Воспитание эстетических качеств личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

   Эстетическая культура человека, связана с его мировоззрением, гражданственной зрелостью, отношением к труду, общественному долгу. Вот почему проблема формирования гармонической личности тесно переплетается с вопросами эстетического воспитания.

     Одним из богатейших  и действенных средств эстетического воспитания является музыкально-ритмическая деятельность, которая обладает большим эмоциональным воздействием и поэтому является важнейшим средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Вот почему эстетическому воспитанию через музыкально-ритмическую деятельность подрастающего поколения я уделяю такое большое внимание.

       Развитию эстетических качеств через танцевальную деятельность в современной коррекционной школе отводится значительное место. Данные вопросы рассматриваются в книгах:

«Основы эстетического воспитания», Москва «Просвещение» 1984 г.

«Музыка и движение», Москва «Просвещение» 1984 г.

В.А. Петрова «Музыкальные занятия с малышами», Москва  «Прос-вещение» 1993 г.

«Методика музыкального воспитания в детском саду», Москва «Прос-вещение»,1989 г.

Г.А. Боброва «Художественная гимнастика в школе», Москва, «Физкультура и спорт» 1978 г.

Л.М. Зюбин «Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися», Москва, «Высшая школа» 1982 г.

Т.Т. Ротерс «Музыкально- ритмическое воспитание и художественная гимнастика», Москва, «Просвещение» 1989 г.

«Гимнастика», Москва, «Академия» 2001 г.

Е.Н. Боизнов, П.И. Мартьянов « Психология физического воспитания и спорта», Москва, «Академия», 2002 г.

С.А. Козлова «Дошкольная педагогика», Москва, «Академия» 2001 г.

А.И. Буренина «Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике детей дошкольного и младшего школьного возраста», Ленинградский областной институт развития образования, 2000 г.

«Нравственность в современном мире»,  «Красико-Принт», 2003 г.

«Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании», Москва «Академия» 2001 г.

М.М. Безруких «Здоровьеформирующее физическое развитие», Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 г.

В.С. Мухина «Возрастная психология»,  Москва, «Академия» 2000 г.

«Поговорим о нравственности», Минск ИООО «Красико –Принт» 2004 г., что бесспорно подтверждает актуальность затронутой темы. В описанной выше литературе отражён большой опыт развития и коррекции эстетических качеств через танцевальную деятельность, но тем не менее в решении задач по исправлению и коррекции индивидуально–типических недостатков эстетических качеств рекомендуется опираться, прежде всего, на личный опыт.

       Поэтому, цель данной работы – показать динамику развития эстетических качеств , в процессе воспитания использование танце-терапии, направленной на коррекцию и развитие высших психических функций, а также типовых навыков социального поведения у учащихся с отклонениями в развитии интеллекта.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_esteticheskoe_vospitanie.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

 «Воспитание эстетических качеств личности

учащихся с  ограниченными возможностями здоровья.»

                                             

                                                 

                                            Выполнила:

                                                                        Учитель начальных классов                          

                                                   Харабалинской

                                                                             специальной (коррекционной)                                                                                                                      

                                                                           общеобразовательной школы

                                                                    интерната № 8 VIII вида

                                                                             

                                                                       Рыжкова Оксана Петровна

г. Харабали 2006 год.

Содержание

I. 1. Введение

Актуальность проблемы эстетического воспитания  аномальных детей через танцевальную деятельность ……………………………………………………..3

II. 2. Основная часть

 Воспитание эстетических качеств личности учащихся с нарушениями в развитии интеллекта через танцевальную деятельности

2.1. Психические особенности учащихся специальной (коррекционной) школы по М.С. Певзнеру…………………………………………………………5

2.2. Эстетическое воспитание в формировании личности детей со сниженным интеллектом……………………………………………………………………….7

2.3. Воздействие танцевальной деятельности на формирование  эстетических качеств личности

  1. Появление танца в человеческом обществе ……………………………13
  2. Роль танца в коррекции художественно – эстетического кругозора    аномальных детей…………………………………………………………15

2.4. Условия и средства эстетического воспитания

  1. «Танцевальный клондайк» ………………………………………………17
  2.  Психокоррекционные занятия с элементами психогимнастики ……..20
  3.  Ритмика……………………………………………………………………22

III. Заключение

 Динамика развития учащихся 2 «А» класса, уровня сформированности  эстетического кругозора…………………………………………………………28

IV. Список литературы …………………………………………………………..33

V. Приложения

I Введение: Актуальность проблемы эстетического воспитания через танцевальную деятельность аномальных детей.

«Есть что-то удивительное в том,

как соединяются между собой развивающие

ребёнка начала - игра, язык и песня.

С полным основанием можно сказать,

что детская песня рождается в играх.

Практика детских игр является как

бы первоначальной школой музыкальной

культуры детей… Может быть, ответ

на вопрос о том, что такое русская

пляска для детей нужно искать в

этих играх. В них выведен тот красивый

ритмичный рисунок, который

доступен ребёнку, и дан он в форме

игры,» - писала А.П. Усова.[1]

В этих образных словах подчёркивается мудрость народной педагогики, которая умело использовала передавала ребёнку всё лучшее, что есть в её опыте.

   Эстетическая культура человека, связана с его мировоззрением, гражданственной зрелостью, отношением к труду, общественному долгу. Вот почему проблема формирования гармонической личности тесно переплетается с вопросами эстетического воспитания.

     Одним из богатейших  и действенных средств эстетического воспитания является музыкально-ритмическая деятельность, которая обладает большим эмоциональным воздействием и поэтому является важнейшим средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Вот почему эстетическому воспитанию через музыкально-ритмическую деятельность подрастающего поколения я уделяю такое большое внимание.

       Развитию эстетических качеств через танцевальную деятельность в современной коррекционной школе отводится значительное место. Данные вопросы рассматриваются в книгах:

«Основы эстетического воспитания», Москва «Просвещение» 1984 г.

«Музыка и движение», Москва «Просвещение» 1984 г.

В.А. Петрова «Музыкальные занятия с малышами», Москва  «Прос-вещение» 1993 г.

«Методика музыкального воспитания в детском саду», Москва «Прос-вещение»,1989 г.

Г.А. Боброва «Художественная гимнастика в школе», Москва, «Физкультура и спорт» 1978 г.

