Конспект кружка на тему "Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села."
план-конспект

Ангелина Андреевна Опилатова

Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села.

Цель: создание условий для формирования представлений о быте, хозяйственной деятельности и культуры родного села.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с устройством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода и домашней утварью крестьянских изб.

Развивающая: развивать способность к эстетическому созерцанию, развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого, интерес к изучению истории родного края;

Воспитательная: воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле. Воспитание музейной культуры.

Средства обучения:

Наглядные:  раздаточный материал для работы в группах , музыкальная запись народных песен.

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о  быте крестьян,  их хозяйственной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативныедопускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;  ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться

к координации позиций в сотрудничестве;  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Этапы

Содержание занятия

Формируемые УУД

Орг. момент

-Добрый день ребята, поприветствуем друг друга и наших гостей.

- Ребята, послушайте стихотворение и определите тему занятия.

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках, каких

Собирали посиделки

пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом-

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

Словом, эти посиделки

были праздником души!

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир

И сидим мы в одиночку

В уголках своих, квартир.

Наш досуг стал очень мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их нам надо возродить!

- Какова тема нашего занятия? (Крестьянский быт, и основные занятия )

- Зачем нам нужно это занятия?( чтобы знать как жили наши предки, чем занимались и какие традиции существуют)

-Сегодня на занятии мы с вами окунемся в прошлое и проживем один день из жизни русских людей.

Фронтальная работа

Актуализация знаний

- А чтобы узнать как жили крестьяне где нам нужно оказаться? ( в избе)

-Жили – были дед и баба…

Так начинаются многие сказки. А как они жили? В каких домах? Какие вещи их окружали?

Дед и баба из сказки, как и вообще русские крестьяне, жили в избе. Это –  старинное название деревенского дома. Избы называли также срубами, потому, что их рубили (строили) топорами.

- Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить.

- Почему же нам нужно кланяться при в ходе в избу? ( дверь в избу низкая, а порог наоборот, высокий, чтоб меньше дуло, вторая причина: поклониться иконам).

-Россия – страна лесная, деревом богатая. Из дерева строили дома, мастерили столы, лавки, полки для посуды, орудия труда и прочие нужные в хозяйстве вещи. Крестьяне любили порядок, и всё в доме «знало своё место».

-Что является сердцем в избе, и душу согреет и накормит?( печь)

-Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол- избы.

- Без печи хата - не хата. «Дом без печки – нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко натопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу.

-  С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ не даром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок.

- Какие вы русские народные сказки знаете, где присутствует печка. ( Гуси- лебеди, колобок, по щучьему велению,  волк и семеро козлят).

- Печь не только обогревала избу.  Как еще использовали печь?( В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка)

- У хороших хозяев в избе все сверкало чистотой. На стенах- расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи; на кроватях кружевные оборки; оклады икон начищены до блеска.

- Правый от печки угол называется бабий кут.

- Кто скажет почему его так назвали? ( Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Хранились вещи в сундуках.)

-  Конечно, отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.

- Другой, левый от печки угол как назывался? (красный, то есть красивый).

Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь на особой полочке – божнице, « где Боги стоят», у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни – иконы. 

- Что находилось в этом углу? ( Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством.)

- Я  предлагаю вспомнить, какие пословицы и поговорки о доме, гостеприимстве вы знаете. Давйте разделимся на группы.

Соедините начало и конец пословицы, прочитайте её и объясните смысл.

Не красна изба углами,

Дом без печки –

Стол – Божья ладонь, Что есть в печи

а хлеб – Божий дар.

а  красна пирогами.

- все на стол мечи.

не жилой дом.

Доброму гостю –

Умей в гости звать, Пошли Бог гостей –

В гостях хорошо,

а дома лучше.

особая честь.

и хозяин будет сытей. умей и угощать.

-Молодцы. С этим заданием вы отлично справились.

- Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

- Почему так говорили, какое значение несли эти слова?( быть перед людьми таким, какой ты есть; не нужно нахваливать человека просто так).

- Обязательно хозяйка накрывала стол скатертью.

- Какое мифологическое значение имели скатерти и полотенца?(Раньше люди верили, что скатерть на столе означала беспроблемную жизнь. Гладко на столе- гладко и в делах. Еще прием пищи считался своеобразным ритуалом. И еду как божий дар нельзя было ставить на непокрытый скатертью стол. А полотенца несли  в дом счастье и благополучие).

-Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, стольцы, сундуки- все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым.

- Ребята, предлагаю вам задание. У вас на карточке написаны предложения, ваша задача исправить ошибки. 

