Тематическое планирование по истории и культуре марийского народа
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Сорокина Елена Викторовна

Тематическое планиерование по истории и культуре марийского народа в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_i_kultura_narodov_mariy_el.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

История и культура народов Марий Эл

34 часа

(из расчёта 1 час в неделю)

Подчёркнуты практические задания

№п/п

Тема урока

Краткое содержание программы

Дата проведения

Моя Родина Республика Марий Эл (4 часа)

1

Знакомство с географической картой Республики Марий Эл. Край Марийский –край лесной.

Краткие сведения о республике. Административное деление, районы республики. Трудовые традиции жителей Марийского края в прошлом: собирательство, бортничество, охота.

2

Наш поселок.

Посёлок входит в Килемарский район, район — в республику Марий Эл. Заочное путешествие по современным районам республики. Объяснение отдельных географических названий (топонимика). Народные промыслы нашего района.

3

Заочное путешествие по району.

Знакомство с памятниками истории и культуры. Музеи родного района. Знатные люди района Почетные граждане посёлкаВстречи со старожилами, краеведами. Разучивание гимна Республики Марий Эл.

4

Йошкар-Ола — столица нашей республики

Возникновение (1584) и история города.

Семья.Родство. (2 часа)

5

Родословная семьи. Моя семья

Поколения предков — связь времен. Виды и степени родства. Фамилия, имя, отчество

6

История имен и фамилий рода.

Гостевые песни моей мамы, бабушки. Стихи марийских поэтов о семье. Исследовательские навыки. Сбор материала для своей родословной. Составление родословной. Составление рассказов «Моя бабушка», «Мой дедушка». 

Школа. Знание – наше богатство. (3 часа)

7

Школа — источник знаний.

Чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки.

8

История нашей школы. 

Экскурсия в школьный музей. Сбор материала «почётный выпускник моей школы»

9

Письменность в жизни марийцев.

Первые писатели марийского края.

День марийской письменности (Марий тиште кече).Марийские ученые: доктор филологических наук В. М. Васильев, академик всесоюзной сельскохозяйственной академии наук В. П. Мосолов. Основоположники марийской литературы:С.Чавайн, М.Шкетан, Н.Игнатьев, Г.Микай, их произведения. 

Фольклор марийского народа (3 часа)

10

Загадки — как форма умственного развития.

11

Марийские сказки

Ознакомление с марийскими сказками. Художественно-выразительные особенности марийской сказки

12

Герои марийских сказок

Отражение в сказочной прозе народных традиций, представлений о добре, зле, мудрости, находчивости и т. д. Герои народных сказок: богатыри, умный еж, доверчивый медведь, трусливый заяц, хитрая лиса, глупый волк, хитрый сверчок и др. Инсценировка марийскорй сказки.

Народный опыт воспитания (3 часа)

13

Труд – основа воспитания

Труд, дружба и товарищество -основа воспитания. 

14

Притча.

Евангельская притча о немилосердном должнике

15

Современная литература о вечных ценностях

Опыт, личный пример, убеждения, запрет (табу). 

Музыкальная культура (3 часа)

16

Песенное творчество.

Жанровые разновидности народных песен (свадебные, рекрутские, гостевые).

17

Народные музыкальные инструменты. Известные в республике и за ее пределами фольклорно-этно-графические ансамбли песни и танца.

Народные мелодии, исполняемые на марийских, русских, татарских, удмуртских, чувашских музыкальных инструментах. «Марий памаш» («Марийский родничок»), «Пеледыш» («Цветок»), «Эрвел"марий» («Восточные мари ) и др. Встреча с исполнителями на народных  музыкальных инструментах

18

Композиторы Яков и Андрей Эшпай.

Музыкальные произведения.

Народное искусство (3 часа)

19

Орнамент традиционной марийской вышивки.

Орнаментальные мотивы: «конь», «олень», «утка», «лебедь», «солнце», «звезды», «ромб», «крест». Общие сведения о тканях, нитках, технике исполнения, цветовой гамме вышивки. 

20

Русские узорные полотенца.

Орнамент и цветовая гамма. Национальная обувь татар (кожа, аппликация). Особенности женской обуви (мозаичные ичиги-сапожки — читек). Ткачество удмуртов.

21

Чувашские ювелирные украшения.

Практические навыки. Составление узоров для салфетки, платка, полотенца. 

Театры Республики Марий Эл (4 часа)

22

Из истории марийского театра.

Зарождение театрального искусства марийцев.

23

Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана

Интерьер театра. Театральный этикет. 

24

Академический русский театр имени Г. Константинова.

Общие сведения. Посещение спектакля, знакомство с театром, ведущими актёрами. Составление словаря основных театральных терминов.

25

Кукольный театр.

Посещение представления кукольного театра. Знакомство с творчеством актёров.

Национальная кухня (3 часа)

26

Особенности марийской кухни.

Лашка; латка— суп-лапша. Подкогыльо; падкагыль — вареники. Кыравец — каравай с крупой и мясом. Сокта — домашняя колбаса. Команмелна; коман мелена — двухслойные (трехслойные) блины.

27

Традиции русской кухни

Хлеб. Похлебка. Квас. Окрошка. Пироги .Знакомство с татарской кухней. 

28

Удмуртская народная кухня. Чувашская традиционная кухня.

Сбор рецептов националь¬ной кухни своей семьи. Оформление альбома «Этнокухня

Праздники. Народный Календарь. (5 часов)

29

Марийские календаные  праздники

Общие сведения. 

30

Православный календарь.

Общие сведения. 

31

Праздники календаря.

День космонавтики, День национального героя – 26 апреля, День Пбеды, Международный день музеев 18 мая.

32

Обычаи и традиции встречи народных календарных праздников у каждого народа.

Русская Масленица, Марийский весенний праздник сохи «Агавайрем»,

33

Летний праздник цветов «Пеледыш пайрем»,

история возникновения. Исследовательские навыки. Оформление календаря народных праздников родной стороны.  

34

Викторина «Знаешь ли ты свой край?»

Итоговый  


Пояснительная записка

Курс «История и культура народов  Марий Эл» является вариативной частью базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для общеобразовательных школ «История и культура марийского народа» (1992). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей истории и культуры марийского народа.

Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.

Для выполнения этих идей поставлены конкретные
цели и предполагается решение следующих задач: 

1. Обучающие:
- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.
- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.
- формирование основ мультиперспективности, умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.

2. Развивающие:
- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);
- развитие аналитических способностей обучающихся;
- формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.

- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.
3. Воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;
- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;
- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.
- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.
Предметом изучения курса «История и культура Марий Эл» история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по истории 8 класс VIII вид

тематическое планирование по истории для 8 специального (коррекционного) класса VIII вида...

Календарно-тематическое планирование уроков по физической культуре для 3 класс ае

Трехчасовое календарно-тематическое планирование уроков по физической культуре для 3 класса 2012г....

Авторская программа по изучению истории и культуры чувашского народа в начальной школе

В основу данной программы заложена концепция развития у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету....

Материал к занятию по воспитательной работе "История и культура русского народа"

Занятие по воспитательной работе "История и культура русского народа"...

Календарно-тематическое планирование 4 класс "Мир музыки моего народа"

Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе М.С. Красильниковой "Гармония"...