Занятие по светской этике.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок по новому курсу ОРКСЭ, модуль светская этика. "Добро и зло". Формирование у младших школьников понятий" Добро" и "зло",; воспитание эстетических норм поведения, чувств добра и сострадания, любви и милосердия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_kursu_orkes.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Добро и зло

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Колесниченко Наталья Викторовна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 956

(Южное Медведково ул. Заповедная 22)

Северо-Восточный

Административный Округ

Москва 2012

Тема урока: Добро и зло.

Цель урока: формирование у младших школьников понятий «добро» и «зло».

Задачи:

воспитание эстетических норм поведения, чувств добра и сострадания, любви и милосердия;

мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния;

воспитание потребности к совершению добрых поступков.

Формы и виды учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Объявление темы.

Сегодня мы с вами поговорим  на очень интересную тему «Что такое «добро» и «зло»?

Диалог

Как вы понимаете «Что есть добро и зло?»

Обсуждения между детьми, с доказательством своего мнения

Обобщение выступления детей, рассказ учителя

            В истории человечества этот вопрос обсуждается уже сотни лет. Битва между добром  злом, нравственным и безнравственным идёт везде, где есть хотя бы два живых существа. Полемика между благопристойностью, жертвенностью и эгоизм, добрососедством и ненавистью идёт между людьми разных стран и народов.

           Всегда было очень трудно ответить что справедливо и что несправедливо. Поведение, рассматриваемое как неприемлемое одной группой людей, может казаться прекрасным другой. Вчерашние запреты могут вызвать удивление в сегодняшней повседневной деятельности. Чтобы вести праведную, полную смысла жизнь, мы должны уметь различать добро и зло, выбрать систему ценностей, направляющую наше поведение.

           Центральной категорией морали является добро. Делать добро – главный мотив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло, несовместимое с нравственным поведением.

            Добро и зло чаще всего связаны с двумя аспектами жизнедеятельности человека: мыслями (мышлением) и его поступками (действием). Мало «подумать о добре», важно совершить добрый поступок.

           Покупка хлеба не есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим  или отнимает его у страждущего – это поступки, получающие моральную оценку.

             В реальной жизни люди совершают как хорошие так и плохие поступки. Представления о том,  что в мире и человеке идёт борьба между «силами добра и зла», - одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры. Как складывается эта борьба? Что господствует в мире – добро или зло? Добр или зол человек по своей природе?  

Чтение рассказа В.А. Осеевой «Три товарища»

                Подумайте, поступок какого героя можно назвать добрым делом?

Как вы можете оценить поступки героев?

Дети читают рассказ.

Ответы-рассуждения ребят на вопрос.

Работа с учебником

Откройте учебник на стр.12-13. Прочитайте определение добра и зла в учебнике.

Запишите в тетрадь.

Дети читают параграф, записывают определение понятия: «Добро», «Зло»

Работа в группах

(по 4 человека)

Собрать пословицу и объяснить её значение.

По готовности, каждая группа зачитывает пословицы, объясняют, как  они её понимают.

У каждой команды в конверте кусочки от двух пословиц о добре и зле. Дети собирают текст пословиц, дают объяснение  значения одной из них.

Ситуация «Подумай и скажи»

А сейчас, ребята, послушайте несколько афоризмов  о добре и зле и выскажите свое мнение: согласны ли вы с данным высказыванием или нет? Как вы поняли эти афоризмы?

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живёт!  (Ш.Руставели)

…Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали.(Л.Н.Толстой)

…Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие…(Ф. Рене де Шатобриан)

Тот, кто делает добро другому, делает добро себе самому; не в смысле  последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе даёт уже большую радость.(С.ЛуцийАнней)

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она не заметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.(Ф.Честерфилд)

На экране появляются высказывания известных мыслителей, дети высказывают свои мысли.

,

Чтение отрывка из  стихотворения   Гойаклы «Добро и зло»  подготовленным ребёнком.

Обобщение высказываний детей.

Давайте послушаем отрывок из стихотворения Гойаклы «Добро и зло».

      Добро и зло. Извечная война,

      То первое сильнее, то второе.

      Победа, без сомнения, ценна,

       Но что считать приемлемой ценою?

       Вот говорят: добро без кулаков,

       Добро, что не умеет защититься –

       Не стоит даже пары добрых слов,

Не то, что строк на авторской странице.

      Добро во все века непобедимо

 Так нас учили с детства, но увы –

      Пути Господни неисповедимы

      И не всегда, как кажется правы…

- Действительно,  за добро приходится бороться. Каждому из нас важно быть не просто «добреньким», а ежедневно проявлять доброту к окружающим нас людям, животным и природе. Очень часто правду, добро необходимо отстаивать в

споре. Но сила добра при этом только увеличится, когда в сложных ситуациях мы сумеем доказать правду, добро и справедливость.

Рассуждения учеников

Обсуждение понятия «добрый человек»

Обобщение высказываний

- О ком говорят «добрый человек»

- Добрый человек всегда отзывчив, внимателен, сердечен, способен разделить чужую радость, чужое горе, даже когда озабочен собственными проблемами, усталостью, когда у него есть оправдание для резкого слова или жеста. Добрый человек излучает тепло, щедрость и великодушие. Он естественен, доступен, отзывчив, при этом он не унижает своей добротой, и не ставит ни каких условий.

Высказывания детей.

Выдача и обсуждение домашнего задания к следующему уроку.

Подумать и составить мини сочинение:

Какой человек может быть добрым?

Какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?

Что вы сделали хорошего, чем помогли людям?

Ученики записывают домашнее задание.

Рефлексия

Составление синквейна на слова «добро» и зло»

Работа в парах.

Дети зачитывают составленные «пятистишья»

Учитель одобряет, поддерживает ребят, при необходимости советом поправляет, предлагает более точное слово.

Дети в парах обсуждают и составляют

синквей.

 

Подведение  итогов.

На экране слайд со стихами А.Лесных

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на земле.

             Ребята, мы сегодня обсуждали очень важные понятия.

 

             Вы правильно понимаете, что в современном мире много соблазнов для плохих поступков. Но задача каждого человека – делать правильный выбор, совершать только те поступки, которые не противоречат закону, моральным нормам и правилам этикета.

Вы были активны на уроке. Спасибо за сотрудничество.

Приложение к уроку:

Пословицы для работы в группах.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело само себя хвалит.

Доброе слово и кошке приятно.

Добра желаешь, добро и делай.

Добра на худо не меняют.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Зло тихо лежать не может.

Злое споро,  не умрёт скоро.

Злой всегда мыслит злое.

Кто злым попускает, тот сам зло творит.

Кто за худом пойдёт, тот добра не найдёт.

Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.

Рассказ В.А.Осеевой

«Три товарища»

          Витя потерял завтрак.  На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в стороне.

- Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

- Завтрак потерял…

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда ещё далеко.

- А ты где его потерял?- спросил его Миша.

- Не знаю…- тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, его в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не сказал. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Презентация к уроку

Слайды афоризмами и стихотворением.

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живёт!  (Ш.Руставели)

…Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали.(Л.Н.Толстой)

…Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие…(Ф. Рене де Шатобриан)

Тот, кто делает добро другому, делает добро себе самому; не в смысле  последствий, но самым актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе даёт уже большую радость.(С.ЛуцийАнней)

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она не заметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле. (Л.Н.Толстой)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.(Ф.Честерфилд)

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на земле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"

Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...

Открытое занятие по светской этике "Человек рожден для добра"

Дать понятие о добре и зле; активизировать познавательную деятельность уч- ся; дать представление о золотом правиле нравственности...

Внеклассное занятие по светской этике "Счастье семьи"

Цель: формирование у детей отношения к семье, как к ценности.Задачи: способствовать улучшению взаимоотношений в семье;формировать у учащихся базовые семейные ценности: любовь к родителям, уважение ста...

Внеклассное занятие по светской этике "Счастье семьи"

Цель: формирование у детей отношения к семье, как к ценности.Задачи: способствовать улучшению взаимоотношений в семье;формировать у учащихся базовые семейные ценности: любовь к родителям, уважение ста...