«Духовно-нравственное воспитание, как условие становления личности, формирования её ценностного и организационно - деятельностного потенциала».
статья на тему

Выступление на педагогическом совете, посвященном проблемам нравственного воспитания школьников.  В коротком обзоре: элементы нравственной свободы:  возрастные и психологические особенности младших школьников;  примеры тем по предметам, направленным на становление личности младшего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Выступление на педагогическом совете.

 «Духовно-нравственное воспитание, как условие становления личности, формирования её ценностного и организационно - деятельностного потенциала».

                                                                                                      «Две вещи на свете наполняют

                                                                                                        мою душу священным трепетом:

                                                                                             звёздное небо над головой

                                                                                        и нравственный закон 

                                                                      внутри нас».

Иммануил Кант.

«Уяснение нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества»  Л.Н.Толстой.

                          Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

          Для создания педагогических условий нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики  их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

                        Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим соответствием личных и общественных интересов.

Важнейшими элементами, образующими «ядро» нравственной свободы, являются:

1. Осознание требований нравственных норм.

2. Принятие этих требований в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей.

3. Самостоятельный выбор одного из возможных вариантов действия, то есть принятие решения, сделанного не под внешним давлением (правовым или авторитарным), а по внутреннему убеждению.

4. Волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающегося эмоциональным удовлетворением достигнутым результатом (намерением).

5. Ответственность за мотивы и последствия действия.

 

                 Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. 

Возрастные и психологические особенности младших школьников:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.

Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

2) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

3) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

4) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди создают тебе счастливое детство. Плати им за это добром. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

3. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

4. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

         В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: "ситуативного" познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

          На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой.

Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию - природе.

           В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

           Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

В этические беседы можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

         Важное значение для духовно-нравственного формирования школьников имеет организация коллективной и групповой форм учебной деятельности на уроках по всем предметам. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

             Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

    Необходимым условием построения современной системы воспитания и развития культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть мировой культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который по образному выражению К.Д. Ушинского мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

   

    Темой «Отечество» открывается курс в 1-ом классе на уроках  обучения грамоте, а далее учитель лишь углубляет свои акценты, использует в соответствии с возрастом иные литературные произведения, иллюстрации, карты. Усложняются и задания.

    Тема «Семья» начинается на уроках окружающего мира с простых рассказов о своих самых близких людях, вспоминаются сказки, стихи, собираются рисунки для выставок. А в 4-ом классе дети уже делают поколенную роспись семьи и рисуют генеалогическое дерево.

     

Русский язык

    Обогащать  представления учеников о языке как хранилище культуры русского народа, отражающем его представления о добре и зле, о смысле жизни… Язык – святыня народная, которую нужно знать и беречь. Акцент обучения русскому языку с формальной грамматики стоит при этом перенести на этимологию, на образованность нашего языка, его своеобразие, точность, многозначность, богатство, красоту.

       Основные темы для изучения на уроках русского языка:

-  «Общность славянских языков. Общее представление о древнерусском, старославянском    языках»

-  «Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа (В. Ключевский)»

-  «Духовный подвиг равноапостольных Кирилла и Мефодия. История создания азбуки»

-  «Словарь живого великорусского языка В.И. Даля»

 -   «Язык пословиц, поговорок, загадок. Отражение в них морали народа».

Литературное чтение.

    Воспитательные идеи содержали произведение народа, не имевшие специального педагогического характера. Они определяли многие мировоззренческие установки человека, развивали его нравственные и эстетические представления, пробуждали фантазию и творчество.

    Материалы по теме «Фольклор» могут использоваться на уроках литературного чтения при соответствующей теме. Тема обширная, материалы по ней с определенным углублением и расширением используются от первого до четвертого класса.

    Первоклассникам доступны и интересные сказки, считалки, жеребьевки – они  и составят основное содержание знаний. Пословицы и поговорки наиболее простые, они для заучивания, запоминания. Хороводные игры, речитативы с движениями полезно разучить на уроке, а далее включать в работу в качестве физкультминуток.

    Во втором классе, сохраняя основу сказки, - расширять знакомство с поговорками, пословицами, учить объяснять их смысл, учить читать распевно песни, плясать под них, учить «сказывать» сказки, разыгрывать их, учить разгадывать и составлять загадки.

    В третьем и четвертом классах продолжить знакомство с произведениями фольклора, учить понимать переносный смысл пословиц, использовать их в своей речи; придумывать сказки, создавать учебные проекты., находить в литературных источниках тексты народных песен; придумывать ситуации, в которых уместны пословицы и поговорки. Постепенно переходить от запоминания к творческой работе.

Для самостоятельной исследовательской работы в 3 – 4 классах можно предложить такие темы:

«Образ Земли в народном искусстве»

«Старинные песни нашего края»

«Любимые песни нашего села»

«Пословицы и поговорки в речи наших бабушек, родителей, соседей».

