Занятие "Театральный занавес"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Это интегрированное занятие (ИЗО и художественный труд). Форма проведения - театральный салон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7

г. Балашова Саратовской области»

Воспитатель

МОУ СОШ № 7

г. Балашова

ОЛЕЙНИКОВА

Елена Валентиновна

Тип занятия – интегрированное занятие (ИЗО и художественный труд). Занятие обобщения и систематизации накопленного опыта и получения новых знаний.

Форма проведения – театральный салон.

Цель – формирование у учащихся художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: 

- дать представление о красочности цветовых контрастов и зрелищности театральных представлений, расширить объём зрительных образов.

- формировать чувства восхищения и уважения к благородным характерам и неприязни к образам ленивым, злобным.

- создать атмосферу радости, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребности активной творческой отдачи при выполнении практической работы.

- формирование пространственного и образного мышления, цвето и тоно различительные способности,

чувство гармонии и пропорции, чувство радости красиво сделанных работ.

- развивать фантазию, чуткость пальцев.

- закрепить навыки работы в смешанной технике.

Оборудование:  ширма для кукольного театра, перчаточные куклы, театральные программы, афиша, бутафория (яйцо), декорации (домик, деревья, кустарники),  канделябр, свечи; название «Сказочный занавес», портреты Чехова, Станиславского, Немирович-Данченко, таблица «Смешивание цветов», таблица «Холодные и тёплые цвета», цветовой круг; магнитофон, телевизор, видеомагнитофон; таблички со словарными словами (мизансцена, бутафория, ремарка), занавесы для образца, выполненные в холодной и тёплой гаммах для сказок «Снежная Королева» и «Золушка», видеокассеты со сказками «Аленький цветочек», «Снежная Королева», «Мороз Иванович», изображение скомороха и Петрушки; большие листы (А3) белой бумаги, цветная бумага, ножницы (9 шт.), фольга, клей (3 шт.), 3 набора гуашевых красок, простые карандаши (9 шт.), кисти большого размера (9 шт.), кисти маленького размера (9 шт.), баночки для воды (9 шт.), тряпочки.

  -Трёхвековая история русского театра – неотъемлемая часть национальной культуры прошлого, давшей миру признанные образцы высокого художественного и нравственного подвига её безымянных и известных творцов.

  - На нашем сегодняшнем занятии мы продолжим беседу о театре. Узнаем когда появились первые театры, покажем небольшое представление нашего театра, узнаем о роли художника в театре и сами побываем художниками.

-  Мы приглашаем вас в наш театральный салон.

(Зажигаю свечи).

                                   

   В первой половине 17 века в России появился так называемый школьный театр, получивший распространение в духовных школах.

   В конце 17 века появились первые крепостные театры.

    В середине 18 века широкое распространение получил кукольный театр, названный театром Петрушки. Петрушка – это ручная кукла с большим носом, широким, смеющимся ртом, с горбом. Одет был петрушка в красную рубаху и колпак с кисточкой или бубенчиком. Куклу держал в руке актёр, находившийся за ширмой. (Показ скомороха и Петрушки).

 - Какие существуют театры в настоящее время?

(драматический, оперный, ТЮЗ, театр пантомимы, кукольный, театр марионеток).

 -А сейчас ребята вам загадают загадки, а вы попробуйте угадать про какой театр идёт речь.

                                   

-   Конечно же, речь идёт о кукольном театре.

-А почему его так назвали?

(потому что актёры – куклы)

-А ещё кукол называют перчаточными. Почему как вы думаете?

(на руку надевается специальная перчатка-платье).

- И у нас есть свой кукольный театр.

-Так, как театр у нас настоящий, то в нём и всё должно быть по настоящему. Поэтому ребята сделали театральные программы для наших гостей.

   Программу зритель приобретает в театре, держит её в руках, читает, рассматривает перед представлением и во время антракта, она может остаться у него на память о спектакле. (Дети раздают программы гостям).

  - А ещё ребята работали над созданием афиши.

(Обращаю внимание на афишу, висящую на стене).         -Ребята приготовили небольшое представление, которое вы сейчас увидите.

(Выступление кукольного театра по русской народной сказке «Курочка Ряба»).

- Когда мы создавали свой кукольный театр, нам пришлось узнать много новых слов. Давайте вспомним эти слова. Итак…

(Ведётся словарная работа, слова напечатаны на карточках, показываю слово – дети говорят, что оно означает).

   

 - А сегодня на занятии мы поговорим о театральном занавесе, о его назначении и роли в театре.

-И я хочу вам рассказать о занавесе театра МХАТ, о символическом изображении чайки на нём, которое связано с именами таких великих людей, как Чехов,    Станиславский и Немирович-Данченко. Вы спросите, почему на занавесе изображена чайка? После основания Московского Художественного театра на его сцене с большим успехом прошла пьеса Чехова «Чайка», которая принесла известность Московскому Художественному  театру на весь мир.

- Ребята, какова же роль художника в создании театрального спектакля?

(Создание костюмов, масок или грима, причёсок,   изображение места действия при помощи декораций и света, подбор реквизита, бутафории).

