Первое знакомство
статья (1 класс) по теме
В статье даны рекомендации о том, как строить взаимоотношения педагогу с ребенком, поступившим в школу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему «Взаимоотношения преподавателя и учащегося. Первое знакомство. Начальный этап обучения»
Доклад подготовила
преподаватель Иванова Г. Е.
2012 г.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
(Л. Толстой)
Чаще всего встреча с новым обучающимся впервые происходит при прослушивании на приемных экзаменах. У преподавателя уже сложилось определенное мнение о ребенке. И вот он впервые приходит к Вам на занятие. Первое знакомство лучше вести в форме непринужденной беседы, не приступая сразу к работе. Во время беседы ребенок успеет успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность педагога, что поможет ему на занятии лучше показать свои возможности.
В беседе с обучающимся важно узнать его биографические данные, познакомиться с его общекультурным уровнем, постараться подметить особенности характера и других психических свойств. Если с первых же шагов сразу начать делать замечания по технике или исполнению, обучающийся будет быстро выбит из привычных ощущений, представлений, понятий и не сумеет показать тех положительных качеств своей одаренности, которые ему присущи. Основной задачей первых занятий является не только оценка данных ученика с точки зрения проверки правильности решения приемной комиссии, но и с точки зрения плана дальнейшей работы с ним.
Немаловажным для дальнейшей работы является контакт, установление атмосферы взаимного доверия, необходимых для успешного педагогического воздействия. Не секрет, что полноценные занятия возможны тогда, когда между обучающимся и преподавателем возникают необходимые деловые и человеческие отношения. Слишком много души надо вложить преподавателю в это дело, чтобы можно было ограничиться лишь формальными занятиями. Как правило, мы (преподаватели) являемся не только человеком, обучающим ребенка профессиональным навыкам, но и его духовным руководителем в искусстве и жизни.
Большую роль в начальном этапе общения играют стереотипные установки, имеющиеся у преподавателя по отношению к тем или иным обучающимся.
Один из таких стереотипов связан с суждением об учащемся как личности по его успеваемости. Характеризуя хорошо успевающих детей, преподаватели выделяют прежде всего положительные качества, главным образом интеллектуальные и волевые; слабоуспевающих же характеризуют больше с негативных позиций, отмечая их инертность, пассивность, неразвитость, отсутствие способностей и интересов. У среднеуспевающих характеристики нивелируются, они становятся безликими в глазах преподавателя. С повышением мастерства преподавателя эти негативные стороны в оценке обучающихся в зависимости от их успеваемости несколько сглаживаются.
Преподаватель склонен лучше относиться к более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Хуже всего относятся к независимым, активным и самоуверенным школьникам. Внешне привлекательным детям некоторые учителя склонны приписывать более высокий интеллект, а родителям этих учеников — большие усилия в воспитании своих детей. Внешне привлекательные учащиеся чаще становятся любимчиками преподавателя, а непривлекательные — наоборот. В одном из экспериментов любимчики намеренно допускали ошибки в выполнении упражнений, нелюбимые преподавателями учащиеся выполняли задание правильно. Однако средний балл первых оказался выше. Учитель отдает предпочтение в общении ученикам, сидящим на первых партах, и оценивает ответы этих учащихся более высоко.
Взаимоотношения преподавателя и обучающихся всегда предполагают некий диалог, взаимопонимание, эмоциональный контакт ребенка и взрослого друг с другом. Преподавателю принадлежит в этом взаимодействии важнейшая роль. На начальной ступени обучения авторитет и влияние преподавателя часто более значительны, чем родителей.
Установить такой диалог, выявить проблемы в этой области и наметить пути их решения помогает психодиагностика.
Теоретические подходы к проблеме диагностики взаимоотношений педагогов с учащимися изучались в отечественной науке такими исследователями как А.А.Бодалёв Н.В.Кузьмина , А.К.Маркова , А.В.Мудрик , В.А.Сластёнин , Н.Ю.Синягина и др.
Актуальность этого вопроса возрастает в связи с введением нового стандарта образования, который определяет, что «учебная деятельность носит общественный характер, являясь таковой по содержанию, по смыслу и по форме осуществления. Общественный характер учебной деятельности ребенка требует учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками, предъявляя высокие требования к его коммуникативной компетентности»
Теоретическая психодиагностика помогает учителю в выработке целостного образа индивидуальности ученика, указывая на типичные ошибки, допускаемые при решении этой задачи. Перечислим основной перечень этих ошибок:
- Переоценка информативности внешнего вида. Как известно, первоначальное представление о человеке складывается «по одежке». Правомерно ли это? В определенной мере. Но внешний вид может служить источником лишь для гипотез.
- Эффект ореола. Этим термином в психологии обозначают неправомерное распространение оценки какого-либо одного качества на всю индивидуальность.
- Инерция сложившихся представлений. Как бы ни был убежден учитель в истинности мнения, которое сложилось у него о том или ином ученике, рассматривать его как абсолютно непреложное не следует. Надо всегда держать разум открытым по отношению к новым фактам.
- Влияние социальных стереотипов. Каждый из нас постоянно имеет дело с представителями различных социальных групп – профессиональных, учебных, этнических. На основании личного знакомства с ними, а нередко лишь под влиянием существующих в обществе мнений у нас складывается некий образ данной группы в целом. Распространение этого представления о социальной группе на каждого отдельного ее члена, механическое приписывание ему общих черт (нередко совершенно мнимых) есть проявление социального стереотипа.
- Влияние стереотипов, сложившихся в процессе педагогического опыта данного учителя. Нередко учитель соотносит образ своего нового ученика с кем-то из прошлой практики, руководствуясь схожестью внешнего вида, отдельных поступков, ситуаций. «Он будет как…», «такой ученик учился у меня несколько лет назад» – типичные высказывания учителя при знакомстве с новым учеником.
- Оценка личности по отдельным поступкам ученика. Беда некоторых учителей в том, что поступки ребенка, которые должны бы вызвать тревогу, они не очень замечают, и, наоборот, порой возводят мелочь, чуть ли не в ранг преступления, пренебрегая педагогическим постулатом о том, что следует оценивать поступки, а не личность учащегося.
Профессионально важные качества педагогического общения преподавателя:
- Интерес к людям и работе с ними; наличие потребности и умения общения, общительность.
- Способность эмоциональной эмпатии и понимания людей
- Гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения
- Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении.
- Умение управлять собой.
- Способность к спонтанности (неподготовленности), коммуникации.
- Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий.
- Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств.
- Владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учеников в требуемом направлении.
- Способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия).
Сегодня психолого-педагогическая наука убедительно доказала: для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызывать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение всегда формируется в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений. Многие серьезные проблемы воспитания и обучения возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми.
Воздействовать на личность ребенка преподаватель сможет только в том случае, если сам станет составной частью детского коллектива, если в отношениях его и детей главным регулятором будет великое чувство общности воспитателя и ребенка- чувство “МЫ”. Одним из важнейших качеств преподавателя является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. В этом случае у преподавателя должны быть развиты коммуникативные способности, важные для осуществления плодотворной педагогической деятельности.
Необходимо активно вовлекать обучающегося в творческий процесс. При работе с группами необходимо уделять внимание всем обучающимся. Этот процесс называется коллективное взаимодействие.
Принцип коллективного взаимодействия определяет такой способ организации учебного процесса, при котором:
учащиеся активно общаются друг с другом, обмениваясь учебной информацией, расширяя за счет этого свои знания, совершенствуя умения и навыки;
между участниками складываются благоприятные взаимоотношения, служащие условием и средством эффективности обучения и творческого развития каждого;
условием успеха каждого является успех остальных.
Таким образом, активное общение преподавателя с учащимися и учащихся между собой является социально-психологическим фактором успешности процесса обучения, одновременно обеспечивая эффективность формирования познавательных действий и приемов общения на изучаемом языке. Совместные действия и межличностные отношения в системе учитель-ученик, ученик-группа и т.д. являются также средством повышения продуктивности индивидуальной деятельности ученика.
Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание преподавателем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться обучающимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.
Воспитание ребенка- это процесс формирования у него представления о себе самом. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально- типологические особенности социально- психологического взаимодействия преподавателя и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
Особенности коммуникативных возможностей преподавателя;
Сложившийся характер взаимоотношений преподавателя и воспитанников;
Творческая индивидуальность преподавателя;
Особенности ученического коллектива.
Современная эпоха научно- технической революции в значительной мере изменила и усложнила роль преподавателя в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей.
Конечно, способность к общению с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к детям- на том, что в науке суховато называется профессионально- педагогической направленностью личности учителя. Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе своей педагогический труд – повседневное общение с детьми- углубляет любовь к человеку, веру в него. Но оказывается, что эта любовь должна быть помножена на знание законов педагогического общения. Ибо именно взаимоотношения с ребенком движут во многом процесс обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое знакомство с компьютером
Ребята знакомятся с составными частями компьютера, техникой безопасности....
Конспект урока: « Выборочное изложение « Первое знакомство»
Конспект урока русского языка в 4 классе.Изложение...

2 класс. Окружающий мир. Урок-поиск по теме ,,Первое знакомство со звездами’’
В данной статье представлен конспект урока-поиска по окружающему миру во 2 –м классе по системе учебников ,,Начальная школа ХХI века’’. В ходе урока у уч...

Конспект урока окружающего мира "Первое знакомство со звездами"
Урок окуржающего мира во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века". На этом уроке учащиеся получают первоначальное предтавление о звездах, Солнце, планетах и Солнечной системе. В разработку вклю...

Первые рисунки для первого знакомства. Обзор рисунков первоклассников на свободную тему.
Основным содержанием статьи является обзор рисунков первоклассников по заданию "Свободная тема рисунка".В статье можно узнать об осоенностях детских рисунков. . Также читель узнает...