Л.М. Зюбин «Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися», Москва, «Высшая школа» 1982 г.

Т.Т. Ротерс «Музыкально- ритмическое воспитание и художественная гимнастика», Москва, «Просвещение» 1989 г.

«Гимнастика», Москва, «Академия» 2001 г.

Е.Н. Боизнов, П.И. Мартьянов « Психология физического воспитания и спорта», Москва, «Академия», 2002 г.

С.А. Козлова «Дошкольная педагогика», Москва, «Академия» 2001 г.

А.И. Буренина «Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике детей дошкольного и младшего школьного возраста», Ленинградский областной институт развития образования, 2000 г.

«Нравственность в современном мире»,  «Красико-Принт», 2003 г.

«Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании», Москва «Академия» 2001 г.

М.М. Безруких «Здоровьеформирующее физическое развитие», Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 г.

В.С. Мухина «Возрастная психология»,  Москва, «Академия» 2000 г.

«Поговорим о нравственности», Минск ИООО «Красико –Принт» 2004 г., что бесспорно подтверждает актуальность затронутой темы. В описанной выше литературе отражён большой опыт развития и коррекции эстетических качеств через танцевальную деятельность, но тем не менее в решении задач по исправлению и коррекции индивидуально–типических недостатков эстетических качеств рекомендуется опираться, прежде всего, на личный опыт.

       Поэтому, цель моего реферата – показать динамику развития эстетических качеств 2А класса, в процессе воспитания использование танце-терапии, направленной на коррекцию и развитие высших психических функций, а также типовых навыков социального поведения у учащихся с отклонениями в развитии интеллекта.

II. 2. Основная часть.

Воспитание эстетических качеств личности учащихся с нарушениями в развитии интеллекта

 через танцевальную деятельность.

2.1. Психические особенности учащихся специальной (коррекционной) школы.

Психическая характеристика учащихся по М.С. Певзнеру.

1. Несложная форма олигофрении

2. Дети с нарушением нейродинамики

3. Дети-олигофрены с нарушением анализаторов

4. Дети-олигофрены с психопатическими формами поведения

а) возбудимые

б) заторможенные

Привалов В.

Елистратова А

Базаралиев А.

Курпешев К.

Бокеншеев К.

Гайсена Э.

Хидирова Л.

Курпешев М.

Таких детей в

 группе нет

 

Учащиеся олигофрены по квалификации М.С. Певзнера делятся на 4 группы. Исходя из этой квалификации я разделила класс на 4 группы.

        К первой группе учащихся относятся дети-олигофрены несложной формой. Это ученики с диффузным поражением коры головного мозга. Нервные процессы уравновешенны. Отсутствует дефект речи. Дело доводят до конца. Письменные и устные задания выполняют одинаково. Эмоционально-волевая сфера сохранена. Отношения с учениками и взрослыми ровные. Из класса к этой группе я отношу следующих учеников: Привалов В., Елистратова А. Базаралиев А, Курпешев К., эти ученики являются опорой для меня. В течении рабочего дня я привлекаю этих учеников как организаторов и помощников. На занятиях по самоподготовке даю дополнительные задания. Хвалю только за чуткое отношение к товарищам.

      Вторая группа – это школьники с нарушениями нейродинамики. Подразделяются на возбудимых и заторможенных детей. Нервные процессы не уравновешены (преобладает возбуждение), высокая отвлекаемость, менее продуктивная в учебной деятельности,  письменные задания выполняют небрежно. С устными заданиями справляются лучше, могут пересказать услышанное.  Любопытны. Нервно вскакивают с места, выкрикивают, интересы неустойчивы. Повышена самооценка, негативно воспринимают все замечания.

      К этой группе я отношу: Бекеншеева К. Этому ребёнку я даю поручения, задания, которые его успокаивают, отвлекают. Ставлю в строй среди спокойных учеников, заторможенных. Постоянно держу в поле зрения. Давать отвлекающие поручения – просьбы стараюсь чаще. Если Кажимухан сильно возбуждён оставляю в покое, затем индивидуально разговариваю. Обсуждение идёт на фоне положительного, хорошего. Использую спокойный, требовательный тон. Беседа «один на один» в спокойной обстановке.

      У заторможенных учащихся происходит диффузное поражение головного мозга. Преобладает торможение. С заданиями справляются с трудом. Письменные работы выполняют лучше. Самооценка снижена. Негативных реакций на замечания нет, но сильно переживают. Внимание снижено. К этой категории относятся: Гайсена Э., Хидирова Л. Этих детей я объединяю с возбудимым Бокеншеевым К., постоянно стимулирую к различным видам деятельности. Поощряю больше двигаться. Замечания делаю в тактичной форме (один на один). Хвалю в присутствии одноклассников. Даю поручения, которые развивают общительность, активность.

     К третьей группе я отнесла Курпешева Марата. Он посещает логопеда. Эти дети – олигофрены с нарушением анализаторов. На фоне диффузного поражения головного мозга, имеются локальные поражения отдельных участков. Испытывают большие трудности в речевом общении. Нарушено письмо под диктовку, нарушение фонетического слуха. Такие дети нуждаются в индивидуальной проверке на занятиях по самоподготовке.      Надо воспитывать в Марате контроль за своей и чужой речью. Больше спрашиваю, дополнительно  даю заучивать пословицы, загадки, скороговорки. Стимулирую речевое общение, создаю ситуацию к общению.

       К четвертой группе детей, относятся ученики с психопатическими формами поведения. Лобные поражения на фоне диффузных поражений. Драчливы, грубы, злобны. Патологическое влечение к чему-либо: бродяженечество, низкая работоспособность. Плохо работают устно и письменно. Беспричинный смех, слёзы, быстрая смена настроения, возбуждение быстро нарастает.

 Большой негативизм. Внимание полностью нарушено. Таких детей нельзя оставить без внимания ни на минуту. Нужно выявлять и устранять причины возбуждения, ограничивать их движения и как можно больше поощрять за малейшие положительные проявления. С ними ведутся постоянные психотерапевтические беседы. Но таких детей  в наблюдаемой мною группе нет.

