разработка урока по теме "Дружба"(ОРКСЭ 4 класс)
методическая разработка (4 класс) на тему

Сарыкалина Елена Евгеньевна

Разработка урока по теме "Дружба" в курсе ОРКСЕ для 4 класса с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc48 КБ
Office presentation icon druzhba.ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока: «Дружба»

Учителя начальных классов

МБОУ «Якиманско - Слободская СОШ»

Муромского района, Владимирской области

Сарыкалиной Елены Евгеньевны

Необходимые материалы:

Раздаточный материал для работы в парах.

Цель:  раскрыть сущность понятия «дружба»,показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

Задачи:

             • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить     дружбу;

             • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

             • формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также        

               признавать свою неправоту в  случае ошибки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи.

2.Введение в тему урока.

Учитель: Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, что приключилось с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из них шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он выгонял свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье.

Учитель: Вам понравилась притча? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

3. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня речь пойдет о дружбе. Мы должны найти ответы вот на эти вопросы. ( слайд 2)

4.Работа над темой урока.

          Учитель: А что же такое «дружба»? (ответы детей)

                          Теперь сравните свои высказывания, с тем, как объясняет это слово С.И.Ожегов в «Толковом словаре»  ( слайд 3)

                         О дружбе размышляли во все времена. О ней писали и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: « Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Какие знаете вы? Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц. ( слайд 4)

             Перед вами картина М.К.Чюрлениса «Дружба». (слайд 5 )На картине изображена женщина, летящая в поднебесье, высоко над миром, увенчанная диковинным убором из золотых перьев. Ее веки прикрыты. Обеим руками - бережно и нежно - она несет перед собой мягко сияющий шар. Лучезарный свет торжествует, побеждая холодную пустоту. Неземная женщина словно хочет сказать: « Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам». А самое дорогое у нее - это свет. Но ведь он живет в душе каждого человека. Разве это не наше призвание в мире: быть светоносными. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому.

             Как вы думаете,  для чего человеку нужен друг? (ответы детей)

             Познакомьтесь с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина.

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.

             Жизнь человека долгая и сложная, поэтому прожить ее в одиночестве очень тяжело. Каждый человек в той или иной степени нуждается в настоящем друге - человеке, который всегда придет тебе на помощь и поддержит. Некоторые люди с уверенностью говорят, что не испытывают нужды в друзьях, что им и одним хорошо. Но такие заверения, как правило, являются заблуждениями – либо человеку не встретился еще настоящий друг, либо человек испытал разочарование в людях. (слайд 6)

              Поднимите руки, у кого есть друзья. Мы часто говорим «приятель», «товарищ», « друг». Как вы думаете, эти понятия обозначают одно и то же? Объясните значение этих слов( слайд 7).

               Каким должен быть настоящий друг? Давайте определим нравственные качества настоящего друга. (работа в парах. См приложение 1 )

Обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен. ( слайд 8 )

             Школьная дружба – замечательное испытание души на искренность, честность, терпимость, т.е. самые важные качества человека.

             А нужно ли вам обладать этими качествами?

 

5.Составление правил настоящего друга.

             Учитель: Вам предложены ситуации, обсудите их и подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте правила дружбы. Работа в парах. См. приложение 2 ). Дальнейшее обсуждение (слайд 9)

              Учитель: Кто из вас соблюдает эти правила дружбы? Какие правила кажутся для вас трудными?

                              А знаете ли вы, что существует праздник « Международный день друзей»? ( слайд 10)

                            Родина праздника США (1935 г.). Отмечают этот день в первое воскресенье августа. С годами праздник получил огромную популярность, и сегодня его празднуют во многих странах мира. «Международный день друзей» просто создан для того, чтобы мы, независимо от жизни напомнила своим друзьям о том, как они важны для нас и порадовали их. Про этот праздник в России знают совсем немногие. Теперь знаете и вы.

6.Рефлексия.

