Композиции для штриховки
методическая разработка (1 класс) по теме

Бондарева Юлия Анатольевна

Композициии предназначены в помощь учителям коррекцинных школ для фомирования каллиграфических умений на основе развития мелкой моторики посредством штриховки геометрических фигур и композиций. Этот занимательный материал позволит сделать процесс обучения письму знимательным и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._poyasnenie.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Своеобразие, атипичность психического развития умственно отсталых детей не исключает наличия у них определенных потенциальных возможностей, что подчеркивает необходимость своевременной коррекционной помощи.

  Правильное понимание проблемы умственной отсталости, основанное на знании особенностей познавательной деятельности детей, ставит перед психологами и педагогами задачу преодоления имеющихся дефектов с опорой на сохранные качества психики умственно отсталого ребенка.

  Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

 У учащихся с нарушением интеллекта проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Из наблюдений Г.И. Жаренкова видно, что школьников затрудняет удержание шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо намеченной линии получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на бумагу и эти обстоятельтва сильно затрудняют процесс формирования каллиграфических умений умственно-отсталых школьников.

 По данным исследованиям И.А Грошенкова, нарушение моторики у умственно отсталых учащихся при выполнении работы требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движениям руки он нередко с трудом выполняет задания, то впоследствии, в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это способствует  развитию руки для письма, подготавливают почву для формирования каллиграфических умений, является стимулом к учебной деятельности.

   Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

 По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

  Меня также заинтересовала эта проблема и я стала думать, как облегчить процесс формирования первичных каллиграфических умений и процесс письма в целом.

 Опираясь на работы Н. Потаповой, мною были созданы собственные композиции из геометрических фигур, которые позволяют сделать процесс обучения письму увлекательным и интересным. Кроме того в работе над композицией ребёнок учится распознавать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, развиваются операции анализа и синтеза, укрепляется мелкая моторика, развивается речь.

 Учащимся можно предложить следующие задания:

- назови геометрические фигуры;

- посчитай сколько..(квадратов, треугольников, кругов и т. д.);

- какая фигура находится вверху, внизу, справа, слева, посередине..;

-Построй также с помощью трафарета;

- заштрихуй фигуры по образцу;

- выучи стишок.

 Таким образом дети безболезненно, в игре проходят подготовительный этап в обучении письму.

Уроки превращаются не в нудное прописывание палочек и крючочков, а в увлекательный процесс.

Выполнять штриховку фигур и композиций можно на уроках математики при изучении фигур, на уроках окружающего мира, устной речи, ОБЖ при изучении соответствующих тем.

Работа проводится в несколько этапов:

I –штриховка простых фигур;

II—штриховка простых композиций;

III—штриховка сложных композиций с разучиванием двустиший;

IV—фантазирование (учащимся предлагается самим придумать и заштриховать композицию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие - "Упражнение в штриховке и зарисовке овощей"..

Материал урока активно способствует развитию творческих сил и способностей учащихся....

Штриховка для письма.

Штриховка для письма....

Рисунки из геометрических фигур для штриховки.

В помощь учителям первых  классов  для постановки детской руки....

Программа по внеурочной деятельности "Штриховка и развитие речи"

Ясность речи – это доступность ее для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил ...

Штриховка для развития мелкой моторики.

Интересные тренировочные упражнения для подготовки руки к письму для дошкольников и младших школьников....

Презентация к уроку обучения грамоте ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ

Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю" и прописям "Мои волшебные пальчики" Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной (УМК "Школа 2100")...