Конкурсные программы-один из главных инструментов успешности учебно-воспитательного процесса.
статья на тему

Статья адресована  учителям, для которых урок-это не только "основная форма организации учебного процесса",но место встречи с личностью ученика. Чем ярче,увлекательнее и убедительнее она происходит,тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл readmsg.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Автор: Анохина Ирина Эдуардовна

   Конкурсные программы – один из главных инструментов упешности учебно-воспитательного поцесса.

     Обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают ранее полученное, осуществляют перенос усвоенного на решение новых учебных и практических задач. Одним из наиболее эффективных средств пробуждения познавательного интереса у учащихся, развития их самостоятельности и  инициативности, является хорошо организованная игровая деятельность. Сплав занимательности и научности позволяет решать многие воспитательные, образовательные и информационные задачи. Сама природа игры такова, что она требует смекалки, сообразительности, находчивости, способствует формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, настойчивости, работоспособности, создаёт атмосферу общей увлечённости. Игровая ситуация позволяет раскрыться самым неожиданным качествам человека: он старается проявить себя с лучшей стороны, имеет возможность стать совсем другим, не таким, каков он  в повседневной жизни. Игра способствует проявлению творческих способностей, расширяет кругозор и помогает приобрести знания об окружающем мире, развивает умение работать с печатными источниками, способствует развитию привычки читать.

    Одна из наиболее популярных форм работы с детьми – конкурсные программы. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности. Этот принцип не является чисто педагогическим, он не является даже чисто человеческим: соревновательность в специфических формах присуща всей живой и даже неживой природе. Поэтому отрицать соревновательный момент в учебно-воспитательной работе, как это пытаются делать некоторые педагоги, - это всё равно, что отрицать законы природы на том основании, что они нам не нравятся. Дети всегда будут спонтанно состязаться, сравнивая себя с другими в самых различных сферах: кто быстрее поест, кто дальше швырнёт камень, кто назовёт больше имён на букву «А» и так до бесконечности.

    Специально организованные педагогом соревнования,в каком либо виде деятельности,  называются конкурсными программами и являются мощным стимулом к развитию человека, позволяют ребёнку: сформировать адекватную самооценку, волевые качества, воспитать эстетический вкус, самоопределиться в мире увлечений.

     Но, к сожалению, воспитательно-развивающие возможности конкурсных программ могут остаться и нереализованными, что очень часто происходит при небрежной или безграмотной их организации. И не обязательно эти мероприятия должны иметь в своём названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «смотр» и т. д.                                                                                                                Все конкурсные программы , от самых маленьких, рассчитанных на один класс, до охватывающих всю школу, подготавливаются и проводятся по одному алгоритму: участники – задания – критерии – жюри – призы – ведущий – реквизит – техника – помещение – зрители (болельщики).

    Степень важности отдельных пунктов алгоритма в каждой конкурсной программе разная, то есть значимость отдельных пунктов усиливается за счёт других. Например, в конкурсе рисунков на асфальте первейшее значение будет иметь обеспеченность материалом и место проведения (т. е. «реквизит» и «помещение»), а роль ведущего здесь практически сводится у нулю. Прямо противоположную картину можно увидеть в конкурсной программе, известной под названием «КВН»,- в ней порой всё держится на ведущем при почти полном игнорировании реквизита.

    Соблюдение  алгоритма, т. е. определённой последовательности действий, является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого учебно-воспитательного эффекта.

Используемая литература:

Васильев В.В. «Психологические эффекты на уроках»-Воронеж,1998г.

Гин А. «Приёмы педагогической техники»-М, «Вита-Пресс»,1999.

Кульневич С.В. «Нетрадиционные уроки»-Воронеж ТЦ «Учитель»,2002.

                         

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.

Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства.  Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения

Электронные образовательные ресурсы, как инструмент успешной реализации ФГОС в образовательном процессе в условиях инклюзивных форм обучения...

конкурсная программа один дома

предупреждение как вести себя  в экстремальных ситуациях...