 - В любом театре занавес играет важную роль. Зачастую он создаётся художником специально для одной пьесы или только для одного действия, чтобы настроить зрителя на необходимый лад. Занавес как бы вводит зрителя в атмосферу предстоящего зрелища, стараясь ненавязчиво, а иногда только символически рассказать о нём.

-Это, как в музыке, увертюра настраивает слушателей на определённый лад, вводит в мир сказки. Занавес, специально создаваемый к определённому спектаклю, выполняет схожую роль.

 - Давайте рассмотрим вот эти два занавеса. Как вы думаете, к каким сказкам они нарисованы?

(«Золушка» и «Снежная Королева»).

 - А к каким именно действиям?

(Золушка собирается на бал, и Снежная Королева привозит Кая в своё царство).

- Когда художник использует тёплые цвета, а когда холодные? Почему?

(Золушка добрая, ласковая и краски используют тёплые, а Снежная Королева изо льда и сердце у неё холодное – краски используют холодные).

- Давайте прослушаем отрывки из разных музыкальных произведений и определим, к какой из этих сказок звучит отрывок. (Звучат отрывки).  

- Ребята, давайте представим, что мы художники театра и нам надо создать эскиз сказочного занавеса.

- Сейчас мы просмотрим  отрывки из разных сказок, а вы должны будете угадать из каких сказок эти отрывки.

- Сейчас вы увидите первый отрывок, обратите внимание на поведение героев, их речь, окружающую их природу.

(Показываю отрывок из сказки «Снежная Королева», где Кай и Герда выращивают цветы на балконе).

- Ребята, давайте на минуточку перенесёмся на балкончик, где сидят Кай с Гердой и вслушаемся в их разговор.

- Как они разговаривают друг с другом?

(Ласково, нежно).

- Какое у них настроение?

(Весёлое, радостное).

-А окружающая природа помогает определить их настроение?

(Да, поют птицы, светит солнце).

- Доброе отношение друг к другу, весёлое пение птиц, ласковые, тёплые лучи солнца.

- Как вы думаете, какие краски мы будем использовать?

(Тёплые).

- А какие это тёплые краски?

(Жёлтые, красные, оранжевые).

- Сейчас мы просмотрим следующий отрывок. Обратите внимание, напугана ли героиня?

(Показываю отрывок из сказки «Аленький цветочек», когда Настенька попадает в царство Чудовища).

- Что вы можете сказать о Настеньке, какая она?

(Добрая, ласковая).

- В чём проявляется её доброта?

(Она ласкает животных).

- Напугана ли Настенька? Есть ли напряжение в этом отрывке?

(Нет).

- В этом отрывке нет напряжения, страха в природе, мы видим чуткое, ласковое отношение Насти к окружающим её животным; слышим ласковые брызги фонтана, чувствуем тёплые лучи солнца.

- Ребята, как вы думаете, какие краски мы будем использовать, чтобы нарисовать занавес к этой сказке?

(Тёплые).

- Следующий отрывок из сказки «Мороз Иванович». Обратите внимание на мимику, жесты Мороза, его взгляд.

(Просматриваем отрывок, где Ленивица пытается подметать пол).

- Кого мы видим в этом отрывке?

(Ленивицу).

- Что вы можете сказать, какая она?

(Не ласковая, ленивая).

- По взгляду, голосу Мороза мы можем определить его отношение к Ленивице?

(Да, он недоволен ею, Мороз топает ногой, повышает голос, покачивает головой).

- Как вы считаете, какие цвета мы будем использовать?

(Холодные. Это – синий, голубой..).

- А как получить голубой цвет?

(Надо смешать синий и белый).

- А белый это какой цвет?

(Ахроматический).

-Работу мы будем выполнять на больших листах бумаги кистями больших размеров. Работать будем небольшими группами, и использовать смешанную технику – аппликация с последующим дорисовыванием гуашью.

(Повторяем правила по технике безопасности при работе с ножницами).

- Работаем широкими движениями. Не забываем, каждый раз мыть кисть, прежде чем прикоснуться ею к какой-либо краске, находящейся в баночке.

(Каждой подгруппе даётся задание создать эскиз занавеса к определённой сказке).

(После того, как дети закончат, устраивается выставка работ).

- Я благодарю всех, кто посетил наш театральный салон.                                  

(Гасятся свечи).

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект - кукольный театр "Волшебный занавес"

Смысл участия в проекте заключается в том, чтобы учитель и учащийся не просто осваивал чьи-то продукты деятельности, а производил их самостоятельно. Такой подход активизирует образовательный процесс, ...

Конспект урока изо по теме: «Искусство театра. Эскиз театрального занавеса и декораций», 3 класс , УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: продолжение знакомства с искусством театра, с профессиями театральных художников; формирование представлений о театральном занавесе; создание условий для овладения учащимися...

Конспект урока по ИЗО "Искусство театра. Эскиз театрального занавеса и декораций" (УМК "Перспектива")

Цель деятельности учителя:- формирование представлений о театральном занавесе;- формировать умения выполнять творчески  театральный занавес;Планируемые результаты: Предметные:-познакомиться ...

Внеурочного занятия в театральной студии «Петрушка» 1 класс Тема: «Пока занавес закрыт».

Внеурочного занятия в театральной студии «Петрушка»  1 класс Название кружка (секции, студии и др.) кружок «Театральная студия «Петрушка»»Тема: «Пок...