Конспект урока по технологии в 5 классе."Знакомство с процессом изготовления тканей растительного происхождения и их свойствами."
план-конспект урока по технологии по теме

Пастухова Вера Викторовна

Конспект  урока по  технологии в 5 классе."Знакомство с процессом изготовления тканей растительного происхождения и их свойствами."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель технологии:

 Пастухова Вера Викторовна.

Тема: Знакомство с процессом изготовления тканей растительного происхождения и их свойствами.

 Вид урока: Урок изучения нового материала.

Цель и задачи:

1.        Познакомить с процессом получения тканей из растительных волокон и свойствами тканей.

2.        Развивать исследовательскую культуру, кругозор, мелкую моторику пальцев, тактильную память.

3.        Воспитывать бережное отношение к тканям, изделиям из них, уважительное отношение к природе, к труду, интерес к жизни предков.

Оборудование и материалы урока:

1.        компьютер и мультимедиа комплекс;

2.        звуковая запись русской народной плясовой для проведения физкультурной паузы;

3.         рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» (распечатать для всех учащихся);

4.        коллекция образцов тканей из растительных волокон.

5.        пооперационная последовательность изготовления куклы (для демонстрации во время практической работы);

6.        образец коробочки хлопчатника;

7.        ножницы, иглы;

8.        швейные нитки красного цвета;

9.        лоскуты тканей размером 25X 25 см: лён, бязь, ситец белого цвета и ярких расцветок, с мелким рисунком (используются для изучения свойств тканей и  для изготовления куклы);

10        ватные шарики (для изготовления головы куклы);

11.        образцы готовых кукол из лоскутков;

12.        мешочки с сухими лекарственными растениями (по количеству детей).

  Методы и формы:

Объяснительно-иллюстративный метод: инструктаж, предъявление готового алгоритма.

Исследовательский метод: изучение свойств тканей.

Элементы проектной методики: работа по алгоритму, получение продукта.

Работа в сотрудничестве: в парах.( изготовление куклы).

Время реализации: 45 минут.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Органи-

зационный

момент

Определе-

ние темы урока.

Получение новых знаний

Практическая работа(иссле-дование)

Физминутка

Работа в парах.

Итог урока.

Домашнее задание

Здравствуйте ребята!

Садитесь!

Громко прозвенел звонок –

начинается урок!

- Новый раздел программы, который мы начинаем изучать, называется  швейное материаловедение. (Объясняет значение нового термина).

 Тема нашего урока: Знакомство с процессом изготовления тканей растительного происхождения и их свойствами.

Попробуйте сформулировать цель урока по ключевым вопросам:

-ИЗ ЧЕГО?

-КАКИМ ОБРАЗОМ?

- КАКИЕ?

-Сейчас мы прочитаем  рассказ К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла» по ролям. Рассказ написан более ста лет назад, а значит, мы встретим устаревшие слова.

Чтение рассказа.

(разбирают значение устаревших слов)

-Из чего же делают ткани?

-А шерстяные ткани? А синтетические?

-Я вам помогу -  ткани, нитки и пряжу делают из волокон.

-Что такое волокно?

Прочитаем  в учебнике на стр 46.

- Какие бывают волокна?

- Натуральные волокна растительного происхождения – это волокна льна и хлопка.

(Демонстрирует образец коробочки хлопчатника.)

- На что похоже волокно?

-А если ткань делают из волокон, похожих на вату, попробуйте сделать из кусочка ваты кусочек ткани.

-Давайте прочитаем и  проследим процесс изготовления ткани из волокон.

-Что такое основа? уток? ( запишем эти понятия в тетрадь).

- Давайте все вместе проговорим  этапы изготовления ткани. И запишем в тетрадь.

-Каково волокно, таково и волокно. Предлагаю познакомиться с коллекцией тканей из растительных волокон.

Прочитайте название тканей.

- Ткани отличаются по внешнему виду?

-Предлагаю исследовать свойства образца ткани (гладкость, скольжение, плотность, осыпаемость нитей, толщина нитей, воздухопроницаемость, сминаемость, прочность). Попробуем по свойствам из таблицы на слайде определить образцы каких тканей лежат у вас на партах.

динамическая пауза( слайды на экране).

- Скажите, трудно изготавливать ткань

-Поэтому люди всегда берегли каждый лоскуток и пускали его в дело. Давайте подумаем, что мы можем сделать и наших лоскутков?

-А давайте сделаем лоскутную куклу по технологической карте:

-Эта игрушка была самой распространённой в русских семьях. Куклы были не только игровые, но и обереги. Люди верили в их спасающую силу. Работать будем в парах.

Два главных правила: помогайте друг другу и помните о технике безопасности при работе с инструментами

План работы в буклетах «Кукла-травница», познакомимся с ним. На доске вы видите пооперационную последовательность изготовления куклы. Предлагаю распределить работу: 1, 2, 3 пункт плана (верхнюю часть куклы) делать одному, а 4, 5 – второму.

-Куклы готовы. Как можно использовать то, что у нас получилось?

-Давайте подведём итог нашего урока. Для этого я подготовила карточки с вопросами.

-Посмотрите на слайд с правильными ответами, проверьте и поставьте на полях себе оценку.

-А чтобы каждый ушёл с урока  с куколкой, дарю каждой группе подружку. Все они сделаны из натуральных тканей, подаренных нам природой.  

Подобрать информацию, как ухаживать за вещами из х/б и  льняных тканей

Учащиеся настраиваются на работу.

-Мы узнаем: из чего делают ткани?

 - Каким образом их изготавливают?

  -Какие бывают ткани?         

 Чтение рассказа по ролям.

-Из растений

- (Варианты ответов)

Читают с учебника

- На вату.

 Пытаются сделать, не получается.

Читают с учебника и раскрывают новые понятия.

-Рассматривают, читают.

-Да.

Определяют по свойствам название тканей

Дети под музыку повторяют движения

-Да

Варианты ответов.

Делают куклу.        

- Подарить сестрёнке, оставить на память

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изготовление ткани во все времена" - исследовательская работа

Исследовательская работа ученицы Лысенко Александры...

Тема беседы: «Oтравление ядами растительного происхождения»

Тема беседы: «Oтравление ядами растительного происхождения»...

Изготовление тканей "Гобелен"

Тип урока: Моделирование и преобразование модели.Изделие, выполняемое на уроке: Гобелен.Цель урока: познакомить учащихся с технологическим процессом производства тканей; рассказать о возможности произ...

Конспект урока по технологии, 2 класс, тема: «Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с технологией изготовления подставки, требующая наклеивание ткани на картонную основу; знакомство с различными видами натуральных тканей,...

Технология. Изготовление тканей. 3 класс.

Тема: " Изготовление тканей."Изделие: габелен. Цели деятельности учителя:Закрепление  знаний учащихся с технологическим процессом производства тканей; закрепление навыков  создания...

Конспект урока технологии (2 класс). Тема: «Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о технологии  изготовления подставки, требующая наклеивание ткани на картонную основу; знакомство с различными видами натуральных тканей, и...