Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные ремёсла"
календарно-тематическое планирование по технологии на тему

Ремизова Елена Васильевна
       Народное декоративно-прикладное искусство является одним из средств эстетического воспитания детей. Оно учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей  жизни и в искусстве, помогает формировать художественный вкус.
   Наш народ на протяжении  веков  стремился в художественной  форме выражать  своё отношение к жизни, любовь к природе и своё понимание красоты окружающего мира.
    Все  предметы  декоративно-прикладного искусства, которые видят наши дети, раскрывают перед ними многообразие и богатство культуры русского народа, его духовные идеалы, они помогают им приобщиться к обычаям, традициям, особенностям  жизни и быта, которые передавались из поколения в поколение.
    Я считаю очень важным с детства знакомить детей с нашими традициями, народными промыслами, мастерством народных умельцев и русским фольклором так как это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою родину, которая богата славными традициями. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_remesla.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

       Народное декоративно-прикладное искусство является одним из средств эстетического воспитания детей. Оно учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей  жизни и в искусстве, помогает формировать художественный вкус.

   Наш народ на протяжении  веков  стремился в художественной  форме выражать  своё отношение к жизни, любовь к природе и своё понимание красоты окружающего мира.

    Все  предметы  декоративно-прикладного искусства, которые видят наши дети, раскрывают перед ними многообразие и богатство культуры русского народа, его духовные идеалы, они помогают им приобщиться к обычаям, традициям, особенностям  жизни и быта, которые передавались из поколения в поколение.

    Я считаю очень важным с детства знакомить детей с нашими традициями, народными промыслами, мастерством народных умельцев и русским фольклором так как это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою родину, которая богата славными традициями.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения необходимо начинать как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать традиции и культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Мы живем в мире технического прогресса и компьютерных технологий, когда у детей нет возможности увидеть процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Ребята ограничены в возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, поэтому я поставила перед собой цель подарить детям радость творчества, приобщить их к истории своего народа, показать приемы лепки и работы с кистью, познакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Для этого была разработана программа кружка «Народные ремесла» по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

  На занятиях кружка дети шире и глубже знакомятся  с символикой русского декоративного искусства и её значением.  Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры и воспитание патриотических чувств ребенка, через народное декоративно-прикладное искусство.

2. Цель программы «Народные ремёсла» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры и художественного вкуса, развитие внутреннего мира, приобщение учащихся к исторической судьбе народа.

Задачи :

  • воспитание интереса к народному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально -ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в  художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о народном искусстве: изобразительных, декоративно -прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
  • совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами

-   учить анализировать окружающую  среду,

-   воспитывать интерес и бережное отношение к народному творчеству,

- познакомить учащихся с видами народного творчества,

-  обратить внимание на возможности использования изобразительно – выразительных средств фольклора,

-  создавать свои произведения.

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

- лекции,

- творческие задания,

- практические работы,

- самостоятельный поиск,

- рисование иллюстраций и др.

Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, развивать культуру общения.

3.Содержание программы

1-2 класс

        Дымковская игрушка. Познакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять материал - глину, выделять элементы узора. Учить составлять узор на бумаге разной формы, используя элементы росписи дымковских игрушек. Учить нарядно, украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. Развивать творчество.

         Филимоновская  игрушка. Познакомить с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. Развивать воображение.

         Богородская игрушка. Познакомить с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия.

        Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.

         Городецкая роспись. Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно, украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.

         Гжельская роспись. Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.

         Полхов-Майдан        Познакомить с промыслом Полхов-Майдана. Учить узнавать роспись, отличать ее от других. Учить рисовать узор по мотивам Полхов - Майданской росписи.

3-4класс

         Дымковская игрушка. Учить расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию, дымковским игрушкам (птицам, коням, козликам, барышням).

         Хохломская роспись. Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). Учить самостоятельно, составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей

         Кружево. Познакомить с кружевами вологодских мастериц. Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы вологодского кружева. Учить составлять узор на бумаге разной формы

         Жостовская роспись. Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет. Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.

         Гжельская роспись. Продолжать знакомить с элементами гжельской росписи. Учить составлять композицию из гжельских цветов, расписывать объемные изделия по мотивам гжельской росписи.

         Павловопосадские платки. Познакомить с платками павловопосадских мастеров. Учить рисовать цветы по мотивам павловопосадских платков, придумывать различные композиции для украшения платков.

4.Результаты реализации программы

Участие в различных видах изобразительной, декоративно -прикладной и художественно -конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения, народные рисунки).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно -прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека, народные традиции овладение элементарными навыками народного искусства.

Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии народного искусства.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно -прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета,  композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, орнамента.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:  аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки,  карандаш, фломастеры.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в народных промыслах. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений изобразительного искусства.

Планируемый результат:

- более высокий уровень знаний, умений, навыков,

- участие в различных творческих конкурсах,

-встречи с художниками,

- иллюстрации.

5.Формы и виды контроля

1.лекции, творческие задания, практические работы, самостоятельный поиск, рисование иллюстраций.

2. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.

3. Занятия по декоративному рисованию.

4. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

5. Выставки. На них могут быть представлены:

один подлинный предмет (например, дымковский конь);

предметы одного вида (дымковские игрушки, гжель);

предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

сравнение двух-трех видов.

6. Методические рекомендации

Включая во внеурочную деятельность  занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с 1 по 4 класс. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В первом и втором классе необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В третьем и четвертом  необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.

В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостов, гжель, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

упражнения в начале занятия с детьми 7-10 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

показ способов изображения новых элементов для детей 7-8 лет и наиболее сложных для детей 9-10 лет;

использование интерактивной доски  для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз...");

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

7.Тематическое планирование 1 класс

«Народные промыслы»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Содержание, методические приемы

1

Народное искусство

Путешествие по народным промыслам.        Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

2-3

Дымковская игрушка

Конструирование + рисование

«Барышни-франтихи».        Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус).

4-5

Русская матрешка

Лепка «Все они матрёшеньки, Все они милашеньки...»        Обогащать знания детей о русской матрёшке; вызвать у детей интерес к образу, учить передавать фигурку из целого куска глины, лепить матрёшек разных по величине; воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.

Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки».        Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России.(Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская);

6-7

Хохлома        

Рисование «Украсим теремок для зверей».        Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

8-9

Гжель

Лепка «Гжельские фигурки».        Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный), используя мотивы Гжели.

10-11

Городецкая роспись

Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).        Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

12-13

Жостово

Декоративное рисование «Жостовские цветы».        Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

14-15

Вологодские кружева

Декоративное рисование «Что за дивные узоры».        Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева - рисовать узор из знакомых форм.

16-17

Павлово-Посадские шали и платки

Декоративное рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа, «холодный» батик).        Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей.

18-19

Подарки белоствольной красавицы

Декоративное рисование «Украшения из бересты».        Продолжать знакомство детей с изделиями из бересты. Закрепить умение составлять узор для туеса из простых элементов узора (листьев, бутонов, цветов), располагать их на полосе, путём свертывания полосы (когда краска высохнет) сделать браслет, полюбоваться узором на объёмной форме.

20-21

Русский народный костюм

Русский народный костюм.        Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

22-23

Орнаменты родного края.

Лепка «Родные мотивы».        Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки  животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.), а также  в национальной одежде по замыслу; развивать умение лепить человека в движении. Воспитывать любовь к родному краю.

24, 25, 26

 Казачье жительство

Возникновение станиц. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Разнообразие куреней. Основной строительный материал. Правила строительства. Отличия в планировочной структуре и внешнем оформлении куреней в северной и южной частях Подонья. Особенности круглых куреней. Крестовый курень, характерные черты его планировки. Резные украшения постройки. Основные мотивы казачьего прикладного искусства. Окраска дома. Гармония цвета и природы. Природосообразность казачьего зодчества.

   Внутренне убранство куреня XVIII в. предметы персидского и турецкого производства в казачьем быту. Изделия донских промыслов. Гончарно-керамические, кожевенные, медные. Меблировка комнат. Интерьер куреня XIX в. Характерные предметы в прихожке, стряпне, горнице. Украшение стен комнат: гравюры, фотографии, оружие. Планировка приусадебного участка, хозяйственные постройки, сад – украшение участка.

   Возрождение казачьего декоративно-прикладного искусства. Семикаракорская белая керамика – художественный феномен. Использование белой керамики в оформлении интерьеров и иконостаса Свято-Троицкого храма в Семикаракорске (1991г., работа художников-керамистов Веры и Игоря Овчинниковых).

27, 28, 29

Преданья старины глубокой

История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанров донского фольклора. Казачья песня. Идейно-художественная и стилистическая пестрота донской песни. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно-историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая.

   Донская былина. История возникновения и эволюции былин в среде казачества. Тематика былинного эпоса донских казаков.

   Частушка. Язык донских частушек. Отражение в частушках условий быта, происходящих событий местного колорита. Разнообразие тематики. Самобытность казачьих пословиц и поговорок.

   Донская легенда. Сказки, предания, сказы. Плачи, заговоры, поверья, приметы, заклички. Взаимосвязи общерусского и донского фольклора. История родного края, отраженная в донском фольклоре. Практические занятия:

   Обыгрывание с элементами театрализации некоторых произведений. Проведение викторин, конкурсов в качестве итогового урока.

Творческое задание:

   Отыскать произведение определенного фольклорного жанра (по выбору учащихся) и выучить его с соблюдением песенных или сказительных особенностей (например, как исполняют бабушки).

30, 31, 32

Обряды и праздники на Дону

   Этапы и особенности свадебного ритуала. Хороводы «Улица», игра «А мы пашню пахали». Новый год на Дону. Колядки, щедрование, гадания, приметы. Проводы зимы, масленица. Игра «Казачья вольница». Праздники Ионна Предтечи (Ивана Купала). Поверье о цветущем папоротнике. Обычай новоселья. Рождение детей.

Практические занятия:

   Игры по книге В.Петрусинского: «Ярмарка», «Праздник Ивана Купалы», «Святки», «Масленица», «Новоселье».

Творческое задание:

   Подготовить материал для практического занятия. Вспомнить приметы, игры, связанные с обычаями и праздниками казаков. Найти в литературных произведениях описания подобных праздников и обрядов.

33

«Мамин праздник»

Как на Руси относились к женщине - матери. Русские колыбельные песни Беседа с элементами сюжетно - ролевой игры,

разучивание песен

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Аникин В.П. Русский фольклор. – М., 1985г.

Журавлёв В.П. Звук и смысл. – М., 1991г.

Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.- М., 1989г.

Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы.- М., 1989г.

Орлова Л.Г. Использование элементов фольклора на уроках русского языка.- СПб., 1995г.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Составитель, автор вступительной статьи Круглов Ю.Г.- М., 1990г.

Русские народные сказки./Составитель Афанасьев А.Н.- М., 1979г.

Степных В.А. Использование пословиц, поговорок в учебном процессе // Н.Ш.1988г., №5.

Ушинский А.Д. Родное слово // Собрание сочинений – М., Л., 1949г.

Энциклопедический словарь юного литературоведа / Составитель Новиков В.И. – М., 1987г.        

  Беспятова, Н.К. Программа педагога дополнительного образования/Н.К. Беспятова. – М.:2003.-171с.

 Буйлова, Л.Н. Организация методической службы/ Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева- М.: Владос, 2001.- 158с.

 Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология/М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М, Орлова- М.: Учебное пособие., 2003.-512с.

 Лукина, И.Н. «Курсовая работа по методике профессионального обучения/И.Н. Лукина.- Новосибирск, 2007.- 55с.

Каргина, З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования/З.А. Каргина. – М.: Школьная пресса, 2007.-95с.

2.Демонстрационный материал

- альбомы по народному творчеству,

- иллюстрации с изображением жостовских подносов,

- иллюстрации с изображением старинных построек,

- таблицы с элементами росписей,

- схемы поэтапного рисования различных видов росписей

-Подлинные народные игрушки - дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские и др. (по 1-2 каждого вида)

-Гжельские изделия (посуда, фигурки животных).

-Изделия мастеров Полхов - Майдана (лошадки, матрешки, предметы быта).

-Предметы декоративно прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева.

3.Экранно-звуковые пособия.

-презентации.

-аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.

- видеофильм "Русские промыслы",

- слайды с изображением народных мастеров за работой;

Учебно-рабочая программа внеурочной деятельности

«Народные ремёсла»

Составил: учитель начальных классов Ремизова Елена Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...