Индивидуальная методическая тема
методическая разработка на тему

Дидактическая игра, как часть развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_po_samoobrazovaniyu.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема всегда была и будет актуальной в смысле сочетания двух вопросов детского развития.

                Введение

Для игровой деятельности всегда есть место в школьной практике, но возраст младшего школьника требует большего объема учебной деятельности, а игровая постепенно уменьшается, но игровые моменты приступают на каждом уроке и большое значение имеют игры развивающиеся, закрепляющиеся  речевые умения и навыки, понятийный аппарат, абстрактные понятия, формулировки правил, алгоритмы рассуждений.

Как известно, на каждом уроке от ученика требуется определенный уровень развития речи, словарный запас, кругозор. Это одна из составляющих готовности к школе (Безруких М.М. и др.) – уровень развития речи, с другой стороны на уроках происходит интенсивная овладение новых терминов, комплексов, понятий, словесных алгоритмов. Не все дети оказываются подготовленными или испытывают трудности речевого характера, словесно-логического характера – это прежде всего дети с интеллектуальной недостаточностью, социально – запущенные, с нарушением речи (Кумарина Г.Ф.).

Однако, все дети любят играть и можно включить игровые моменты для развития речевого мышления, в закреплении словаря.

Игровые методы используются на всех предметах в начальной школе, отдельные элементы игры часто применяются в математике (при решении задач и др.), на уроках чтения (драматизация, чтение в лицах), труда (воображаемые экскурсии) и все остальных.                                                                           Актуальность-игра в этом возрасте подчинена получению знаний и развитию речи как средству получения этих знаний.

 Объект: развитие речи школьника в игровой деятельности на уроках.

Предмет: место и значение дидактических игр на математике, краеведение, чтении в начальной школе.

Гипотеза: такие базовые языковые компетенции, как активное использование понятий и терминов, алгоритмов, рассуждений, должны формироваться целенаправленно в начальной школе с привлечением игровых ситуаций и символов.

Цель работы: уточнить значения и место дидактической игры на развитие речи на различных уроках, выявить общие закономерности, независящие от содержания предмета, показать на конкретных примерах проявления этих законов.

Задачи:

1 изучение литературных источников.

2 выявление влияния дидактической игры на развитие речи школьника.

3 выявление закономерности дидактической игры в учебной деятельности.

4 показать место и значение игр на различных уроках.

5 обобщать теоретические сведения, наметить практическую часть для дальнейшего исследования.

Методы работы:

  1. Анализ литературы
  2. Обобщение теоретических сведений
  3. Адаптация методик развития речи через игру
  4. Наблюдение
  5. Использование методических рекомендаций

1. Дидактическая игра.

Игра-это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с окружающими его пределами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.

Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослые, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничество, соподчинение, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношении через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается  от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре «Капитана» дети, действуя в воображаемой ситуации, «ведут корабль» (поворачивают воображаемый руль то в одну, то в другую сторону, гудят, осуществляя одновременно роль парохода), а в дидактической игре они подражают умственной работе капитана-«ведут корабль по заданному курсу» на основе выполненных расчетов.

Дидактическая игра (от didacticos-обучение) является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В не дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других-только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражается явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляет собой единую систему формирующих воздействий.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и в воспитании детей шестилетнего-семилетнего возраста. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных маленьких школьников. В начале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей шестилеток-семилеток пробуждается интерес и к учебному предмету. Как показывает опыт, шестилетние-семилетние дети вне игровых условиях обучаются с большим трудом.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать. Сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его дествиями по тоношению к окру0жающим  предметам.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А. В. Запорожец и А. П. Усова разработали следующую классификацию:

1. игры творческие и их разновидности: игры – драматизации и строительные игры;

2. подвижные игры;

3. дидактические игры.

Несколько другой подход классификации игры у Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:

«…игры с правилами можно разделить на три подгруппы:

-подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.);

Сюжетные игры могут быть разделены на несколько групп: ролевые (когда ребенок превращается в доктора, маму, бабушку); режиссерские игры (разыгрывают сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи); игра – драматизация (можно провести аналогию со спектаклем…);

Игры – это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно – перманентный характер явно выражена в поведении большинства взрослых людей. Жизнь – это игра, а где игра – там другая жизнь.

Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно- мотивационной сферы учащихся. Создаваемый  на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.(Бабкина).

Включить игровой момент можно в любую часть урока. Длится игра несколько минут.

2. Значение дидактической игры.

С приходом детей в школу и при смешении детей с нормальным развитием и  детей психологически запущенных, для нормального взаимодействия этой вновь созданной группы необходимо учесть изменения социально ситуации. Внутренне, психологически дети остаются в дошкольном возрасте. Основным видом деятельности для ребенка продолжает оставаться: игры, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиваться. Это создает оптимальные условия формирования дружного учебного коллектива. На первых порах, когда ребенку ясны и близки цели, когда он знает, что время его усилий ограниченно малым числом заданий, длительное напряжение произвольно внимания к учебным действиям затрудняет и утомляет ребенка. Если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, это может привести к тому, что одни сразу и быстро включаются в учебный процесс, а другие растеряются перед непосильными учебными заданиями, потеряют веру в себя, начнут негативно относится к школе, в целом и к учебному процессу - в частности. Оба варианта являются типичными. Дети должны научится не только различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо то того, хочет ребенок, это делать или нет. Игра сама по себе не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка. Неправильно указывать ребенку на то, что он стал большим и заниматься игрушками, «как маленькому», теперь должно быть стыдно.

Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психического значения, но и помогает компенсировать различия детей с различно адаптированностью к учебному процессу. Она помогает развивать психические функции детей, прежде всего воображение, навыки общения.

Игра - не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащие для развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов. Обычно ребенок постепенно начинает понимать значение игры в условиях его нового места в системе социальных отношений людей. Он должен усвоить, что каждый человек умеет учиться, для этого он должен захотеть менять себя в учении и постепенно становиться таким же, как и все современные люди.

Не следует забывать релаксирующее  значения игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что помогает ребенку не только воздохнуть, снять чувство давящей напряженности, но и научиться отличать особенности, находить разницу игровой и учебной деятельности.

Важное место в работе школы занимает развитие речи детей. Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения в школе.

Учителям первых классов школы приходится работать над произношением звуков и над звуковым анализом слов.

   Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования проявляется в том что он должен уметь организовывать деятельность воспитанников  развивать их творческие способности индивидуальность с помощью игры.

Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующим:

- развитие коммуникативных качеств у детей в игре;

- развитие воображения, как основы творческой деятельности;

- развитие у детей образной памяти, внимания, речи;

- формирование в процессе игры нестандартное мышление;

- развитие координации и мелкой моторики;

- организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий;

- исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как нормативные требования к организации игры детей. Характер принципов выражается в виде общих указаний, правил, норм.

Рассмотрим принципы организации игровой деятельности, сформулированы П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Авторы обозначили достаточно обширный перечень принцыпов игры. Остановимся на наиболее значимых и актуальных для педагогов учреждений дополнительного образования:

-активность – основной принцип игровой деятельности выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;

- открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть простая и понятная;

-динамичность выражает значение и влияние фактора времени в игре.

Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовленности;

- наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в  реальных и нереальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;

- занимательность и эмоциональность игры отражают удивительные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес.

Cтановление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь-это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения. Большую роль в речевом развитии учащихся начальной школы имеет внеклассная работа. Она позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся младших классов. Современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу на поиск дальнейших методических приемов, связанных с определением места и роли уроков развития речи и внеклассных занятий по развитию речи в системе обучения русского языка. Это чрезвычайно актуально для всех звеньев школы, поскольку развитие речи как цель обучения, как средство формирования языковой личности является сквозной линией, пронизывающей программы русского языка. Учитель начальных классов решает множество задач по воспитанию и обучению растущей личности. При этом развитие речи учащихся едва ли не самая главная. И как бы ни было хорошо поставлена работа по развитию речи на уроках в младших классах, обычно в сельской школе, практика показывает, что без продолжения этой работы во внеурочное время, трудно научить учащихся свободно говорить по-русски. Правда, благодаря современной технизации села, учащиеся ежедневно сталкиваются с русской речью и вне школы. (Они смотрят телепередачи и кинофильмы, слушают радиопередачи). Но и радио, и телевизор, и кинофильмы развивают у сельского школьника навыки аудирования, но мало способствуют развитию свободной речи. Для этого важным условием является систематическая работа по развитию речи вне урока.

Во внеклассной работе по развитию речи мы исходим из того, что важной особенностью психического развития младшего школьника является обостренная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственно- психологических норм и правил, во-вторых, готовность детей к овладению новых знаний. Исследователями давно замечено, что развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, класс, школа, взрослые и друзья, с которыми общается ребенок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется коллективное творчество, где постоянно возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи. (3, С.4)Положительное влияние на создание благоприятной речевой среды в школе может оказать внеклассная работа по развитию речи, где учащиеся могут совершенствовать свою речь. В процессе инсценирования сказок дети знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, обогащают свой словарный запас. Важно, чтобы они не только понимали смысл и значение этих слов, но и умели употреблять их в речи, произносить и писать. Цель занятий по данному разделу – дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную речь. В ходе обучения дети учатся овладеть монологической и диалогической речью. Задача курса: совершенствовать культуру речи и развивать устную речь, вовлекая в инсценирование сказок, воспитать чувство прекрасного, чувство коллективизма, дружбы, ответственности, формировать ум, воображения и речь младшего школьника.

