Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"
статья (2 класс) на тему

Костина Оксана Юрьевна

В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_obobshcheniyu_opyta_kostina.doc91 КБ
Файл kostina_1.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:

СЛ.1 Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста

Сл 2 «Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

                                                                                                                                            И.Ф. Харламов

      У педагога есть очень важная миссия – быть классным руководителем. Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Каждый ребенок – это маленькое сокровище, он исключителен и уникален по своей природе. Второго такого уже не будет. «Маленький человек» готов учиться, ему нравится самосовершенствоваться. Поэтому я стремлюсь показать моим ученикам, что все интересное – это сложно, а все сложное – интересно. Я вижу своих детей такими: умными, жаждущими знаний. «Любое знание воспитывает» - писал Л. Толстой, поэтому процесс обучения и воспитания неразделимы.
    Приоритетным направлением, на мой взгляд, является гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. Принимая ребят в первый класс, я беспокоюсь о том, как все эти малыши смогут жить в новом для них мире, какие умения и приемы необходимо использовать мне, как классному руководителю, чтобы создать дружный, сплоченный, всесторонне развитый коллектив. Для ребенка школа олицетворяет общество. Отношение к классу, школе является кирпичиком большого дома — отношения к Отечеству, ведь школа — это «кусочек» той страны, где живет ребенок. Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Поэтому я умело организую общие дела, где дети по-настоящему могут проявить себя, а это и есть воспитание социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

СЛ. 3        В МОУ гимназии № 15 Советского района г. Волгограда ведется целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию.

Сл. 4Программа «Я – гражданин России» направлена на создание условий для формирования патриотического сознания и активной гражданской позиции обучающихся во внеурочное время. Поставленная цель реализуется через задачи:

  1. знакомить учащихся с исторически значимыми для страны датами и событиями;
  2. формировать активную жизненную позицию, гражданские и нравственные качества, готовность к участию в общественно полезной деятельности и защите государственных интересов страны;
  3. воспитывать утверждение в сознании и чувствах учеников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому России.

Сл. 5-8 В рамках реализации программы гимназии «Я-гражданин России» мой класс принимает активное участие в таких проектах, как «Дети и закон», «Имею право», «Модель миротворчества ООН - Сеть школ мира», «Протяни руку другу», «Дети – детям». Для формирования патриотического сознания и активной гражданской позиции обучающихся во внеурочное время реализуются программы внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу», «Азбука маленького пешехода», «С любовью к родному городу», «Мой родной край», «Уроки здоровья».

     Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников является объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, данная проблема становится особенно актуальной. 

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

        В начале 2013-2014 учебного года я стала классным руководителем 1-б класса. В рамках Программы воспитания гимназии и с учётом всего вышесказанного мною была разработана программа гражданско-патриотического воспитания и развития  детского коллектива, классным руководителем которого я являюсь.

   Сл. 9Своей основной целью я определила формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.

  Сл.10 Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

1. Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и    гражданином своей страны.

2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

3. Пробуждение желания знакомиться с историей своей семьи.

4.Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

5.Воспитание уважения к защитникам Отечества.

6.Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения.

7. Развитие желания быть полезным в семье, гимназии, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

СЛ.11 При реализации программы я соблюдаю следующие принципы:

1.Социальная активность. Естественная активность ребенка должна быть направлена в социальное русло, и только через такую ориентацию его «самодеятельности» возможно само нравственное воспитание.
2.
Социальное творчество. Действие, которое совершает ребёнок, поступок, который он совершает, должен быть актом его свободного выбора.
3.
Взаимодействие личности и коллектива. Добиваться того, чтобы социальные действия школьников входили в социальную жизнь общества как её составная органическая часть.
4.
Развивающее воспитание. «Зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский) есть не только в обучении.
5.
Мотивированность. A.H. Леонтьев писал: «Надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный, личностный смысл».
6.
Индивидуализация. Нельзя воспитывать всех одинаково.
7.
Целостность воспитательного процесса. Реальный воспитательный процесс, как и образование – не сумма предметов, а формирование единого и целостного oбраза мира ребёнка.
8.
Единство образовательной среды. Процесс воспитания – не дело одной только школы. Л.С. Выготский заметил: «Воспитывать – значит организовать жизнь: в правильной жизни правильно растут дети».
9.
Опора на ведущую деятельность. У младшего школьника ведущий вид деятельности, конечно, игра.
10.
Опора на традиции. Многонациональный характер нашей страны предполагает, что при наличии общих для всех россиян ценностей имеет место разница менталитетов, обычаев и традиций.

    Сл.12 Всю работу по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности веду по направлениям:

     1. Историко – краеведческое – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещают музеи города и библиотеки, изучают русские народные праздники, возлагают цветы к памятникам Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами ВОВ, проводятся праздники к 23 февраля «Рыцарский турнир», смотр строя и песни ко Дню Победы. Во внеурочное время реализуется программа «Мой родной край», автором которой я являюсь.

2. Гражданско-патриотическое – формирование гражданской позиции служения своему народу.

По этому направлению проводятся беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России», классные часы «Права и обязанности», ролевая игра «Ваши права», классный час «Я – гражданин России», уроки мужества, праздник «Посвящение в гимназисты», участие в социальной акции «Ты не один!».

3. Литературно-музыкальное, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.

На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).

Для более глубокого понимания произведения обращаемся в картинную галерею. Учу учеников рассматривать и описывать картины, выражать своё отношение к увиденному, писать сочинения.

4. Физкультурно-оздоровительное ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах». На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

5. Экологическое – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Дети участвуют в акции «Собери макулатуру –сохрани дерево», проекте «Школьный дворик», изучают растения и животных своего края.

6. Трудовое– привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших.

7. Семейное – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи, проводится праздник «Моя семья».

Перечисленные направления работы позволяют воспитывать:

– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

– уважительное отношение к языку своего народа;

– заботу об интересах Родины;

– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

    Сл. 13-19 Всего этого я добиваюсь через систему работы классного руководителя,которая включает в себя такие формы, как: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.

      Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

     СЛ. 20        В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися следующих результатов деятельности.

Личностные включают в себя:

- развитие интереса;

- действие нравственно-эстетического оценивания (что такое хорошо, что такое плохо);

- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу;

- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;

- формирование желаний выполнять действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, природа.

Сл. 21 Метапредметные включают в себя:

регулятивные

        - введение правил;

- разный вид деятельности;

- разучивание игр.

Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.

познавательные

 - формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;

- формирование знаний о современных профессиях;

- формирование знаний об истории города.

Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музеи, к памятникам города, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.

коммуникативные

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;

- формирование умения слушать и вступать в диалог;

- формирование умения в постановке вопросов;

- умение строить устный рассказ;

- формирование умений работать в парах, малых группах.

Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни города, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.

          

Сл. 22 Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, социальная помощь, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах);

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

     СЛ. 23.         «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». К.Д. Ушинский

       Методическая работа по теме «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста» предусматривает создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся начальных классов, введение их в сферу новых компетентных возможностей, формирование и развитие компетентностей, которые создают условия для созидательного преобразования действительности, способствующих жизненному самоопределению.

Цель моей педагогической деятельности: создание условий для формирования у учащихся ключевых компетенций гражданско-патриотического воспитания: правовое самосознание, гражданственность и патриотические чувства, использование их в социуме.

Гражданско-патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Начиная с первого класса, в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Большую роль в этой работе играют родители. Ведь они - один из главных «винтиков» в этом процессе.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, знакомятся с памятными местами родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России.

Для повышения эффективности классных часов и внеклассных мероприятий использую нестандартные формы обучения и воспитания. При проведении мероприятий активно применяю ИКТ. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать воспитательный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на мероприятиях выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к изучаемым вопросам и поддерживать его в дальнейшем.

Считаю, что образовательные потребности детей предполагают комплексную деятельность по формированию и развитию уровня образованности, воспитанности, применение системы развития творческих способностей. В связи этим провожу педагогический анализ (анкетирование, наблюдение), позволяющий дополнительно раскрывать способности ребёнка, развивать разные творческие способности детей

Анкетирование обучающихся, диагностику воспитанности, педагогическое наблюдения позволяет выявлять способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки. Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика развития качеств личности может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

 Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».

Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного в озраста.

Слайд 2

« Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость». И.Ф . Харламов

Слайд 3

В МОУ гимназии № 15 Советского района г. Волгограда ведется целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию.

Слайд 4

Программа «Я – гражданин России» направлена на создание условий для формирования патриотического сознания и активной гражданской позиции обучающихся во внеурочное время. Поставленная цель реализуется через задачи: знакомить учащихся с исторически значимыми для страны датами и событиями; формировать активную жизненную позицию, гражданские и нравственные качества, готовность к участию в общественно полезной деятельности и защите государственных интересов страны; воспитывать утверждение в сознании и чувствах учеников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому России.

Слайд 5

Участие в мероприятиях

Слайд 6

Цель программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся - формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.

Слайд 7

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач : 1.Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны. 2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения. 3. Пробуждение желания знакомиться с историей своей семьи. 4.Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России. 5.Воспитание уважения к защитникам Отечества. 6.Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения. 7.Развитие желания быть полезным в семье, гимназии, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

Слайд 8

Принципы реализации программы : 1.Социальная активность. 2. Социальное творчество. 3 . Взаимодействие личности и коллектива. 4 . Развивающее воспитание. 5. Мотивированность . 6 . Индивидуализация. 7. Целостность воспитательного процесса. 8 . Единство образовательной среды. 9 . Опора на ведущую деятельность. 10. Опора на традиции.

Слайд 9

Направления гражданско-патриотического воспитания в урочной и внеурочной деятельности: 1. Историко – краеведческое 2. Гражданско-патриотическое 3. Литературно-музыкальное 4. Физкультурно-оздоровительное 5. Экологическое 6. Трудовое 7. Семейное

Слайд 10

Воспитательная цепочка: – чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; – уважительное отношение к языку своего народа; – забота об интересах Родины; – осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); – проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; – гордость за социальные и культурные достижения своей страны; – гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; – уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; – ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; – гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Слайд 11

Система работы классного руководителя : исследование экскурсии работа в группах дискуссии путешествия беседы в икторины конкурсы встречи с интересными людьми выставки походы с осмотром краеведческих объектов .

Слайд 14

Результаты реализации программы: Личностные : - развитие интереса; - действие нравственно-эстетического оценивания (что такое хорошо, что такое плохо); - формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, гимназии, городу; - формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); - формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи; - формирование желаний выполнять действия; - использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Слайд 15

Результаты реализации программы: Метапредметные : регулятивные - введение правил; - разный вид деятельности; - разучивание игр. познавательные - формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде; - формирование знаний о современных профессиях; - формирование знаний об истории города. коммуникативные - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать; - формирование умения слушать и вступать в диалог; - формирование умения в постановке вопросов; - умение строить устный рассказ; - формирование умений работать в парах, малых группах.

Слайд 16

Результаты реализации программы: Предметные : - усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; -владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования ; - владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; - овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения; - умение пользоваться картой (в определении границ России, круп­ных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края; - умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; на­ходить на исторической и современной картах России места ис­торических событий; приводить примеры исторических и куль­турных памятников страны.

Слайд 17

« Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностям и». К.Д . Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.

Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...

Экологическое воспитание учащихся младшего школьного возраста

В данной статье представлен и обобщен опыт работы  по  воспитанию экологической культуры младших школьников. Эта культура  базируется на трех основных принципах: систематичность, непрер...

Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста через учебный процесс.

В статье "Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании" рассматриваются наиболее актуальные вопросы  воспитания младших школьников....

Бисероплетение как средство эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста

Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение  известно с глубокой древности, как вид художественных ремёсел. Искусство изготовления...