Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
материал по теме

Представлены упражнения для снятия общего или локального утомления; для кистей рук; для глаз; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для снятия общего или локального утомления

1. Хомка

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хомка хочет сильным стать.

2. Листопад

Под ногами листопад,

Листья желтые лежат,

Листья желтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

Папа, мама и листенок. (В. Голяровский)

3. Мышонок

Мышонок крадется (движение на цыпочках);

Мышонок бежит (выполняется движение с пятки на носок);

Мышонок танцует (различные танцевальные движения).

4. На морозе

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

5. Зарядка

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Наклониться — три, четыре —

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

6. Жили у бабуси...

Жили у бабуси

Два веселых гуся:

Один серый, другой белый,

Два веселых гуся:

— Ой, — кричит бабуся, —

Ой, пропали гуси!

Один серый, другой белый,

Гуси мои, гуси!

Выходили гуси,

Кланялись бабусе,

Один серый, другой белый,

Петя и Маруся.

7. Лягушки

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

8. Буратино

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

9. Снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.


Упражнения для кистей рук

1. Апельсин

Мы делили апельсин.

(Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч)

Много нас, а он один.

(Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки)

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра.

(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)

А для волка…кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда.

(Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз)

2. Бинокли

Составление из пальцев овалов.

(Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем – получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.)

3. Волшебные пальчики

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

(Дети отдельно массируют каждый пальчик той руки, которой пишут, приговаривая при этом слова)

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж уснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

(Далее каждой строчке соответствует движение, о котором в ней говорится)

Тише, тише, не шумите.

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Просыпайся детвора!

В школу пальчикам пора!

4. Волны

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.

5. Вот все пальчики мои

Вот все пальчики мои,

(Повороты кистей рук)

Их, как хочешь, поверни –

(Хлопок перед собой, легкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук)

И вот этак, и вот так,

(Руки перед грудью, пальцы в «замок»)

Не обидятся никак.

(Руки вперед, ладони вперед)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Круговые движения кистями, пальцы в «замок» («моторчик»))

Не сидится им опять.

(Встряхивающие движения кистями рук)

Постучали,

(Постучать пальцами друг о друга)

Повертели

(Повороты кистей рук)

И работать захотели.

(Встряхивающее движение кистями рук)

Дали ручкам отдохнуть,

(Встряхивающее движение согнутыми руками)

А теперь обратно в путь.

(Положить руки на стол)

6. Вот помощники мои

Вот помощники мои.

(Показать пальцы)

Их, как хочешь, поверни.

(Повернуть кисти ладонями кверху и книзу)

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

(Пальцами провести по другой руке)

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок-

(Два пальца одной руки «скачут» по другой руке)

Скачет резвый табунок

(Повторить с другой руки)

7. В прятки мы играть хотим

Десять, девять,

(Хлопаем в ладоши)

Восемь, семь,

(Шлепаем о колени)

Шесть, пять,

(Хлопаем в ладоши)

Четыре, три,

(Шлепаем о колени)

Два, один.

(Хлопаем в ладоши)

В прятки мы играть хотим.

(Закрываем глаза то внутренней, то тыльной стороной ладоней)

Только надо нам узнать:

(хлопаем на каждое слово)

Кто из нас пойдет искать.

(Топаем на каждое слово. Приседаем)

8. Вышел дождик погулять

Раз, два, три, четыре, пять!

(Хлопки на счет)

Вышел дождик погулять.

(Руки вверх-вниз)

Шел неслышно, по привычке,

(Движемся по кругу туда-обратно)

А зачем ему спешить?

(Кисти рук вверх)

Вдруг читает на табличке:

(Кисти скрещиваем – «ножницы»)

«По газонам не ходить!»

(Руки плавно вытянуть вверх)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

(Плавно опустить)

И ушел. Газон засох.

(Присесть. Закрыть голову ладошками)

9. Вышел пальчик погулять

Раз, два, три, четыре, пять!

(Хлопки на счет)

Вышел пальчик погулять.

(Указательный палец правой руки движется по кругу, по центру левой ладошки)

Только вышел из ворот –

Глядь, другой к нему идет.

(К указательному присоединяется средний)

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи.

(Затем присоединяется безымянный)

Вместе станем в хоровод –

(Хлопок)

Вот.

(Затем руки меняются местами)


Гимнастика для глаз

1. Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

 (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко.

 (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

 (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

2. Бабочка

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

 (Руки поднять вверх (вдох) Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

3. Волшебный сон

Реснички опускаются...

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают... Шея не напряжена

И рассла-бле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

против часовой стрелки.

места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону.

4. Буратино

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего юса. Учитель медленно начинает считать от 1 до' 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми лазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным четом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

 5. Часики

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый - против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.


Упражнения, корректирующие осанку

1. Ходьба

а) на месте;

б) на носках, руки вверх;

в) на пятках, руки за голову.

Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках, Мы идем на пятках.

2. Котик

Лучик котика коснулся. Котик сладко потянулся.

3. Самокоррекция

Построиться в колонну. Раз посмотреть налево; два посмотреть направо. Подравняться.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, А осанка — высший класс!

4. Елочки

«Ели» стоя на носках, руки вверх.

«Елки» руки в стороны, ступни ног прижаты к полу. «Елочки» присесть, руки вперед. Следить за спиной, спина прямая.

Есть в лесу три полочки. Ели-елки-елочки. Лежат на елях небеса, На елках — птичьи голоса, Внизу на елочках — роса.

5. Кузнечики

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок! Сели, травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!

6. Аист

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И так же плавно опускают. Следить за спиной.

— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

— Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой.

7. Зимняя зарядка

Следить за положением туловища и рук.

Чтобы сильным стать и ловким, Приступаем к тренировке. Носом вдох, а выдох ртом. Дышим глубже, а потом Шаг на месте, не спеша. Как погода хороша! Не боимся мы пороши, Ловим снег — хлопок в ладоши. Руки в стороны, по швам. Хватит снега нам и вам. Мы теперь метатели, Бьем по неприятелю. Размахнись рукой — бросок! Прямо в цель летит снежок.

8. В лесу

Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед.

Мы шли, шли, шли.

Земляничку нашли.

Сели, поели и опять пошли.

Упражнение повторяется 3-4 раза, меняются только названия ягод (черничка, голубичка, ежевичка и т. д.).

Мы шли, шли, шли, Наконец, домой пришли.

9. Гуси шипят

Исходное положение (и. п.) ноги врозь, руки за спину.

1 наклон вперед, голову поднять, сказать: «Ш-ш-ш».

2 и. п.

3 снова наклон, руки в стороны назад.

4 и. п.

Упражнение повторить 5 раз.


Дыхательная гимнастика

1. Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал:

«В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал:

«Ф-ф-ф-ф»

 (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

2. Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1—2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1-6 счетов).

3. Гуляем на полянке

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

4. Дыхательная гимнастика

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

5. Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»

6. Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после треть-то глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нoc пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

7. Охота

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).

8. Паровоз

Учитель предлагает сначала переводить дыхание поел каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у!

Приехали!»

9. Сядем смирно, без движенья

Сядем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье,

(Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

Руки поднимем,

(Руки дугами внутрь вверх — вдох.)

Потом разведем

(Руки в стороны — выдох.)

И очень глубоко

Всей грудью вздохнем.

(Руки вниз, потом за голову.)

Дышим раз и дышим два,

 (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед вдох, согнуться перед, расслабиться — выдох.)

За работу нам пора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....