Доклад на тему "Проблемы организации внеурочной деятельности"
статья (4 класс) по теме

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увле­чений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы организации внеурочной деятельности

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. С 2011/2012 учебного года все ОУ переходят на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной дея тельности младших школьников. Основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать обязательный раздел «Программа духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», в который в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России включается программа внеурочной деятельности.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также организовывается деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т. д. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. А одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. Однако далеко не все ОУ имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности, нет ставок на дополнительное образование. В этом случае образовательное учреждение может использовать возможности учреждений  дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материально­технических условий; проблемы финансового обеспечения. В этой ситуации возникает необходимость в выявлении наиболее типичных социокультурных ситуаций, в условиях которых будет организовываться внеурочная деятельность, определении педагогических условий создания развивающей среды для воспитания и социализации и на основе полученных результатов – в разработке оптимальных моделей реализации внеурочной деятельности.

 Ведущей идеей организации и осуществления внеурочной деятельности, вытекающей из особенности развития учреждения, определяет объединение ресурсов социума в интересах ребёнка, для его развития и самоопределения, интеграция основного и дополнительного образования на основе изучения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей. Данная идея определяет стратегическую цель и задачи внеурочной деятельности ОУ.

Целью эксперимента становится разработка и внедрение механизма создания развивающей среды для социализации младших школьников в условиях внеурочной деятельности. На достижение цели направлено решение следующих задач:

1) изучить интересы и потребности обучающихся и их родителей;

2) создать условия для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей:

  1. в образовательных мероприятиях (предметные олимпиады, научно практическая конференция младших школьников) и в деятельности различных творческих и профильных объединений дополнительного образования на базе как ОУ, так и внешкольных учреждений дополнительного образования;
  2. в общественно полезной, социально значимой деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участии в добровольческих, гражданских акциях, сборах, конференциях);
  3. в экскурсиях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе ОУ и внешкольных учреждениях культуры и дополнительного образования;

3) создать условия для реализации потенциальных возможностей и творческих интересов школьников

4) повысить результативность работы по профилактике правонарушений.

Что удалось сделать на сегодняшний день в  ОУ?

Для реализации задач проведена следующая работа:

1. Создана рабочая группа педагогов по организации внеурочной деятельности школьников.

Рабочей группой изучены основные документы ФГОС НОО, программы кружков и секций ОУ на соответствие требованиям ФГОС, проанализированы планы воспитательной работы с точки зрения возможности достижения воспитательных результатов первого и второго уровня.

2. Спланирована методическая работа кафедры учителей начальных классов по сопровождению введения ФГОС НОО.

3. Изменён в соответствии с требованиями ФГОС режим занятий с целью реализации внеурочной деятельности.

4. Перераспределены ставки педагогов дополнительного образования для реализации часов внеурочной деятельности .

5. Составлен график повышения квалификации учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования по проблемам внедрения ФГОС НОО.

6. Продумана система мероприятий, направленных на воспитание и социализацию школьников.

7. Разработаны и утверждены программы дополнительного образования детей интеллектуальной и патриотической направленности.

10. Материально техническая база пополнилась ОУ.

Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в классах ориентировались в частности:

на запросы родителей, законных представителей первоклассников;

на приоритетные направления деятельности ОУ;

учитывались интересы и склонности педагогов;

возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Кроме того, нужно изучать занятость детей в учреждениях образования, культуры, спорта. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей показавает, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей и формированию гражданской позиции школьников.

В целях расширения воспитательного процесса внедряются следующие формы сотрудничества:

  1. проведение массовых мероприятий для параллелей, школы (спектакли кукольного театра, творческие выставки работ учащихся);
  2. занятия по выбору учащихся в секциях, студиях, ансамб лях
  3. индивидуальное и коллективное участие в городских мероприятиях.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется через следующие составляющие:

оценку востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

сохранность контингента всех направлений внеклассной работы;

анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями.

Трудности, с которыми сталкиваются учителя:

  1. недостаточность разработанных программ
  2. нехватка знаний и опыта у учителей начальных классов по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня;
  3. сложность перестройки мероприятий на обязательное достижение воспитательного результата.

Вся система работы по данному направлению призвана предоставить обучающимся возможность  свободного выбора программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

При подобной насыщенности возникает риск перегрузить детей. Поэтому охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности школ, контроль и корректирование функционального состояния детей систематически. На занятиях должна проводится работа по профилактике переутомления и обеспечению двигательной активности обучающихся.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увле чений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.. Безусловно, отработка меха низма реализации внеурочной деятельности в каждом из образовательных учреждений требует решения ещё многих проблем, с которыми сталкиваются педагогические коллективы. Это и ограниченность финансовых, кадровых, материально­технических условий, и невозможность привлечения учреждений социума или системы дополнительного образования детей, и отсутствие должной компетентности у педагогов в вопросах планирования воспитательной работы, ориентированной на достижение воспитательных результатов разных уровней, и др. Тем не менее уже нара ботанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

Доклад на тему:"Модель организации внеурочной деятельности и программы воспитания обучающихся в процессе реализации ФГОСТ."

Школа в процессе модернизации.Основные направления воспитания в рамках реализации стандартов нового поколения. Внеурочные занятия.  Программы воспитания обучающихся: "Шахматы"и тд....Пояснительна...

Доклад на МО "Организация внеурочной деятельности (обмен опытом)"

Главным моментом в образовании становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщатель...

Доклад на тему "Организация внеурочной деятельности в малокомплектной школе"

В данном докладе представлен опыт работы малокомплектной школы по программе внеурочной деятельности "Дорога открытий"...

Доклад на тему: "Организация внеурочной деятельности".

Доклад на тему "Организация внеурочной деятельности"....

Доклад на тему: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, о...

Доклад на тему «Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС»

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса обра...