Эссе: "Специфика воспитательных возможностей курса ОРКСЭ".
статья (4 класс) по теме

Благова Наталия Алексеевна

Эссе: "Специфика воспитательных возможностей курса ОРКСЭ".

           В данной работе говорится о взаимосвязи уроков литературного чтения и нового курса ОРКСЭ. Содержание эссе поможет учителям оценить    возможности курса ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема Эссе:

« Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ»

Благова Наталия Алексеевна

ГБОУ СОШ № 49, ЮЗАО г. Москвы

                                                   

Содержание:

                1.    Вступление.

        Необходимость духовно-нравственного воспитания.

2.     Роль старшего поколения в духовно-нравственном воспитания.

3.     Роль художественной литературы в духовно-нравственном  

        Воспитании.                            

4.     Творчество учеников.

5.      Вывод.

         Взаимосвязь курса литературного чтения и курса ОРКСЭ.

  В настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость. Отсутствие духовного развития привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро – как источник радости, мир и согласие душе, милосердие, благодать, вызванная добрыми делами и любовью к близким.

Если обратимся к истории России, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда была святость, духовность, любовь к Родине.

          Огромное значение нравственного воспитания осознавалось и в педагогике с древних времён.

         Я. А. Каменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости». А вот народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

         При выполнении таких заданий курса ОРКСЭ, как интервью, написание эссе, подготовке выступления по итоговым мероприятиям, подборе иллюстративного материала с целью получения информации, детям предлагается обращаться к членам своей семьи.

         Дедушки и бабушки помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. А главное – они учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат последних быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Через такую связь и передаётся в семье мудрость поколений. Речь бабушек и дедушек часто наполнена шутками, прибаутками, народными песнями, пословицами. Так дети впервые знакомятся с фольклором.

        Вторая встреча с устным народным творчеством происходит на уроках литературного чтения.

        Обращение к произведениям фольклора, чтение художественных произведений классиков способствует решению задач духовно-нравственного воспитания. А значит взаимосвязь курса ОРКСЭ с курсом литературного чтения необходима и естественна.

        И если мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то мы говорим о воздействии на эмоциональную сферу ребёнка. Один из приёмов – эмоциональное вслушивание.  Выразительное чтение взрослого – это своего рода театр одного актёра, который своей игрой помогает маленьким читателям открывать в тексте новые глубины и оттенки. Выразительное чтение самих детей – это своеобразный отчёт себе самому о своём понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения. Этот приём возможно использовать и на уроках курса ОРКСЭ.

        Обязательным элементом как на уроке литературного чтения, так и на уроке курса ОРКСЭ является обращение к личному опыту детей через моделирование жизненных ситуаций.

        Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта, способствует в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых нормах поведения, о вариантах решения нравственных задач, мыслительно-эмоциональному переносу ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении.

       Результатом такой мыслительно-эмоциональной работы учеников стало создание сборника произведений учащихся моего класса «По следам классиков». Несколько различных по жанру и по теме произведений этого сборника хочу представить Вашему вниманию.

                 

                    Творчество наших учеников.

Сборник произведений, созданных

учащимися 3 класса «А»

ГБОУ СОШ № 49

ЮЗАО г. Москвы

«По следам классиков».

( Учитель: Благова Н. А.)

После прочтения рассказа Л.Н.Толстого

«Лев и собачка».

Мартышка Татьяна и птичка Яна

Жила-была мартышка Татьяна.

Она любила птичку Яну.

И залетела однажды Яна

В клетку к мартышке Татьяне.

Они вместе ели и пили,

Играли, гуляли, дружили,

Шалили и пели все вместе.

Ни минуты не стояли на месте.

Резвились, кружились, кривлялись

И сами себе удивлялись:

«Какие хорошие звери!»

А люди на них смотрели

И удивлялись тоже:

«Какие дружные звери!»

И вот наступила зима.

Пришли мороз и холода.

Забыли закрыть окошко

И Яна простыла немножко

Пропал чудесный голос,

Температура поднялась и горло

Коварно хрипело и ныло

И крылья устало закрылись…

Не стало птички Яны…

Горевала мартышка Татьяна.

Она уж ее обнимала,

Любила и целовала.

Но горе было большое -

Не стало друга меньшого.

Не ела Татьяна, грустила.

А к вечеру глазки закрыла…

Так грустно всем стало и горько.

Такая дружба была

У маленькой птички Яны

И у забавной обезьяны Татьяны!

                             

                          Свиридова Алёна 3 «А»

ГОЛУБЬ И ОБЕЗЬЯНКА.

Жила в зоопарке очень милая и добрая обезьянка Маруся. Люди приходили в зоопарк и подходили посмотреть на славную обезьянку. Маруся строила рожицы и дети покатывались со смеху. Так проходил день за днем…..
Но однажды к ней залетел голубь. Он был такой красивый. Белоснежные перышки его были мягкие- мягкие. Маруся осторожно подошла к нему и дотронулась. Голубь не испугался и не улетел. Он спокойно стоял и разглядывал обезьянку. Маруся погладила по перышкам голубя и нежно склонила свою головку к нему. Наверное они очень понравились друг другу, потому что голубок так и остался с Марусей. Утром принесли еду для обезьянки и очень удивились увидев голубя. Работник зоопарка хотел забрать голубя, но всегда спокойная Маруся вдруг набросилась на него и хотела укусить. Голубя оставили в клетке с Марусей и дали ему имя Ваня. Маруся и Ваня всё время проводили вместе: кушали, спали, играли. Когда приходили посетители зоопарка, Маруся и Ваня развлекали их своей  забавной игрой. Только иногда вылетал Ваня размять крылья. Маруся всегда с нетерпением ждала его возвращения и спешила скорее обнять своего любимого друга. Ванечка приносил своей подружке какой ни будь подарок в клюве. Иногда это был цветочек, в другой раз- семечка. И всё было у них хорошо, пока не случилась беда. Ваня улетел  как всегда размять крылья, а вернулся с пробитой грудью. Какой- то мальчишка подбил его из рогатки. Ваня лёг на пол и закрыл глазки. Маруся поняла, что с её любимцем беда. Она обняла его своими маленькими лапками , долго гладила его мягкие пёрышки, заглядывала в его глазки. Но голубь так и не открыл свои красивые глаза. От горя Маруся перестала есть и пить. Так и сидела она со своим другом обнимая его. Так и закрыла она свои большие тёмные глазки навсегда.

                                     Королькова Ксения 3 «А»

Обезьянка и голубь

В зоопарке жила обезьянка. Она забавляла людей своими рожицами.

Один раз в её клетку залетел голубь с подбитой лапкой. Обезьянка в это время кушала банан. Она подбежала к голубю,  который взлетел,  сел на лапу обезьяны и стал клевать банан. Обезьяна позволила голубю подкрепиться. Насытившись, птица улетела, а обезьянка пришла в восторг, очень громко хлопая в ладоши. Вскоре голубь вернулся, и в клюве у него была корка хлеба, которой он отблагодарил своего нового друга.

С тех пор они стали неразлучны, и голубь с удовольствием пристраивался на плечо обезьянки и этим радовал всех посетителей зоопарка.

Сорокин Максим 3 «А»

О Б Е З Ь Я Н К А   И   Г О Л У Б Ь

       Жила-была обезьянка, которая продавалась в зоомагазине за 1000000 рублей. Однажды проезжал мимо президент крупной компании. Его величественный взор упал именно на эту обезьяну и он ее купил. Президент привез животное на Феррари в свой дворец, посадил ее в золотую клетку, которая находилась в золотой комнате. Вскоре обезьяна была названа  Маней.

          Мане очень понравилось новое место жительства. Итак, она прожила в своем прекрасном жилище один год.

        Однажды обезьянка проснулась и увидела:  рядом сидит невиданной красоты голубь. Он был весь белоснежный! Маня подбежала к птице ближе, чтобы понять: в самом ли деле такое чудо существует?! С первого же взгляда птица и животное очень понравились друг другу и знакомство состоялось. Голубя звали Иваном.

В один прекрасный день президент увидел случайно Ивана и попытался его забрать. Но тут Маня стала скалить зубы и даже рычать. Попытка не удалась.

Голубь улетал и возвращался к Мане с подарками. Оба были очень счастливы и в такой дружбе прожили еще один год.

