Урок по экономике (внеурочная деятельность)
методическая разработка (1 класс) по теме

Домбровская Анна Михайловна

Понятие о деньгах. Откуда пришли деньги. Что раньше служило вместо денег. Валюта нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_ekonomike.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по экономике

«Деньги»

Учитель начальных классов

Домбровская Анна Михайловна

2012 г.

Цель урока:

Обучающая:

раскрыть причины изобретения денег, а также основные функции денег. 

Развивающая:

Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления. 

Воспитательная:

Воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений. 

Оснащение урока:

Компьютер, проектор.

презентация

Тип:

урок с применением информационных технологий.

Межпредметные связи:

математика,

история,

специальные дисциплины.

Основные понятия для изучение:

бартер;

товарные деньги;

концепции происхождения денег;

функции денег;

виды денег.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Изучение нового материала:

3. Закрепление нового материала.

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов урока.

План-конспект урока.

. Каждая группа получает карточки для обмена. Нужно за 3 минуты найти того,кто захочет с тобой поменяться. На карточке написано, что на что нужно менять. Например: "Поменяй линейку на карандаш". (по условию игры не на всех карточках есть необходимые вещи для обмена).

- Время обмена окончено, все ли смогли обменяться? Легко ли было найти нужный товар для обмена?

- Почему не у всех совершились сделки?

1. Понятие о деньгах

(слайд)

Много тысяч лет после своего появления люди обходились без денег. Им не нужны были деньги в те далекие времена, когда ничего не продавалось. Они брали у природы всё необходимое.В первобытном обществе, пока люди жили племенем,родом, общиной, имущество и пища в семье были общие, хотя у каждого имелись и личные вещи.Каждый делал, что мог. Тем, что давал труд,пользовались все на равных правах. Собственность была общей. Инстинкт, а потом и сознание подсказывали людям, что они не могут жить друг без друга. Человек в одиночку слаб, вместе с другими он может сделать всё. В начале все члены рода занимались одинаковым трудом: совместно охотились, ловили рыбу, собирали плоды и коренья.Любое из этих занятий требует много сил, навыков.Невозможно делать все одинаково хорошо, если разделить труд, все пойдет иначе, каждый будет совершенствоваться в своем деле. Труд станет производительнее: затраты сил и времени меньше,продуктов - больше.

Люди бессознательно использовали преимущества, которое им давала жизнь, общество.Они стали обмениваться продуктами своего труда и торговать еще в очень глубокой древности.Археологи обнаружили, что обмен между племенами был еще в каменном веке. Разделение труда было главной причиной развития обмена. Одно племя могло жить в таком месте, где имелись хорошие залежи пригодного для изготовления орудий кремния, а другое племя было лишено этих запасов сырья. В более позднее время отдельные народы были вынуждены покупать у своих соседей медь или те металлы, которые добавляли к меди, чтобы получить более твердый сплав - бронзу.

Этнография знает примеры очень примитивного обмена. Многие племена,находившиеся на очень низком уровне развития,обменивались с соседями так: в условленное место приносились продукты, предназначенные для мены.Там их раскладывали и оставляли. В отсутствие продавцов приходили соседние племена, с кем было договорено, оставляли свои товары и забирали оставленные для них. Постепенно при обмене выявляется такой товар, который становится эквивалентом стоимости всех других товаров, то есть, все товары, которыми торговали в данной области, могли быть приравнены к определенному количеству этого товара. Так возникли первые деньги.

Среди многих первобытных народностей Азии, Африки, Океании очень долго существовала примитивная форма денег - раковины. Раковины каури ходили как деньги и в таких странах с высокой древней цивилизацией, как Китай, Япония и Индия. У многих малоразвитых племен раковины -деньги носят в связке и в случае опасности зарывают их в землю как сокровища. В Меланезии известны так называемые "свиные деньги". Эти странные деньги представляют собой связки раковин, стеклянных бус, собачьих зубов и даже свиных хвостиков. Назначение этих денег довольно курьезно: на них покупают свиней и платят ими выкуп за невесту. Связки свиных денег достигают иногда по истине невероятной для денег величины -до 12 метров.

Известны были деньги в виде мраморных колец на Ново-Гебридских островах или в виде церемонийных каменных топоров - на Новой Гвинеи.В Древнем Китае деньгами служили бронзовые лопаточки-мотыжки, бронзовые колокольчики, ножи или куски полудрагоценного камня нефрита, на острове Борнео были агатовые деньги. В Индии существовали деньги-жемчужины.

