Индивидуальная карта повышения квалификации и методическая тема.
материал (3 класс) на тему

Чуйкова Юлия Николаевна

Индивидуальная карта повышения квалификации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта повышения квалификации по вопросам  ФГОС

учителя начальных классов  Чуйковой Ю.Н.2012-2013г

Курсы

(тема, сроки)

Семинары

 (тема, сроки)

Стажёрские площадки

Заседания ГМО

Педсоветы

ШМО

Самообразование (сайты, литература)

18.09-26.10.2012г по теме: Информационные технологии в деятельности учителя-предметника.

 13.12.12г Оказание первой доврачебной помощи.

03.12.12. по теме «Метапредметный подход»

Ноябрь 2012г Семинар –практикум по теме «   Методические рекомендации по использованию интерактивных средств обучения «mimio». 

17, 18 декабря 2012гСеминар –практикум «Подготовка документов средствами Microsoft Excel» 18.01.13г Семинар по теме «Рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся». Сош №33

«Формирование личностных результатов на основе интеграции образовательных ресурсов»

(март 2012)

«Комплексная оценка качества выполнения Образовательной программы  за 2011-2012 учебный год и анализ готовности школы к введению ФГОС ООО»

(сентябрь 2012)

«Метапредметный подход в образовании в условиях перехода на новые ФГОС» (ноябрь 2012)

Издательство «Учитель», «Первое сентября»,общеобразовательные

Сайты.

Индивидуальная карта повышения квалификации по вопросам  ФГОС

учителя начальных классов  Чуйковой Ю.Н. 2013-2014г

Курсы

(тема, сроки)

Семинары

 (тема, сроки)

Стажёрские площадки

Заседания ГМО

Педсоветы

ШМО

Самообразование (сайты, литература)

29.10.2013г по теме:

Современные образовательные технологии как средство достижения метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС

(72 часа)

«Формирование личностных результатов на основе интеграции образовательных ресурсов»

(март 2012)

«Комплексная оценка качества выполнения Образовательной программы  за 2011-2012 учебный год и анализ готовности школы к введению ФГОС ООО»

(сентябрь 2012)

«Метапредметный подход в образовании в условиях перехода на новые ФГОС» (ноябрь 2012)

  1. Про школу http://www.proshkolu.ru/
  2. 1 сентября http://festival.1september.ru/

3.Методисты. http://metodisty.ru/blogs/entry/shablony_prezentacii_dlya_nachalnoi_shkoly

4.Начальная школа. - http://nachalka.info/

Издательство «Учитель», «Первое сентября»,общеобразовательные

Сайты.



Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта повышения квалификации по вопросам  ФГОС

учителя начальных классов  Чуйковой Ю.Н.2012-2013г

Курсы

(тема, сроки)

Семинары

 (тема, сроки)

Стажёрские площадки

Заседания ГМО

Педсоветы

ШМО

Самообразование (сайты, литература)

18.09-26.10.2012г по теме: Информационные технологии в деятельности учителя-предметника.

 13.12.12г Оказание первой доврачебной помощи.

03.12.12. по теме «Метапредметный подход»

Ноябрь 2012г Семинар –практикум по теме «   Методические рекомендации по использованию интерактивных средств обучения «mimio». 

17, 18 декабря 2012гСеминар –практикум «Подготовка документов средствами Microsoft Excel» 18.01.13г Семинар по теме «Рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся». Сош №33

«Формирование личностных результатов на основе интеграции образовательных ресурсов»

(март 2012)

«Комплексная оценка качества выполнения Образовательной программы  за 2011-2012 учебный год и анализ готовности школы к введению ФГОС ООО»

(сентябрь 2012)

«Метапредметный подход в образовании в условиях перехода на новые ФГОС» (ноябрь 2012)

Издательство «Учитель», «Первое сентября»,общеобразовательные

Сайты.

Индивидуальная карта повышения квалификации по вопросам  ФГОС

учителя начальных классов  Чуйковой Ю.Н. 2013-2014г

Курсы

(тема, сроки)

Семинары

 (тема, сроки)

Стажёрские площадки

Заседания ГМО

Педсоветы

ШМО

Самообразование (сайты, литература)

29.10.2013г по теме:

Современные образовательные технологии как средство достижения метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС

(72 часа)

«Формирование личностных результатов на основе интеграции образовательных ресурсов»

(март 2012)

«Комплексная оценка качества выполнения Образовательной программы  за 2011-2012 учебный год и анализ готовности школы к введению ФГОС ООО»

(сентябрь 2012)

«Метапредметный подход в образовании в условиях перехода на новые ФГОС» (ноябрь 2012)

  1. Про школу http://www.proshkolu.ru/
  2. 1 сентября http://festival.1september.ru/

3.Методисты. http://metodisty.ru/blogs/entry/shablony_prezentacii_dlya_nachalnoi_shkoly

4.Начальная школа. - http://nachalka.info/

Издательство «Учитель», «Первое сентября»,общеобразовательные

Сайты.



Предварительный просмотр:

Методическая тема:

«Технология продуктивного чтения как основа формирования читательских компетенций младших школьников»

Составила:Чуйкова Ю.Н.


ОГЛАВЛЕНИЕ                                                          страницы

  1. Пояснительная записка.………………………..……………………2
  2. Актуальность     ……………………….……………………………3-4
  3. Цели и задачи …...…..……………………………………………. ….5
  4. Основное содержание……………………………………………..6-19
  5. Ресурсы ………………………………………………………………20
  6. Партнеры …………………………………………………………….21
  7. Целевая установка…………………………………………………….22
  8. План реализации ……..……………………………… ..………    23-24
  9. Ожидаемые результаты и социальный эффект………………………24
  10.  Перспектива дальнейшего развития ……….………………………25
  11. Список литературы……………………………………………………25

        Пояснительная записка.

Методическая тема посвящена основам работы с текстом на уроках в начальной школе, как средства  формирования читательских компетенций.

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости, а также рассмотрению вопроса о развитии и  раскрытии интеллектуального потенциала обучающихся. Основная часть работы посвящена описанию методов и средств реализации педагогического опыта.

В моей методической теме доминирующим является метод исследовательского подхода  к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата – презентация в форме мастер-класса.

В заключении содержатся результаты образовательной деятельности  по заявленной теме. Показателями эффективности использования названных педагогических и информационных технологий являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в  конкурсах, интеллектуальных соревнованиях.

Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.

        2. Актуальность.

     Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и  ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

   Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя.

      Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется  уровнем  овладения обучающимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни для:

  1. самостоятельного чтения книг;
  2. высказывания оценочных суждений  о прочитанном произведении;
  3. самостоятельного выбора  и определения содержания  книги по ее элементам;
  4. работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

     Читательская компетентность учащихся начальной школы  – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

        Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и обучающегося. Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению опыта по формированию читательской компетенции как основу  составляющей ключевых компетенций, а также широкому внедрению методов построения оптимальной структуры учебной информации, ее коммуникационных составляющих и методам ее измерения.

     Актуальность данного опыта  объясняется направленностью его на решение проблемы формирования у обучающихся начальной школы знаний, умений,  навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Актуальность педагогического опыта определяется многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и читательскими компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Данный опыт по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", обучающиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской детской библиотеки.

4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Главным считаю применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)

Технология включает в себя три этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе)

2. Работа с текстом во время чтения (Первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом)

3. Работа с текстом после чтения (Концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.

  Собственная педагогическая практика, результаты формирования читательской компетентности младших школьников позволяют говорить о том, что компетентный ученик-читатель - это человек, обладающий интеллектуальной культурой, личность, сформировавшая в себе следующие качества:

  • стремление к преобразованию себя в интеллектуальной деятельности путем чтения художественных произведений;
  • владение продуктивными способами и качественным навыком чтения;
  • знание программных читательских умений в работе с текстом;
  • владение читательской самостоятельностью в работе с книгой;
  • полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно-познавательных текстов;
  • наличие читательского кругозора, то есть литературоведческих представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.

