"Семья. Родословная"
материал (4 класс) на тему

Котлярова Елена Александровна

 

Знакомство детей со своей родословной и историй жизни своих предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_rodoslovnaya_urok.docx641.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи урока:

Знакомство детей со своей родословной и историей  жизни своих предков;

Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;

Организация совместной работы с родителями по созданию схемы своей родословной;

Развитие речи, ораторского умения выступать перед аудиторией;

Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса;

Развитие умения анализировать и сравнивать выступления своих одноклассников, оценивать работы.

Оборудование урока: Родословные учеников (проекты).

 Стенд «Семья глазами детей» (семейные фотографии учащихся класса).

Презентация «Я и моя мама» Ульяны Б.

Запись песни В. Шаинского на слова М Рябинина «Родительский дом».                                        

Задание по созданию генеалогического древа было выдано детям за две недели   до урока.

Все изготовленные схемы родословной перед уроком вывешены для того, чтобы дети в течение учебного дня могли рассмотреть работы и поделиться впечатлениями от работы по поиску своих «корней».

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

-  Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей.  Это ваши родные приглашены на наш урок и могут тоже участвовать в нашей беседе.

Наш урок основы светской этики посвящен вашей домашней творческой работе. Прежде, чем вы представите свою работу, ответьте на вопрос:

      -  Что же такое семья?    (Ответы детей)

- Семья – это не только мама и папа.  Это дедушки и бабушки, тети и дяди, племянники и  племянницы, двоюродные сестры и братья. Семья – это  маленький осколок большого рода. Ребятам    захотелось  узнать об этих членах семьи  как можно больше. Они долго готовились к этому уроку. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!  Выступали в роли историков, когда составляли свои родословные, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортерами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями, когда писали сочинения о семье, готовили презентации о своей семье.

        В своих сочинения вы написали, что узнали много нового  и интересного.

-   Ребята! А без какого чувства семья не может  родиться? (Без любви.)

                                      Семья – это слово родное!                              Яна М.

Сколько там света, добра и тепла!

 Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

                               Глаза материнские нас согревают,            Даша С.

Как солнца сиянье, они горячи.

А руки отца от беды заслоняют.

    Забота родных – как солнца лучи!

- А знаете ли вы,  как и когда появилось слово «СЕМЬЯ»? Об этом вам поведают наши ребята.    

                                               (Инсценируют дети).

Как появилось слово «СЕМЬЯ»?

Когда–то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я!»

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева тихонько ответила: «Я!»

- Кто платье сошьет,

Постирает белье,

Меня приласкает,

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

«Я, я, я, - Ева молвила. – Я!»

«Я» сказала она знаменитых семь Я.

И так на Земле появилась СЕМЬЯ!

        - Зачем человеку семья? (Я спросила своих родителей, и они ответили мне, что семья нужна для воспитания детей, для поддержки).

        - О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, такая книга есть у нас. Называется она «7 + Я = СЕМЬЯ». В ней семь страниц. Ведь семья -  это семь Я,  и наш урок мы проведем в форме устного журнала, листая его страницы.

       

На 1 странице нашей книги  ученики расскажут о своей семье в стихах и презентациях.

            Праздника такого нет в календаре,             Вова Г.

       Но для нас он важный в жизни и судьбе.

     Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

        Когда родилась наша дружная семья,         Эдик

Рядом с папой и мамой не было меня.

Часто я смотрю на фото их красивое,

        и немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»

Отвечал мне папа: «Не было тебя!»

       Как же может быть такое, чтобы без меня,

         Родилась такая дружная счастливая семья?

       Я так люблю, когда луна глядит в окошко,  Уля Б.  

И сказки тихо бродят по углам.

       А рядом мама держит за ладошку,

И гладит мои волосы слегка.

                 У меня такая мама-                  Алёна З.

Все завидуют, я знаю!

Ты зайди сегодня в гости…

Мама  нынче выходная…

Позовёт к столу нас мама,

Скажет нам: «Садитесь, дети!»