« Исправь ошибки»

Нет нигде в мире уютней нашей русской хижины, срубленной из брёвен.

Главный угол назывался чёрный угол.

Стол обычно накрывался клеёнкой.

Вдоль стола стояли стулья.

Лавки делали узкие, чтобы на них нельзя было спать.

Все вещи хранили в шкафах.

(изба, красный угол, скатертью, лавки, широкие, можно, сундуках)

« Порядок в избе»

- Следующее задание. Ваша задача расположить предметы обихода на свои места и сказать как его применяли в хозяйстве.

- Ну вот мы и познакомились со своей избой. Теперь нам предстоит узнать распорядок дня.

П1, К1

Фронтальная работа; групповая работа

Закрепление и систематизация знаний

- С чего начинается ваше утро?

-Как вы думаете с чего начиналось утро крестьянина, крестьянки? ( Самой первой просыпается крестьянка,  утро начинается  очень рано, вместе с восходом солнца, потому что в ее работу входит не только работа на поле, она также должна накормить  свою семью, испечь хлеб. Крестьянин  тоже уже на ногах ,чуть петухи начинают кричать, как крестьянин встает. После пробуждения он умывает лицо холодной водой из колодца, а потом надевает свой кафтан и рубаху, штаны и сапоги и выходит во двор чтобы накормить скот и спустить сено).

- Хозяйство русского крестьянина невозможно себе представить без скота. Даже у бедняков была лошадь, две-три коровы, шесть – восемь овец и свиней. Зажиточные крестьяне имели теплые зимние скотные дворы. Бедные крестьяне держали скот на дворе. В большую стужу маленьких телят, ягнят, поросят крестьяне забирали в избу, специально отгораживая для них часть помещения. Скотина давала много полезных продуктов.

- Ребята, а что мы можем брать от домашних животных, для чего их держали?  (Из коровьего молока делали сметану, масло, творог, который называли сыром. Когда резали корову, овцу или свинью, мясо засаливали впрок и варили из него всю зиму щи. Кроме того, овца давала два раза в год шерсть. Из нее делали носки, варежки, грубую шерстяную ткань. Если овцу резали на мясо, то из овчины шили тулупы. Коза давала полезное молоко, козий пух. Куры и гуси обеспечивали семью яйцами и мясом).

- Кто был самым главным работником крестьянского хозяйства? ( лошадь) Без нее земледельческий труд был немыслим. Лошадь и поле помогала вспахать, и навоз для удобрения почвы давала. Безлошадные крестьяне считались совсем бедняками.

- А в какое время суток пасли лошадей? (Пасли лошадей ночью – в ночном, потому что днем ей некогда было пощипать травки: она все время была с крестьянином в поле).
-  Лошадке и в холодное время года некогда было отдохнуть: широкие копыта помогали ей передвигаться зимой по глубокому снегу, а осенью – по раскисшим дорогам.

- Хозяин с утра кормил скот и спускал сено, а вот хозяюшка в это время уже во всю готовила  еду в поле, пекла хлеб.

Игра «Перебери зерно» 

ейчас и мы с вами попробуем определить, на сколько хорошо вы справляетесь с хозяйством. Для этого нам нужно разделиться на группы.

Описание игры: На столе в чашках смешаны фасоль и горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.

- Молодцы, как вы быстро справились с заданием.

П1,2, К1 Р1

Фронтальная работа, групповая работа

Физминутка

Закрепление и систематизация знаний

- Когда дома все дела были сделаны, приходил час отправляться на работу в поля.

 - Мы с вами знаем, что Саратовская земля плодородная и богатая.  Сеяли традиционно русские крестьяне пшеницу, рожь, овёс и ячмень.

Рожь считалась самой надёжной культурой: крестьянин всегда получал урожай.

А вот пшеница – самое прихотливое растение, дававшее или хороший урожай и отменный белый хлеб, или большой убыток. Пшеница очень боится засухи, а от проливных дождей сразу валится, не может выстоять. Для неё специально удобряли почву, зерно сначала замачивали в извести и золе, затем сушили, и лишь потом сеяли. Не поэтому ли на крестьянском столе белый хлеб был «редким гостем» и назывался он «чистый»?

Овёс крестьяне величали благодетелем. Он кормил лошадку и самого крестьянина, употребляли его и в кашах, и в блинах. Овёс назывался «северным хлебом». Он очень устойчив: не боится холода и сырости, правда, от туманов может почернеть. Овёс выращивали на глинистых и песчаных почвах.

