Метод проектов
методическая разработка на тему

Доклад "Метод проектов", в котором рассмотрены структура проектных уроков, его организации, этапах любого проекта, применении проектной деятельности в моей работе, приведен конспект урока "Планеты солнечной системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov..doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Метод проектов».

Автор: Столчнева М.Д., учитель нач.классов

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения, делать выводы и умозаключения. Такое обучение связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность для учеников начальной школы – дело очень сложное и требующее особой подготовки, так как дети еще малы для проектирования. Но все же это возможно.

Особенностью проектных уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности с учетом постепенного возрастания самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Цель проекта: формирование ключевых образовательных компетентностей (коммуникативной, информационной, предметно-деятельностной) через организацию проектной деятельности учащихся.

Задачи.

  1. Вырабатывать потребность в приобретении знаний.
  2. Расширять кругозор детей, развивать память, внимание,
  3. Воспитывать интерес к предмету, уважение к мировой культуре.

Организация проектных уроков проходит по следующей структуре:

  1. Организационный этап.
  2. Формулирование темы и определение целей.
  3. Подготовительный этап.
  4. Основной этап.
  5. Практическое применение.
  6. Самоанализ.
  7. Подведение итогов всей работы.

Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу.

Не менее важным является и развитие коммуникативных качеств. Использование метода проектов позволяет эффективно работать над решением данной задачи. Вовлекая детей в проектную деятельность, учитель создает проблемную ситуацию, для решения которой предлагает детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело.

Познавательное общение в детском коллективе возможно, если собеседники располагают различной  и интересной друг для друга информацией по обсуждаемой проблеме.

Откуда взяться информации у младших школьников? Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого  ребенка, - это возможность общения с родителями, одноклассниками, друзьями и т.д. Поиску и использованию разных источников  информации надо целенаправленно учить школьников. На уроках  поиск информации можно предоставить детям через самостоятельную деятельность.

Учащиеся моего класса выполняли как индивидуальные так и групповые проекты во внеурочной деятельности. Приведу примеры некоторых из них: «Какой мой портфель?» (выполнила учащаяся 2 класса Егорова Е., ставшая лауреатом конкурса, 2010г.) – исследовательский, монопроект, средней продолжительности;  «Какое молоко полезнее для здоровья человека?» - Нестеров Д. (3 класс, 2011г.) - исследовательский, монопроект, средней продолжительности, «Как вырастить кристаллы?» - Иванищева А. (3 класс, 2011г.) -  исследовательский, монопроект, средней продолжительности; «Определение загрязнений воздуха по снежному покрову» - учащиеся 4 класса в сотрудничестве с 7 классом (2010г.) – исследовательская, межпредметный проект, организуемый среди участников одной школы, групповой, долгосрочный и др.

Урок также  оптимально подходит для организации познавательной деятельности, общения детей в рамках проектной деятельности.

Так в своей работе, помимо уроков технологии (труд),  которые предусматривают коллективную творческую деятельность, моделирование, проектирование, я применяю метод проектов и на других уроках. Например, в третьем  классе на уроке (литературное чтение) обобщения изученного материала «По страницам детских журналов “Мурзилка”, “Весёлые картинки” учащиеся делали проект по созданию своего журнала. Они самостоятельно подобрали материал по теме (некоторые сделали свой), отобрали рубрики, с моей помощью распределили обязанности (редакторы, иллюстраторы и т.д.), дали название «Мадагаскар»,  с большим увлечением оформили в виде газеты и представили его.   Во втором классе на уроках математики и окружающего мира  мы делали задачник (межпредметный проект). Учащиеся в течение года самостоятельно придумывали, составляли по аналогии задачи разного типа на основе материала «Животные Подмосковья». Задачник оформили в альбом. Учащиеся с интересом подошли к поиску информацию, делали зарисовки, составляли задачи. Приведу пример конспекта с использованием проектной деятельности на уроках окружающего мира «Планеты солнечной системы» (Приложение 2).

Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно. В соответствии с новыми образовательными стандартами прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников  могут стать проектные задачи. Решение проектных задач не требует четкой привязанности к типу и структуре урока, теме урока, учебному предмету.

Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

Основные этапы любого проекта:

- Анализ ситуации (надо ли разрешать?). Формулировка проблемы.

- Выявление дефицитов, их типов.

- Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?).

- Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев  постановки достижения цели (куда придем в итоге?)

- Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.

- Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) (что будем делать и каким будет результат?)

- Решение проблемы.

- Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?).

- Представление окружающим полученного результата («продукта»).

Таким образом, в проектной задаче должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Она должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора  проблемной ситуации. Формулировка задачи скрыта  в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы пути ее преодоления и вариантов конечного «продукта» было несколько.

Проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, необходимые совершить для решения задачи.

Решить задачу значит создать какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.

Система заданий, входящих в данный тип задач, может требовать разных «стратегий» решения (в одних задачах последовательность заданий жестко и явно определена в соответствии с логикой решения поставленной задачи, в других – возможно выполнение заданий (или некоторых из них) в любой последовательности, в-третьих – требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.) Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи. Местом сборки «продукта», оформления итогового результата является итоговое задание.

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и тем более конечного результата.

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации. В то же время информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации, содержащейся в приложении к проектной задаче или во внешних источниках, или из собственного жизненного опыта. Информация, необходимая для выполнения одного задания, может также содержаться в текстах других заданий или в из результатах.

Результат может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом проявляются умения (или неумения) планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объеме. Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, находящиеся в тени.

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом решения проблемных ситуаций и, как правило, включает в качестве основных этапов анализ, моделирование и синтез (Схема 1.)   Пример проектных задач хорошо представлен в пособии для учителя Стандарты второго поколения «Проектные задачи в начальной школе»/ под редакцией А.Б.Воронцова; М. – «Просвещение»2011.

 Приложение 1. Схема.

Этап моделирования

Описание нестандартной ситуации,

постановка задачи (этап анализа)

Задание 1

Задание 1

Задание 1

Итоговое задание (этап синтеза)

Дополнительные источники информации

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Я хочу привести пример использования проектной деятельности на уроках «Окружающего мира» и представляю конспект урока: «Планеты солнечной системы», урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Целью данного урока является формирование знаний об элементах солнечной системы и применение их посредством проектной деятельности. Конечным результатом деятельности учащихся на уроке является презентации каждой из групп.

В данной работе принимают участие все ученики класса. Работа проходит в группах. Каждому найдется задание по способностям и возможностям.

Конспект урока

Цели урока:

Образовательные:
1. Закрепить знания об объектах солнечной системы.
2. Учить детей работать самостоятельно, самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации.

Развивающие:
1. Развивать коммуникативные умения учащихся.
2. Развивать творческие способности.

Воспитательные:
1. Повышать интерес к учебному процессу.
2. Воспитывать ответственность за порученное дело.

Ход урока.

1 этап – организационный.

На данном этапе учителем формируются инициативные группы (3 группы). Здесь же проговариваются правила работы в группе.

                Правила работы в группе.

Говори вполголоса.

Один говорит – другие слушают.

Не перебивай выступающего.

2. Формулирование темы и определение целей урока.

Продолжите с помощью карточек утверждение: «Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют…»

Каждой микрогруппе раздаются карточки, на которых написаны буквы: ПЕНЫЛТА, СОЙНЕЛОНЧ СИСМЕЫТ  (для составления слов: ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ). Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

- Что вы знаете о солнечной системе? (Учащиеся называют планеты, солнце).

- Какие планеты солнечной системы вы знаете?

(Учитель на доске пишет названия планет.)

– Вот она – Солнечная система. Посмотрите на планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Сколько их? Чем они похожи, чем отличаются?

 (– Планет изображено 9. У каждой из них своя ось вращения. Все они имеют форму шара. Отличаются размерами, цветом, удалённостью от Солнца.)

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? Учащиеся самостоятельно пытаются поставить цели исследования  для каждой группы, используя полученный материал (учитель корректирует их и направляет):

1группа:

  1.  выявить общие и различные признаки планет;
  2. сравнить планеты солнечной системы по размеру;
  3. расположить их по орбитам и запомнить порядок;
  4. сравнить массы планет;

2 группа:

  1. составить описание Солнца и Земли по плану;

3 группа:

  1. составить модель солнечной системы;
  2. подбор интересных фактов о планетах;

Для всех:

  1. обобщить полученные выводы, представив их в виде презентации.

3. Подготовительный этап.

На этапе сбора информации учащиеся учатся пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, справочниками. Помощь в сборе информации оказывают и взрослые (родители, родственники). Сбор информации по каждой планете проводился учениками заранее.

4. Основной этап. (Работа с учебником).

Учащиеся выполняют задания, полученные в соответствии с карточками, таблицами...

1 группа  в процессе работы делает выводы, что планеты солнечной системы имеют различие по массе, размеру, цвету и удаленности от солнца и заполняет таблицу по цепочке.

Планеты в порядке удаления от солнца

Планеты в порядке увеличения их массы

Планеты в порядке увеличения их размера

Цвет планет

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру и Меркурий.

2 группа готовит описание Солнца  и Земли по плану.  

---  Солнце – ближайшая к нам звезда.

a. форма Солнца

б. диаметр Солнца по сравнению с диаметром Земли

в. масса Солнца по сравнению с массой Земли

г. температура в недрах Солнца, температура на поверхности Солнца

д. расстояние от Земли до Солнца.

--- Планета Земля.

(Второй столбик таблицы заполняется по аналогичному плану, как в предыдущем пункте)

a. форма Земли

б. диаметр Земли

в. масса Земли

г. самая высокая и самая низкая температура на поверхности Земли

д.  расстояние от Земли до Солнца

Полученные данные своего исследования учащиеся заносят в таблицу и делают выводы по ней.

Данные

 

1.  Звезда Солнце:

2.   Планета Земля:

 

форма

 

 

размеры (диаметр)

 

 

масса

 

 

температуры

 

 

место в Солнечной системе

 

 

расстояние между ними

 

3 группа составляет модель Солнечной системы, наклеивая планеты на их орбиты на плакате, подбирая материал и интересные сведения о планетах солнечной системы.

1) Наша планета -  «Земля». Это наш родной дом. Она третья от Солнца.
У неё есть воздушная оболочка. На ней растут растения, живут Люди и животные. У неё есть спутник Луна. Она образовалась около 4,54 млрд.лет назад. Земля делает оборот вокруг Солнца за 365 дней. Обращается вокруг Солнца за 88 дней.

2) Первая от Солнца планета – Меркурий. Она названа так в честь древнеримского Бога Меркурия – покровителя торговли. На этой планете не могут обитать живые существа, так как у этой планеты нет воздушной оболочки, людям будет нечем дышать. Меркурий расположен очень близко от Солнца, поэтому там очень жарко.

3) Венера. Эта планета получила своё название в честь древнеримской богини любви. Поверхность планеты скрывает густая облачность из облаков серной кислоты. Венера обращается вокруг Солнца за 224 земных дня.

4) Четвёртая от Солнца планета -  Марс. Его называют «Красной планетой», из-за цвета поверхности. Она названа так в честь древнеримского бога войны. Марс меньше земли в два раза. Спутники Марса неправильной формы – Фобос и Деймос. Температура на Марсе колеблется от +30°С до – 80°С и ниже.

5) Самая гигантская планета – это Юпитер - газовый гигант, названная в честь римского бога Юпитер. Это самая большая и самая тяжёлая планета. Она в 318 раз тяжелее Земли. Её диаметр в 11 раз больше диаметра Земли. У Юпитера 63 спутника. Юпитер делает оборот вокруг Солнца за 11 лет.

6) Сатурн – планета  с кольцами, состоящими из льда и пыли. Сатурн обращается вокруг Солнца 29,5  Земных лет. У планеты имеется 60 естественных спутников и 3 предполагаемых. Самый большой из них –Титан.

7) Уран – седьмая планета от солнца, названная в честь греческого бога Урана. Первая планета найденная с помощью телескопа. Это самая холодная планета. Температура достигает - 224°С. Период обращения Урана вокруг Солнца составляет 84 земных года. Уран тяжелее Земли в 14,5 раз. У Урана имеется система колец и 27 спутников.

8) Нептун – эту планету назвали в честь римского бога морей. Планета была найдена в соответствии с математическими расчётами, а не путём наблюдений. Нептун в 17 раз массивнее Земли. Полный оборот вокруг Солнца у него занимает 164,79 лет. У  Нептуна есть кольцевая система, и известны 13 спутников.

9) Плутон назван так в честь древнеримского бога подземного царства. Его масса меньше массы Луны в пять раз, а объём в три раза. Период обращения вокруг Солнца 248 лет. У Плутона имеется 3 спутника, которые располагаются очень близко к поверхности планеты.

Первоначально Плутон считался планетой, а сейчас классифицируется как карликовая планета.

10) Неизвестная планета – Седна, получившая имя в честь эскимосской богини морских зверей. Открыта эта планета была не так давно – 14 октября 2003 года американскими наблюдателями.
Новая планета по размеру больше Плутона, но два раза дальше от Солнца, чем Плутон. По подсчетам ученых, сейчас расстояние до нее составляет 97 расстояний от Земли до Солнца. Вокруг Солнца планета обращается примерно за десять с половиной тыс. земных лет.
Возможно, что через несколько лет учёные-астрономы откроют новые планеты.

5. Практическое применение.

Каждая группа представляет свое исследование и проект индивидуально (1 человек от всей группы) или с участием всей группы по выбору.

6. Самоанализ.

Самоанализ проектной деятельности, в основном имеет обучающий характер. На данном этапе дети учатся самостоятельно оценивать свою работу: что получилось, а что не получилось.

- Что понравилось вам на уроке?

- Что получилось лучше всего? А что не получилось? Как вы думаете почему?

 - Что нужно изменить, чтобы получилось лучше?

  1. Подведение итогов всей работы.

В качестве проверки усвоения знаний детям предложено подготовить сообщения, интересные факты о животных, составление кроссворда, загадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Метод проектов как один современных методов достижения дидактической цели

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим резу...

Метод проекта в условиях ФГОС. Проект "Я люблю свою маму"

Проект ко Дню матери. Краткосрочный проект для детей школьного возраста «Я люблю свою маму»...

Метод проектов в условиях школьного логопункта. Проект "Слово в слове"

Представляю опыт работы над проектом "Слово в слове": этапы проекта (деятельность логопеда, учащихся), методический паспорт, описание продукта (игры)....