Роль школьных музеев
статья по теме

Лариса Васильевна Зобнина

Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности  играет наш  школьный музей, который открылся вторично в январе 2005году.

          Он является очагом в  воспитании у подрастающего поколения творческой активности,  любви к своей малой родине. Материалы, экспонаты музея  тесно связаны с уроками кубановедения, со всем учебно-воспитательным процессом в начальной школе, помогают прививать младшим школьникам умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в современной жизни и познавать историю своей станицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

               

                                     Доклад

Тема: «Роль школьного музея в воспитании патриотизма и гражданственности в начальной школе»                                                                                          «Патриотизм… За ним стоит всё – совесть, и долг, и истина, и вера, и личность, и гражданин, и многое другое. Патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к Отчизне, к родной земле, верность ее заветам, почитание праха и слова ее, страдания за все ее страдания и вера в ее очистительный исход. Будет в нас все это – тверже и идея, с которой согласится душа».

                                                                                                 В. Г. Распутин

Цели: развитие интереса у учащихся начальных классов  познания национальных традиций кубанских казаков и их национального быта;

               формирование умения проводить исследовательскую работу.

    Задачи школьного музея

способствовать общественной активности учащихся в процессе сбора и     исследования материалов- источников по кубановедению;

               расширять знания младших школьников о трудовых и военных подвигах     жителей станицы Кирпильской.  

           Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности  играет наш  школьный музей, который открылся вторично в январе 2005году.

          Он является очагом в  воспитании у подрастающего поколения творческой активности,  любви к своей малой родине. Материалы, экспонаты музея  тесно связаны с уроками кубановедения, со всем учебно-воспитательным процессом в начальной школе, помогают прививать младшим школьникам умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в современной жизни и познавать историю своей станицы.

            Музей - важный познавательный центр по приобщению детей к изучению истории станицы Кирпильской, быта и жизни станичников. Очень ценно, что музей помогает узнать о переселение казаков, о героях Великой Отечественной войны, о людях трудовой славы.

            Учащиеся начальных классов под руководством основателя школьного музея Людмилы Владимировны Пономаревой получают задания с их интересами, способностями и подготовкой по сбору исторического материала, изготовлению макетов, оформлению альбомов, поисковой работе, переписке с героями ВОВ и других войн или их родственниками. В процессе работы они не только приобретают умения отбирать необходимые факты в документах, архивных источниках и другие навыки, но и непосредственно соприкасаются с историей своего края, района, станицы воочию наблюдают пути исторических событий. Из писем родственников и архивных документов учащиеся узнали о подвиге, наградах и захоронении героя Советского союза жителя станицы Кирпильской Гаврииле Степановиче Стрельникове. В дар школьному музею фронтовики и их близкие присылают фотографии, письма, фронтовые газеты и другие реликвии.

             Наши ребята являются не просто сборщиками экспонатов и прилежными исполнителями: они чутко реагируют на любое событие в семьях погибших воинов. С помощью классных руководителей оказывают тимуровскую помощь престарелым, дарят подарки, сделанные своими руками, поют песни и читают стихи.

             

 С открытием экспозиции «Казачья горница» некоторые уроки по кубановедению учителя начальных классов  проводят в музее. Например: урок Жмайловой Лидии Петровны на тему «Моя родная станица». Школьники  встречались  с ветераном труда И. Н. Толмачевым, который рассказал о жизни и труде передовых колхозников.  Урок Трубачевой  Светланы Николаевны на тему « Быт казаков». Дети внимательно рассматривают крестьянскую утварь: пряху, доску, зыбку, утюги, кочергу, ухват и узнают о быте наших предков. Учителя вторых классов посещают музей на уроках « Окружающего мира» при изучении тем: « Наша станица», « Наша школа», а также уроки « Кубановедение» по темам: « История образования станицы Кирпильской», « Родная школа. Страница истории». В процессе проведения уроков привлекались различные экспонаты музея: фотографии, одежда, посуда, рукоделие. Такая работа с музейными материалами помогает развивать у учеников логическое мышление, учит их самостоятельно рассуждать, делать выводы, подводить итоги.

          Экскурсии, участие в сборе материала, исторических предметов формирует познавательную активность у  учащихся начальных классов, расширяет и углубляет их знания, прививает им навыки в самостоятельной творческой работе, дисциплинированность и организованность в любом виде. Примеров много. Вот некоторые из них – когда отдельные ребята исправляются под влиянием коллектива поисковиков, выходят из разряда так называемых трудных.

           Виталий З. был задиристым, обидчивым мальчиком. Классный руководитель попросила его помочь музею в работе. Спросила, нет ли среди его родственников ветеранов войны и труда. Виталий откликнулся и обещал узнать. Вскоре он принес фотографии своего прадеда, которые нашел на чердаке своего дома. В дальнейшем  он

 участвовал в оформлении стенда о воинах ВОВ, ушедших на защиту нашей Родины из станицы Кирпильской.  

          Участие в кружках народного творчества, предметы казачьего быта, фотографии, документы, живой рассказ участника исторических событий нередко оставляют в памяти и в сердце ученика более глубокий след, чем иная книга или

лекция. Наши учащиеся из фольклорного ансамбля «Радуга» принимают участия в различных мероприятиях: «Казачьи посиделки», встречи со знаменитыми людьми нашей станицы, внеклассное чтение по теме « Устное народное творчество», выезды с концертными номерами. Костюмы, старинные музыкальные инструменты являются экспонатами школьного музея. Ребята поют песни, частушки, услышанные и записанные от бабушек и дедушек.

           Материалы музея широко используются на внеклассных занятиях учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня. Стало уже традицией проводить занятия по патриотическому воспитанию, встречи с интересными людьми среди музейных экспонатов.

              В школьном музее установлена мемориальная доска в память погибших учителей и учащихся. Директором первой семилетней школы был Алексей Андреевич Кудинов. Жизнь и деятельность этого замечательного учителя навсегда связана с историей школы, с его воспитанниками. Через несколько дней после получения аттестатов они ушли с оружием в руках бить фашистов.

             Учащиеся младших классов следят за чистотой и порядком памятных мест.       В торжественные дни  возле памятников участникам ВОВ (во дворе школы – учителям, ушедшим на войну и в парке ст. Кирпильской) проводится возложение цветов воинам.  

       

   Одна из трудных педагогических проблем – поддерживать и сохранять постоянный интерес у младших школьников  к музею и его деятельности. Мы прилагаем  все усилия к тому, чтобы ребята ясно понимали общественно полезную значимость своей работы, стремимся к тому, чтобы музей был для них источником новых знаний и открытий, средством приобретения различных навыков и умений.

Учебные экскурсии в музей, самостоятельная работа с его фондами при подготовке сообщений, исследовательская работа, встреча с интересными людьми помогают воспитанию патриотизма и гражданственности.

 

 

Краснодарский край

Усть-Лабинский район

                           

Научно – практическая конференция

         Тема: «Роль школьного музея в воспитании

                      гражданственности и патриотизма.

                                                                         Работу подготовила

                                                                                     учитель начальных классов

                                                               Трубачева С.Н.

                                   ст. Кирпильская

                                    МОУ СОШ № 11

                                            2007 год

                                           

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Открытие школьного музея"

инновационный проект «Открытие школьного музея»Школьный музей как эффективная формаорганизации воспитательной работы с детьми – явление далеко не новое. Традиционно школьный музей воспринимается...

Классный час на тему "Октябрята - дружные ребята!" на базе школьного музея эпохи СССР.

На этом занятии младшие школьники начинают знакомство с детскими организациями эпохи СССР....

Роль школьных музеев

Большую ррасширение представлений школьников о кубанских обычаях;воспитание патриотических чувств, гордость за свою  малую родину, свою страну, свой народ;устойчивые знания и понимание школьникам...

Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центр...

У каждого музея – замечательная миссия: Сберечь все то, что создано, и передать потомкам, Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо, И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам! (15-летию школьного музея посвящается)

Автор статьи: Веселова Елена Вадимовна, руководитель музея, учитель истории и культуры родного края.  Содержание работы:1.     История создания школьного музея2....