"Эта память о Кубани нам с тобой нужна"
классный час по теме

Лебедева Ирина Ивановна

Классный час об истории станицы Полтавской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_stanicy_poltavskoy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и тяготах, пережитых русским народом;
  2. способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, края, станицы, бережное отношение к ветеранам;
  3. развивать творческие способности детей.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.

Ход классного часа.

Учитель: Ребята! Есть такие события в истории нашей страны, нашего края, нашей родной станицы, о которых мы должны помнить всегда, о которых нельзя забывать ни в коем случае. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне. 67 лет прошло с тех пор, как советский народ одержал победу над фашистскими захватчиками. Давайте об этом вспомним. Мы обязаны это помнить.

Слайд № 1

Ученица: Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.

Ученик: Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как все это было… 

Слайд № 2.

Фонограмма песни “Священная война” . 

- Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы…

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.

На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. (Правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, подписываться, таблицу умножения до 25).

Слайд № 3.

Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” -
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Р. Рождественский. Реквием.

Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу, и многим народам Европы. Мы утвердили мир на Земле.… Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы!

Слайд № 4.

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будем достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханием
будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, –
Помните! Помните! Какой ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!

Ученик:

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты: рыбак, шахтер,
Рабочий, иль пастух,
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог.
Себя в бою не пожалел,

У: Вы все конечно знаете, что война не обошла стороной и нашу с вами малую родину Кубань. 12 февраля этого года мы отмечали 69-летие освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.

Жуткие расправы с мирным населением Кубани проводили фашисты в дни оккупации в 1942-1943 годах.

Слайд № 5.

Машины – душегубки

Впервые за всю историю войны именно в нашем крае фашисты применили своё варварское изобретение – машину-душегубку. Это были большие грузовики с крытым кузовом. По специальной трубе в кузов поступал отравляющий газ и через 10 минут люди умирали от удушья. Так в Усть-Лабинском районе фашисты уничтожили 320 больных детей. Их загнали в машину прямо из больницы, в одних трусиках и маечках. Закрыли двери «душегубки» и пустили смертельный газ.

У: Фашисты целенаправленно и с особой жестокостью уничтожали именно детей. Ведь дети, то есть вы, это наше будущее. Если в стране много детей, значит, страна живёт, будет жить и процветать. А это в планы Гитлера не входило.

Слайд № 6.

Ейский детский дом

В начале войны, в город Ейск Краснодарского края был эвакуирован детский дом. В нём находились дети больные церебральным параличом. Им было тяжело двигаться. Многие не могли самостоятельно ходить, сидеть. 214 детей были вывезены за город в машинах-душегубках и закопаны. Многие из них лежали, обнявшись друг с другом, рядом с ними были любимые игрушки.

Слайд № 7.

Город материнской славы

Так называют Тимашевск. Здесь находится единственный в России мемориальный музей, рассказывающий о трагической судьбе матери Епистинии Фёдоровне Степановой. Война забрала у неё самое дорогое – её сыновей: Александра-старшего и Александра-младшего, Николая, Василия, Филиппа, Фёдора, Ивана , Ильи, Павла… Девять раз приходил в её дом почтальон с похоронками. А теперь возле памятника Матери растут девять серебристых елей – девять жизней её сыновей. Памятник от слова память – чтобы помнили и никогда не забывали.

Слайд № 8.

Трагедия станицы Полтавской.

Слайд № 9.

9 августа 1943 года в станицу вступили сначала румыны, а потом немцы. 7 месяцев оккупанты ходили по кубанской земле. На территории нашей станицы был пересыльный пункт военнопленных. Жители станицы прятали от фашистов раненых и офицеров. Так смело поступила и учительница нашей школы Антошкина Мария Алексеевна, спрятав у себя дома двух офицеров.

           В школе размещались немецкие госпитали и конюшня.

          В феврале 1943 года советские войска освободили Краснодар и развернули   широкие наступления на Крымск, Новороссийск, Славянск и Темрюк.

Немецкое командование в станице Красноармейской, так называлась наша станица в те годы, составило свой план:

  1. вывести из станицы весь скот;
  2. взорвать все школы, клубы, больницы;
  3. уничтожить всех пленных;
  4. обеспечить немецкую армию рабочей силой.

С начала февраля немцы стали угонять скот. По улице Просвещения одна за другой шли подводы. Из станицы угнали в Германию 125 мужчин.

Вернулись живыми только четверо.

Сапер Варич Василий Никитович вспоминал, что в ночь отступления немцы взрывали все, что успевали. Станица содрогалась от взрывов.

Последнюю подлость оккупанты совершили перед уходом 5 марта 1943 года, она получила название «Трагедия станицы Полтавской».

В ночь на 5 марта арестованных вывезли за станицу к лиманам. Заставили мужиков рыть ямы. Построив пленных на краю этих ям, фашисты расстреляли людей в упор, Мало кто из жителей станицы  знал об этом. Каждый слышал гул канонад, видел спешно собирающихся фашистов. В 12 часов ночи 9 марта немцы отступили. Они бросали технику, снаряды, подводы с продовольствием.

Когда советские войска вошли в станицу, то были взорваны мосты, разрушены зернохранилища, сельскохозяйственные бригады, склады, детские сады и школы.

Только  1 апреля стало известно о страшных ямах на краю станицы. Ямы были разрыты, и явилась страшная картина – гибель мирных, ни в чем не повинных людей.

Среди погибших 9 детей от 10 месяцев до 15 лет.

Вот какие чувства выразил Володя Бондаренко, выпускник нашей школы, очевидец тех событий:

                        « Прочь удирает подлый гад

                           Но что оставил за собою?

                                     Трупы детей

                                  И наш взгляд

                          Видит в ямах после боя.»

У: Ребята, мы сегодня много нового и интересного узнали о войне. И я предлагаю вам написать письмо другу – совсем небольшое – несколько слов.

«Теперь я знаю, что такое война. Война – это …» - продолжите, пожалуйста, предложение!

Примечание: заготовки для эссе  выполнены в виде писем военных лет – треугольничков. Время написания – 3-4 минуты.

Слайд № 10.

Люди, покуда сердца стучатся,
Помните, какою ценой завоёвано счастье!

– У времени есть своя память – история. Прошло 67 лет с того времени, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.

– Да, у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех, кто погиб ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить…

1-й ученик: Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги…

2-й ученик: Не стояли холодными ночами за хлебом…

3-й ученик: Мы не знали, что такое похоронки…

4-й ученик: Мы не вспомним поросшие бурьяном и ржавчиной поля…

5-й ученик: Пресный вкус кирпичной пыли на руинах городов и деревень…

6-й ученик: Запах смерти – не символический, а реальный.

7-й ученик: Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами.

Ведущий: 27 млн. наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия.

8-й ученик: Но мы должны о них помнить!

9-й ученик: И мы помним о них!

Ведущий: И память эта идет по всей Земле..

… Она идет,
Переступая рвы,
Не требуя ни визы, ни прописки.
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Её шаги неслышны и легки,
Как ветерки
На травах полусонных.
На голове меняются платки-
Знамена стран, войною потрясенных
.

VI. Минута молчания

У: Ребята, недавно мы читали отрывок из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Его друг Лис сказал принцу о том, что необходимо соблюдать обряды. «Это нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час – на все другие часы». И помогает понять цену счастья.

«Сохранением традиций человечество живёт» - написала краснодарская поэтесса Надежда Тананко. Есть такая традиция и у нашего народа. Называется она минута молчания. Её проводят в знак памяти о погибших - стоя и молча. Давайте и мы попробуем приобщиться к этой традиции и почтим память героев Великой Отечественной войны минутой молчания.

  1. Память павших на фронтах Великой Отечественной войны, оставшихся навечно молодыми…
  2. Память замученных в гестаповских застенках и концлагерях…
  3. Память заживо сожженных…
  4. Память всех погибших почтим МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ!

Слайд № 11.

Минута молчания.

Литература:

  1. Александрова В.П. «История станицы Полтавской (Красноармейской)», станица Полтавская, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Символика Кубани: флаг, гимн, герб. Исторические и православные символы Кубани

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края      «...

События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубань – многонациональный край.

«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от не«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.мецко-фашистских захватчиков.Битва за Кавказ была о...

ЭОР «Мы гордимся тобой, КУБАНЬ!» - классный час

«Мы гордимся тобой, КУБАНЬ!»- классный час с учащимися 4 класса из серии "ОЛИМПИЙСКАЯ ПРИВИВКА"Мы гордимся тобой, КУБАНЬ! - классный часPublish at Calameo or read more publications....

Образовательный проект "Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили..."

В основу проекта вошли идеи "Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации", согласно которой, патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера....

Память.Виды памяти. Развиваем память

Урок психологии в 4 классе.Тема: «Память.Виды памяти. Развиваем память»Цель:Показать разные способы запоминания.Мотивировать детей на тренировку своей памяти.Задачи:Дать представления...

Урок мужества «Родину любить! Кубанью дорожить! Память сохранить!» 2 класс

Цели:1 Расширить представления детей о родном крае, воспитывать любовь к малой Родине.2 Воспитать чувство гордости за свою Родину, чувство патриотизм...