     В своей работе я постоянно изучаю психологические характеристики, использую рекомендации М.С. Певзнера, о психологических  особенностях учащихся специальной (коррекционной) школы. В реферате рассматриваю средства формирования эстетических качеств учащихся с учётом психологических особенностей на основе индивидуального перехода к ним. В связи с этим хочу представить вашему вниманию систему работы по формированию музыкально-эстетической и танцевальной культуры учащихся нашей школы, которая реализуется через такие формы работы как: внеклассная деятельность воспитателя во втором классе, кружковое занятие «Танцевальный клондайк», психокоррекционное занятие с элементами психогимнастики и уроки ритмики.

2.2. Эстетическое воспитание в формировании личности детей

 со сниженным  интеллектом.

   Одной из отличительно-принципиальных особенностей коррекционной школы и системы воспитания личности является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодёжи к миру литературы и искусства,  красоте окружающей человека  действительности.[2]

      Роль эстетического воспитания в развитии трудно переоценить. Уже в древности эта мысль пробивала себе дорогу  в жизнь и деятельность человека. Об этом, в частности, говориться  в одной притче Плутарха. Три раба ведут тачку с камнями. Каждому из них философ задаёт один и тот же вопрос:  «Зачем ты везёшь эти тяжёлые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу эту тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты – значит, творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

    Понятие эстетическое воспитание органически  связанно с термином эстетика, означающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Почему бывает жалко, радостно, обидно или торжественно, возвышенно на душе от произнесенного стихотворения, спетой песни или увиденной танцевальной композиции, ребёнок сначала не осознаёт, но, переживая то или иное состояние вместе с кем-то более опытным усваивает главные эстетические понятия и чувства. А если «присвоенный» чужой опыт подкрепляется ещё и личным эстетическим вкусом, вот тогда-то и происходит эстетическое становление личности, т.е. совершается то, что мы называем эстетическим воспитанием.[3] Например, можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заметить его красоты, а  можно пройти всего один раз и остановиться, и увидеть, как красивы и необычны в нём деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зелёной травы тюльпаны; услышать как весело щебечут птицы. Увидеть как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает всё вокруг таинственным и переносит нас в мир сказки. Очень важно заметить всё описанное выше и ещё многое другое вместе с ребёнком.  

        Эстетическое воспитание  - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачёв). Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако дети даже в раннем возрасте способны реагировать на красивые в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремится рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо.

       Эстетическое воспитание способствует обогащению чувствительно-

го опыта, эмоциональной  сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для детей второго класса специальной (коррекционной) школы понятия «красивый» и «Добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

       Эстетическое развитие – процесс усвоение искусствоведческих знаний, умений, навыков, и становление и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.[4]

        Составляющий этого процесса является художественное образование – не только как процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, но и как развитие способностей к художественному творчеству.

        Сегодня одной из главных задач коррекционной школы является формирования у аномальных детей эстетических вкусов.

         Предмет эстетическое воспитание есть изучение условий формирования общественно полезных идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, эстетического восприятия, которые я формирую в детях в процессе непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством. В структуре предмета я выделяю две группы задач эстетического воспитания.

         Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему миру.  Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.  

         Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области искусств: обучение детей  рисованию, лепке, конструированию; пении, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

          Названые группы задач дадут положительный результат при условии тесной взаимосвязи в процессе реализации. Для реализации задач эстетического воспитания детей с задержкой психического развития, необходимы определённые условия. В своей внеклассной работе я использую различные  формы и средства эстетического воспитания: а) массовая                ( общекласные праздники, вечера, «творческие отчёты», соревнования и т.п.);

б) групповая (занятия кружков, студий и т.п.);

в) индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, пению и т.п.).

        Выбор тех или иных форм, а также их сочетаний зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию. К средствам эстетического воспитания относятся:

- устраивание быта и создание творческой и исполнительской деятельности учащихся;

-   организации благоприятных условий для труда;

- демонстрация и исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой (использованием средств искусств).

Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, цветы - всё это формирует эстетический вкус ребёнка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса человека. Обязательно включаю учащихся в активную работу по благоустройству и оформлению помещений – класса, спальных комнат. Большое значение придаю внешнему содержанию, закреплённому за нашим классом дворовому участку.

 Постоянно забочусь о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Серьёзные требования предъявляю и к состоянию рабочего места (парте), учебных принадлежностей, изделиям.

  Составной частью эстетики быта являются также поведение учащихся и взаимные отношения. Было бы заблуждением считать, что школьники специальной коррекционной школы не в состоянии понять и соблюдать существующие нормы поведения. Случаи несоблюдения таких норм – следствие недостаточного воспитания. Мне как воспитателю приходится уделять много времени воспитанию культуры, эстетике поведения учащихся. Очень важно, чтобы дети с нарушениями в развитии интеллекта  умели обращаться с просьбой, поздороваться, попрощаться, войти и выйти из помещения. Не менее важно, чтобы воспитанники могли правильно  вести себя за столом, в гостях, в общественных местах.

   Личный пример педагога – самое эффективное средство воспитания привычек поведения. Соблюдая необходимую требовательность, стараюсь тактично и благожелательно, направлять детей на соблюдение существующих норм и правил поведения.