Таким образом, представленные положения читательской компетентности, безусловно, значимы для младших школьников, так как предполагают осознанную потребность в чтении и формируют квалифицированного ученика-читателя.

  1. Цели и задачи

Цель: изучение и практическое применение в педагогической деятельности технологии продуктивного чтения.

Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач:

  1. изучить методическую и соответствующую литературу;
  2. разработать авторский модуль применения форм и методов технологии продуктивного чтения на каждом этапе обучения для формирования читательских компетенций;
  3. подобрать текстовый материал по технологии продуктивного чтения;
  4. провести мониторинг  исследования;
  5. обобщить результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной технологии для реализации указанной цели.

Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования: изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов об образовании; анализ учебников и школьной программы по русскому языку, чтению, окружающему миру; наблюдение за учащимися, ежедневная рефлексия и опрос обучающихся, анкетирование  участников образовательного процесса: учеников и их родителей.

Предлагаемая работа позволяет:

  • осуществить компетентностный подход к работе с текстом при обучении чтению, что позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивающим ученику значимость решения учебных задач;
  • выстроить субъект-субъектные отношения между обучающимися и педагогом, что активизирует активную деятельность и повышает уровень учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • обеспечить достижение обучающимися высоких результатов в дистанционных конкурсах, олимпиадах по литературе различного уровня;
  • способствовать формированию творческой, активной, толерантной личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей и применять их для решения практических задач.

 Насколько полно будет сформирована та или иная компетенция на уроках чтения, зависит не только от условий обучения, но и от самой компетенции. Например, коммуникативная компетенция формируется на уроках чтения через развитие речевой деятельности обучающихся и освоение опыта совместной деятельности в учебном процессе и при наличии педагогических условий может быть сформирована достаточно широко. Ценностно-смысловая компетенция ориентирована на формирование умения учиться, обеспечивающая овладение читательскими навыками и умениями, она позволяет учитывать ценностные отношения и установки ребенка на нравственные нормы поведения людей, даёт возможность приобретения новых знаний о действительности.

Реализация методической темы направлена на результаты:

  • достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности учащихся;
  • мобилизация интеллектуальных ресурсов личности обучаемого с целью повышения эффективности обучения;
  • повышения интересов учащихся к чтению и учебному процессу в целом.

Для достижения результата мною были использованы следующие приемы:

  • переход от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
  • переход от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • переход от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования.

  1. Основное содержание

Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя.

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

   Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное»

    Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

   Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К. Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали». Вопросами сознательного чтения также занимались М.П. Воюшина, М. И. Оморокова, Т.А. Ладыженская и другие.

Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.

Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается  навык  плавного  слогового  чтения,  читаются  слоговые  конструкции,  слова,  словосочетания,  предложения,   маленькие  тексты. Так в результате систематической и целенаправленной  работы происходит формирование навыка чтения.

Под навыком чтения подразумевают:

  • умение правильно прочитывать слова;
  • понимать  смысл текста;
  • выразительно читать;
  •   выдерживать оптимальный   темп чтения.

Для  совершенствования навыка   чтения  необходимо  вызвать  интерес  к  чтению  у  младшего  школьника.

Учителю,  с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс  читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.  

Просматриваются  такие     этапы  формирования  читательских  интересов:

6 – 7 лет,  когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8 – 9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие  детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9 – 10 лет,  когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников

  • подготовительный,
  • начальный,
  • основной,
  • заключительный.

Они представлены в таблице.

Этапы читательской подготовки.

Класс

Подготовительный.

1 класс

Начальный.

2 класс

Основной.

3 класс

Заключительный.

