Главные вкладки

    Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста через учебный процесс.
    статья ( класс) по теме

    Сорокина Евгения Валерьевна

    В статье "Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании" рассматриваются наиболее актуальные вопросы  воспитания младших школьников. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании

    учащихся младшего школьного возраста через учебный процесс.

        Нравственное воспитание учащихся – одна из самых важных задач современной школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

        Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Этот возраст отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.

        Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей, так как воспитание протекает прежде всего в повседневной жизни ребёнка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости.

         Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и  взаимоотношений детей.

         Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Ребёнок должен научиться правильно действовать и тогда, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.

        Особенное значение для накопления нравственного опыта имеют общение и совместная деятельность школьников.

        Нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои действия с действиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания  со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим и самому принимать помощь.

        На уроках дети коллективно переживают чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач, ошибок.

        В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности.

        Нравственное воспитание в процессе учебной деятельности осуществляется на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики, трудового обучения, физкультуры, изобразительного искусства, на внеклассных мероприятиях.

    Темы, которые затрагиваются в учебной и внеучебной деятельности курса начальной школы:

    - любовь к Родине, уважение к ней, гордость за свою страну;

    - уважение и любовь к матери;

    - любовь и бережное отношение к природе;

    - взаимоотношения в семье;

    - любовь и гордость за свой город, родной край;

    - взаимоотношения в коллективе (товарищество и дружба);

    - моральные качества (честность, смелость, доброта, отзывчивость и т.д.);

    - отношение к труду;

    - о непримиримости к злу и равнодушию.

       На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

        На уроках литературного чтения дети под руководством учителя читают и разбирают статьи, рассказы, стихотворения, сказки из учебных книг, что помогает учащимся понять и оценить нравственные поступки людей. Так, на примере героев рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка» дети учатся сопереживать, вместе с героем рассказа Н.Носова «Огурцы» учатся отвечать за свои поступки, раскрывают смысл понятия «счастье» вместе с Чуком и Геком, героями А.Гайдара. Очень часто в ходе анализа звучит вопрос: «Ты согласен с героем рассказа?», « А как бы ты поступил на месте героя?».

      На уроках развития речи учитель расширяет словарный запас, обогащает его, следит за тем, чтобы за каждым произнесённым словом стоял точно понятый смысл, давая для обсуждения различные темы. Тематика текстов для изложений разнообразна, но в каждом есть моральный аспект. Например, в тексте «Старушка» герой рассказа помогает пожилым людям, из текста «Мурка и ежата» ребята узнают о взаимоотношениях животных. В каждом сочинении – рассуждении учащиеся отстаивают свою позицию, интересны дискуссии на темы «Мой любимый праздник», «Моё любимое время года», «За что я люблю свой город?» и т.д. Сочинения по итогам экскурсии позволяют учащимся творчески проявить себя.

    На уроках математики главное правило: знаешь сам – помоги своему товарищу, именно помоги, а не подскажи, именно поэтому дети начальной школы любят работу в паре, групповую работу, взаимопроверку. Ребята учатся объединять свои усилия, учатся обращаться друг к другу. Это легко можно увидеть при выполнении следующего задания: решение примера в несколько действий, причём каждый выполняет только одно действие.

    Уроки трудового обучения позволяют учителю организовать нравственные взаимоотношения в различных группах детей. Работа в паре или группе даёт возможность учащимся приобрести реальный опыт нравственных взаимоотноше-

    ний, а оценка трудовой деятельности (своих работ и других) помогает учиться критически относиться прежде всего к себе. Интересна коллективная работа «Мой город», в ходе которой учащиеся создают город своей мечты.

    Уроки изобразительного искусства с наибольшей полнотой способствуют проявлению и формированию нравственных чувств младших школьников. Специально подобранные темы и сюжеты актулизируют нравственные эмоции детей, заставляют сопереживать тем героям, которых они изображают. Особенное внимание уделяется картинам родной природы. После работы с репродукциями картин великих русских художников Серова, Шишкина, Саврасова и других у детей возникает чувство гордости за свою великую страну.

    На уроках русского языка мы наблюдаем за красотой звучания, точностью, правильностью и выразительностью родного языка. На примере пословиц и поговорок, тщательно подобранных текстов мы решаем воспитательные задачи. Например, записывая пословицу «Жить - Родине служить» и работая над орфограммами в ней, мы говорим о патриотизме, о трудолюбии нам сообщает пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.

    Уроки физкультуры имеют огромное значение для формирования нравственных качеств, таких, как чувство товарищества, честности, взаимовыручки, ведь это совсем иная форма проведения, ведь это уже не просто группа ребят, а команда, где каждый её член думает не только о себе, но и о других. Подвижные игры, эстафеты, упражнения, соревнования способствуют сплочению детского коллектива.

    Уроки окружающего мира и краеведения играют огромную роль для воспитания гражданственности, патриотизма, ведь не случайно такие темы, как, например, «Наш край», «Мой город на карте страны», «Наша Родина» занимают ведущее место в курсе начальной школы. На уроках мы не только помогаем детям получить знания о родной природе, но и пытаемся лозунг «Любить природу – это значит охранять её» внедрить в жизнь каждого учащегося.

    Естественно, учителя начальной школы решают проблемы нравственного воспитания и во внеучебной деятельности, используя различные формы и методы: беседу, разъяснение, объяснение, наблюдение, экскурсию, практические ситуации и т.д. Огромная роль отводится работе с семьёй, ведь именно в ней закладываются нравственные устои маленького гражданина своей страны.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

    Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....

    Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.

    Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...

    Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста через персонажи литературных произведений"

    Обобщение опыта учителя МОБУ «Восточненская СОШ» Гончаровой Н. М.по теме «Духовно - нравственное  воспитание детей младшего школьного возраста через персонажи литературных ...

    Нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста

    Данная работа посвящена формированию нравственного качеств личности младших школьников.Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием инди...

    Нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста

    Вопросы нравственного воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, понижение уровня духовности и нравственности...