Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Азбука родного села"
рабочая программа (2 класс)

Синельникова Наталья Алексеевна

      Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • Основной образовательной программы МКОУ «Ребрихинская СОШ»

          Программа «Азбука родного села» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определённая стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_lyubimogo_sela.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского района Алтайского края

 Согласовано

«23» августа 2022 г

Зам.директора по ВР:                     Л.В.Карунина

                                                     

Утверждаю:

Приказ  № 197 от «24» августа  2022 года

Директор школы:                       И.Е.Сыркин

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

2 Г  класс

 

2022-2023 учебный год

Составитель:

Синельникова Н.А.,

 учитель начальных классов

с. Ребриха

2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • Основной образовательной программы МКОУ «Ребрихинская СОШ»
  • Рабочей программы воспитания  МКОУ «Ребрихинская СОШ»

Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности «Азбука родного села» с программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом  Рабочей программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется:

  • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Рабочей программе воспитания;
  • в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности «Азбука родного села»,   в рамках Рабочей программы воспитания;
  • в возможности проведения единых и общих тематических занятий в разновозрастных группах, организованных для социокультурной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в Рабочей программе воспитания;
  • в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Рабочей  программой воспитания.

Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного села,   просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе курса «Азбука любимого села» они осознают значимость наследия родного  села в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

        

               Педагогическая целесообразность

             Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свое село,  появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.

        

Программа «Азбука родного села» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определённая стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».

Программа «Азбука родного села» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене. 

Возраст детей – 7-8 лет

Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30 мин.          

          Форма организации занятий: очная, дистанционная

          Режим занятий:  еженедельно,  по  четвергам  с 13-50 до 14-20

           Принципы построения программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

             Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, карты, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Азбука любимого села» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Цель:

создать условия для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного села Ребрихи, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания обучающихся об истории, природе, культуре родного села удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;
  • воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего села;    
  • формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного села, гражданское самосознание, чувство гордости за родное село;  
  • вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
  • создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности.

Планируемые результаты освоения курса

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы  «Азбука родного села» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «Азбука родного села» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:

Личностные УУД

Ученик научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.

Ученик получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин  своей страны, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно  познавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств;;
  • чувства гордости за своё село, свой край, страну, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Ученик получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

Познавательные  УУД:

Ученик научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся  к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику   Алтайского края, села Ребрихи;
  • описывать достопримечательности   села;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем селе, крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой  Алтайского края, Ребрихи;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте  Алтайский край , село Ребриха;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов  и  Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

Ученик  научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ученик получит возможность:  

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формы организации занятий по курсу «Азбука родного  села» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными.  Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного  проекта;
  • создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  • конкурсов  исследовательских работ-соревнований, имеющих  целью выявить лучших из числа  всех участников;

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
  • научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
  • приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
  • будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.

Данный курс «Азбука родного села» рассчитан на преподавание во 2-х  классах начальной школы, 34  часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит три раздела: “ Мир природы”, “Мир истории”, “Мир культуры”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая  тема конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Представленный курс по «Азбука родного села» углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.

В процессе преподавания курса «Азбука родного села» рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по селу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, рисунки, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России  и Алтайского края  и контурные карты.

Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего села, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях  села Ребрихи, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.

Изучение  «Азбука родного села» способствует

формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;

формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села;

формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного села в развитии Алтайского, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • работать в читальном зале библиотеки;
  • готовить и выступать с  сообщениями
  • сравнивать и обобщать факты;
  • работать с атласом и контурной картой;
  • воспитывать бережное отношение к своему селу, к школе.
  • воспитывать чувство гордости за своё село, за успехи своих земляков

Содержание курса

 2 КЛАСС

1. Мир природы (12 ч)

А знаете ли вы где находится Ребриха? Рельеф и полезные ископаемые (Практикум: отметьте месторождения разных видов глин на территории Ребрихинского района). Климат. Практикум: экскурсия на метеорологическую станцию села. Почвы. (Практикум: знакомство с моделями основных почв села (дерново-подзолистые и черноземы обыкновенные)). Реки. Животные и растения (Практикум: Расскажите о любом животном, которого видели в лесу). Экскурсия   в ленточный бор «Касмалинский» заказник.

2. Мир истории (8 ч)

История села. История названия улиц села. (Практикум: составление генеалогического древа своей семьи). Экскурсия в районный краеведческий музей. Экскурсия к памятникам села.

3. Мир культуры (12 ч)

Учреждения культуры   и образования в селе. Народный театр села. Поэты села. Художники села. Встреча с актерами народного театра. Встреча с интересными людьми села.

4. Подведение итогов курса «Азбука родного села» (2 ч)

  Викторина: «Знаешь ли ты село, в котором живешь?»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 
2 класс

Сроки выполнения

Название раздела

(кол-во часов), темы занятия

Кол-во часов

№/п

Дата

1

8.09

15.09

А знаете ли вы где находится Ребриха?

2

2

22.09

29.09

Рельеф и полезные ископаемые (Практикум: отметьте месторождения разных видов глин на территории Ребрихинского района).

2

3

 6.10

13.10

Климат .

2

4

20.10

27.10

Почвы.  Практикум: знакомство с моделями основных почв села (дерново-подзолистые и черноземы обыкновенные)

2

5

10.11

17.11

Реки. (Касмала, Ребриха, Барсучиха)

2

6

24.11

1.12

Животные и растения (Практикум: Расскажите о любом животном, которого видели в лесу). Экскурсия   в ленточный бор «Касмалинский» заказник.

2

7

8.12

15.12

История села.

2

8

22.12

12.01

История названия улиц села. (Практикум: составление генеалогического древа своей семьи).

2

9

19.01

Экскурсия в районный краеведческий музей

1

10

26.01

2.02

9.02

Экскурсия к памятникам села.

3

11

16.02

2.03

Учреждения культуры   и образования в селе

2

12

9.03

16.03

Народный театр села

2

13

23.03

6.04

Поэты села

2

14

13.04

20.04

Художники села.

2

15

27.04

4.05

Встреча с актерами народного театра

2

16

11.05

18.05

Встреча с интересными людьми села.

2

17

25.05

25.05

Викторина: «Знаешь ли ты село, в котором живешь?»

2

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой родной край»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  « Мой родной край »Срок реализации программы: 4 годаВозраст обучающихся: 7-11лет...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знатоки родного края» духовно - нравственное направление

Наименование: «Знатоки родного края» (духовно – нравственное направление направление) Класс: 2«Б» Учитель:       Макарова Ю.В....