Эссе: Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
статья (4 класс) на тему

В данной работе отражено мое мнение о курсе "Основы религиозной культуры и светской этики", который  будет преподаваться в 4 классе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_2.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   «Правила нравственности, как и люди,    

        Меняются с каждым поколением:

                                          Они подсказаны то добродетелью, то пороком.»

                                                                                         Люк Вовенарг

        Каково же наше сегодняшнее общество? Чем сейчас живет российский человек? Что мы сейчас видим под нравственностью: только лишь внешние приличия или внутреннюю основу побуждений? Для чего нашим ученикам духовность  и нравственность? Многих родителей  разбирает сомнение, нужен ли в школьной программе дополнительный предмет? Ответ напрашивается сам собой: да, безусловно!

         В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности и безверии, жестокости и агрессивности.

           События последних месяцев чётко подтверждает состояние современного общества. Невозможно не остановиться на некоторых из них. В школе ученики открыто издеваются над пожилым учителем или  своим же одноклассником и что более цинично – записывают на видеокамеру, а затем выкладывают в сеть Интернет. Матери хладнокровно убивают своих детей, а затем с «обеспокоенным » видом  принимают участие в их «розыске». Под видом панк-молебна оскверняется главный храм страны! Что удивительно, участницы не считают содеянное грехом, а лишь способом высказать свою точку зрения на создавшуюся политическую обстановку  в стране. И такие случаи, как ни печально это констатировать, можно продолжать.

              В сложившейся ситуации можно найти выход с помощью  семьи и школы. Виссарион Белинский говорил: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное». В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии, и в частности, православия в нем. Для решения  этих задач и был создан курс морали ОРКСЭ. В рамках данного курса дается характеристика общечеловеческих ценностей и основных религий мира: православия, ислама, буддизма и иудаизма. На данных занятиях учащиеся будут давать оценку своим  действиям и поступкам людей, одноклассников, друзей  с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, мудрости и глупости, дружбы и долга, милосердия и жестокости. На уроках литературного чтения у детей  возникает  такая потребность, но часто не хватает  одного урока поразмышлять над такими понятиями как честь, достоинство, вера, добродетель, порок. Поэтому очень хорошо, что появится возможность в виде урока  ОРКСЭ для реализации этих потребностей. Конечно, требуется определённая подготовка учителя, ведь очень важно дать материал так, чтобы ребята, оказываясь в определённой  жизненной ситуации, поступали не «как проще», а «как нужно» в соответствии с нормами морали, не ждали  похвалы и награды за доброе дело.

          Я работаю по программе «Школа 2100»  и на уроках русского языка и литературного чтения часто ставятся проблемы морали и нравственности. У С. Маршака есть такие строчки : «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет!» Для детей были непривычны словосочетания добрый ум и умное сердце. Им гораздо ближе и созвучнее доброе сердце. Но в процессе беседы дети понимают, что ум без доброты может быть направлен на недобрые дела, а в сердце, кроме добра, должна  быть и смелость, и ум. Ведь смелость без ума  и доброты может стать ничем не оправданной  лихостью. Лихость  может привести к беде. Доброта  же  без ума и смелости также мало полезны. И я думаю, что такого рода беседы пойдут только на благо учащимся, особенно в курсе светской этики, который был выбран родителями моего класса.

            На уроках ОРКСЭ я буду проводить целенаправленную работу над формированием моральных мотивов и их дальнейшем развитии.  Ведь именно моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять о соответствующем поведении в обществе. Большое внимание на каждом уроке  следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала.

Поэтому я предполагаю  использовать различные приемы и методы учебной деятельности: чтение и анализ притч, басен, этические беседы, разъяснения, диспуты, игровые формы, презентации, ИКТ,  творческая мастерская (составление рассказов и притч, советов, стихов; интервью со сверстниками), урок-экскурсия, викторины и конкурсные  мероприятия, проектная деятельность. Думаю, что такие методы и приемы  помогут «раскрыться»  моральным мотивам. Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, встреч с интересными людьми, выпуски стенгазет, конкурс плакатов и др. Такие формы можно использовать для  организации мероприятий на параллель четвертых  классов. Конечно, необходима помощь родителей и в организации внеклассных мероприятий и в подготовке презентаций, нахождении дополнительного материала. Совместная работа детей и  родителей содействует сохранению и упрочнению семьи, а также оказывает помощь в вопросах воспитания и обучения детей.

                    Я считаю, что данный курс поможет учащимся продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,  где требуется самостоятельность принятия решения  и нравственный выбор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика воспитательных возможностей модуля курса ОРКСЭ.

Статья рассказывает об отношении к труду различных  религиозных конфессий, обозначает возможные точки соприкосновения   между представителями  разных вероисповеданий.К статье...

Эссе: "Специфика воспитательных возможностей курса ОРКСЭ".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3733435","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Эссе: "Специфика воспитате...

Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

В материале перечислены ценностные ориентиры в работе с учениками класса, определена важнейшая задача курса - доверительное общение между родителями и детьми, описаны различные формы работы на уроке....

Материалы для родительского собрания по выбору модуля курса ОРКСЭ

В материалах представлены различные анкеты для родителей, нормативная база введения курса "Основы религиозных культур и светской этики", особенности каждого модуля....

Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"

Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...

Родительское собрание о выборе модуля курса ОРКСЭ

Методическая разработка родительского собрания о выборе одного из шести модулей курса ОРКСЭ....