Родительское собрание «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в условиях введения федеральных образовательных стандартов»
статья (1 класс) по теме

Куприна Ольга Ивановна

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание – Педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа РФ

Направления духовно-нравственного развития и воспитания:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма;

2. Воспитание нравственных чувств и     этического сознания;

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду;                                         

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

5. Экологическое воспитание;                                            

6. Эстетическое воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания: «Формирование духовно-нравственных ценностей в условиях введения стандартов нового поколения»

В числе важнейших проблем современного образования серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи.

Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, традиции народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается  в детстве. Поэтому важно мне, как классному руководителю начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей уже с младшего школьного возраста.

На это нас нацеливает концепция духовно-нравственного развития и воспитания, где первостепенной задачей стандартов нового поколения является не просто получить высокообразованного человека, а духовно-нравственную личность.

Тема моего опыта работы: «Формирование духовно-нравственных ценностей в условиях введения стандартов нового поколения» слайд1, 2

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребёнка улицы и средств массовой информации, всё же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем ряда других факторов.  слайд 3

Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и  нравственных ценностей многонационального народа РФ.  слайд 4

Духовно-нравственное развитие – формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству и миру в целом.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания:

Слайд 5

1.Воспитание гражданственности, патриотизма;

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду;

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

Содержанием этих направлений являются ценности, хранимые в культурных, семейных традициях и передаваемые от поколения к поколению, которые прививаются с детских лет.  Слайд 6

  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
  • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными. У детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме и других ценностях.

В условиях современной жизни нельзя рассчитывать на успех в воспитании полагаясь только на государство, школу. Слайд 7

Воспитательное пространство должно быть единым. Конечно, основы воспитания ребёнка закладывается прежде всего в семье.

Семья, как ячейка общества, является неотделимой составной частью общества. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.  Очень важны роль отца и матери в семье. Ведь оттого как родители приучат своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе, людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить Ваши дети.  Слайд 8

 

Методы нравственного воспитания в семье.Слайд 9 

Главные методы воспитания в семье – положительный пример родителей. Развитые вкус, порядочность, духовность – это результат культурного развития семьи. Ребёнок, особенно в раннем детстве, подражает родителям, поэтому так важно, чтобы родители давали пример достойного поведения во всём.

Регулярный труд в присутствии ребёнка даст положительные результаты. Постоянно наблюдая за работой взрослого, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и наконец как самостоятельный исполнитель.

Рекомендуется проявлять «пристальное внимание» к ребёнку, т.е. интересоваться им всегда, а не только в случаях проступков и правонарушений.

Очень важным методом в воспитании В.А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей очень много, но их все невозможно  и не нужно выполнять. Слайд 10

Надо приобщать ребёнка к книгам, чтению сказок, к совместным посещениям музеев, театров и др. мероприятий, слушанию классической музыки. Всё вместе положительно воздействует на детскую психику

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упрёки. Родителям необходимо найти вребёнку что-то положительное, за что можно его похвалить, т.е. создать «ситуацию успеха», чтобы он поверил в свои силы.

Крайней мерой воздействия является наказание(Слайд11). Конечно, наказывать надо, любой проступок ребёнка должен быть замеченным, иначе это приведёт к вседозволенности. Но наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. И главное, наказание не должно оскорблять достоинство ребёнка.

Отдельные телевизионные передачи, особенно зарубежные, и современные русские детективы влияют не лучшим образом. В голове ребёнка бессознательно откладываются сцены насилия, подвиг наёмных убийц. Такой просмотр приводит к плачевным последствиям: подросток становится психически нездоровым человеком. Взрослые должны из всего мирового художественного искусства выбрать то, которое способствует воспитанию духовно-богатой личности. Слайд 12, 13

Особое значение для духовно-нравственного развития имеет и пример учителя. Учитель не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует представление ребёнка о справедливости, нравственности. Мы стараемся построить работу по формированию духовных ценностей в системе, которая ведётся в урочной и внеурочной деятельности.

Проводим различные мероприятия для становления духовно-нравственной  личности…. Слайд14

Надеемся, что наша работа в данном направлении будет вами поддерживаться, ведь цель у нас одна – воспитать духовно-нравственную личность – добрую, честную, способную переживать и сострадать, умеющую прощать. Слайд 15-21

В современных условиях концепция духовно-нравственного воспитания обращает наше внимание на более глубокое использование в воспитательном процессе основ православной культуры. Слайд 22

 

 

Своё выступление мне бы хотелось закончить словами В.А. Сухомлинского:

«Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу – будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» слайд 23,24.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...

Опыт опережающего введения федерального образовательного стандарта начального общего образования

Опыт опережающего введения федерального   образовательного стандарта  начального общего образования  В целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша нов...

Авторская разработка к родительскому собранию "Семья. Духовность. Нравственность"

Выступление учащихся младших классов на родительском общешкольном собрании по теме «Семья. Духовность. Нравственность».Очень удачно выглядит в начале собрания, как вступление....

«Формирование духовно-нравственных аспектов младших школьников в условиях ФГОС»

Направление: «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников и младших школьников»...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.

Преемственность между школьным и дошкольным отделениями коррекционного учреждения....

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов»

       В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является наиболее важной проблемой современного общества.  В свете происходящих во всем мире событий, гос...