    Во внеурочное время провожу с учащимися занятия с такой тематикой: употребление в речи «волшебных» слов; внешний вид учащихся; поведение в классе; поведение за столом; поведение на улице; поведение в транспорте; поведение в кино и в театре.[5] Для чего разработала календарно – тематическое планирование воспитательной работы во втором классе, в которое включила такие занятия как: «По страницам любимых сказок» (чтение книг и рисование); «Прошло лето, здравствуй, осень (беседа – знакомство); «Краски осени» (экскурсия); «Начинаем взрослеть» (школа вежливых наук); «музыка в нашей жизни» (музыкальный час); «Час загадок, скороговорок»;  «Знакомство с русской национальной культурой»; «Русские посиделки» (фольклорный праздник); «Каждой вещи своё место (коллективная уборка класса, школы);  «Лесная сказка» (разучивание новогодних песен); «Белый танец снежинок» (подготовка музыкально – ритмической композиции для новогоднего праздника);  «Зимние забавы» (лепка снежных фигур); «Нашим мамам» (подготовка к 8 марта); и т.п. Успех проводимой работы во многом зависит от того, насколько удачно подобрано содержание занятия, как чётко и ясно формируются вопросы, на которые дети должны дать ответы, насколько интересны практические упражнения. Закрепления таких умений и навыков у детей с задержкой психического развития – процесс очень длительный. Необходим постоянный контроль и напоминания со стороны воспитателя. Для этого стараюсь как можно чаще упражнять учащихся в способности проявлять свои умения, создаю для этого различные педагогические ситуации. Во время проведения занятий или самоподготовок большое внимание уделяю физкультминуткам. В школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь они отвлекаются, внимание их расширяется. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому способствует физминутки. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Провожу их по мере уставания детей. При проведении динамических пауз, игровых моментов, физминуток учитываю особенности своего класса, тему занятия, основные этапы занятия, психологическое состояние детей. В своей работе чаще использую танцевальные динамические паузы, такие как: «Весёлые путешественники», «Рыбачок», «Чебурашка» и т.д. Данные физминутки воспитывают умение вести себя в группе во время движения со сверстниками; формируют чувство такта; воспитывают культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми; учат выполнять все правила без подсказки взрослого: пропускать старшего впереди себя, мальчикам – уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение; развивают способности к эмпатии – умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажам  песен.[6] Наиболее широкие возможности для эстетического воспитания детей во внеклассное время имеют различные кружки, объединяющие детей по склонностям и интересам.  Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга. В своём классе веду кружок «Здоровьеформирующая гимнастика», где использую развивающие двигательные программы, разработанные в центре здоровье-сберегающих педагогических технологий  Нижегородского государственного архитектурно – строительного университета. Программа моего кружка нацелена на телесное (физическое), и на нервно – психическое  развитие ребёнка. На занятиях учитываю:

  1. особенности воздействия среды на развитие организма;
  2. оптимальный двигательный стереотип как конечный и одновременно промежуточный (базовый для следующего этапа) результат каждого этапа развития как основополагающая цель физического развития;
  3. характеристика базовых факторов развития организма, нервной системы – собственно процесса развития «изнутри».

      Упражнения, которые я использую во время проведения здоровье- сберегающей гимнастики координируют движение глаз, мышц шеи, уха при улавливание сенсорной информации и, с другой стороны, движение рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе. Планируя данные занятия предусматриваю оптимальную проэкцию эмоциональных и биоритмических особенностей личности в музыкально – ритмической сфере предметно – двигательной среды (танец, выразительное движение, хореография, пение). Резонансный эффект взаимодействия внутренних и внешних для организма ритмов проявляется в выраженном подъёме психоэмоционального состояния, активации деятельности мозга (энергетический фактор) и функционирования (развития) практически всех систем организма.

      Также мои занятия формируют оптимальный фенаминальный двигательный стереотип, который относится к высоко социализированным движениям тонкой  моторики кисти и артикуляции. Социализация движений и мышечных групп ребёнка формирует социализацию ребёнка во всех видах человеческой деятельности  «умение держать себя», способность управлять собой, своими движениями, эмоциями, мыслями.[7] В 2005 –2006 уч. году свою воспитательную работу я представила во время открытого внеклассного мероприятия «Русские посиделки», которое проводилось в рамках моего класса. За время подготовки к данному мероприятию правела дополнительные занятия, где ребята изучали русские народные сказки: учились читать, слушать; анализировать русские народные сказки; учили наизусть русские народные пословицы, поговорки, потешки; учились разгадывать загадки, учили песни, частушки, русские народные пляски; прививала любовь к русскому народному творчеству;  активизировала активный, пассивный словарный запас, коррегировала устную речь;  логическое мышление, воображение; негативные черты характера, как грубость, неуважение, несдержанность, нежелание выполнять заданное в связи с появившимся трудностями; прививала эстетический вкус через русские народные реквизиты. Накапливая в своих детях запас звуковых, цветовых, пластических и т.д.  впечатлений я формирую в них чувственно – эмоциональный опыт, который так необходим для эстетическо-творящей личности.

2.3. Воздействие танцевальной деятельности на формирование эстетических качеств личности.

1. Появление танца в человеческом обществе.

   Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы,   педагоги использовали разные виды искусства  для  лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи,  театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

   Известны идеи Платона, связанные с терапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают её сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе – концепции  очищение души человека в процессе восприятии  искусства.

     В классической  Греции музыкальное искусство воспринималось как триединство «мусических искусств» - поэзии, танца и собственно музыки.

     В античных источниках находится множество свидетельств чудесного исцеления благодаря воздействию того или иного вида искусства.

      Танец использовался древними в целях врачевания. И в более позднее время в Италии движения под быструю, динамичную музыку считались эффективным средством лечения тарантилы (укуса паука – тарантула). Больные в «бешеном» темпе в танце «тарантелла» двигались до полного изнеможения «вытанцовывая» яд из тела.

      Танцетерапия  широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека.

        Выдающийся индийский философ и музыкант Хозрат Иеайдят Хан, рассматривая механизм взаимодействия ритма и Вселенной отмечал: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах, среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны,  движение звёзд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи – всё это открывает для видящего танец природы. Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».[8]

        В настоящее время танцетерапия  представлена практически во всех странах как в медицине (при нервно – психических, соматических заболеваниях), так и в психологии (общий, медицинской, специальной).

        Особое распостронение танцетерапия получила  среди различных терапевтических школ, использующих танцетерапию в лечебной и коррекционной практике.

        В настоящее время можно выделить несколько направлений использования танцевального искусства в коррекционной работе: психофизиологическое  (связанное с коррекцией психосоматеских  нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально – педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно – эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребёнка художественной деятельности и творчестве).

       В своей работе я реализую эти направления через определённые психокоррекционные, коррекционно - развивающие методики в рамках танцетерапии, где больший акцент своей деятельности я связываю с воспитанием эстетических качеств личности учащихся с нарушениями интеллекта через танцевальную деятельность.

   

2.3. 2. Роль танца в коррекции художественно – эстетического кругозора аномальных детей.

      Известно, что доминантной эстетической культуры личности  является художественная культура. Начиная с раннего детства как нормально развивающегося, так и ребёнка, имеющего проблемы, идёт процесс не только формирования личности, её социализации, формирование  художественно – эстетического вкуса, мировоззрения посредством искусства, а также и развитие двигательной, физической культуры. В искусстве танцора тело, его выразительность, воплощённая в движениях, обеспечивает образность и знаковость в передаче воплощаемого содержания художественного произведения.

     Движение под музыку в специальной – коррекционной  школе – это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействия музыки и ритмического движения. Он даёт возможность ребёнку овладевать «языком движений» и в единстве с музыкой сформировать двигательную и музыкально – ритмическую культуру. Музыкально – ритмическое воспитание оказывает положительное влияние на деятельность организма в целом.[9]

      Составленная мною система музыкально – ритмического воспитания осуществляется в процессе развития слуха и умения согласовывать движения с музыкой. Практика использования музыкально – ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются, в коррекционной работе с детьми, с проблемами (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребёнка, его речевой функции,  произвольности, деятельности движений, овладение приёмами невербальной коммуникации, музыкальных способностей, а также расширение художественно – эстетического кругозора.

      Работа по музыкально – ритмическим движениям:

  1. формирование музыкально - ритмических навыков: умения передавать движениями средства музыкальной выразительности (характер, темп, ритм, динамику, форму музыкального произведения);
  2. формирование навыков выразительных движений (основных,  гимнастических с предметами и без них,  сюжетно – образных, танцевальных).

     В процессе овладения движениями под музыку решаю следующие задачи, общие для всех возрастных категорий детей с отклонениями в развитии музыки:

  1. развитие музыкального восприятия умения передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, напевную песню, народный танец и т.д.);
  2. овладение семиотическим, формами движений, «языком движений», умением пантомически, жесто – мимически в танце, игре передавать музыкальный образ;
  3. развитие творческих проявлений детей в движениях под музыку в музыкально – двигательной импровизации в сюжетно –игровых этюдах; танцах;
  4. осуществление коррекции отклонений в развитии психических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления; эмоционально – волевой и эстетически – художественной  сферы средствами движений под музыки.

     Решение этих задач осуществляю через основные виды музыкально –

ритмических движений: музыкальная игра (сюжетная и несюжетная), пляски, хороводы, украшения, музыкально – двигательные импровизации, этюды, образная и танцевальная гимнастика. В процессе работы по обладанию движениями под музыку с детьми с отношениями в развитии  использую разные методы – зрительно – двигательной, слуха – двигательный, словесно – двигательный.

    Естественные для ребёнка подвижность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под неё вместе со сверстниками делает музыкальное движение одним из самых любимых видов художественной деятельности.

2.4. Условия и средства эстетического воспитания.

1. «Танцевальный Клондайк».

       Расширение эстетического кругозора детей с задержкой психического развития обеспечивается, на кружковом занятии «Танцевальный клойдак». Танцевальный кружок проводится 10 часов в неделю. Группы «Искорка» и «Каприз» посещают кружок 3 часа в неделю, «Юность»- 4 часа.

      Необходимость введения данного кружка вызвана тем, что учащиеся:

     

  1. недостаточно выразительно исполняют отдельные движения и элементы танца;
  2. наблюдается несогласованность движения рук с движениями ног, туловища, головы.
  3. скованность, отсутствие дифференцировки и точности движений.

 

   Мною разработано календарно – тематическое планирование кружка «Танцевальный клондайк», цель которого:

формирование важных музыкально – двигательных умений, навыков и вооружение специальными знаниями;

развитие творческих способностей;

формирование эстетического кругозора – овладение танцевальными движениями как формой невербального общения.

   Танцевальное искусство помогает школьникам с проблемами удовлетворить свои эмоционально – двигательные потребности, обеспечить развитие ритмопластической выразительности, культуры тела. Формирую у детей через «танец» умение разумно организовывать свободное время.

   Работаю в следующих направлениях:

1) элементарные основы танцевальной грамоты;

2) упражнения на согласованность движений с музыкой;

3) танцевальные игры;

4) хореография;

5) детские танцы;

6) парные танцы;

7) танцы бразильских ритмов (рок-н-рол);

8) диско - танцы.

  Мои занятия нацелены, прежде всего, на развитие красоты движений.                            Основные результаты занятий:

  1. тонизирование деятельности центральной нервной системы;
  2. укрепление мышц живота и спины, обеспечивающие правильную осанку;
  3. совершенствование двигательной координации;
  4. развитие гибкости.

  При организации работы в группе «Искорка», в которую включены выборочно дети начальных классов, учитывался уровень знаний, умений и навыков учащихся, а так же физические данные. Дети знакомились с играми и приобретали в игре танцевальные навыки, учились слушать музыку, прохлопывать ритмический рисунок. Учились выполнять движения синхронно, в паре. Изучали простые ритмико – гимнастические связки.

    На осенних встречах данная группа выступила с танцевальной композицией «Золотая осень».

    При разучивании данного танца учащиеся учились двигаться с предметами (ветки деревьев), отличать смену частей музыки, самостоятельно менять движения, ритмично двигаться в парах. Трудности возникли при смене направления движения на музыкальные фразы, особенно у         Хидировой Х., Дюсимбаевой С., Куянгузовой Д., Курпешева М. Хочется выделить способных детей – Сатыбалдиеву Н. из 2 «Б» класса, Шахатову Гулю 4 «Б», Рябова Дмитрия 4 «Б» класса, Бокеншеева Султанбека 4 «Б».

    Шахатова и Бокеншеев исполнили вальс на мероприятии посвящённом Новогоднему празднику.

     Эта пара замечательно передала  в движении спокойный характер мелодии. Двигаясь в паре по кругу, выполнили сложную вальсовую дорожку, легко, изящно, меняя направление движения на музыкальные фразы.

       Рябов Д. 4 «Б», Кубашев Р. 4 «А», Куттыгалиев 4 «А» здесь же выступали с танцем брейк – данс в хип – хоп стиле. Ребята передали сложный по ритмичности характер музыки, меняли движение в соответствии с разными  вариациями, чередовали простой и дробный шаг. Точно исполняли движения танца, правильно выполняли ритмический рисунок.

        Во второю группу «Каприз» входят учащиеся 6,7 классе. Девочки из 6 класса Сатыбалдиеева Н., Сарсенова М., Рафикова Л., Набиева Л, исполнили танец «Тайна». Они правильно усвоили ритм выполняемых упражнений, своевременно перестраивались из пар в общий круг. Исполнили танец задорно, решительно, выразительно. Меняли движения в соответствии с контрастным характером мелодии.

       Подготовительная работа к данному танцу велась через упражнения воздействующие на позвоночник, упражнения для растягивания и улучшения пластичности тела, спины, рук и ног. Девочки учились управлять своим вниманием, чувствовать ритм мелодии.

       Помимо диско – танцев, девочек привлекают танцы бразильских ритмов. Поэтому дальнейшую свою работу я спланировала в этом направлении, для чего я подобрала специальный материал, а именно: самоучитель по модным танцам «Танцуем  джайв, рок-н-рол, чечётку» – автор Телегин А.Н. издательство «Феникс», 2004 год.

   

  III. группу «Юность» составляют ребята из 8 «Б» 9 классов. Сразу хочется сказать несколько слов о Мендагалиевой Салтанат. У девочки ярко выражены хореографические способности, она очень пластична. Замечательно развито чувство ритма, двигательная память. Она участвовала на новогоднем празднике с сольным номером «Часики».

     Никитенко Лида – быстро запоминает движения, последовательность движений, но недостаточно точно чувствует ритм мелодии. Если с девочкой  работать индивидуально, она может достигнуть высоких результатов. Она выступила на мероприятии посвященном «Золотой осени» с сольным номером, танец в индивидуальном индийском стиле «Джанкар». Танец насыщён арабскими жестами, что требует от исполняющего высокой  двигательной координированности, выразительности в передаче соответствующего образа, точности и грациозности в танце. Лида успешно справилась с данной композицией и  выиграла в танцевальном конкурсе          I место.

    После её выступления некоторые  ребята, а в частности Джапарова Маша 7 класса, Казиевы Эльвиры и Эльмира 9 класса, заинтересовались индийскими танцами. Поэтому я уже  начала работу в этом направлении и буду продолжать в следующем полугодии.

     Гельманова Мейрамгуль, Карай Кристина, Сахвалиев Данияр – ребята из 9 класса, Досмухамбетов Ербол – 7 класс – им  полюбился Джаз – танец, точнее стиль фанки-джаз. Фанки-джаз – это великолепная «выжимка» из лучших движений различных стилей, таких как хип-хоп, стрип-джаз, брейк-данс, диско-хаус и другие. Одним из наиболее важных факторов танцевания ребят в стиле фанки-джаз (С.Э.Т. 2002 год) является открытая постановка корпуса.

 Особую сложность составляют повороты, па-де-бра, где требуется особая четкость, точность и быстрота реакции.

 Главная проблема – ребятам зачастую не хватает терпения и настойчивости в работе.

К вышесказанному хочу добавить. В 2005-2006 году от нашей школы в город Астрахань ездила группа ребят на смотр художественной самодеятельности с номером, который готовила Вирченко М.В. музыкальный руководитель и я как хореограф.

 Исполнение песни «Во горнице, во новой…» было осложнено музыкально-ритмическими движениями, которые сопровождали тексты песни.

 Через танец девочки из 6 класса Сарсенова М., Рафикова Л.,         Лебедева Н., выразительно передали соответствующий образ, содержащийся в тексте песни.

 Рябов Дмитрий из 4»Б» класса замечательно вошел в образ «бесшабашного Ванюши-кудряша». Исполнил точно, четко, а самое главное вовремя несколько акробатических этюдов.

2.4. 2. Психокоррекционные занятия с элементами психогимнастики.

 Одной из современных методик является психогимнастика (М.И.Чистякова). Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику,  этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка. Основная цель психогимнастики - научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.

  В ходе рационально-эстетически-эмоционального воспитания в процессе занятий психогимнастикой у детей с нарушением в развитии интеллекта:

  1. расширяется художественно-эстетический кругозор;
  2. воспитывается умение чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа;
  3. воспитывается умение вести себя в группе во время движения, формируется чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;
  4. воспитывается умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
  5. развивается художественно-эстетический вкус на основе постоянного пополнения впечатлениями и т.д.

 Таким образом, задачей моих психокоррекционных занятий с элементами психогимнастики является сохранение психического здоровья, предупреждение эмоциональных расстройств у детей, развитие эстетических качеств.

 Прежде всего, эти занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощяемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами.

 Занятия по психогимнастике проводятся 2 часа в неделю. Мною было разработано календарно-тематическое планирование по психогимнастике. Цель которого развитие и коррекция различных сторон психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы. На каждого ребенка заведена карта наблюдений, где указаны фамилия, имя, отчество ребенка,возраст, проблемы, цель занятий, направление коррекции проблемы, формы коррекции, проблемы и дальнейший прогноз.

На моих занятиях дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. В этом им помогают специальные «карты эмоций» и этюды на выражение различных эмоций.

 В каждой группе, посещающей психогимнастику, должен быть фон, то есть ребенок не нуждающийся в психогимнастике, но который может быть полезен своей артистичностью. С его помощью легче заразить других детей  нужной эмоцией. Таким в моей группе является Голенский Б. из 3 класса.

 Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.

  I фаза. Мимические и пантомические этюды.

  Хидирова Х., Голенский Б., Бокепшеев С. С удовольствием выполняют данные этюды. Выразительно связанные с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

  II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

    Дюсимбаева С., Кубашов Е., Привалов В, Малаев А. не могут выразительно изображать черты, порождаемые социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.).

 Ш фаза. Этюды и игры, имеющие присихотерапевтическую направленность.

      На этом этапе занятия начинают проявлять себе Кубашев Е, Дюсимбаева С., Привалова В. Они включаются в общую игру,  у них поднимается настороение.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

   Эта фаза привлекает всех ребят. Здесь часто проводится «минутка шалости».

2.4. 3. Ритмика

   Коррекционная ритмика – это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыкально – ритмодвигательного воздействия.

   Основателем метода ритмической гимнастики является  педагог, композитор Э. Жак – Дальтроз (1865-1950), который выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогике. А позже, в 1926 г., В Росси на её, основе создается лечебная ритмика. Регулятором движений        Э. Жак-Далькроз сделал музыку, поскольку именно в ней имеется идеальный образец организованного движения. Музыка, регулирует движение, дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением.

    Именно эта широта проявлений ритма лежит в основе многих направлений использования ритмики. Ритм выступает как универсальная, космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается, моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинетических ощущений. Это мышечное сокращение языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; одновременная стимуляция мышц-антагонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.[10]

     Отечественные учётные, врачи (Г.И. Шипулин, 1928;                        В.А. Гиляровский, 1928) обращали внимание на благотворное влияние коррекционной ритмики, при этом отмечали, что ритмические упражнения оказывают положительное воздействие особенно на детский коллективе с повышенной возбудимостью. Пионером введения ритмики в систему лечения взрослых и детей в нервно – психической клинике является профессор           В.А. Гиляровский. Он отмечал, что коррекционная ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, общее психоэмоциональное состояние, тренировку подвижности процессов центральной нервной системы. Использование  коллективного начала занятий ритмикой в системе коррекционной работы с душевнобольными и детьми с нарушением речи удалось В.А. Гринер.

Особенностью коррекционно – ритмической терапии является наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Ее действие будет эффективнее, как отмечали В.А.Гринер, И.С.Самойленко, Н.А.Власова, А.Флоренская, Е.В.Конорова, Е.В. Челнова и другие, если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает психические функции – такие как внимание                         ( концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную). Именно поэтому коррекционная ритмика очень широко используется не только в психиконеврологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специальных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии.[11]

Ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом, и помогает развитию многих сторон личности ребенка: музыкально – эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

В нашей школе преподавание ритмики обусловленною необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с нарушениями в развитии интеллекта. Уроки ритмики проводятся в начальных классах один час в неделю.

Основная часть направленности, разработанного мною, календарно – тематического планирования уроков ритмики – это психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Поэтому все содержание работы подчинено цели:

исправление недостатков физического развития,

общей и речевой моторики,

эмоционально – волевой сферы,

воспитание положительных качеств личности, эстетическому воспитанию.

Планируя свои уроки, я веду работу в следующих направлениях:

1. подобрала комплекс упражнений на ориентировку в пространстве (ходьба, бег, перестроение в круг из шеренги, цепочки и т.д.).

2. ритмико – тематические упражнения, которые включают в себя:

а) общеразвивающие упражнения.

б) упражнения на координацию движений.

в) упражнение на расслабление мышц.

3) упражнения с предметами.

4) игры под музыку.

5)танцевальные упражнения, где используют современные танцевальные стили и направления (вальса, рок, диско, фанк, хип-хоп).

6) танцы и пляски.

В основе моей работы лежит:

программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» - автор Буренина А.И. – Ленинградский областной институт развития образования, 2000год.

«Азбука хореографии» - Барышникова Т.М. 2001год.

Использую методическую разработку «Развитие пластики в современных танцевальных ритмах», где подобраны:

1. упражнения для выработки подвижности позвоночника, укрепления мышц спины.

2. упражнения для ориентировки.

Использую комплекс логоритмических упражнений, где речевой материал накладывается на музыкальное сопровождение и обогащается ритмическими движениями.

На уроках ритмики даю элементарные основы занятий в области ритмической гимнастики – это и сведения о ней как о спортивной дисциплине:

  1. о ее содержании,
  2. социальной значимости,
  3. истории,
  4. технике исполнения упражнений и законах, лежащих в ее основе.

Выписывая журналы, видеоматериалы, которые демонстрирую учащимся на уроках или во внеурочное время на кружковом занятии «Танцевальный клондайк». К примеру журнал «Современные эстрадные танцы», видеоматериалы «Школа современных танцев», «Бальные танцы», «Клубная латина», «Танцевальная аэробика в стиле «хип –хоп», «рага», концерт шоу – балета «Тодес».

При проведении обследования детей, я отметила степень музыкально – двигательного развития и спроектировала их коррекцию средствами ритмопластики и психогимнастики. Для чего вывела уровень музыкального и психического развития детей.

Ф.И.О.

Уровень развития и проблемы в состоянии эмоциональной сферы.

Уровень развития и проблемы в освоении движений.

Уровень развития и проблема в проявлении музыкального слуха.

Уровень развития эстетических качеств учащихся.

Гайсена Э.

КубашевЕ.

Дусенбаева С.

Лухпанов Н.

Привалова В.

Малаева А.

Будаген Л.Седова Н.

Ханфилова А.

Низкий уровень

Заторможенные,

вялые, музыкально – ритмическими движениями занимаются неплохо.

Низкий уровень, развития движений. Особую склонность составляют следующие движения:

Подскоки, прыжки на

 одной ноге,

 приставной шаг.

Низкий уровень. Развития музыкального слуха. Плохо

 воспроизводят несложный ритм, не могут

 различать контрастные части музыкального произведения. Не могут

охарактеризовать музыкальный образ словами.

Низкий уровень эстетических качеств. Умеют вести

 себя в группе во время

 движения, сформировано чувство такта, но отсутствует эмоциональная отзывчивость к хорошим или

 плохим поступкам сверстникам. Не могут

прочувствовать настроение, характер мелодии, низкая музыкально – слуховая культура.

Уровень музыкального и психомоторного развития.

Уровень музыкального и психомоторного развития.

Ф.И.О.

Уровень развития и проблемы в состоянии эмоциональной сферы.

Уровень развития и проблемы в освоении движения.

Уровень развития и проблемы музыкального  слуха.

Уровень развития эстетических качеств учащихся.

Бокеншеев К.

Привалов В.

Хидирова Л.

Елестратова А.

Куянгузова Д.

Макашев А.

Аксенов Р.

Акашев Р.

Ахметжанова Ж.

Карамысов Я.

Садыров Р.

Кумаров А.

Есталиев А.

Кибашев Р.

Нурпейсов М.

Тизухин Г.

Тажиева Д.

Тунгатаров Б.

Бузюмова А.

Дабаева И.

Зинатулина А.

Манцерова А.

Наумина Д.

Средний уровень. Не

 Могут самос-

тоятельно вместе с

 музыкой, и

 заканчивать не

 достаточно, четко выражают свои эмоции в мимике; требуется тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов умение в соответствии с формой музыкального произведения по фразам.

Средний уровень Развитие движений. Особую сложность составляет передача  в

 пластике музыкального образа, имитационные движения.

Средний уровень. Развития музыкального слуха воспроизводят несложный ритм, различают контрастные части музыкального произведения. Охарактеризовать образ словами затрудняются.

Средний уровень. Развития эстетических качеств. Недостаточно корректно ведут себя в группе во

 время движения, эмоционально отзывчиво к

 хорошим или плохим поступкам сверстников, за счет чего не всегда могут контролировать свое

 поведение. Есть способности

к симпатии – умеют сочувствовать, сопереживать людям, зверям, персонажам.

Данные переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Уровень музыкального и психомоторного развития.

Ф.И.О.

Уровень развития и

проблемы в состоянии эмоциональной сферы

Уровень развития и

проблемы в освоении движений

Уровень развития и проблемы в проявлении музыкального слуха.

Уровень развития эстетических качеств учащихся.

Базаралиев А.

Курпешев К.

Диков Н.

Сатыбалдиева Н.

Базаралиев И.

Голенский  Б.

Джуманов А.

Карай В.

Лебедев Н.

Мурзугалиев И.

Амишева Г.

Ванютина М.

Куттыгалиев Р.

Бокеншеев С.

Рябов Д.

Шахатова Г.

Хороший уровень. Развития эмоциональной сферы и умения выражать свои мысли, эмоции в мимике;

 развивают способность координировать слуховое представления и двигательную реакцию в

 соответствии с

 тонкими нюансами музыки; быстро меняют направления и

 характер движения мгновенно реализуя на

 различный темп, динамику, ритм и форму

 музыкального произведения.

Хороший уровень. Развита способность, передавать в

 пластике музыкальный образ, используя обще развивающие упражнения, имитационные движения. Умеют ориентироваться в пространстве.

Хороший уровень. Умеют выражать в

 движении характер музыки ее

 настроение передовая как

 контрасты, так

 и тонкие

 нюансы: изящество, тревожность, грусть, безмятежность, восторги и т. д.

 Умеют различать и

 выражать в

 движении основные средства музыкальной динамичности:

Динамику, темп, регистр, ритм, различать 2-3 частную

 форму произведения.

Хороший уровень. Умеют сочувствовать

Сопереживать другим людям,

 животным – персонажам песен; умеют

 тактично обучать музыкальным движениям детей со средним

 низким уровнями развития. Умеют вести себя в

 группе во время

 движения, культурны в

в процессе

 группового общения с детьми и взрослыми,

 выполняют все

 правила без

 подсказки взрослого, пропускают старших впереди

 себя, мальчики

 умеют приглашать девочку на танец

 и за тем

 проводить ее на

 место, извиниться, если

 произошло не

 чайное столкновение. Данные детские переживания эстетически окрашены.

III.Заключение.

Динамика развития учащихся 2»А» класса, уровня сформированности эстетического кругозора.

Содержание данного реферата посвящено развитию и коррекции эстетических качеств через танцевальную деятельность.

Мой реферат основан на изучении работ ведущих дефектологов, психологов, ученых и собственном практическом опыте, что подтверждает значимость развития эстетических качеств через танцевальную деятельность, которая заключается в том, что: именно эстетические качества позволяют наиболее активно решать проблемы подготовки к жизни школьников со сниженным интеллектом особенно те из них, которые обладают низкой способностью к саморегуляции и недостаточной активацией деятельности.

В реферате я старалась показать:

  1. взаимоотношение детей в коллективе, умение самостоятельно, справедливо и тактично разрешать конфликты, быть дружными, честными, справедливыми; умение сохранять и усовершенствовать эстетику быта, умение детей видеть и чувствовать красоту в природе, поступать честно; понимать прекрасное.
  2. показать результаты наших занятий танцевальной деятельностью для привития эстетических идеалов, эстетического вкуса, эстетического познания искусства, природы; эстетического переживания, способности видеть, чувствовать ее.

Можно констатировать, что занятия в танцевальном кружке, положительно сказываются, на формирование эстетических качеств со сниженным интеллектом.

Так, вследствие этого уровень развития эстетических качеств вырос на 40% и составил 80%. Поэтому в своей дальнейшей практической деятельности я планирую совершенствовать развитие эстетических качеств через танцевальную деятельность, так как положительное воздействие этой формы организации деятельности аномальных учащихся, на развитие и коррекцию эстетических идеалов, вкусов, познания искусства, природы, эстетических переживаний бесспорно.

IV.Список литературы

  1. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании,» М.: «Академия» 2001 г.
  2. Безруких М.М. «Здоровьзберегающее физическое воспитание» М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001г.
  3. Боброва Г.А. «Художественная гимнастика в школе» М.: «Физкультура и спорт» 1971г.
  4. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластики детей дошкольного и младшего школьного возраста). Ленинградский областной институт развития образования» 2000г.  
  5. Гимнастика» М.: «Академия» 2001г.
  6. Гогунов Е.Н., Партиянов Б.И. «Психология физического воспитания и спорта» М.: «Академия» 2002г.
  7. Зюбин Л.М. «Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися» М.: « Высшая школа» 1982г.
  8. Мухина В.С. «Возрастная психология» М.: «Академия» 2000г.
  9. «Основы эстетического воспитания» М.: «Просвещение» 1986г.

   


[1] Усова А.П. «Русское народное творчество». – М.: «Просвещение», 1972г.

[2] «Основы эстетического воспитания». М.: «Просвещение», 1986г.

[3] Козлова С.А. «Дошкольная педагогика». М.: «Академия», 2000г.

[4] «Дошкольная педагогика». М.: «Просвещение», 1988г.

[5] Аралова Э.А. «Воспитание культуры поведения у учащихся в вспомогательной школы// Эстетическое воспитание в вспомогательной школе/ Под. Ред. Г.Н. Головиной. М.: «Просвещение», 1972г.

[6] Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. «Воспитательная работа в начальной школе». Воронеж, «Учитель», 2004г.

[7] М.М. Безруких. «Здоровьеформирующее физическое развитие». М.:. Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2001г.

[8] Шушарджан С.В. «Музыкатарапия и рецепты человеческого организма». М. 1998г.

[9] Медведева Е.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании». М. 2002г.

[10] Светловская Н.Н,   «Антистресовая пластическая гимнастика». Журнал «Воспитание и обучение,» №1, 2004г.

[11] Рахимов А.З. «Роль музыки и танцев к коррекции интерактивности у детей». Журнал «Воспитание и обучение»  №1  2005год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственных качеств с помощью сказкотерапии на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Влияние сказки на воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...

Особенности нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоит задача создания наиболее эффективных условий для нравственного формирования детей. Эта статья посвящена моему опыту в реализации данной ...

Учебно-методическое пособие для коррекционно-педагогической работы по музыкальному воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения).

Пособие  посвящено  вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и воспитанию детей с ОВЗ в коррекционной школе.      ...

Статья на тему: Нравственно - эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через игру - драматизацию.

Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу...