Воспитательные возможности курса ОРКСЭ.
статья (4 класс) по теме

Савина Галина Владимировна

реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnye_vozmozhnosti_kursa_orkse.odt16.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ НШДС №1822

Тема по самообразованию:

«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА ОРКСЭ»

Подготовила:

учитель начальных классов

Савина Г.В.

Москва  2012г.

    «Религия — одна из форм общественного сознания — совокупность

духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные

силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения».

(Толковый словарь  русского языка С.И.Ожегова).

Религия традиционно играла существенную роль в жизни российского

общества. Семь десятилетий насаждения атеизма и подавления  религиозного

мировоззрения не привели к исчезновению религий. Это стало очевидно на

рубеже 1980-1990 г.г., когда в обществе  произошли коренные изменения.

У людей появилась возможность свободно исповедовать свою веру и совершать

 религиозные обряды. Религия начала восстанавливать утраченные позиции в

обществе.

Религиозное сознание, представление о «божественном» присуще

человеческому сознанию.  Однако формируется оно в значительной степени

той историко-культурной, языковой, общественной и собственно религиозной

средой, в которой происходит духовное формирование личности.

В последние десятилетия вопросы духовного и нравственного воспитания

подрастающего поколения относятся к актуальным проблемам современ-

ности.

С 1 сентября 2012 г. в школах РФ вводится курс «Основы религиозных культур

и светской этики» (ОРКСЭ).

Цель учебного курса — формирование у младшего подростка мотиваций

к осознанному  нравственному поведению, основанному на знании и уваже-

нии культурных  и религиозных традиций многонационального народа

России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи  учебного курса  ОРКСЭ -

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,

буддийской, йудейской культур, основами мировых религиозных культур и

светской этики.

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных

норм и ценностей.

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и

морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование

у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих

целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении

гуманитарных предметов на ступени основной  школы.

4. Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога

во имя общественного мира и согласия.

Ввод этого курса предполагает решение  одной из приоритетных задач

современной государственной образовательной политики РФ, отраженной

 в Новом Федеральном государственном стандарте общего образования -

обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности

гражданина России.

Основная интеллектуальная, а особенно духовная и эмоциональная сферы

формируются именно в школьные годы. Поэтому главные надежды в воспита-

нии возлагают на общеобразовательную школу, имеющую взаимосвязь с

семьёй, общественными организациями. В школе проходит начало духовно-

нравственного становления личности.  Осуществление  духовно-нравствен-

ного воспитания содействует духовно-нравственному становлению чело-

века. Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный,

многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей её пол-

ноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в

целом. В этом процессе  нельзя исключить влияние такого серьезного

фактора, как религия.

 Религиоведческие знания  обладают значительным

воспитательным потенциалом. Руководствуясь целями и задачами курса

ОРКСЭ, определяется направление воспитания, осуществляющее

гражданское,  патриотическое, нравственное, правовое, эстетическое воспи-

тание.  Воспитательные возможности курса имеют совокупность специфичес-

ких особенностей.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики,

предлагается изучать в 4 классе, на переходной стадии от начальной к

основной ступени общеобразовательной школы. В возрасте 10 лет

ребенок становится младшим подростком. Он оценивает окружающую

жизнь с позиции взрослого человека.  Важно, чтобы его формирующаяся

 система ценностей, была осознанной и  основывалась на высших ценностях.

Этому призван содействовать курс ОРКСЭ. В 4 классе школьник обладает

такими социально-психологическими особенностями, как  бесконфликтность,

мягкость, доброта, сопереживание, которые являются созвучными содер-

жанию курса ОРКСЭ.

Кроме этого, к 4 классу, как правило, установлены доверительные

 взаимоотношения между учителями нач.школы, обучающимися и их

родителями, что так же способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ.

Только в процессе совместной деятельности семьи и школы,

направленной на самоопределение ребенка в духовной сфере , возможно

освоение духовных и нравственных ценностей поведения.

Духовно-нравственные ценности невозможно передать информационным

путем.

Создавая педагогические  условия для духовно-нравственного воспитания

 школьников в процессе учебной деятельности важно  опираться на их

эмоциональную сферу, на самостоятельность учеников, их опыт, переживания.

Предпочтительнее использовать активные формы и методы обучения и

 развития: работа в парах и в малых группах, поисковый диалог, различные

типы проектной деятельности, игровые подходы, активные и интерактивные

методы.

Активная деятельность на уроках дает возможность ученикам

практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, умение

активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие

вопросы.  Эти навыки  реализуют принципы толерантности, как

 взаимоуважения и терпимости в отношениях граждан в современном обществе.