Вот тогда-то мы увидим,

Что вкуснее всех на свете!

Там пирог разлёгся важно,

Он с румяными щеками, 

Брови сахаром сверкают

Над изюмными глазами!

Мы запьём пирог чудесный

Свежим чаем золотистым,

А потом мы всю посуду

Перемоем чисто-чисто!

Как мне хочется на маму

Быть во всём, во всём похожей,

И моя подружка шепчет:

«И мне тоже! И мне тоже!»

 Сегодня в доме выходной,      Максим Б.                        

Сегодня – воскресенье.

Мы с папой на кухне колдуем вдвоем,

Для мамы печем печенье.

Мы стол накрываем и ставим цветы,

Печенье кладем на блюдо.

Мы маме подарим любовь и букет,

А мама помоет посуду.

       Мой папа любит в дневнике           Вова А.

Красиво расписаться,

А с двойками, что ставят мне,

Он разрешает маме разбираться.

   Сегодня праздник у меня,              Вадим К.

Сегодня день рождения!

Придет поздравить вся семья,

Готовим угощение!

Придет тётя, бабушка, сестра

С племянницей – малышкой,

И с важным видом буду ей

Показывать ей книжки.

Сегодня очень счастлив я!

Я жду тебя, моя семья!

Презентация «Я и моя мама» Ульяны Б. 

Вторая страница. И называется она – ИМЯНАРЕЧЕНИЕ.

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

- У каждого есть имя, без него просто нельзя жить. Родители сразу при рождении дают имя своему ребенку, один раз и навсегда.

Кристина К.  проделала большую работу. Она изучила имена всех учеников нашего класса. И вот результат её труда. (Выступает Кристина).

Следующая  страница нашей книги  «Родословная».

- Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?        Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. 

        Ребята класса  попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000, как в родословной А.С. Пушкина. У кого на дереве 16 -20 листочков, у кого- то  больше. 

(Учащиеся вместе с родителями защищают свои родословные:   генеалогические деревья, созданные учащимися).

        - Я думаю, что до этого времени ни  у кого не было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть будет хорошей традицией в вашей семье – пополнять ваше дерево.

          - Кто уже сейчас может похвастаться пополнением еще одного листочка на своем дереве?  (Вова прикрепляет листок, т. к. в их семье родился сынок).

                                                                   

        Следующая страничка «По страницам семейного альбома».

- В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важна. И мы сейчас попутешествуем по семейным альбомам. Что же вы можете рассказать о тех, кто на них изображён?

(Знакомство с выставкой «Семья  глазами детей», «По страницам семейного альбома»). 

Рассказы о фотографиях. На фото дети с мамами и бабушками.   

Учитель.  Дорогие наши  бабушки, мы очень рады, что вы пришли к нам на        уурок.   Вам посвящены эти стихи.

Моя бабушка.                                

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.                                                                                                                               Она во всех затеях  со мною заодно.                                                                                                                         Я с ней не знаю скуки,  мне все приятно в ней,                                                                                                      А бабушкины руки  люблю всего сильней.  Даша С.

   А у бабушки моей - волосы седые,                                                                А у бабушки моей - руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает:  

  То на спицах вяжет шарф, то носки латает.                                                                                                          

 Ни одной минуты нет у нее свободной.  

Я без дела не сижу, помогаю тоже,                                                                                              

Потому что на нее быть хочу похожей.   Маша И.

Стих. «О бабушках»     по ролям прочитали две бабушки

Две бабушки на лавочке сидели на пригорке.

Рассказывали бабушки:

1. - У нас одни пятерки!

       Пять – по математике!

И пять – по языку! 

          Но правила грамматики

Я плохо волоку!

2. - А я учу историю

     И вроде получается.

      Лишь даты эти всякие

     Мне не запоминаются.

Сидели, обсуждали,

    Друг другу жали руки,

     Хоть отметки получали

Не бабушки, а внуки.