Окружающий мир

    Главной задачей этого учебного курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого:

I     «Отечество. Государственные символы: гимн, герб, флаг».

II    «Города русские: что ни город, то свой норов».

      «Вольный город - Новгород»

      «Ростов великий и Ростов земля»

      «Славен город наш Донской»

III  «Сыны Отечества»

      «Воитель земли русской Александр Невский»

      «Афанасий Никитин и его хождение за три моря»

      «Иван Сусанин»

    Посетить краеведческий музей, узнать имена людей, внесших свой вклад в развитие данной местности.

IV  «Родные и близкие»

       1-й класс – «История моей семьи»

       2-й класс – «Я и моя семья»

Изобразительное искусство и художественный труд.

               На этих уроках знакомить учеников с русским народным изобразительным творчеством, декоративно-прикладным искусством, символикой русского орнамента, древнерусским зодчеством, иконописью и иконописцами, с творчеством русских художников-пейзажистов.

    Уделять внимание сказочным сюжетам, народным мотивам. Рассматривать элементы русского народного костюма.

    Говорить о роли дерева в жизни русского крестьянина, об архитектуре русской деревни, о резьбе по дереву. Рассматривать мебель, посуду, инвентарь, приспособления, сделанные из дерева в крестьянском хозяйстве. О том, как богато декоративно-прикладное искусство русского народа: узорное ткачество, вышивка, шитье.

    Основные темы урока:

«Народное искусство», «Волшебная Дымка», «Русская народная сказка», «Городецкие узоры»,

«Русская вышивка», «Русский народный костюм», «Голубая Гжель», «Золотая хохлома»,

«Русская матрешка», «Жостово», «Народные промыслы родного края», «Сказки».

          Нужно делать традиционным праздник семьи, который помогает детям и родителям осознать, что у «дома» есть не только видимые стены, но и невидимые (вера, любовь, терпение, взаимопонимание), а незримые стены и являются самыми важными.

    Темы основных модулей:

«Моя родословная», «История моей школы», «Жилище», «Народный календарь», «Народные игры», «Праздники и обряды» и др.

     В качестве приложения я представляю презентацию  долгосрочного проекта, начатого детьми первого класса: «Каждый день- День Добра».



Предварительный просмотр:

                                           Выступление на педагогическом совете.

 «Духовно-нравственное воспитание, как условие становления личности, формирования её ценностного и организационно - деятельностного потенциала».

                                                                                                      «Две вещи на свете наполняют

                                                                                                        мою душу священным трепетом:

                                                                                             звёздное небо над головой

                                                                                        и нравственный закон 

                                                                      внутри нас».

Иммануил Кант.

«Уяснение нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества»  Л.Н.Толстой.

                          Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

          Для создания педагогических условий нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики  их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

                        Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим соответствием личных и общественных интересов.

Важнейшими элементами, образующими «ядро» нравственной свободы, являются:

1. Осознание требований нравственных норм.

2. Принятие этих требований в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей.

3. Самостоятельный выбор одного из возможных вариантов действия, то есть принятие решения, сделанного не под внешним давлением (правовым или авторитарным), а по внутреннему убеждению.

4. Волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающегося эмоциональным удовлетворением достигнутым результатом (намерением).

5. Ответственность за мотивы и последствия действия.

 

                 Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. 

Возрастные и психологические особенности младших школьников:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.

Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

2) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

3) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

4) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди создают тебе счастливое детство. Плати им за это добром. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

3. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

4. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

         В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: "ситуативного" познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

          На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой.

Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию - природе.

           В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

           Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

В этические беседы можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

         Важное значение для духовно-нравственного формирования школьников имеет организация коллективной и групповой форм учебной деятельности на уроках по всем предметам. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

             Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

    Необходимым условием построения современной системы воспитания и развития культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть мировой культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который по образному выражению К.Д. Ушинского мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

   

    Темой «Отечество» открывается курс в 1-ом классе на уроках  обучения грамоте, а далее учитель лишь углубляет свои акценты, использует в соответствии с возрастом иные литературные произведения, иллюстрации, карты. Усложняются и задания.

    Тема «Семья» начинается на уроках окружающего мира с простых рассказов о своих самых близких людях, вспоминаются сказки, стихи, собираются рисунки для выставок. А в 4-ом классе дети уже делают поколенную роспись семьи и рисуют генеалогическое дерево.

     

Русский язык

    Обогащать  представления учеников о языке как хранилище культуры русского народа, отражающем его представления о добре и зле, о смысле жизни… Язык – святыня народная, которую нужно знать и беречь. Акцент обучения русскому языку с формальной грамматики стоит при этом перенести на этимологию, на образованность нашего языка, его своеобразие, точность, многозначность, богатство, красоту.

       Основные темы для изучения на уроках русского языка:

-  «Общность славянских языков. Общее представление о древнерусском, старославянском    языках»

-  «Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа (В. Ключевский)»

-  «Духовный подвиг равноапостольных Кирилла и Мефодия. История создания азбуки»

-  «Словарь живого великорусского языка В.И. Даля»

 -   «Язык пословиц, поговорок, загадок. Отражение в них морали народа».

Литературное чтение.

    Воспитательные идеи содержали произведение народа, не имевшие специального педагогического характера. Они определяли многие мировоззренческие установки человека, развивали его нравственные и эстетические представления, пробуждали фантазию и творчество.

    Материалы по теме «Фольклор» могут использоваться на уроках литературного чтения при соответствующей теме. Тема обширная, материалы по ней с определенным углублением и расширением используются от первого до четвертого класса.

    Первоклассникам доступны и интересные сказки, считалки, жеребьевки – они  и составят основное содержание знаний. Пословицы и поговорки наиболее простые, они для заучивания, запоминания. Хороводные игры, речитативы с движениями полезно разучить на уроке, а далее включать в работу в качестве физкультминуток.

    Во втором классе, сохраняя основу сказки, - расширять знакомство с поговорками, пословицами, учить объяснять их смысл, учить читать распевно песни, плясать под них, учить «сказывать» сказки, разыгрывать их, учить разгадывать и составлять загадки.

    В третьем и четвертом классах продолжить знакомство с произведениями фольклора, учить понимать переносный смысл пословиц, использовать их в своей речи; придумывать сказки, создавать учебные проекты., находить в литературных источниках тексты народных песен; придумывать ситуации, в которых уместны пословицы и поговорки. Постепенно переходить от запоминания к творческой работе.

Для самостоятельной исследовательской работы в 3 – 4 классах можно предложить такие темы:

«Образ Земли в народном искусстве»

«Старинные песни нашего края»

«Любимые песни нашего села»

«Пословицы и поговорки в речи наших бабушек, родителей, соседей».

Окружающий мир

    Главной задачей этого учебного курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого:

I     «Отечество. Государственные символы: гимн, герб, флаг».

II    «Города русские: что ни город, то свой норов».

      «Вольный город - Новгород»

      «Ростов великий и Ростов земля»

      «Славен город наш Донской»

III  «Сыны Отечества»

      «Воитель земли русской Александр Невский»

      «Афанасий Никитин и его хождение за три моря»

      «Иван Сусанин»

    Посетить краеведческий музей, узнать имена людей, внесших свой вклад в развитие данной местности.

IV  «Родные и близкие»

       1-й класс – «История моей семьи»

       2-й класс – «Я и моя семья»

Изобразительное искусство и художественный труд.

               На этих уроках знакомить учеников с русским народным изобразительным творчеством, декоративно-прикладным искусством, символикой русского орнамента, древнерусским зодчеством, иконописью и иконописцами, с творчеством русских художников-пейзажистов.

    Уделять внимание сказочным сюжетам, народным мотивам. Рассматривать элементы русского народного костюма.

    Говорить о роли дерева в жизни русского крестьянина, об архитектуре русской деревни, о резьбе по дереву. Рассматривать мебель, посуду, инвентарь, приспособления, сделанные из дерева в крестьянском хозяйстве. О том, как богато декоративно-прикладное искусство русского народа: узорное ткачество, вышивка, шитье.

    Основные темы урока:

«Народное искусство», «Волшебная Дымка», «Русская народная сказка», «Городецкие узоры»,

«Русская вышивка», «Русский народный костюм», «Голубая Гжель», «Золотая хохлома»,

«Русская матрешка», «Жостово», «Народные промыслы родного края», «Сказки».

          Нужно делать традиционным праздник семьи, который помогает детям и родителям осознать, что у «дома» есть не только видимые стены, но и невидимые (вера, любовь, терпение, взаимопонимание), а незримые стены и являются самыми важными.

    Темы основных модулей:

«Моя родословная», «История моей школы», «Жилище», «Народный календарь», «Народные игры», «Праздники и обряды» и др.

     В качестве приложения я представляю презентацию  долгосрочного проекта, начатого детьми первого класса: «Каждый день- День Добра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Родительское собрание «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в условиях введения федеральных образовательных стандартов»

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...

Группа продленного дня как условие становления личности ребенка

Школа – главный помощник в становлении личности ребенка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. В современны...

Статья "Группа продленного дня как условие становления личности ребенка".

В группе продленного дня - создаются условия для полноценного развития личности: развитие познавательных, творческих способностей, эстетическое отношение к окружающему миру, способность к самовыражени...

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды (программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.Программа особенн...