               Учитель:  Легко ли быть настоящим другом? Попробуйте оценить себя. Насколько вы обладаете качествами настоящего друга. Эти оценочные листы ( см. приложение 3) останутся у вас и никто их не увидит. Поставьте крестик на шкале  самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито.

                 Учитель:   Подумайте, что вам надо в себе изменить. И тогда поверьте - ваша жизнь обязательно станет лучше! Успехов вам! Спасибо за работу! (слайд 11)    

7.Домашнее задание.  

   Нарисуйте портрет  своего друга и расскажите о нем.

Приложение 1.

Грубость

Лживость

Терпеливость

Уступчивость

Отзывчивость

Равнодушие

Заботливость

Вредность

Скупость

Честность

Щедрость

Драчливость

Жадность

Бескорыстность

Нетерпимость

Зависть

Тактичность

Ответственность

Льстивость

Подлость

Эгоизм

Хвастовство

Вежливость

Верность

Приложение 2.

Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-ом классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: « Коля, раз ты мне друг, то и должен заниматься дзюдо».

-Правильно ли Володя понимает дружбу?

-Как вы предложите поступить Володе?

Вера получила приз на конкурсе чтецов. Ее подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.

-Какой совет дадите Маше?

  3. Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.

         - Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?

     

4. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем          будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это.

     

        - Для кого выгодна такая дружба?

        - Что бы вы сказали Наташе?

5. Петя с первого класса дружит с Алешей. Они вместе гуляют, играют, ходят в кино. Петя часто называет Алешу « конопушкой», потому что на лице у Алеши много веснушек. Алеше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.

        -Какой совет дадите Алеше?

        -Какой совет дадите Пете?

6.Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.

        - Как вы оцените поступок Риты?

       

7.Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.

          - Чтобы вы ответили на месте Гоши?

Приложение 3.

 Лживость     ------------------------------------------ Честность

Скупость      ------------------------------------------- Щедрость

Доброжелательность -------------------------------- Драчливость

Заботливость  ------------------------------------------ Равнодушие

 

Вежливость  -------------------------------------------- Грубость


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Якиманско - Слободская СОШ» Урок по ОРКСЭ Тема урока: «Дружба» Учитель начальных классов Сарыкалина Елена Евгеньевна Муром 2012

Слайд 2

Что такое дружба? Кто такой настоящий друг? Что значит быть настоящим другом?

Слайд 3

«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». С.И. Ожегов «Толковый словарь»

Слайд 4

М.К.Чюрленис «Дружба»

Слайд 5

«Кто друзей себе не ищет, самому себе он враг» Ш. Руставели

Слайд 6

Приятель – близкий знакомый, но с ним нет общности взглядов, интересов, привычек, вкусов. Товарищ – человек близкий кому-нибудь по взглядам, общей работе. Друг – это тот, с кем хорошо, кто разделит наши беды, порадуется вместе с нами, кому мы доверяем.

Слайд 7

Нравственные качества настоящего друга Доброжелательность Терпеливость Уступчивость Отзывчивость Заботливость Честность Щедрость Бескорыстность Тактичность Ответственность Вежливость Верность

Слайд 8

Правила настоящего друга Уступай другу Не завидуй другу, умей радоваться его успехам Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его Истинная дружба бескорыстна Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом Останови друга, если он делает что-то плохое Береги своего друга

Слайд 9

Международный день друзей Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадёт, В любой беде не пропадёт. А если и споткнётся вдруг, То встать ему поможет друг, Всегда ему надёжный друг В беде протянет руку.

Слайд 10

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по курсу ОРКСЭ "Буддизм" 4 класс

На уроке ребята знакомятся с самой древней религией - буддизмом, с жизнью, учениями  ее основателя - Ситтхартхи Гаутамы....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"

Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...

Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.

Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология  деятельностного метода обучения, технология ...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ 4 класс

разработка урока по курсу ОРКСЭ по теме "Россия - наша Родина"...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема "Совесть"

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема урока: "Совесть"....