Кубанские народные ремёсла. Особенности быта и культуры.
методическая разработка (4 класс) по теме

Путешествие в далёкое прошлое нашего края. Ребята знакомятся с многообразием народных ремёсел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanskie_narodnye_remyosla.docx74.37 КБ

Предварительный просмотр:

   Учитель МБОУ СОШ № 9

                                                                                                                 

                                      Емельяненко Е.И.

2011-2012 учебный год

Кубанские народные ремесла.

Особенности быта и культуры.

Цель: дать первоначальное представление о многообразии народных            

               ремесел родного края; познакомить ребят с терминами промыслы и ремесла    

             на Кубани, с историей их возникновения, развивать интерес к предмету,

             воспитывать  уважение к людям труда.

            познакомить с символикой рисунков и их смысловым значением;

            развивать кругозор;

            прививать гордость за свою малую Родину, - ответственность за ее

            будущее.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карта Краснодарского края, иллюстрации: посуда, сельскохозяйственный инвентарь, выставка детских работ, презентация.

1.Организационный  момент.

                              КУБАНЬ МОЯ! ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ!

                              ПШЕНИЦЫ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ПОЛЯ!

                              НУ ГДЕ ЕЩЕ ТАКОЕ НЕБО СИНЕЕ?

                              И ГДЕ ЕЩЕ ТАКИЕ ТОПОЛЯ?

 2.Сообщение темы и цели урока.

 3.Основная часть урока.

УЧИТЕЛЬ

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в далекое прошлое нашего края.

– Ребята, как вы понимаете слова «промыслы и ремесла»?

Около двух веков назад появились на нашей земле чубатые переселенцы. Это были КАЗАКИ. Люди жили в шалашах, устроенных из тонких прутьев, крыши прикрывала трава. Затем появились ХАТЫ-МАЗАНКИ из камыша и глины (ПОКАЗ наглядных пособий). Они обзаводились птицей, овцами, рогатым скотом. Жили большими семьями, занимались рыболовством и охотой. В хозяйстве нужны были и орудия труда, и одежда, и предметы домашнего обихода. Многие переселенцы совмещали земледелие с ремеслом.

Знать народные ремесла, имена народных мастеров, это значит лучше понимать свой народ.

- Например, знаете ли вы кто такой ГОНЧАР?

УЧЕНИК

- Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. Хорошо родила земля, обильно политая крестьянским потом. Возникла необходимость в сохранении урожая. На помощь пришли ГОНЧАРЫ. Их посуда стала пользоваться спросом. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец.

УЧЕНИК   – ГОНЧАРЫ свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. ГОНЧАРОВ на Кубани называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. В КРЫНКАХ, ГЛЕЧИКАХ хранили варенье всю зиму. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог. Славились гончарным мастерством станицы: ПАШКОВСКАЯ,  ГУБСКАЯ,  НАДЕЖНАЯ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

УЧИТЕЛЬ

Вскоре гончары стали изготавливать и различные строительные материалы: кирпичи, кровельную черепицу для пола.

Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы.

УЧЕНИК – Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Каких только не плели и большие и маленькие, крошечные. Из листьев початков кукурузы плели кошельки, корзинки, из соломы – большие шляпы. Плели из камыша, тростника – колыбели для детей, столы, стулья, дворовые ограды – ПЛЕТЕНЬ.

Для хранения зерна плели КОШЕЛКИ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

УЧИТЕЛЬ В станице Марьинской это ремесло сохранилось и сейчас. На рынках Краснодарского края можно увидеть изделия на любой вкус: хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно. Физкультминутка:

- Слышали ли вы, ребята, что такое ремесло БОНДАРЯ? (Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду: бочки, кадки, лоханки)

УЧЕНИК – Профессия БОНДАРЯ древняя и всегда пользовалась большим уважением на селе. С тех пор, когда люди начали делать запасы впрок: солить огурцы, грибы, квасить капусту, выяснилось, что для этого нет ничего лучше, чем дубовая бочка. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

УЧИТЕЛЬ – В станице Славянской жил Косьма Скрябин. Он имел столярную мастерскую, где изготавливал шифоньеры, шкафы, стулья, столы. А в 1896 году разбогатев, построил мастерскую с разными цехами: малярным, слесарным, кузнечным.

УЧИТЕЛЬ –  На Кубани славились и кузнецы? Кто такой кузнец?

УЧЕНИК – КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению: кузнец и коня подкует, и серп с косой сделает. Прекрасные кузнецы жили в станице Старокорсунской. Они ковали: топоры, подковы, вилы, лопаты и т.п.

УЧИТЕЛЬ -В 1874 году немец Карл Бунк приехал в Россию на поиски счастья. В 1875 году он осел в станице Славяской и открыл КУЗНЕЦУ. Он продавал ПЛУГИ, БОРОНЫ, КОСЫ, СЕРПЫ,  ЛОПАТЫ и все по сходной цене и хорошего качества. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Народные ремесла важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

- С какими ремеслами вы познакомились на уроке?

- Кто такие гончары?

- Какую продукцию они изготавливали?

- Кто такие бондари?

- Какие бочки больше славились для солений? Вина (дубовые)?

- Что плели из лозы, соломы, листьев початков кукурузы?

- Кто такие кузнецы? Что они изготавливали?

5.Выставка детских работ. Обратите внимание на выставку ваших работ. Как можно назвать это ремесло? (Рукоделие)

6. Практическая работа.

Ребята получают фотографии с изображением какого-либо ремесла, называют его и переходят к практической работе.

Дети получают заготовки из картона форм кувшинов, им нужно их расписать в соответствии символикой рисунков народных ремесел.

1. Знак плодородия, изобилия, удачи    

2.Знак засеянного поля

3.Знак земли.                    

                     

4.Знак земли с запасами воды.


5.Знак земли с семенами

6. Знаки дождя

7. Знаки, изображающие солнце.

 

8. Знак сытости жизни.

7. Выставка детских эскизов

  1. А теперь посмотрим, что получилось у вас.

8. Итог

-Знакомиться   с кубанскими народными ремеслами мы будем и в дальнейшем, посещая музеи, выставки, совершая экскурсии. Ведь интересно узнать о таких кубанских народных ремеслах, как:

  1. Художественная обработка соломы.
  2. Художественная обработка кукурузной шелухи.
  3. Художественная обработка кости.
  4. Художественная обработка камня.
  5. Художественная обработка рога.
  6. Художественная обработка стекла.
  7. Художественная обработка кожи.
  8. Обработка камней.
  9. Вышивка.
  10. Мережка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "Народные ремёсла"

Урок богат по содержанию, оригинален по форме и методам обучения, атмосферой взаимного делового творческого сотрудничества учителя и детей. Серьёзное внимание учитель  обращает на развитие у дете...

Легенды Тамани. Особенности быта и культуры

Презентация по предмету "Кубановедение" на тему: Легенды Тамани. Особенности быта и культуры казачества....

«Народные ремёсла Кубани.»

- Ребята,  мы отправимся с вами в интересное путешествие в мастерские ремесленников, которые изготавливают для нас предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды....

«Народные ремёсла Кубани»

Люди  всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало  их в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения  прекрасного  была кубанская  прир...

урок "Народные ремёсла"

Урок разработан в рамках ФГОС для 3 класса УМК 21 век  по предмету окружающий мир тема " Народные ремёсла"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные ремёсла"

     Народное декоративно-прикладное искусство является одним из средств эстетического воспитания детей. Оно учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей  жизни и в ...

Конспект кружка на тему "Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села."

Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села....