Что только не служило человеку деньгами! Диапазон таких вещей по истине велик:от коровьих черепов на острове Борнео до брусков соли в Африке, от металлических копий в Конго до человеческих черепов на Соломоновых островах.Например, в XV веке в Исландии платили так: за подкову - 1сушеную рыбу; за пару женских башмаков - 3 рыбины; за бочонок вина - 100рыбин; за бочонок сливочного масла - 120 рыбин. С обладанием этих необычных денег связаны те же хлопоты и волнения, что и с самыми обыкновенными деньгами. Устраивались особые "сберегательные кассы" для связок раковин. Создавали специальную охрану этих "касс", то есть домов,где племя хранило связки раковин - сбережения своих сочленов. Сила денег переносилась и в загробный мир. Покойнику в могилу клали связки раковин.

Одной из очень распространенных форм денег в древности до изобретения монет, был скот.Корова, бык, овца - вот те деньги, которые употребляли многие древние народы, знавшие в последствии настоящие деньги. Мы употребляем слова "капитал", "капитализм" и хорошо знаем,что они значат. Однако мало кто вспоминает при этом, что слово "капитал" произошло от латинского caput - голова, счет же скота вели по головам.

Человечество перепробовало сотни виды денег, пока не перешло к наиболее выгодным и удобным - металлическим. В древнейших государствах мира - Месопотамии и Египте -пользовались слитками металла как посредниками при обмене. Иногда эти металлические деньги делали в форме кольца, полукольца, бруска и т.п. В Италии до появления монеты обращались слитки меди, принимавшиеся на вес. Постепенно людям стало ясно, что лучше изготовлять слитки определенного постоянного веса. В чем было преимущество металлических денег перед раковинами, коровами, черепами, жерновами и всеми этими примитивными деньгами? Во-первых, металл не портился, его можно было хранить как сокровище сколько угодно; во-вторых, он занимал мало места,и его просто было перевозить; в-третьих, металл легко было разделить на части и превратить слиток большей стоимости в слитки меньшей стоимости для мелких торговых операций. В этом было серьезное преимущество металлических денег. Наиболее выгодными были деньги из драгоценных металлов - золота и серебра.

Чтобы воспрепятствовать подделке денег, промешиванию к драгоценному металлу дешевых, государственная власть стала клеймить металлические деньги. Это клеймо означало, что в слитке содержится металл определенного качества. Кусочки металла оделись в"национальный мундир". Так появились первые монеты.

Почему именно золото играет в истории развития денег решающую роль. Золото - это вещь, а деньги не есть вещь. Золото выполняет чисто общественную роль. С другой стороны, его трудно произвести (добыть, обработать), т.е. оно удовлетворяет определению денег.

По сравнению с другими металлами(кроме открытых в ХХ век) золото имеет более высокую стоимость, не ржавеет со временем,обладает делимостью (что очень важно!); а потом у многих (да почти у всех народов мира) был культ Солнца, а золото на солнце имеет такой же блеск,как и светило. Наравне с ними такие качества, как портативность, легкость в чеканке, принимаемость везде, где развита торговля.

Затем в обороте стали использоваться монеты из неблагородных металлов, по мере того как стоимость золота росла. После этого стали появляться знаки полноценных денег,изготовленных из бумаги. Начало XX века - золотой монометаллизм - золото окончательно завоевало право быть всеобщим эквивалентом товаров.

Дальнейшим этапом развития денег явился переход к денежным знакам, то есть к представителям денег (золото уступает денежным знакам). Бумажные деньги впервые изобрели (их изобретали несколько раз) китайцы, изготовленные из бумаги, появились в Европе и так сильно распространились и прижились, что стали основным заменителем полноценных денег.

Первая попытка ввести их в обращение была предпринята в период царствования императора Уди из династии Хань(140-87 гг. до н.э. Билеты изготавливались из шкуры белого оленя - исключительно редкого животного - и имели форму квадрата со специальным рисунком. Однако этот необычный эксперимент в области денежно-кредитного регулирования был обречен на неудачу из-за крайне ограниченного количества белых оленей.Китайцы повторно вернулись к идее бумажных денег примерно в начале IX века.В то время их называли "летающими деньгами" из-за того, что ветер мог легко унести"купюру" прочь, в отличие от привычных связок монет. Эти ранние бумажные деньги были не полноценным средством обмена, а скорее сертификатом, который частные банки выдавали торговцам в обмен на наличные деньги.Возвратившись из столицы в провинцию,торговец мог сдать сертификат и получить обратно свои деньги. Таким образом, грабители лишались возможности "освободить" купцов от наличности по пути домой. В 812 году выпуск подобных денег стал прерогативой китайского правительства.

Идея бумажных денег мало-помалу распространялась на запад, в страны с менее развитой экономикой - монголы печатали банкноты по образцу китайских в Иране в 1292 году, а первые европейские бумажные деньги были отпечатаны в Швеции в 1601 году. И весь этот период бумажные деньги действительно были представителями золота, свободно обмениваясь на него. И только в70-х годах ХХ века произошло грандиозное неизбежное, но до сих пор малоизвестное событие, -деньги разорвали связь с золотом, экономика вошла в эпоху "бумажных денег", а золото вновь стало обыкновенным товаром. В России при царице Елизавете Петровне генерал - директор Миних предлагал план улучшения финансового положения государства. План состоял в том, что вместо дорогих металлических денег выпустить по образцу Европы дешевые бумажные деньги. Проект Миниха пошел в Сенат и был там отвергнут: "Предосудительно будет, что вместо денег будут ходить бумажки, да и опасно, чтобы впредь не подать причину худым рассуждениям".Но ЕкатеринаII этот проект осуществила: взамен монет выпустила бумажные ассигнации, достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. Они свободно обменивались на монеты, и для этой цели в 1768 году в Москве и Санкт -Петербурге учредили 2 банка. Ассигнации Екатерины II были первыми русскими бумажными деньгами.

Существуют 2 концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная.

Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что в процессе обмена товарами необходимы специальные инструменты. В основе этой концепции лежит субъективистско-психологический подход к происхождению денег. Этот подход впервые встречается у Аристотеля и господствует до 17века. Присутствует он и у многих современных экономистов.

Согласно другой концепции, которую можно назвать эволюционной, деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место посредника в обмене товаров. Эта концепция наиболее детально изложена в работах К.Маркса.

Сущность денег проявляется в их функциях. Все пять функций денег представляют собой проявление единой сущности денег как всеобщего эквивалента товаров и услуг:

Мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров);

Средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров, совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением);

Средство накопления;

Средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу - кредитование и оплата труда);

Функция мировых денег - обычно выделяется, когда деньги используются как средство межгосударственных расчетов.

Исторически деньги выделились из общего мира товаров и сами поначалу являлись и обычным товаром, и специфическим товаром -деньгами. Дальнейший ход истории привел к ликвидации товарной формы денег и переходу к новым формам.

В своей эволюции деньги выступают в виде:

металлических (медных, серебряных и золотых);

бумажных;

кредитных и нового вида кредитных денег - электронных денег.

Под универсальным словом "деньги"понимается множество их разновидностей,различающихся видом "денежного материала",способами обращения, использования, учета денежной массы, возможностью превращения в другие формы денег.

3. Закрепление нового материала.

Выполнение тестового задания (слайд).

1

. В случае, когда безработный получает пособие по безработице, деньги выполняют функцию:

А) средство обмена;

Б) средство платежа;

В) средства накопления;

Г) средства меры стоимости.

2

. В случае, когда стоматолог говорит своему пациенту: "За пломбирование зуба вам придется заплатить 100 руб.", деньги выполняют функцию:

А) средство обмена;

Б) средство платежа;

В) средства образования сбережений стоматолога;

Г) средства меры стоимости.

3

. Товарные деньги - это:

А) товар, пользующийся повышенным спросом;

Б) товар, выполняющий функции денег;

В) редкий товар, имеющий очень высокую стоимость (например, крупные биллианты и другие ювелирные изделия);

Г) дефицитный товар.

4. У бриллианта есть все свойства, необходимые товару для того, чтобы выполнять в экономике роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью,прочностью, портативностью, делимостью и к тому же являются редкостью. Почему же они не стали деньгами?

5. Что из нижеперечисленного составляет в нашей стране большую часть денежного оборота?

А) банкноты Федеральной резервной системы США (т.е. доллары);

Б) банкноты Центрального банка России (т.е. бумажные рубли);

В) безналичные расчеты;

Г) монеты.

4. Домашнее задание.

Подготовить сообщения"Из истории происхождения денег".

5. Подведение итогов урока.

Рефлексия, оценка работы учащихся при решении задач и выполнении тестового задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Забота о здоровье учащихся является приоритетным направлением в работе по новым образовательным  стандартам.  Не секрет, что поступая в первый класс, первоклассники имеют целый ряд ра...

Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

        Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...

Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...