Растительный мир. Знакомство с одуванчиком.
методическая разработка (1 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е.А. 

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Растительный мир. Знакомство с одуванчиком" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Растительный мир. Знакомство с одуванчиком" и рекомендуется просмотр мультфильма "Одуванчик - толстые щеки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Растительный мир. Знакомство с одуванчиком" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Растительный мир. Знакомство с одуванчиком" и рекомендуется просмотр мультфильма "Одуванчик - толстые щеки"

Цели:

Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края. Расширить и уточнить знания об одуванчике.

Учить подбирать образные слова.

Познакомить детей с понятием «лекарственное растение».

Развивать слуховое восприятие.

Воспитывать эмоциональный отклик на красоту цветка, описание его в стихотворной форме.

Способствовать развитию бережного отношения к живой природе.

Оборудование:

Картинки с изображением одуванчика (или картинка-слайд);

Альбомы для рисования, краски, цветные карандаши.

                             Ход занятия.

Отгадайте загадку:

                                 Горел в траве росистой

                                 Цветочек золотистый.

                                 Потом померк, потух

                                 И превратился в пух.

- Как вы думаете, о каком цветочке идет речь?

Это одуванчик. Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Игра «Слушай внимательно»:

Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши, если они услышат слово «одуванчик».

Одуванчик, диванчик, вагончик, одуванчик, барабанчик, одуванчик, мальчик, одуванчик и т.д.

Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает.  Растет одуванчик почти везде:    На своей высокой ножке,

              Поднимаясь к вышине,

              Он растет и на дорожке,

               И в ложбинке, и в траве.

Психогимнастика

(Проводится под музыку)

Представьте, что вы – маленькие одуванчики.  Теплые солнечные лучи согрели землю.  Вы –  маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко.

- Мы видели с вами одуванчики много раз, а теперь рассмотрим этот цветок на картинке. На ней одуванчик изображен крупным, большим, поэтому мы сможем лучше его рассмотреть. (Показ картинки-слайда).

- Как называется этот цветок?

- Из каких частей состоит это растение? Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки.

- Какого цвета  его листья и стебель? Цветок?

- Где растет цветок? Поэтому как его называют?

Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру  желтые огоньки гаснут и закрываются.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.

Гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик»

Взойдет утром солнышко на востоке – одуванчик на восток смотрит.

В полдень поднимется солнышко высоко-высоко – одуванчик поднимет головку кверху.

К вечеру солнышко начнет снижаться к закату – и одуванчик свой взгляд вслед за ним опускает и свой цветок закрывает.

- С чем можно сравнить одуванчик?

                                               Упражнение: «Подбери слово»

Желтый, как солнышко.

Круглый, как …

Мягкий, как …

Белый, как …

Пушистый, как …

Хрупкий, как …

Вот какой удивительный цветок!

Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

                            Золотой и молодой

                            За неделю стал седой.

                            А денечка через два

                            Облысела голова.

Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

                            В яркий солнечный денек

                            Золотой расцвел цветок.

                            Дует легкий ветерок –

                            Закачался наш цветок.

                            Сильный ветер дует –

                            Лепестки волнует.

Дети дуют на лепестки цветка  с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.

                            Белым шариком пушистым

                            Красовался в поле чистом.

                            На него подуй слегка,

                            Был цветок – и нет цветка.  

 Затем  дуют на ватку - «одуванчик», не раздувая щек.

Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.

И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту.  Об этом рассказывается в стихотворении «Цветок». Послушайте:

«Цветок»

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал,

А зачем –

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял и  завял.

А сколько бы он на лугу постоял. (В. Викторов)

- Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы!!!

- А сейчас я предлагаю вам нарисовать одуванчики на этих зеленых лужайках (тонированные листы бумаги). Но прежде, чем приступить к рисованию, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Одуванчик вырос на поляне,

Соединить руки, изображая «бутон».

Утром весенним раскрыл лепестки.

Раскрыть руки, разжать пальцы.

Всем лепесткам красоту и питание

В ритм словам раздвигать и вновь соединять пальцы.

Дружно дают под землей корешки!

Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками».

Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.

Плотно сжать переплетенные пальцы.

Тихо засыпают, головки опускают.

Положить руки на колени.

Рисование «Одуванчики на лугу»

Дети рисуют желтые одуванчики на альбомных листах.

После окончания работы рисунки выкладываются радом друг с другом на полу – «одуванчиковый луг»

                               Стали краски вдруг –  цветами,

                               Озарили все вокруг!

                               В новом желтом сарафане

                               Одуванчиковый луг.

Литература об одуванчиках:

«Одуванчик и дождь»:

 – Ура! Караул! Ура! Караул!

 – Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли ты? Ишь желтый весь! Чего ты то «ура», то «караул» кричишь?

 – Закричишь тут!.. Корни мои рады тебе, Дождю, радешеньки, все «ура» кричат, а цветок «караул» кричит – боится, что пыльцу испортишь. Вот я и растерялся – ура, караул, ура, караул!» (Н. Сладков)

«Одуванчик»

В пышной шапке,

С длинной ножкой.

Я нашла его в лесу,

Одуванчик у дорожки

Но с собой не унесу:

Лишь возьму его в букет,

Дунет ветер – шапки нет!  ( Л. Аграчева)

- - -

Одуванчик серебристый,

Как чудесно создан он:

Хрупкий, круглый и пушистый,

Солнцем теплым напоен.

На своей высокой ножке,

Поднимаясь к вышине,

Он растет и на дорожке,

И в ложбинке, и в траве.

- - -

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся, улыбнулся:

«Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь.

Тише, ветер луговой!»

«Одуванчик»

Отчего пpохладно стало

Одуванчику в боpу?

Оттого, что пpошлой ночью

Облысел он

на ветpу! (Т.Белозёров)

«Как появились одуванчики»

Шла по городу Весна,

Кошелёк несла она.

Краски яркие и кисти

Нужно было ей купить.

Приоткрыла кошелёк,

А монетки

Скок, скок,скок!-

Раскатились, убежали,

Одуванчиками стали. (Елена Приходько)    

«Одуванчик»

Одуванчик  придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожи.

«Золотой луг»

  У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

“Сережа!” - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти  неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (Михаил Пришвин)

Это интересно: В Китае его считают овощами, в Европе – сорняками. Совсем молоденькие, нежные листья одуванчика идут на приготовление салатов. В старину одуванчик называли «одуван» от слова «одуть», что значит  «обдуть». В этом названии отражается особенность растения — его опушённые семена сносятся ветром или лёгким дуновением.

Итоги занятия: - Что Вы узнали об одуванчике?  

(По окончании занятия  учащимся предлагается посмотреть мультфильм «Одуванчик-толстые щеки»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как вы думаете о каком цветочке идет речь? Горел в траве росистой Цветочек золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух.

Слайд 2

Растительный мир. «Одуванчик» Игровая экология 1-2 класс

Слайд 3

Цели занятия: Знакомство с растительным миром родного края. Расширить и уточнить знания об одуванчике. Учить подбирать образные слова. Познакомиться с понятием «лекарственное растение». Развивать слуховое восприятие. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту цветка, описание его в стихотворной форме. Способствовать развитию бережного отношения к живой природе.

Слайд 4

Одуванчик.

Слайд 5

Строение одуванчика.

Слайд 6

Одуванчик.

Слайд 7

Упражнение «Слушай внимательно» Внимательно слушайте мою речь и хлопать в ладоши, если услышите слово «одуванчик».

Слайд 8

Одуванчик-цветок дикий!!! На своей высокой ножке, Поднимаясь к вышине, Он растет и на дорожке, И в ложбинке, и в траве. За одуванчиком никто не ухаживает, растет он повсюду!!!

Слайд 9

Психогимнастика. Представьте, что вы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко.

Слайд 10

Попробуй ответить: - Как называется этот цветок? - Из каких частей состоит это растение? Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки. - Какого цвета его листья и стебель? Цветок? - Где растет цветок? Поэтому как его называют?

Слайд 11

Одуванчик-солнечный цветок!!! Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.

Слайд 12

Гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик» Взойдет утром солнышко на востоке – одуванчик на восток смотрит. В полдень поднимется солнышко высоко-высоко – одуванчик поднимет головку кверху. К вечеру солнышко начнет снижаться к закату – и одуванчик свой взгляд вслед за ним опускает и свой цветок закрывает. -С чем можно сравнить одуванчик?

Слайд 13

Упражнение «Подбери слово» Желтый, как солнышко. Круглый, как … Мягкий, как … Белый, как … Пушистый, как … Хрупкий, как … Вот какой удивительный цветок!

