Проект "Открытие школьного музея"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) на тему

 

инновационный проект «Открытие школьного музея»

Школьный музей как эффективная формаорганизации воспитательной работы с детьми – явление далеко не новое. Традиционно школьный музей воспринимается как хранилище, демонстрационное место музейных предметов. Новизна нашего проекта «Открытие школьного музея» состоит в том, что, мы перенесли акцент на сам процесс подготовки музейных предметов для открытия новой музейной экспозиции. 

Проектная идея состоит в том, что в музейной комнате  открывается новая экспозиция всякий раз, когда меняется музейная тематика, связанная с определённым образовательным событием. Решение об изменении темы, принимает ученический совет «Солнечного города».

Так, в 2009 году состоялось открытие «Музея ремёсел», как подарок детей к юбилею школы. При этом школа решала свою педагогическую задачу – создать условия для предпрофильного воспитания младших школьников. В 2010 году  открылся «Музей народного творчества», как результат подготовки детей к школьной ярмарке – выставке «Свистунья». Мы, учителя, в свою очередь создали условия, для  творческой активности младших школьников, проведя социально значимую акцию «Доброе сердце». В этом учебном году начата подготовка к образовательному событию «Гостиная литературного героя» В связи с этим Солнечный Совет предлагает новую тему школьного музея «Музей литературного героя». Параллельно решаем свою педагогическую задачу – разработка проекта «Читательская грамотность в школе 1 ступени».

На самом деле, замысел создания проекта возник в тот момент, когда директор нашей школы привезла из отпуска кольцо. (слайд – фото кольца для быка). Встал вопрос «Что это?»….Не каждый, у кого в тот момент спрашивали, смог ответить. У детей возникла потребность исследовать историю необычного предмета. Педагоги с учётом интереса детей занялись организацией поисково – исследовательской деятельности. В помощь педагогу был разработан ученический мини – проект «Музейный предмет».  На нем я становлюсь подробнее, т.к. этот проект, на наш взгляд, является эффективным средством формирования ключевых компетенций младших школьников.

Технология проекта.

Основу мини – проекта составляет алгоритм проектных действий участника. (слайд – таблица приложение 2). В общем виде,  это рекомендации по содержанию проектной деятельности с указанием формируемых компетенций (для педагогов). Для детей – это памятка, построенная с учетом возрастных особенностей обучающихся (слайд памятка), с ключевыми исследовательскими вопросами, доступными и понятными ребёнку. С помощью памятки школьник создаёт мини – проект, выполняет простейшие исследовательские действия: ищет информацию, извлекает интересные факты, сравнивает, описывает, оформляет

С познавательной стороны вопроса, учащиеся изучают объект со всех сторон его жизни -  определяют толкование названия, где и как используется и встречается в жизни людей, собирают сведения об особенностях объекта, истории его происхождения, в каких художественных произведениях упоминается, какими изобразительными средствами описывается.

Дети при помощи родителей и поддержки учителя в итоге поиска, сбора и обработки информации создают проектный продукт, авторы проводят презентацию в свободной творческой форме, представляют в виде информационно – иллюстрированного материала. (слайд с материалом)

Эффекты для детей 

Выполнение мини - проекта создаёт для каждого ученика развивающие условия освоения и реализации простейших проектных действий, которые помогают в самоорганизации учебной деятельности, учат ясно ставить цель, планировать,  искать средства и способы её воплощения, двигаться вперед. Являясь одновременно «исполнителями», «искателями», «разработчиками», «дизайнерами» и «риторами», дети проживают социально – значимые роли, а с ними и взрослые включаются в исследовательскую игру в качестве  «проводников», «тренеров», «консультантов», «организаторов», «советников».  В реально – полезном деле, рождаются новые формы общения, сотрудничества взрослых и детей. На  основе объединения  интересов формируется толерантность, что значимо для нашей школы с контингентом обучающихся 21 й национальности.

Особо важный и ответственный момент – защита музейного предмета. Тот предмет, который исследовали дети, становится «Музейным предметом», только тогда, когда к нему прилагается история его жизни, представленная в ученическом мини – проекте.

 Оценка проектного продукта осуществляется Музейным Советом, в состав которого входят представители ученической, родительской и педагогической общественности. Эксперты подтверждают объективность, полноту и достоверность информации о предмете, обозначают его музейную ценность, в соответствии с утвержденными критериями.Решением совета предмету присваивается статус «музейного предмета». Авторам проекта выдается авторское свидетельство. На каждый музейный предмет оформляется музейная карточка – сертификат, которая становится единицей каталога музейного фонда.

Эффекты для родителей– возможность увидеть реальные достижения ребенка, совместно поучаствовать в интересном, творческом проекте.

Эффекты для педагогов – это технологический способ формирования проектных действий, ключевых компетенций, условия для организации внеурочной деятельности (экскурсий, мероприятий, презентаций)

         Как и где (представляются) результаты, в чём они отражаются?

На сегодняшний день  в фонде музейной комнаты 16 музейных предметов с сертификатами, из них 10  для «Музея ремёсел»,  6 -  для музея народных промыслов России.

Но, в самом начале я обозначила, что наш музей не хранилище, все творческие проекты о музейных предметах востребованы и работают на успех детей -  авторов. Ребята представляют свои работы на выставках в дни открытых дверей для родителей, воспитанников детских садов, на городской конференции младших школьников, отправляют на конкурсы разного уровня.

 

 Например На городскую научную конференцию в 2009 году Антонов Александр и Шелупенко Влад, под руководством классного руководителя Хлебниковой Людмилы Васильевной представили свой мини - проект «Лапти», были  удостоены дипломом 3 степени, с ним же ребята на Всероссийском конкурсе «Первые шаги - 2011» - заняли 1 место. В феврале 2011 года на этот же Всероссийский конкурс «Первые шаги» Козлов Дмитрий, под мои руководством, представил мини – проект «Керосиновая лампа», работа была награждёна дипломом 2 степени.

Результаты реализации проекта за 3 года показали, что начальные основы проектирования доступны младшим школьникам. Проектная деятельность позволяет им знакомиться с материалом, выходящим за пределы учебной программы, использовать информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так с привлечением Интернет - ресурсов. Младшие школьники не только осваивают технологию  создания проекта, но активно упражняются в работе с письменным и устным текстом, совершенствуются в оформительском деле. Защита проекта  для младших школьниках - важный и нужный опыт публичных выступлений.

Ученический мини - проект приобретает значимость «профессиональной пробы», а инновационный проект «Открытие школьного музея»  - становиться площадкой для организации проектной и поисково – исследовательской деятельности.

Развитие школьного Музея.

Сегодня Музей «живет» активной жизнью -  на базе музейной комнаты работает «Музейный совет» из числа 12 обучающихся. Вместе с детьми мы организуем и проводим экскурсии по Музею, следим за порядком и состоянием музейных предметов, составляем тематические музейные экспозиции. Во внеурочное время я организую и провожу цикл музейных занятий, назначение которых - повысить познавательную мотивацию к проектной деятельности.

Завтрашний день Музея предполагает организацию культурно – образовательные работы на сетевом принципе. Музейные занятия, тематические экскурсии не только для учащихся нашей школы, но и других школ города. Новые роли для детей и взрослых - «посетитель Музея», «архивариус Музея», новые формы общения и сотрудничества  - «музейный диалог» со школьными Музеями в Интернет – сети. Хочется школьный Музей как открытая площадка для расширения сферы участников и обмена опытом.

В недалеком будущем мы видим наш школьный Музей обучающим ресурсом для желающих учеников первой ступени и педагогов заниматься поисково – исследовательской деятельностью по нашей технологии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Октябрята - дружные ребята!" на базе школьного музея эпохи СССР.

На этом занятии младшие школьники начинают знакомство с детскими организациями эпохи СССР....

Презентация школьного музея.

Презентация,  рассказывающая об экспонатах школьного музея ГБОУ средняя школа№ 464 Санкт-Петербурга, жизни музея; прошлом , настоящем и будущем школы....

Роль школьных музеев

Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности  играет наш  школьный музей, который открылся вторично в январе 2005году.          Он я...

Роль школьных музеев

Большую ррасширение представлений школьников о кубанских обычаях;воспитание патриотических чувств, гордость за свою  малую родину, свою страну, свой народ;устойчивые знания и понимание школьникам...

"Белгородчина - мой край родной" сценарий культурно-массового мероприятия, посвящённого 60-летию Белгородской области и проведённого в рамках городской недели "Музей и дети" с использованием экспонатов школьного музея

Данный сценарий содержит стихотворения поэтов Белгородской области, отражает историю нашей области и опирается на экспонаты школьного музея МАОУ "Лицей №5" города Губкин. Может быть использован д...

У каждого музея – замечательная миссия: Сберечь все то, что создано, и передать потомкам, Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо, И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам! (15-летию школьного музея посвящается)

Автор статьи: Веселова Елена Вадимовна, руководитель музея, учитель истории и культуры родного края.  Содержание работы:1.     История создания школьного музея2....