Родительское собрание «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в условиях введения федеральных образовательных стандартов»
статья (1 класс) по теме

Куприна Ольга Ивановна

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание – Педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа РФ

Направления духовно-нравственного развития и воспитания:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма;

2. Воспитание нравственных чувств и     этического сознания;

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду;                                         

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

5. Экологическое воспитание;                                            

6. Эстетическое воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: «Формирование духовно-нравственных ценностей в условиях введения стандартов нового поколения»

В числе важнейших проблем современного образования серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи.

Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, традиции народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается  в детстве. Поэтому важно мне, как классному руководителю начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей уже с младшего школьного возраста.

На это нас нацеливает концепция духовно-нравственного развития и воспитания, где первостепенной задачей стандартов нового поколения является не просто получить высокообразованного человека, а духовно-нравственную личность.

Тема моего опыта работы: «Формирование духовно-нравственных ценностей в условиях введения стандартов нового поколения» слайд1, 2

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребёнка улицы и средств массовой информации, всё же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем ряда других факторов.  слайд 3

Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и  нравственных ценностей многонационального народа РФ.  слайд 4

Духовно-нравственное развитие – формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству и миру в целом.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания:

Слайд 5

1.Воспитание гражданственности, патриотизма;

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду;

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

Содержанием этих направлений являются ценности, хранимые в культурных, семейных традициях и передаваемые от поколения к поколению, которые прививаются с детских лет.  Слайд 6

  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
  • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными. У детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме и других ценностях.

В условиях современной жизни нельзя рассчитывать на успех в воспитании полагаясь только на государство, школу. Слайд 7

Воспитательное пространство должно быть единым. Конечно, основы воспитания ребёнка закладывается прежде всего в семье.

Семья, как ячейка общества, является неотделимой составной частью общества. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.  Очень важны роль отца и матери в семье. Ведь оттого как родители приучат своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе, людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить Ваши дети.  Слайд 8

 

Методы нравственного воспитания в семье.Слайд 9 

Главные методы воспитания в семье – положительный пример родителей. Развитые вкус, порядочность, духовность – это результат культурного развития семьи. Ребёнок, особенно в раннем детстве, подражает родителям, поэтому так важно, чтобы родители давали пример достойного поведения во всём.

Регулярный труд в присутствии ребёнка даст положительные результаты. Постоянно наблюдая за работой взрослого, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и наконец как самостоятельный исполнитель.

Рекомендуется проявлять «пристальное внимание» к ребёнку, т.е. интересоваться им всегда, а не только в случаях проступков и правонарушений.

Очень важным методом в воспитании В.А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей очень много, но их все невозможно  и не нужно выполнять. Слайд 10

Надо приобщать ребёнка к книгам, чтению сказок, к совместным посещениям музеев, театров и др. мероприятий, слушанию классической музыки. Всё вместе положительно воздействует на детскую психику

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упрёки. Родителям необходимо найти вребёнку что-то положительное, за что можно его похвалить, т.е. создать «ситуацию успеха», чтобы он поверил в свои силы.

Крайней мерой воздействия является наказание(Слайд11). Конечно, наказывать надо, любой проступок ребёнка должен быть замеченным, иначе это приведёт к вседозволенности. Но наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. И главное, наказание не должно оскорблять достоинство ребёнка.

Отдельные телевизионные передачи, особенно зарубежные, и современные русские детективы влияют не лучшим образом. В голове ребёнка бессознательно откладываются сцены насилия, подвиг наёмных убийц. Такой просмотр приводит к плачевным последствиям: подросток становится психически нездоровым человеком. Взрослые должны из всего мирового художественного искусства выбрать то, которое способствует воспитанию духовно-богатой личности. Слайд 12, 13

Особое значение для духовно-нравственного развития имеет и пример учителя. Учитель не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует представление ребёнка о справедливости, нравственности. Мы стараемся построить работу по формированию духовных ценностей в системе, которая ведётся в урочной и внеурочной деятельности.

Проводим различные мероприятия для становления духовно-нравственной  личности…. Слайд14

Надеемся, что наша работа в данном направлении будет вами поддерживаться, ведь цель у нас одна – воспитать духовно-нравственную личность – добрую, честную, способную переживать и сострадать, умеющую прощать. Слайд 15-21

В современных условиях концепция духовно-нравственного воспитания обращает наше внимание на более глубокое использование в воспитательном процессе основ православной культуры. Слайд 22

 

 

Своё выступление мне бы хотелось закончить словами В.А. Сухомлинского:

«Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу – будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» слайд 23,24.