В курсе ОРКСЭ первостепенное внимание  уделяется духовному миру

человека, который отражается в нем и образует его внутренний мир,

который почти все религии мира определяют как душу человека.

В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих

людей, всё, во что он верит и к чему стремится. Поведение человека

зависит от состояния его внутреннего мира, от того, как наполнен его

внутренний мир.

Уроки призваны создать, наладить внутренний мир подрастающего поколения.

Воспитание духовного мира в курсе проходит через культурные традиции

разных народов (курс включает в себя 6 модулей для изучения).  Учебный курс

 ОРКСЭ является культорологическим  и не предусматривает обучение религии.

 Он направлен  на развитие  у школьников   представлений о нравственных

 идеалах и  ценностях, находя единство культур и религий, единство многообразия.    

4 мировые религии ( христианство, ислам, иудаизм, буддизм)  отличаются

разными эстетическими нормами, разными формами проявления своего

миропонимания. Но все религии говорят о бессмертии духа, и в каждом

учении содержится правило этики: «Во всем, как хотите, чтобы с вами  пос-

тупали люди, так поступайте и вы с ними».    Культурные  традиции разных

народов основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, спра-

ведливость, милосердие. Важно создать у ребенка универсальные ценностные

 ориентиры, общезначимые ориентации.

Каждый народ, носитель той или иной религиозной культуры, создал свой

  огромный культурный пласт. Люди выражают свое миропонимание

в обрядах, праздниках, литературе, живописи, архитектуре, музыке.

Изучение  памятников культуры  на уроках курса ОРКСЭ  способствует

 духовно-нравственному развитию личности ребенка.

Этика — составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

Это   наука о  поступках и отношениях между людьми. Это система знаний,

помогающая судить о том, что следует и чего не следует делать, отличая добро

от зла, прекрасное от безобразного.  Изучение этики является важным в

воспитании,  духовно-нравственном развитии, становлении и социализации

личности школьников. Основными проблемами этики являются:  проблема

добра и зла, проблема смысла жизни и назначения человека в ней, проблема

справедливости, проблема должного. Осмысливая мир , вступая в отношения

с другими людьми, человек решает, что для него  важно и определяет

свое ценностное  отношение к миру, окружающим людям, самому себе.

Ребенку необходимо преподать ценностный ряд, который ориентирован на

служение обществу,  государству.  Нельзя вырастить потребителя!

Согласование педагогических усилий семьи и школы — важнейшее условие

духовно-нравственного развития личности ребенка.  Без взаимодействия

с семьёй, общности с родителями, без эмоциональной и этической под-

держки со стороны семьи изучение предмета ОРКСЭ будет неполноценным

и недостаточно эффективным. Формы работы с родителями:

- проведение родительских собраний;

- система вопросов и заданий, включающих родителей в учебно-воспита-

тельный процесс (интервью, подбор иллюстраций, создание в классе

галереи образов, фотовыставки, посещение объектов культурного наследия,

подготовка рассказа о семейных традициях);

- использование в процессе обучения методов семейного воспитания,

потенциала семейного духовного опыта, традиций семьи;

- домашнее чтение, формирование домашней библиотеки;

- родители как  соавторы и участники детских праздников, презентаций.

Духовно-нравственное развитие — постоянный процесс, и, идет он

всю жизнь.Основным его условием является желание духовно развиваться.

Формирование духовно-ориентированной культуры начинается в семье.

Но наиболее крепкий фундамент в этом должна заложить начальная

школа.  На ступени начального образования воспитание становится

процессом восприятия ценностей и их освоения. Этому должен  способст-

вовать весь уклад школьной жизни, а главная роль принадлежать творчеству

учителя. Именно учитель начальной школы,  приобщая  детей к духовным

и культурным ценностям , закладывает основы формирования высоко-

нравственной личности гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика воспитательных возможностей модуля курса ОРКСЭ.

Статья рассказывает об отношении к труду различных  религиозных конфессий, обозначает возможные точки соприкосновения   между представителями  разных вероисповеданий.К статье...

Эссе: Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

В данной работе отражено мое мнение о курсе "Основы религиозной культуры и светской этики", который  будет преподаваться в 4 классе ....

Эссе: "Специфика воспитательных возможностей курса ОРКСЭ".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3733435","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Эссе: "Специфика воспитате...

Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

В материале перечислены ценностные ориентиры в работе с учениками класса, определена важнейшая задача курса - доверительное общение между родителями и детьми, описаны различные формы работы на уроке....

Презентация "Воспитательные возможности модулей курса ОРКСЭ"

В презентации предоставлен материал, в котором  показаны методы, приемы и формы работы  на занятиях  курса ОРКСЭ...

Воспитательный потенциал курса ОРКСЭ в рамках урочной деятельности

Вопрос воспитания детей является  одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом....