программа проектной деятельности в начальных классах
рабочая программа (1 класс) по теме

Савоник Ольга Владимировна

Программа составлена на основе требований ФГОС. Темы проектов соответствуют программному материалу УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Краеведческий подход в образовании и воспитании позволяет закрепить содержание базовых учебных дисциплин, показать значимость получаемых знаний на практике, иллюстрировать научные положения конкретными примерами на местном материале, воспитать нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

Удовлетворяя познавательные интересы обучающихся, углубляя и конкретизируя программные географические, исторические знания, наиболее любознательные вовлекаются во внеклассную работу кружка “Чудесная мастерская ”. Используются разнообразные методы и формы проведения: беседы, тестовые задания, кроссворды, ребусы, способствующие развитию у обучающихся логического мышления, навыков грамотной речи, индивидуальной самостоятельностей работы.

Практическая направленность реализуются за счет введения в каждую тему практических занятий: экскурсий, проведение исследований, описаний, разработки и защиты проектов, презентаций.

I. Общая характеристика

Являясь предметом гуманитарного цикла, краеведение даёт возможность младшему школьнику познакомиться с природой, историей, географией родного края, осознать важность владения этой информацией для достижения успехов в личной и общественной жизни.
       В процессе преподавания запланированы  уроки - лекции, уроки – викторины, конкурсы, экскурсии в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения.
Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего родного края, познакомить с достопримечательностями, литературой,  знаменитыми людьми.  Обучение краеведению, безусловно, должно опираться на опыт учеников. Необходимо научить  находить, использовать, обобщать информацию, уметь наблюдать за природой и беречь её, а также развивать свои творческие способности, мышление, память, успешно решать практические задачи.
 

Цель кружка:

– создание условий для формирования реальных представлений обучающихся о природных, социальных и экономических системах родного края; знакомство с людьми, оставившими свой след в истории родного края

Задачи кружка:

– более подробно изучить природу, население своей "малой Родины";

– актуализировать роль краеведения в образовательном пространстве города;

– воспитать патриотические качества: гордость, любовь, долг за историческое и природное наследие;

– способствовать развитию у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

– погружение учащихся в исследовательский поиск и постепенное подведение их к научному познанию родного края.

– приобретение учащимися компетентности в использовании полученных знаний и умений, как в повседневной жизни, так и в будущем на благо нашего края и России.

Основные направления, применяемые в воспитательном процессе:

– краеведческое;

– гражданско-патриотическое;

– художественно-эстетическое.

II. Описание места в учебном плане

Объём учебного времени 1 час в неделю, 34 часа в год

III. Описание ценностных ориентиров содержания

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Содержание учебного предмета:

В структуре курса краеведения  можно выделить пять разделов:

 «Наша школа»,

 «Моё село»,

«Моя семья»,

«Край, в котором мы живем»,

 «Люди, которые оставили след в истории села».

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать:

– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»[1] и т.д.;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих учебных действий:

 пользоваться различными приёмами нахождения информации по родному краю;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

наблюдать за сезонными изменениями в природе и делать выводы;

 определять известные виды съедобных и несъедобных грибов и ягод;

давать оценку поведению людей в природе

- знать некоторые виды птиц, животных, обитающих в нашей местности

Ожидаемые результаты Результатами успешной реализации данной программы являются:

– приобретение обучающимися знаний, умений по краеведению,

– творческий рост детей, положительная динамика учебных достижений;

– максимальная ступень самореализации каждого члена кружка;

– приобщение обучающихся к учебно-исследовательской деятельности по краеведению
- формирование  у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
- формирование активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- формирование экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

Материально-техническое обеспечение

1.  Внеклассная  природоохранная  работа  в  школе.  Н.А.  Александрова,

    М.Г.  Рябова.    Волгоград  

2.  Животный  мир  нашей  Родины.  В.П. Герасимов.  Пособия  для  учителя  начальных  классов.  М. «Просвещение»  

3.  Памятники  природы  Саратовской  области.  В.А.  Брылев.  4.  Красная  книга.

4.  Редкие  и  охраняемые  растения  и  животные  Саратовской  области.  В.А.  Брылев.  

5. Презентации по темам


Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела

(с подробным содержанием тем)

ч

УУД

Формы контроля

Дата

Наша школа 2ч

  1. Наша школа.

Рисование с натуры школьных предметов

1

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Личностные  освоение личностного смысла учения; осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Конкурс рисунков

  1. Наши школьные праздники:

День бабушек

1

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде. Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Личностные  освоение личностного смысла учения; осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Подготовка концертной программы

Моё село 14ч

3 Времена года. 

Выполнение панно

1

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала.

Коммуникативные работать в группе

-сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Личностные  освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Законченная коллективная работа

4 Улицы по которым я хожу в школу.

Пейзаж на тему «Мой любимый уголок Родины»

1

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала.

Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов;

-сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Личностные  освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Выставка рисунков

5-6 Улица Маркина

Исследовательский проект «Герои той войны», посвящённый 70 со дня Победы

2

Сообщение о Герое СССР

  1. Лесное царство

Мягкая игрушка

2

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала.

Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов;

-сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Личностные  освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Готовые изделия, составление композиции

  1. Ягоды, грибы

Вышивка

1

  1. Звери.

Рисованный альбом

1

  1. Птицы.

Оригами

1

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала.

Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов;

-сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Личностные  освоение личностного смысла учения; осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

  1. -12 Рыбы.

Объёмная композиция «На морском дне»

2

  1. Экологические  проблемы  нашей  местности

Выпуск стенгазеты

1

Познавательные анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку  прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные  выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)  Личностные  проявление патриотических чувств при изучении осенних традиций, поверий, примет русского народа.

Экологический словарь

Выпуск стенгазеты

14 -15 «Мы  экологи»  (изготовление  экологических  знаков)

2

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала.

Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов;

-сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Личностные  освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Творческая работа

16 «Защитите будущее»  (составление  воззвания  к  односельчанам)

1

составление  воззвания  к  односельчанам

Люди, которые оставили след в истории села 3ч

17  Фоторепортаж о трудовых буднях наших бабушек и дедушек

1

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле Личностные  освоение личностного смысла учения; осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

фоторепортаж

18 «Люди  прославившие   мою  школу  трудом» учителя – ветераны

Составление альбома

1

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные  освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Работа с источниками

19  «Мои  одноклассники»  Составление  рисованного  альбома.

1

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала.

Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов;

-сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Личностные  освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Альбом с рисунками

Моя семья 4ч

20-22 Традиции, обычаи, семейные праздники.

3

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала.

Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов;

-сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

Личностные  освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Семейное древо

24 Профессия моих родителей

1

сочинение

Край, в котором мы живем 10ч

25-26 Физическая  карта  области

Составление карты местности

1

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала. Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные  освоение личностного смысла учения; осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Правила работы с картой

27 Водные  богатства  области

1

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

-уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку прогнозирование уровня усвоения материала.

Коммуникативные аргументировать свою точку зрения с помощью фактов;

-сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле. Личностные  освоение личностного смысла учения; осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Работа с источниками

28 Река  на   которой  я  живу. Экскурсия по берегу реки Елань

1

29 Флора  и  фауна  края.  Красная  книга.

Составление местной Красной книги

1

Работа с источниками

30-31 Осваиваем технику «Квилинг»

2

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты зимних изменений в природе Регулятивные выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные  ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга»

Выполнение поделок, выставка работ

32 Озеленение  школьного  двора ,  класса,  уборка территории  около  школы

1

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты зимних изменений в природе Регулятивные выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные  ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга»

Работа по уборке территории

33 Экологический  поход

1

Познавательные анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты зимних изменений в природе Регулятивные выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные  ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга»

34 Итоговая  выставка  наших  лучших  работ,  .

1

Творческая работа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проектной деятельности в начальной школе.

Программа Проектной деятельности в начальной школе соотавлена в соответствии с требованиями ФГОС, содержит цели и задачи курса, учебно-тематический план, содержание программы, планируемые ре...

Программа «Проектная деятельность в начальной школе»

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника.  За четыре года ему надо не только освоит...

Программа "Проектная деятельность в начальной школе"

Цель программы - создание условий для развития личностного потенциала ребенка, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности....

Программа проектной деятельности в начальной школе.

Программа проектной деятельности  Для учащихся 1- классов. Цели, задачи. КТП...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....

ПРОГРАММА «Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО в МБОУ «СШ «13» г.Нижневартовска

Создание условий для успешного освоения учениками основ  проектной (исследовательской)  деятельности....