Ячмень крестьяне тоже любили и охотно сеяли, хотя он давал не всегда хороший урожай, так как это растение очень привередливое, боится холодных почв, сухости и сырости.

-Крестьяне никогда не сеяли на одном поле одни и те же культуры. В первый год на одном поле сеяли рожь, затем овёс, потом поле отдыхало, а уж потом, на следующую весну – пшеницу.

-Давайте рассмотрим рисунки сельскохозяйственных орудий.

Выкладывает наглядный материал, рассказывает о каждом.

Борона - сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубьями для мелкого рыхления почвы.

Серп - ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня.

Коса - орудие для скашивания травы (на сено, на корм скоту)

Плуг - орудие с широким металлическим наконечником для вспахивания земли.

Грабли – орудие для сгребания сена и разрыхления земли на грядках.

Соха – имеет одинаковое с плугом назначение, производит обработку почвы для посева.

Вилы – орудие в виде нескольких длинных зубьев на длинной рукояти, используемый в сельском хозяйстве для погрузки и выгрузки сена.

- У вас на столе лежат конверты. Ваша задача собрать пазл и определить что на нем изображено, рассказать какой вид деятельности изображен.

( 6 конвертов: скашивание травы косой, сгребание сена граблями, вспахивание земли плугом, погрузка сена вилами, разрыхление почвы бороной, срезание хлебных злаков серпом)

- Какие вы молодцы. Ну вот мы с вами поработали а теперь пора возвращаться домой.

П2,Р1,К2

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Закрепление и систематизация знаний

-Многие крестьяне в свободное от полевых работ время, главным образом осенью и зимой, занимались ремесленничеством: изготовляли полотна, обувь, одежду, посуду, сельскохозяйственные орудия и т.д

- Вот и мы после работы в поле возвращаемся в избу, кормим скот, готовимся к завтрашнему дню. Наступает вечер и мы можем заняться любимыми делами. Вечерние посиделки часто прядением не ограничивались, часто крестьяне собирались, чтобы разговаривать песни петь, гадать и танцевать.

- А сейчас я предлагаю окунуться в эту атмосферу. Мы с вами на протяжении нескольких занятий мастерили кукл. Я предлагаю закончить эту работу.

 Мастерская кукл.

- Ребят, а расскажите, что за куклы мы с вами делали. ( обереги)

- Ну а сегодня мы с вами сделаем отдельных кукол.

- Ребята как мы должны отнестись к нашей работе? Что очень важно помнить и соблюдать? ( нужно вкладывать хорошие мысли, выполнять работу в спокойствии, вкладывать здоровье, чтобы тот кто с ней будет играть не болел и был добрым, счастливым, спокойным человеком).

-А для чего их делал русский народ?  

- А почему куклам не рисовали лица?( считалось что этим кукла обретет душу и сможет навредить ребенку)

- Давайте с вами во время работы напоем песню о нашем родном крае.( ой, по над Волгой)

Демонстрация готовых изделий.

-Участникам нужно ответить на вопросы о быте русского народа. Из сказок, пословиц, песен, музейных занятий вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:

  1. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

2. Что в русской избе было самым главным? ( печка)

3. Что могла сварить хозяйка в печке? (Щи, каша, пироги, блины.)

4.  Что служило кроватью в старину? ( лавка, скамья)

 5.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

6.  Предмет, с помощью которого пряли пряжу? (прялка)

7.По православному обычаю, где ставится стол? ( в красном углу)

8.  Как называется угол в доме, где хозяйничала только женщина? ( бабий кут)

9.  Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

10.  Как называется детская кроватка? ( люлька)

11 Что такое красный угол в русской избе? ( красивый, почётный, святой. Место для молитвы.)

- Какие зерновые культуры были в почете?( пшеница, овес, рожь)

- Молодцы, какие вы внимательные.

П2,3 Р2,К1,2

Беседа, индивидуальная работа, фронтальная работа

Итог занятия

– Вот мы и побывали с вами в старинной русской избе.

- Понравилось ли вам наша изба?

-Что вам особенно понравилось?

- Отличается ли жизнь людей прошлого от настоящего?

-Какие из этих предметов используются в наше время?

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

- На этом занятия подошло к концу. Спасибо!

Р2,3 ,4 К3

Фронтальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров"

Цель программы:  сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья  средством подвижной игры.Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление ...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Красота любимого города и родного села" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Красота любимого города и родного села" 1 класс...

Конспект урока «Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека », 3 класс.

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Конспект занятия по познавательной деятельности "Мое родное село"

Беседа с детьми о родном крае, достопримечательностях  села, о его истории....

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Азбука родного села"

    Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Рос...