работа с одаренными детьми
материал по теме

Иванова Юлия Сергеевна

работа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odar._detmi_vystuplenie.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Роль методического объединения учителей начальных классов в работе с одарёнными детьми

     Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно помнить, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одарённым же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

     Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Как-то, смеясь, Мишель Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные – ибо никто не жалуется на их недостаток.  

     Многие специалисты называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результата развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

   Специалисты рассматривают детскую одарённость ещё в одном аспекте – насколько она в данное время проявлена ребёнком. Проявленную, очевидную одарённость, то есть замеченную психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». И напротив, одарённость, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют «потенциальной».[1]

    Многие известные учёные, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности сразу в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф. Гальтона, И.И. Мечникова, К. Гаусса, Н. Виннера, Г.В. Лейбница, В. Гюго. Этот список можно продолжить. Довольно часто одарённые дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда.

    И наоборот, не менее часто дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельство биографии многих известных людей, долгое время остаётся незамеченным окружающими.

    Естественно, что в каждом случае причины, по которым одарённость оставалась незамеченной, различны. Потенциал может быть действительно не проявлен до определённого времени. А может быть, родители, педагоги и другие взрослые, были невнимательны к тонким движениям души и им не хватило знаний, у них не сработала интуиция и они не заметили выдающихся потенциальных возможностей и даже не рассматривали проявление творческости.

    Трудно определить, кто из детей одарён. Ещё сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся учёным, художником, общественным деятелем. Но на вопрос о том, сколько всего одарённых, как и на вопрос, сколько в обществе может быть выдающихся людей, как ни странно, ответить несколько проще.

    Правда, опыт показывает, что не следует спрашивать об этом у психологов и педагогов. Большинство из них при ответе на него буквально начинают захлёстывать эмоции, и они называют то 1%, то 2%, то 5%, то 20% от общего числа детей.

    Более объективны в данном случае специалисты по математической статистике. Для ответа на этот вопрос они пользуются не наблюдениями, в которых уже по определению велик элемент субъективизма, и не результатами экспериментов, которые можно истолковать по-разному, и уж конечно не руководствуясь эмоциональными порывами, а опираясь на строгие математические законы, описывающие природные явления. Один из них – закон нормального распределения (закон Гаусса).

Показатели интеллектуальной одарённости по тесту американского психолога Дэвида Векслера

IQ (показатель) 

Уровень интеллектуального развития 

% 

1 

130 и выше 

Весьма высокий интеллект 

2,2 

2 

120-129 

Высокий интеллект 

6,7 

3 

110-119 

Хорошая норма 

16,1 

4 

90-109 

Средний уровень 

50,0 

5 

80-89 

Сниженная норма 

16,1 

6 

70-79 

Пограничный уровень 

6,7 

7 

69 и ниже 

Умственный дефект 

2,2 

   

    Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.[1]

    Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идёт речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одарёнными:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одарённость);

- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одарённость);

- дети, достигающие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще всего называют талантливыми;

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).[1]

    Каждая из этих категорий отражает определённое отношение к пониманию одарённости как психического явления. Отметим. Что все они не точны с точки зрения современной психологии. Но приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории.

    Согласно учению Джозефа Рензулли, одарённость представляет собой сочетание трёх характеристик:

- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

- творческости;

- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

    Задача наших педагогов в том, чтобы создать условия, при которых  любой  ребёнок   мог  бы продвигаться  по  пути   к  собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Этот путь мы  называем  «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса».

    Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.[1]

    Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности.[1]

   Проблема одарённых детей рассматривается и нашим Методическим Объединением. Одной из задач, над которой работают учителя МО, является разработка системы мер по организации индивидуального сопровождения одарённых детей:

- теоретическое изучение проблемы детской одарённости на заседаниях МО;

- составление картотеки одарённых детей по разным направлениям, предметам;

- организация индивидуальной и дифференцированной работы на уроках;

- выбор рационального темпа обучения;

- всемерное стимулирование интереса сильноуспевающих;

- внедрение на уроках заданий повышенной трудности, на смекалку, сообразительность, заданий, требующих нахождения различных способов решения;

- привлечение одарённых детей к участию в различных предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах, Дне науки, КВН, конкурсе «Кенгуру»;

- использование на уроках дополнительных заданий;

- привлечение одарённых учащихся к подготовке и изложению некоторых вопросов нового материала на уроке, к выполнению заданий творческого характера, нестандартных задач.

    С целью выявления одарённых детей в школе в течение ряда лет проходят международные конкурсы: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Английский бульдог» где учащиеся моего класса принимают активное участие. Они занимают призовые места и получают сертификаты об участии.

   В рамках нашей школы ежегодно по параллелям проходят различные конкурсы и соревнования. Так, например, у нас ежегодно проходит шахматный турнир, среди учащихся 2–4 классов. Победители были награждены грамотами.

   В школе ежегодно проходят и творческие конкурсы. В выставке творческих работ «Умелые руки моей семьи» приняли участие пятеро учащихся класса (Васильев Андрей, Зинкевич Павел, Шванченкова Алина, Новикова Маргарита, Тимофеева Анастасия) и стали победителями в различных номинациях.

     В преддверии Нового года в декабре месяце прошёл конкурс рисунков «Зимушка – зима». Ребята приняли  активное участие. Лучшие художники были награждены грамотами (Левченкова Алина, Новикова Маргарита).

    В нашей школе уже традиционной стало проведение предметных недель. Каждая неделя посвящается отдельному предмету. На этой неделе проводятся нетрадиционные уроки, олимпиады по параллелям, конкурсы и викторины. В ходе олимпиад, конкурсов и викторин выявляются лучшие. Победители награждаются грамотами. Также на каждой предметной неделе учащиеся выпускают предметные газеты с заданиями на смекалку, логическое мышление, развитие творческих способностей и воображения учащихся.
   В рамках предметной недели проводятся викторины по чтению и окружающему миру. Принимая активное участие в викторинах по чтению, учащиеся придумывают загадки, пословицы. И оформляют их в книжки-малышки. А некоторые из учащихся сочиняют стихотворения.

 Новый год для друзей

Пришла холодная зима,

Укрыла снегом все дома.

Красиво белый снег кружится.

На землю тихо он ложится,

 

Сугробы спрятали леса.

И мы опять ждём чудеса.

В улыбках наши лица,

Ведь Новый год к нам мчится!

 

И добрый Дедушка Мороз,

С мешка достанет радость воз.

А ёлка зелёного цвета

В гирлянды и бусы одета.

 

Зазываем мы гостей.

Приходите к нам скорей,

Ждём мы в гости

Всех друзей!   (Терещенков Евгений, 9 лет)

    Работа педагога с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одарённых. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

    Будем  помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому  ребенку от рождения.

                                               

                                                    Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости / Д.Б. Богоявленская. – М.: 2003

2. Бурменская Г.В. Одарённые дети / Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. – М.: Просвещение, 1991

3. Монтень М. Опыты / М. Монтень. – М.: Правда, 1991

4. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе / А.И. Савенков. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004

5. Тест Векслера / Детский вариант (показатели интеллектуальной одарённости)

            

        План проведения предметных недель в начальной школе

дата

мероприятие

время

С 1 по 5 февраля

Неделя математики

Олимпиады по математики 3 февраля:

3 классы (каб.33)

4 классы (каб.206)

С 1 по 4 класс уроки математики проводятся  в нетрадиционной форме

3а,в,д,4а,в,д готовят предметную газету

12.40-13.30

13.40-14.25

С 8 по 12 февраля

Неделя русского языка

Олимпиады по русскому языку 10 февраля:

3 классы (каб.33)

4 классы (каб.205)

С 1 по 4 класс уроки русского языка проводятся в нетрадиционной форме

3б,г,4б,г готовят предметную газету

12.40-13.30

12.40-13.30

С 16 по 20 февраля

Неделя знатоков природы и любителей книги

Олимпиады по природоведению 18 февраля:

3 классы (каб.31)

4 классы (кааб.33)

День книголюба 19 февраля

Обзор книг «Я советую вам прочитать»

Викторины по литературным произведениям, конкурс иллюстраций к произведениям

12.40-13.30

12.40-13.30

22 февраля

Подведение итогов предметной недели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....