Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.
методическая разработка

Хоткевич Ольга Петровна

Выступление на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.

 

Жизнь общества сегодня ставит серьёзнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и,  в случае необходимости, встать на его защиту.

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств.

 «Историческое значение каждого великого человека измеряется его заслугами, его человеческое достоинство – силою его патриотизма». (Н.Г.Чернышевский).

   Создание школьного музея является  неотъемлемой частью в патриотическом воспитании учащихся.      

 « Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков - одна из основных задач школьного краеведческого музея ».

Невозможно любить страну, не зная своей малой родины, что трудно беречь настоящее, не зная, какую цену заплатили за него наши предки.

 Как же  сохранить  сегодня преемственность в воспитании школьников и передать  эстафету патриотизма следующему поколению?

Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем формирование у молодого человека чувства любви к своей малой родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет. Послужить этому важному делу  призвано краеведение . А именно начиная  с  уроков  по истории и культуре края начинают формироваться  истоки  любви к своим родным местам – дому, селу, городу, в котором родился и вырос. «Краеведение возбуждает и воспитывает интерес к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш и на душу. В этом-то главный смысл слов А.С. Пушкина о любви к отеческим гробам, к родному пепелищу: в них - краелюбие», - говорил академик С. О. Шмидт.  

О значимости краеведческой работы, её уровнях и формах, потенциале исторического краеведения, содержании краеведческих знаний и роли школьных музеев в воспитании подрастающего поколения очень подробно говорил  Сейненский А.Е. в своей статье «Краеведение в школьном историческом образовании». Автор подчеркнул, что главной задачей краеведения должны стать вопросы изучения судеб конкретных людей, историй «обычных» семей, повседневности событий прошлого, настоящего, через которые ученики учатся давать разносторонние оценки делам, поступкам их земляков, рассматривать явления и события прошлого с научных позиций, с позиций правды и справедливости.  

  Значение краеведческой работы  переоценить трудно. Очевидны и воспитательные, и образовательные возможности краеведческого материала. Занимаясь краеведением, ученик чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, односельчане, друзья, соседи делают историю своего села, города, а значит и  страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль простого человека в ней.

Краеведение решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков. «Краеведение образовано из двух слов: «край» и «ведать», то есть знать и изучать край свой. Земля, на которой мы живём, - матушка Сибирь. С детства мы ощущаем её суровый нрав….  Но, заглянув в своё сердце, вы почувствуете привязанность к своему селу, району, городу, любовь к удивительной красоте и уникальности сибирской природы», - замечательно пишет автор книги «Сибирское краеведение»  Андюсев Б.Е.

  Углубленная постоянная и систематическая  краеведческая работа   привела к созданию в нашей школе  краеведческого музея. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая учащихся, учителей и родителей.   Наш  школьный музей  способствует возрождению сибирского самосознания, патриотизма, понимания учениками  значимости своего родного села в истории нашей области и  страны, ориентируют школьника на  гражданские патриотические ценности, тем самым  обеспечивает формирование гражданина и патриота Сибири и России.

  Основными задачами нашего музея являются: поиск и сбор краеведческого характера; учет и хранение собранных документов предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе.   Раскрывая ратные подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны,   музей воспитывает у школьников патриотизм, готовность к защите Родины. Такой музей позволяет проводить большую поисково-исследовательскую работу и организовать сбор подлинных памятников истории. Музей создает самые широкие возможности в комплексном изучении краеведческих объектов, истории края и в сборе материалов. Комплексный музей является учебно-материальной базой в преподавании целого ряда учебных предметов. Так как музей – это фундамент  краеведения в учебной и внеурочной работе школы. Он не просто место хранения ценных вещей, экспонатов, документов,  но и место встреч поколений земляков, передачи опыта, центр создания истории нашего села,  а значит место, где школьник воспитывается патриотом, потому что невозможно не любить того, что ты создаешь, с чем соприкасаешься.

Только, в том случае, когда организация школьного музея предшествует большая поисково-исследовательская работа по изучению края, когда внеклассная работа находится в тесной связи с учебной и они содействуют друг другу, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях, дети  многому учатся, участвуют в создании музея  и тогда они только могут  ощутить удовлетворение от побед.  Поэтому   учащиеся свою работу по созданию музея будут считать  важной и необходимой.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центр...

Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"

В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов....

О роли хорового репертуара в патриотическом воспитании учащихся (из опыта работы в Хоровой студии мальчиков)

В данной статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания учащихся через приобщение детей к хоровому творчеству....

Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...

Текст публичного выступления "Роль педагога в патриотическом воспитании учащихся с ОВЗ"

Цель выступления: убедить слушателей, что патриотическое воспитание, подрастающего поколения, является важнейших задачей любой образовательной организации. Раскрыть передовые формы работы с детьми в о...