 - Вот какие наши бабушки! И прядки  у них седые, и здоровье не очень хорошее, а внукам  помогать – всегда пожалуйста.

Дорогие бабушки!

Вы немало потрудились,

Чтоб детей своих поднять,

Дети выросли, окрепли

Вы могли бы отдыхать.

Но в сердцах открытых ваших

Место занято опять

У кого-то внук иль внучка,

У кого-то их аж пять

Вновь опять всё повторится

Так как много лет назад

ВЫ с коляской,  ВЫ на горке
      Внуков ВЫ  ведёте в сад.

Пусть любовь  Вас согревает,

Бог здоровья даст и сил!

Дети Вас не забывают!
     И чтоб каждый день недели

Для Вас счастливым был!

Следующая страничка «Семейные увлечения.»

         - Каждая семья по - своему уникальна, самобытна. Есть в семье и свои увлечения. Чтобы рассказать  о них, ребятам не пришлось спрашивать. Они видят,  чем любит заниматься их мама в свободное время, и, подражая мамам,  имеют тоже свои увлечения.  

(Ребята рассказывают о семейных увлечениях). 

Замечательные слова  одного поэта средневековья:

       «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

       Родители пример ему».

Следующая страница нашей книги «СЕМЬ НОТ».

- Как не исполнить песню о своей семье, где тепло, уютно, где вас любят.

(Дети исполняют песню о семье)

Последняя страничка нашей книги называется «Пирамида любви».

- Каждый из нас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство и все мы по- разному это выражаем. Я люблю свою родню, свой дом, свою работу, люблю за то, что здесь меня окружаете вы. Расскажите и вы кого и что любите (рассказывает каждый).

        А сейчас давайте построим «Пирамиду любви» из наших с вами рук.

 (Участники игры становятся в круг). Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку.

 …Я люблю вечером почитать интересную книгу……. (Выстраивают  пирамиду).

        - Вы чувствуете  тепло рук?

        - Вам приятно это состояние?

           - Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.                 

                            «Люблю» - мы скажем вам через года, 

                     И также, как сейчас, протянем руки,

                     Да здравствует семья!

Все:        Моя семья!

               Ты нам опора в радости и в трудную минуту!

         -  Когда собирается вся семья вместе, когда приезжают родные или, когда в дом приходят гости, ваши мамы стараются угостить  их чем- то вкусным, пекут пироги. Наши ученики тоже приготовили торт.  Торт с сюрпризом. Он в виде ракеты, на которой мы все космонавты. Внутри каждой части лежит предмет и пожелание, которое обязательно сбудется. Ребята подарите свое творение мамам, бабушкам и учителям.  (Ребята дарят). 

- Вот и прочитана последняя страничка нашей книги. Осталось только поблагодарить, тех, кто помогал нам прочитать ее. Вас, дорогие родители и вас дорогие дети, и выразить    надежду, что наш   урок помог нам ближе узнать друг  друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу к   взаимопониманию  и единству.

        - Чтобы семьи жили дружно, счастливо, что для этого нужно? (Мир).

          Давайте закончим наш урок песней о мире и счастье.         (Песня).

            - Спасибо всем за урок!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй старшей группе. «Семья. Моя родословная»

Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться...

родословная одной семьи я

"Мои знания о предках малы, но я должна ценить и приумножать их. Уважать большое – не трудно, важнее почитать малое. Легко принять материальное благополучие, и совсем непросто принять ценности духовны...

Урок "Семья. Родословная". 1 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Семья. Родословная", 1 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова....

Конспект урока «Семья. Родословная».

Развивающая программа Л.В. Занкова...

Конспект урока "Семья, родословная"

Программа Л.В. Занкова...

Классный час "Семья. Родословная"

Презентация классного часа для учащихся начальной школы с использованием методов интерактивного обучения. Виды работ -групповая, в парах....

Конспект урока окружающего мира на тему: "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная"

Конспект урока окруающего мира для 2 класса на тему "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная" поможет в работе учителям начальных классов, работающим по...