Место мультимедиа в образовательном пространстве урока
план-конспект по теме

В работе дается описание и реализация методов мультимедиа для лучшего усвоения учащимися младших классов программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ped._sovet.docx19.09 КБ
Файл multimedia_urok_v_sovremennoy_shkole.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

            Еще сто лет назад Л. Н. Толстой развил новые для России представления о школе, основанные на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Педагогическая деятельность, основанная на любви к детям, пробуждает все лучшее, что есть в ребенке от рождения. Свобода как возможность творчества лежит и в основе деятельности учителя. Только он, вместе со своими учениками, определяет порядок учения, методы преподавания, опираясь на интерес детей, их права свободы выбора.

      Опыт Л. Н. Толстого неповторим, но идеи, вытекающие из этого опыта, сегодня актуальны как никогда.

     Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

     Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.      В ходе моих наблюдений я пришла к выводу, что деятельность при    применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Оттого, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Из своей практики я установила, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций.      Для развития устойчивой учебной мотивации и познавательной активности в адаптационный период особенно я применяю разнообразные методы деятельности учащихся: поощрение, создание ситуаций успеха, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, формирование ответственного отношения, формирование рефлексивности, развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие сопереживания, поиск контактов и  сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

      Все это позволяет мне превратить приобретение знаний во внутреннемотивированный и радостный процесс и приводит в конечном итоге к качественным преобразованиям в педагогическом процессе.

      Следовательно, залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.

       Также в своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.

-Что такое проект (исследования) для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений.

-Проекты-наблюдения  « Мои домашние питомцы» и т. д.

Итогом таких наблюдений становится устный рассказ или рисунок. Проекты о домашних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабженными интересными рассказами, наблюдениями и замечательными фотографиями. Данный вид проектов я использую на уроках окружающего мира.

-Конструктивные проекты я применяю на уроках труда.(см. презентация)           Я считаю, что применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:

      Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Для реализации данной потребности я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общение между субъектами коллективной учебной деятельности.

      Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Я обучаю школьников применять следующие правила работы в диалоге:

правило 1 – отвечать на поставленный вопрос;

правило 2 – каждый имеет право на свою версию;

правило 3 – каждый имеет право поддерживать версию другого;

правило 4 – каждый имеет право критиковать версию другого.

      Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск.. Отвечают и слабые, и сильные. Обучающиеся не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение.

      На мой взгляд, важной задачей в 1 классе начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации). Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. В 1 классе я использую работу в парах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников.
Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

- не владеют умениями совместной деятельности;

- не готовы сотрудничать в больших группах;

- плохо знают друг друга;

- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной  деятельности с ними.

       Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

         Привожу пример занятия, проводимого мною в адаптационный период с первоклассниками.

       Проанализировав выполнение данного задания, я выяснила, что одни пары смогли договориться о порядке работы и выполнить ее полностью, другие не смогли продемонстрировать такой уровень сотрудничества. Процесс совместной деятельности дети подменили индивидуальной работой. Неготовность детей принимать общую цель совместной деятельности ставит преграду для формирования деловых межличностных отношений. Их отношения складываются только как личностные и не входят в зону деловых взаимоотношений.

      Групповая работа дает тоже положительный результат к самореабилитации ученика.     Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.(см. презентация)

      Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным обучающимся сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.

Заключение.

     Данная творческая работа убедила меня в том, что активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках играет огромную роль к самоопределению, самореализации, самореабилитации .

Процессу активизации познавательной деятельности способствует применение интерактивных форм и методов.см. презентация 

Рекомендации учителям:

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения                                            на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

       Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. (см. презентация).

     Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику. Умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.

      Выводом из адаптационного периода является то, что развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая складывается в случае признания безусловной ценности каждого ребенка, отказа от внешнего оценивания, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности.

Совместные экскурсии  и поездки являются неотъемлемой частью в адаптации первоклассника. Очень хорошо влияют на развитие межличностных отношений и сплочённость коллектива учащихся. Активизируют познавательную деятельность, помогают ребёнку раскрыться в неформальной обстановке, что приводит к положительной мотивации в учебном процессе.  

     



Предварительный просмотр:

 «Мультимедиа урок в современной школе».

 МЕСТО   МУЛЬТИМЕДИА   В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОСТРАНСТВЕ УРОКА:  ВОЗМОЖНОСТЬ,  НЕОБХОДИМОСТЬ, УСЛОВИЯ  УСПЕШНОЙ  РЕАЛИЗАЦИИ

Подготовила: Новикова Елена Николаевна

                        Март  2012 год

Современное образование призвано формировать самостоятельную, полноценную личность, способную к постоянному самостоятельному обучению в течение жизни, к адаптации и социализации в окружающей меняющейся действительности. Для достижения этой цели должно меняться и образовательное пространство урока. Ни для кого не секрет, что воспитать активную личность с помощью только традиционных технологий невозможно, на помощь педагогам приходит великое множество инновационных технологий. В чем суть всех инноваций в области педагогических технологий? Это особая организация урока, отличная от традиционных методик. Самое важное, на мой взгляд, отличие - это организация взаимодействия учащихся и учителя на уроке и выполнение совершенно других ролей по сравнению с традиционной методикой учителем и учащихся. Педагог организует образовательное пространство урока, создает условия для получения учащимися новых знаний. Не ведет за собой по всем этапам объяснени я нового материала, а создает такие условия для учащихся, когда они понимают важность цели урока, мотивируются и определяют сами, что они должны сделать и как именно, чтобы этой цели достичь. При этом они должны научиться или продуктивно использовать межличностное общение, навыки работы в группе, парах, коллективе, сформировать умение выполнять различные роли в группе. Кроме организатора учитель выступает в процессе урока как консультант, эксперт: организует дискуссии, направляет процесс поиска истины/знания, оказывает техническую, информационную и оценочную поддержку ученикам.  Не сразу обращаюсь к ММ специально, так как хотелось бы заострить ваше внимание именно на общих подходах к организации урока и только потом к инструментам, которые помогают это осуществить. Одним из таких инструментов являются средства ММ.

 Основные требования к современному образованию, уроку, роль учителя и ученика на уроке. С одной стороны все просто и обычно, как в традиционной методике: у каждого урока есть свои цели и задачи, которые должны быть достигнуты и решены в процессе урока – тут ничего не изменилось (кроме самих формулировок типа формировать навыки добывания, обсуждения информации и ее интерпретации и т.д. ). Учителю необходимо в процессе подготовки урока отобрать теоретический и практический материал для конкретного урока, набор приемов и методов (инструментов/технологий), с помощью которых эти цели и задачи можно достигнуть – тут тоже ничего нового нет, все как обычно. Кроме одного – организации работы на уроке, инновационная организация образовательного процесса урока с помощью инновационных технологий. Мультимедиа должны выступать как средство или инструмент познания на уроке, поэтому его использование подчинено целям и задачам урока разного порядка: образовательным, воспитательным, дидактическим. ММ призвано решать различные проблемы данного конкретного класса на данном конкретном уроке. Проблемы могут быть разного плана: мотивации к обучению, развитие коммуникативных способностей, получение знаний, накоплению фактического и информационного материала, формирование информационной грамотности и т.д. Для того чтобы использование ММ в образовательном процессе было не только возможно, но и необходимо и уместно, важно соблюдение следующих условий. На мой взгляд, схема использования ММ на уроке – это общение по теме учебного материала по моделям ученик – ученик и ученик – учитель. Такая схема наиболее продуктивна в условиях современного образования, так как она обеспечивает: − организующую функцию учителя, его позицию консультанта и организатора образовательного пространства урока, технического эксперта; − активную позицию ученика, то есть позицию субъекта обучения относительно процесса получения им нового знания, где он сам выбирает или определяет границы своего знания и пути, способы и скорость достижения нового; − развитие коммуникативных навыков, толерантности, опыт продуктивного межличностного общения: общение в группе, парах, возможность побывать в различных ролях в результате распределения их в процессе деятельности.  подготовка к таким урокам - трудоемкий процесс, 

 Мультимедиа является исключительно плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов  мультимедийной  учебной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся. Но все это только при одном очень важном условии: учитель и ученики владеют ИКТ –технологиями на необходимом уровне. Если учитель слабо владеет ИКТ – технологиями или учащиеся испытывают значительные затруднения в работе с компьютером и необходимым ПО и т.д., то тогда использование в уроке данного инструмента нерационально, неуместно. Учитель составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Такому уроку свойственно следующее: 1) принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; 2) управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; 3) интерактивность и диалоговый характер обучения; – ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения; 4) оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; 5) поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; 6) неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения сколько угодно велики. Компьютер может использоваться на всех этапах: при подготовке урока, в течение всего процесса – при объяснении (введении) нового материала, закреплении ,повторении, контроле ЗУН. При этом компьютер выполняет следующие функции. В функции учителя компьютер представляет собой: − источник учебной информации; − наглядное пособие; − тренажер; − средство диагностики и контроля

Возможности ММ – технологий, наиболее приемлемые для достижения результатов современного образования Педагоги используют ММ потому, что применение мультимедиа позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах учебного процесса: − стимулирование таких аспектов обучения, как восприятие и осознание информации; − повышение мотивации учащихся; − развитие навыков совместной работы и коллективного познания у учащихся; − развитие у учащихся более глубокого подхода к обучению. Мультимедиа могут быть использованы учащимися с различными каналами восприятия учебного материала: некоторые учащиеся предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео ит.д. К тому же качественное использование ММ педагогом в процессе урока может дать возможность учащимся работать над учебными материалами по-разному – создает условия выбора для ученика решать, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, ученики становятся активными участниками образовательного процесса. Использование качественных мультимедиа, таким образом, позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения и их интересам

. ММ дает учителю возможность: − переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным: становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент; − помогает оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение возможностей ММ; − за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. ММ дает учащимся: − повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы; − возможности включения игрового момента: позволяет получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером; − сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе; − освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер. С его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это – возможность для учащихся проявить свои творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя о...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Роль и место дидактических игр в образовательном пространстве младшего школьника

В статье рассмотрены некоторые аспекты научно-методического подхода к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. А также ценность, роль и место  игры в формировании учебно...

Педагогические средства включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока.

Основная цель педагога — обустройство среды учения и социализации, обеспечение такой компетентности как самостоятельность в учении, т. е. формирование у ребёнка учебно-познавательных мотивов и учебных...

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Статья о проблемах сохранения и укрепления здоровья младших школьников во время учебного процесса....

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...