3.Игровая и речевая деятельность на различных предметах. Перефразируя мнения современных фиологов о том что «не мы овладеваем языком а язык овладевает нами»(Мария Воейкова) можно сказать что учеником должен овладевать особый понятийно-терминологической словарь и алгоритм рассуждений - соответственно каждой учебной дисциплины,ученик не просто усваивает понятия и рассуждения логически(математика).но и активно пользуется более менее жестким набором терминов, выражением логических цепочек, новые слова и специальные выражения помогают почувствовать историческую эпоху(краеведение чтение) не сковывая  фантазию и развивая эмоциональную и интеллектульная сферу. Игровые ситуации и символика игры в учебной деятельности  становится эффективным средством достижениям учебно-воспитательной цели. Какие же понятия и выражения,которые требует усвоения в начальной школе.

Для примера можно взять три различные дисциплины-математика, труд, чтение.

Игры на уроках математики.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроке математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работе. Общение невозможно без знака, без символа, также как оно невозможно без значения или обогащения. Слово, осуществляя номинативную функцию языка, обозначает предмет  или, замещая, указывает на него; с помощью слова можно определить действие предмета или его признак. Оно несет обильную содержательную информацию и, кроме того, оно выражает и формирует грамматические значения, без которых невозможно построение любого высказывания. Отражая лексико – грамматическое единство языка, слово качественно участвует в процессе мыслительной деятельности, служит основой для формирование у учащихся тех или иных представлений. Работа над новыми словами должна начинаться и завершаться использованием различных контекстов, в которые они органически включены. Раскрывая учащимся значение слова, необходимо опираться не только на его соотнесение с предметами или явлениями действительности, но и на соотнесение между собой.

Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные наклонения в их развитии.

В играх дети учатся производить сравнения, сопоставления, элементарный синтез и анализ, делать умозаключения. Все это безусловно способствует коррекции мышления.

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давая задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.

Исследования показали, что детей младшего школьного возраста и особенно детей испытывающих трудности в изучении математики, дидактической игре больше всего увлекает игровой действие. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элементы ожидания ил неожиданности, например к играм «что изменилось?», «который по счету?».

.

Игры на уроках чтения.

Один из важнейших источников обогащения словаря - чтение. На уроках чтения ученики имеют дело не с отдельными словами или группой специально подобранных слов, а  с определенными текстами, соответствующими выбранным темам. Сам ход изложения текста требует от ученика восприятия и понимания не только знакомых слов, измененных контекстом, но и незнакомых, а порой и малоупотребительных слов. Так, в сказках, содержание которых отвечает важным воспитательным целям, встречается много слов и оборотов, которые в современной речи почти не употребляются и трудны для освоения на данном этапе обучения. В текстах также много слов, свойственных только книжной речи.

 На уроках чтения работа над лексикой обусловлена задачами познавательного и воспитательного характера, поставленными на этих уроках, и определяется содержанием тех текстов, которые имеются в книгах для чтения. В соответствии с тематикой этих текстов учитель и группирует лексику, подлежащую усвоению. (см. приложение)

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по чтению, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Игры на уроках труда.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. В процессе игры дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов.
Некоторые навыки труда школьники приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми можно применять вместе с детьми полезные для работы материалы. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия.

Требование к речи учащихся.

Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться, и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Первое требование – это содержательность.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность, изложение, отсутствие пропусков, повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием не ясного, не четкого знания материала, не продуманности темы, не развитости мыслительных операций.

Точность речи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не просто передавать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие звуковые средства – такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Отсюда вытекает четвертое требование – богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание. В начальных классах, конечно, еще не могут быть предъявлены высокие требования к богатству языка, но и эта задача всегда должна предусматриваться в учебной работе.

Пятое требование – ясность речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерно усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, «красивостями». Речь должна быть коммуникативно целесообразно в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией (то есть быть ясной).

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование), то есть ярка, красива, убедительна. Для школы особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование) – ее соответствие литературной норме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная карта повышения квалификации и методическая тема.

Индивидуальная карта повышения квалификации...

ДОКЛАД. "Индивидуальная методическая работа ,как один из путей повышения самообразования учителя"

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот терм...

Индивидуальный методический маршрут

Применение игровых технологий в тьюторской деятельности, как эффективное средство развития социального опыта и средство создания положительного эмоционального отношения к предлагаемой деятельности....

Индивидуальный методический маршрут

Применение игровых технологий в тьюторской деятельности, как эффективное средство развития социального опыта и средство создания положительного эмоционального отношения к предлагаемой деятельности....

Индивидуальный методический маршрут

Индивидуальный методический маршрут...

ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»

Процесс социализации - это процесс   взаимодействия личности и    общества. Данное  взаимодействие  включает в  себя, с  одной  стороны...


 

Комментарии

Болконская Марина Евгеньевна

спасибо юлия юрьевна. действительно ,эта тема актуальна всегда.