Слайд 14

Одуванчик. Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Золотой и молодой За неделю стал седой. А денечка через два Облысела голова. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Слайд 15

Дыхательное упражнение «Подуй на цветок» В яркий солнечный денек Золотой расцвел цветок. Дует легкий ветерок – Закачался наш цветок. Сильный ветер дует – Лепестки волнует.

Слайд 16

Одуванчик-лекарственное растение!!! Лекарственное растение-это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Корни и листья одуванчика помогают облегчить кашель, улучшают аппетит.

Слайд 17

Одуванчик-полезное растение!!! А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Слайд 18

Физкультминутка «Одуванчик» Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются) Стебель тоненький, как пальчик. Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны) На поляну налетит, Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш») Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу) И сольются с небосводом.

Слайд 19

Не срывайте одуванчики!!! На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Об этом рассказывается в стихотворении «Цветок». Послушайте:

Слайд 20

Стихотворение «Цветок». Цветок на лугу Я сорвал на бегу. Сорвал, А зачем – Объяснить не могу. В стакане Он день постоял и завял. А сколько бы он на лугу постоял. (В. Викторов)

Слайд 21

Пальчиковая гимнастика «Цветок» Одуванчик вырос на поляне( Соединить руки, изображая «бутон»). Утром весенним раскрыл лепестки ( Раскрыть руки, разжать пальцы) Всем лепесткам красоту и питание ( В ритм словам раздвигать и вновь соединять пальцы). Дружно дают под землей корешки! ( Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками»). Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки ( Плотно сжать переплетенные пальцы). Тихо засыпают, головки опускают ( Положить руки на колени).

Слайд 22

Рисуем одуванчик Ребята, нарисуйте на альбомном листе свой одуванчик.

Слайд 23

Литература об одуванчиках: – Ура! Караул! Ура! Караул! – Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли ты? Ишь желтый весь! Чего ты то «ура», то «караул» кричишь? – Закричишь тут!.. Корни мои рады тебе, Дождю, радешеньки, все «ура» кричат, а цветок «караул» кричит – боится, что пыльцу испортишь. Вот я и растерялся – ура, караул, ура, караул!» (Н. Сладков)

Слайд 24

Литература об одуванчиках: В пышной шапке, С длинной ножкой. Я нашла его в лесу, Одуванчик у дорожки Но с собой не унесу: Лишь возьму его в букет, Дунет ветер – шапки нет!

Слайд 25

Литература об одуванчиках: В яркий солнечный денек Золотой расцвел цветок. На высокой тонкой ножке Все дремал он у дорожки, А проснулся, улыбнулся: «Вот пушистый я какой! Ах, боюсь, что разлечусь. Тише, ветер луговой!»

Слайд 26

Это интересно!!! В Китае его считают овощем, в Европе – сорняком. Совсем молоденькие, нежные листья одуванчика идут на приготовление салатов. В старину одуванчик называли «одуван» от слова «одуть», что значит «обдуть». В этом названии отражается особенность растения — его опушённые семена сносятся ветром или лёгким дуновением.

Слайд 27

Что я узнал о одуванчике?

Слайд 28

Домашнее задание: На альбомном листе изготовь макет одуванчика или нарисуй свой рисунок и подбери стихотворение к рисунку об одуванчике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подарки к 8 Марта.Одуванчики.

Номинация «Мастерская подарков» Работа выполнена в Power Point 2003 Учитель начальных классов: Клеймёнова Ирина Юрьевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдель...

Одуванчики из салфеток

Презентация к уроку технологии для учащихся начальной школы составлена по материалам полезного сайта "Страна мастеров"....

Растительный мир. Знакомство с деревом.

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТг. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему: ...

Конспект урока по технологии в 5 классе."Знакомство с процессом изготовления тканей растительного происхождения и их свойствами."

Конспект  урока по  технологии в 5 классе."Знакомство с процессом изготовления тканей растительного происхождения и их свойствами."...

Знакомство с растительным миром Мордовии

Цель: обобщить у учащихся знания о растительном и животном мире Мордовии;  формировать умение работать в группах; развивать эрудицию, любознательность; пробуждать желание к познавательной деятель...

План конспект урока литературного чтения по теме "З. Александрова «Одуванчик». О.Высотская «Одуванчик». Сравнение образов одуванчиков"

Урок разработан по УМК "Перспектива". Цель урока: Познакомить детей с произведениямиЗ. Александровой, О. Высотской; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление....