Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.
методическая разработка по теме

Чагина Жанна Эдуардовна

Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нравственного воспитания и формирования личности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon winrar_zip_archive.zip1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №146

                   Презентация  

     Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся

      младшего школьного возраста как важнейший  аспект

      формирования личности гражданина России                                                  

         

                                                                                   

                                                                                      Чагина Жанна Эдуардовна

                                                              воспитатель группы

                                                                                       продленного дня

                 

                                           

                                          г. Санкт-Петербург

                                                      2015 г.

Слайд 2.

Воспитание ребёнка – одна из главных функций общеобразовательной школы.

«Семья и школа  - это берег и море, писал Л.Кассиль. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в это море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».

Слайд 3.

Целью духовно – нравственного воспитания в школе является:   развитие нравственных общечеловеческих качеств детей, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений.

Задачи, которые я ставлю в своей работе можно сформулировать так, это:

  •  развитие духовно - нравственного потенциала личности ребёнка;
  •  формирование чувства ответственности за свои поступки;
  •  создание условий для нравственного и эмоционального самовыражения

Слайд 4.

В процессе духовно-нравственного воспитания формируются такие ценности как:

МИР- настоящий гражданин должен занимать активную позицию в борьбе за сохранение мира.

ДОБРО- помогать попавшим в беду людям, не требуя награды за добрые дела.

ЖИЗНЬ- вести здоровый образ жизни.

ЦЕННОСТИ ПРИРОДЫ- воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.

СВОБОДА ВЫБОРА- право на свободу выбора будущей профессии, свободу слова и т. д.

ДАР СЛОВА- правильно использовать дар слова, т. к. оно может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на окружающих.

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ- это любовь к месту где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг и шагнул во взрослую жизнь.

И конечно же, ценность СЕМЬИ,  тесная связь поколений

   

Слайд 5.

Сегодня, на мой взгляд, одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является задача воспитания у ребёнка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Вот на этом я  остановлюсь более подробно.

Слайд 6.

Необходимо актуализировать у детей чувство сопричастности с семьёй, родом, родственниками; дать возможность осознать правила регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, народных традиций и обычаев.

Слайд 7.

Я думаю, что формированию у детей младшего школьного возраста интереса к семейным традициям и обычаям способствуют народные праздники с использованием фольклора как средства этнопедагогики, поскольку элементы, составляющие их основу, остаются неизменными. Воспитательная работа по приобщению детей к истокам народной культуры через народные обрядовые праздники даёт возможность сохранить национальные особенности и традиции наших предков, адаптировать эти традиции с учётом современных условий, зародить в душе детей любовь и глубокое  уважение к традиционной культуре своего народа. А так как сейчас в школах много детей других национальностей, то в процессе подготовки и проведения таких праздников происходит ознакомление таких детей с традициями той страны, где они сейчас живут, уважение традиций чужой страны, воспитание толерантности у детей разных национальностей.

Слайд 8.

Каков же алгоритм проведения праздника?

1 этап – это подготовительная работа.

Она включает в себя:

- знакомство детей с историей зарождения того или иного народного праздника, чему он был посвящён, как его праздновали традиционно

- подбор подходящего к теме праздника фольклорного материала: народные приметы, стишки, песенки, поговорки, загадки, считалки, пословицы, потешки

- чтение с детьми сказок, разучивание народных игр и танцев

- проведение конкурсов рисунков и поделок по теме праздника

- ознакомление детей с предметами декоративно – прикладного искусства

- обсуждение, какие костюмы будут использованы на празднике

- можно посетить «Российский Этнографический музей» и «Государственный русский музей»

Слайд 9.

Затем пишем сценарий, в котором все компоненты подчинены основной идее, не забываем о композиционном построении,  наличии приёмов активизации и «удивления».

Обязательно должно быть соблюдение единства стиля (художественно – эстетическая целостность) и, конечно же, проектируем зрелищность праздника.

Затем проводим праздник и подводим его итоги. Для этого я чаще всего использую проективный метод рисунка «Я на празднике». Делаю это так. Для детей даётся инструкция  «У вас уникальная возможность создать рисунок «Я на празднике». Проведение задания осуществляется до и после каждого праздника. С целью уточнения содержания рисунка выборочно можно задавать вопросы о названии рисунков и настроении.

На всех этапах праздника мне помогают родители. При привлечении родителей к подготовке и проведению праздников наблюдается их заинтересованность, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к народным обычаям и традициям. Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов и  родителей способствует сохранению у подрастающего поколения  возможности сохранить и приумножить семейные ценности.

Слайд 10.

В своей группе я работаю по разным направлениям таким как: «Моя школа, мои друзья», «Будем жить в ладу с природой», «Мы петербуржцы».

Сегодня я остановилась более подробно на цикле «Моя страна, мой дом, мои родные и близкие». На мой взгляд, этот цикл призван воспитывать в детях гражданское самосознание, чувство патриотизма и гордости за историю родной  страны, осознания причастности ко всему, что происходит в Отчизне, чувство уважения к различным национальностям, внимательное отношение к членам семьи, понимание своих чувств и чувств близких людей.

В этом цикле я стараюсь проводить такие обрядовые праздники как:  Кузьминки, Святки, Масленица, Вербное воскресенье.

Слайд 11.

Таким образом,  подводя итоги, можно сказать, что  праздник является частью культуры, одним из видов социальной среды, несущий в себе эмоционально – творческое начало для освоения ценностных отношений и как следствие, помогающий культурному самоопределению.

Слайд 12.

И закончить своё выступление я хочу словами знаменитого педагога А.С. Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

           

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"

В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов....

Экологическое воспитание учащихся младшего школьного возраста

В данной статье представлен и обобщен опыт работы  по  воспитанию экологической культуры младших школьников. Эта культура  базируется на трех основных принципах: систематичность, непрер...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Материал предназначен для учителей начальных классов. ...