Но потом случилась беда: Иван заболел и через 2 дня умер. Обезьянка долго ходила вокруг него, трогала его лапой, но ничего от этого не менялось. И тогда Маня, обессилевшая от страданий, легла рядом с Иваном. Она отказалась от приема воды и пищи.  Это продолжалось шесть дней, а на седьмой – она закрыла свои огромные глаза и умерла!

Курьнович Диана 3 «А»              

                         

                ГОЛУБЬ И ОБЕЗЬЯНКА      

Жила обезьянка Татьяна. Сидела Татьяна на своем дереве. Жила она со своими родителями в дружной семье. Родители ухаживали за ней и ростили в любви и ласке.

       Однажды она пошла гулять и потерялась на берегу, где летало много голубей.  Один голубь полетел вниз к Татьяне. Он посмотрел на нее и улыбнулся, а она тоже взглянула на голубя  и тоже улыбнулась. Голубь подумал, какая приветливая обезьянка и попытался показать ей, что она ему нравится. Хотел сесть ей на плечо и развеселить.

      Сначала обезьянка Татьяна смотрела на голубя с интересом и тоже захотела оказать знаки внимания голубю.  Так и возникла настоящая дружба, между голубем и обезьянкой.

                                                                             Кан Лена 3 «А»

После прочтения стихотворения

И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня…»

ПАМЯТИ БАБУШКИ

Куда уходят бабушки?

Куда уходят дедушки?

Уходят в свое прошлое

Уходят в мое прошлое

Оставив в этой жизни красивые следы

Вот этим летом бабушка покинула меня

И я спросила маму: «Теперь… ты сирота?»

Мы долго вспоминали бабулины слова

Какое детство было, когда была война…

Как от голода умер братишка,

Как радовал их хлебушек

Как не было игрушек

Как счастье приносила единственная книжка

Что не было бумаги

И перьями писали в газетах между строк

И в школах меж бомбежками

Вели они урок

Бабушка родная, милая моя,

Помню как с укором, качая головой,

Стояла в моей комнате

Средь куч моих игрушек, разбросанных же мной

И как ты улыбалась

Когда я рассказала тебе свои мечты

О том,  была б машина времени

И я бы набрала: конфет, игрушек, сказок

И в детство принесла

Твое, где мы с тобою немного б поиграли

Ведь одногодкой, бабушка, моею ты была

В те времена далекие, когда была война

Твое украденное детство войне я не прощу

И вспоминая это, тихонько я грущу.

Я помню твои руки,

Натруженные вены

Как ими ты меня крестила

Когда я уходила

Не волнуйся, бабушка,

Все будет хорошо

Спи спокойно, милая,

Со мной твое добро…

Придет весна, оттают души

продолжается, с сюрпризами порой

Уйдут невзгоды, пройдут тучи

И зацветет наш сад, посаженный тобой!

Супрядкина Полина 3«А»

Думаю, что результат воздействия на эмоциональную сферу учеников и обращение к личному опыту налицо. А значит, задача духовно-нравственного воспитания на данном этапе решена.

 Сборник был создан в рамках курса литературного чтения. Подобные сборники детских произведений на любые нравственные темы можно создавать и в рамках курса ОРКСЭ.

Во взаимосвязи и интеграции курса ОРКСЭ с курсом литературного чтения и есть одна из специфических особенностей воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ. Оба курса решают задачи духовно-нравственного воспитания детей. А значит, должны дополнять друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика воспитательных возможностей модуля курса ОРКСЭ.

Статья рассказывает об отношении к труду различных  религиозных конфессий, обозначает возможные точки соприкосновения   между представителями  разных вероисповеданий.К статье...

Эссе: Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

В данной работе отражено мое мнение о курсе "Основы религиозной культуры и светской этики", который  будет преподаваться в 4 классе ....

Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

В материале перечислены ценностные ориентиры в работе с учениками класса, определена важнейшая задача курса - доверительное общение между родителями и детьми, описаны различные формы работы на уроке....

Презентация "Воспитательные возможности модулей курса ОРКСЭ"

В презентации предоставлен материал, в котором  показаны методы, приемы и формы работы  на занятиях  курса ОРКСЭ...

Воспитательный потенциал курса ОРКСЭ в рамках урочной деятельности

Вопрос воспитания детей является  одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом....