы: имею ли я право воспитывать, как воспитывать, кто кого воспитывает? Именно желание получить ответы определило окончательный выбор. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем.

Слайд 2 Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить,  самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

        В связи с ФГОС 2 поколения приоритетной становится развивающая функцияобучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

И в своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.  Слайд 3 Следовательно, мной выбрана проблемная тема «Развитие логического мышления на уроках математики», над ней  я работаю уже третий год. Я стараюсь разрабатывать уроки таким образом, чтобы ребятам было интересно постигать новые науки. Искренне убеждена, что именно с интереса к обучению начинается процесс глубокого освоения предмета.

В соответствии с этим поставлена цель моей работы Слайд 3 -

создать предпосылки для развития логического мышления младших школьников.  

Ведь мышление играет особо  значимую роль в развитии интеллектуальных способностей младшего школьника. 

Так как обучение в начальной школе длится 4 года, свою главную цель я разделила на 4 этапа.  Слайд 4  Ключевые идеи каждого этапа взаимосвязаны.

Первый этап: способствовать развитию у младших школьников наглядно- образного мышления.

Второй этап: способствовать развитию внимания и образного мышления.

Третий этап: нахождение подобия и запоминание.

Четвертый этап: создать предпосылки для развития у учащихся абстрактного мышления и рассуждения.

Только благодаря сочетанию этих условий могут состояться детские открытия. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат развивающие задания: загадки, ребусы, шарады, тематические кроссворды, чайнворды, конкурсы тематических рисунков, метаграммы, игры на составление из геометрических фигур различных предметов и так далее. Все эти задания выстроены  в определенной последовательности: от простой - к сложной. 

Сегодня, чтобы  уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Слайд 5

Самостоятельно освоила работу с компьютером.  С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень.

В результате общения с коллегами на школьных, муниципальных методических объединениях, семинарах, конференциях  расширяю свои профессиональные познания. Так, например, для повышения качества усвоения знаний переняла модель урока из опыта Сыроваткиной Ю.В. по применению технологии деятельностного метода обучения. Исходя из опыта работы Денисовой М.А. « Компетентность в области организации педагогической деятельности» училась устанавливать субъект-субъектные отношения. Работаю в тесном контакте со школьным психологом с первых дней появления ребенка в школе. Многим моим коллегам я благодарна  за то, что они щедро делятся своим опытом.

 Работа над этой проблемой охватывает все сферы моей педагогической деятельности. Слайд 6 

Много интересного происходит в школе, предлагаются различные УМК. Теоретически знакома со всеми учебно-методическими комплектами, в настоящее время работаю по УМК «Гармония». УМК « Гармония» несёт в себе идеи развивающего обучения. Цель программы - многогранное развитие ребенка, комфортное обучение со специально создаваемыми ситуациями успеха для каждого ученика. Программа обеспечивает понимание ребёнком изучаемых вопросов, способность сформулировать задачу и решить её, способность самоконтроля и самооценки.

В рамках проблемной темы практикую технологию проблемного обучения. Она основана на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Интересно использовать такие приемы создания проблемных ситуаций, как:

  1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
  2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом  или практическим заданием.
  3. Дать практическое задание,  не сходное  с предыдущими.

Слайд 7 Проблемный урок обеспечивает тройной эффект

В каждой ситуации учащиеся вынуждены самостоятельно искать решения, а я лишь формирую, разъясняю проблему. Например: Как сравнивать площади разных фигур. Кто верно решил? По какому признаку разбиты выражения на группы?

Часто использую технологию игровых  методов. Именно игра позволяет младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе, а  отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким находчивым, уметь четко выполнить задания, соблюдать правила.  Слайд 8  В играх особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.

Применяю при проведении занятий исследовательский, проектный метод. Слайд 9 Дети самостоятельно осваивают новые виды деятельности, расширяют индивидуальные знания. Через исследовательскую работу учатся наблюдать, экспериментировать, анализировать, выделять главное, сопоставлять. Слайд 10  Благодаря этой технологии я реализую модель "обучение  через открытие".

Наряду с групповыми формами работ, я применяю индивидуальные с опорой на дифференциацию, сильному даю задание с усложнением, слабому попроще, но объемнее. Применяю в своей работе карточки, составленные из заданий разного уровня сложности, где ребенок сам может решить, до какого момента ему работать. Большое место на уроке уделяю самостоятельной работе. В этом мне помогает и учебник, и дидактические материалы. В классе есть группа взаимопомощи, состоящая из сильных учеников, которые оказывают помощь более слабым ученикам (воспитывается доброжелательное отношения друг к другу, чувство взаимопомощи, коллективизма).

Много внимания уделяю здоровьесберегающей технологии. На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук, пальчиковые игры, что направлено на развитие моторики, памяти, внимания, а также для глаз. Слайд 11 

Игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия и другие формы, методы, применяемые мною на уроках, способствуют развитию целостной личности учеников: ума, воли, чувств, логических рассуждений. Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильным для него.

     Контроль над знаниями, умениями и навыками осуществляю в стандартной форме: индивидуальный опрос, фронтальный, тестирование, математические и орфографические диктанты, контрольные и проверочные работы, так и в виде блиц-опросов, аукционов правил, составления и выполнения алгоритмов. Применение тестов с 1 класса способствует получению положительных результатов. Практикую само и взаимопроверки для оценки учебной деятельности учащихся.Каждый успех делаю достоянием всего класса. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Знание теоретического материала детьми отслеживаю через систему мониторинга. Слайд 12 

Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения.  

Свои лучшие достижения дети помещают на странички своих «Портфолио». Со временем, в нём станут появляться новые стихи, грамоты, сказки, рисунки, сочинения, фотографии, а дети становятся более любознательными.

Все эти годы я не только учитель, но и классный  руководитель. Я считаю, что  воспитание – процесс непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается во внеурочной деятельности. Слайд 13 

Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности.

 С первых школьных дней мы с детьми совершаем прогулки по школьному парку, по хутору, посещаем школьный музей, где знакомимся с историей села, ветеранами ВОВ. За годы работы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы ( «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «День матери», «Праздник Букваря»,«8 Марта», «Состязание здоровячков», «Праздник Осени», « Творческий отчет», интеллектуальный марафон,  конкурс эрудитов и многое др.). Слайд 14 

 Мои ученики принимают участие  в конкурсах рисунков, поделок, выступают на сельских мероприятиях. Дети доброжелательны, дружелюбны и воспитаны.

Слайд 15 , клик 2  

Наименование мероприятия

Уровень

Итог участия

2009-2010

Конкурс рисунков «Осенняя пора, очей очарованье»

школьный

Участие  (5)

Конкурс на самый костюмированный класс.

школьный

2 место

2010-2011

Конкурс рисунков «Осенняя пора, очей очарованье»

школьный

Участие  (6)

Конкурс чтецов

школьный

3 место

Конкурс по языкознанию «Русский медвежонок»

международный

Участие  (2)

Конкурс на самый костюмированный класс.

школьный

2 место

Конкурс рисунков «Весёлые математики»

школьный

Участие  (8)

Конкурс поделок ««Будущие модельеры»»

школьный

Участие  (10)

Конкурс рисунков «Домашние машины 21 века».  

школьный

Участие  (11)

2011-2012

Конкурс рисунков «Осенняя пора, очей очарованье»

школьный

Участие  (7)

Конкурс по языкознанию «Русский медвежонок»

международный

Участие  (4)

Конкурс рисунков «Здравствуй русская зима - зимних красок жемчуга»

муниципальный

призер

Конкурс на самый костюмированный класс.

школьный

2 место

Молодёжный предметный чемпионат «Старт»

всероссийский

Участие  (5)

В этом учебном году работаю с 3 классом. В классе 13 учеников. Все они разные по возрасту, и по уровню развития, и по характеру. С первых дней пребывания детей в школе, выявляю уровень личной готовности детей, ищу тропинки к их взволнованным сердцам, работаю над сплочением класса, как коллектива. Стараюсь, чтобы дети любили меня, но не «сюсюканьем», а строгостью, лаской, разумностью и трудом.

Подвести определённые итоги деятельности уже возможно.

Слайд 16 

Результаты педагогической деятельности

  1. эмоциональное развитие учащихся;
  2. развитие творческих и познавательных способностей;
  3. сплочение детского коллектива;
  4.  вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу;
  5. развитие проектных умений и УУД учащихся.

Но говорить о полной реализации моей цели слишком рано, так как я всего лишь третий год работаю по-новому УМК. Я знакомлюсь с современными образовательными технологиями, учусь работать применяя их. Очень хотелось бы освоить работу с интерактивной доской, обязательно продолжу работу по применения проектной технологии, технологии модульного обучения, буду изучать методики повышения уровня учебной мотивации школьников.

Слайд 17 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....