4 класс

Этап

Круг чтения

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности

Виды библиотечно-библиографической помощи

Основные понятия

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

- детская художественная книга объемом 8 – 30 страниц в типовом оформлении;

- равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях,                 о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве;

- произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1 – 2 страницы.

- восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя;

- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух;

- освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;

- узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей.

- книжная выставка

- рекомендательный плакат

- реклама книги на уроках внеклассного чтения

- рисунок; (иллюстрация),

- обложка,

- надписи,

- страницы,

- заглавие (книги, произведения),

- фамилия автора;

-понятия, которые будут углубляться: - книга-произведение, книга-сборник,

- темы чтения,

- книжная выставка.

Этап

Круг чтения

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности

Виды библиотечно-библиографической помощи

Основные понятия

Н

А

Ч

А

Л

Ь

Н

Ы

Й

- детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением;

- дифференциация тематики чтения по жанрам;

- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;

- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.

ориентировка в книге и в группе книг  (2–4) до чтения

- усложненный рекомендательный плакат;

- книжная выставка – авторская и тематическая;

- картотека обложек.

- название книги (заглавие, фамилия автора);

- переплет, корешок; - оглавление (содержание);

понятия, которые будут углубляться:

- сборник – авторский и тематический,

- темы чтения,

- картотека, карточка (на книгу).

Этап

Круг чтения

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности

Виды библиотечно-библиографической помощи

Основные понятия

О

С

Н

О

В

Н

О

Й

- русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);

-детский журнал, газета (по выбору учителя);

вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран.

- ориентировка в книгах одного автора или  разных авторов в соответствии с заданной уроком целью;

- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;

- освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы.

- рекомендательный список;

- тематическая картотека.

- тема чтения,

- книга, соответствующая теме,

- книга, соответствующая личным возможностям,

- титульный лист,

- предисловие,

- послесловие,

- прикнижная аннотация.

Этап

Круг чтения

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности

Виды библиотечно-библиографической помощи

Основные понятия

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

- русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;

- детская периодическая печать;

- вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой          (о Великой Отечественной войне, о героях,                           о замечательных людях), приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах.

- ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;

- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;

- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;

- освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги.

- печатный рекомендательный указатель книг;

- каталог.

- возможные цели чтения;

- доступный круг чтения;

- основные и дополнительные источники при самостоятельном чтении;

- периодическая печать;

- описание книги на карточке, авторская и тематическая картотека.

На каждом этапе формирования читательских компетенций проводится мониторинг.

Результаты мониторинга:

Диаграмма 1 отражает интерес к самостоятельному чтению, а также количественные и качественные показатели знания учащимися книг из доступного им круга чтения.

Диаграмма 1.

Уровень сформированности основ

читательской компетентности к концу

1-ого года обучения

Диаграмма 2.

Уровень сформированности основ

читательской компетентности к концу

2   -ого года обучения

Диаграмма 3.

Уровень сформированности основ

читательской компетентности к концу

3  -ого года обучения

Продукт:

Авторский модуль применения форм и методов технологии продуктивного чтения на каждом этапе обучения для формирования читательских компетенций.

1.Методическая копилка, состоящая из блоков:

А. Виды работ с текстом (более 80 подходов);

Б. Памятки по развитию речи;

В.  Рекомендации родителям по организации правильного чтения.

Г.Вопросы и результаты анкетирования детей и родителей на тему «Читательские пристрастия моей семьи».

Д.Карты читательских интересов детей.

2.Мониторинг по формированию читательских компетенций обучающихся.

Модуль

применения форм и методов технологии продуктивного чтения на каждом этапе обучения для формирования читательских компетенций:

Этапы обучения

Формы и методы

Формируемые читательские компетенции

Подготовительный

(1 класс)

1.упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);

упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения (методика развития техники чтения по системе Эдигей);

2.упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе Федоренко);

3.упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

умение правильно прочитывать слова;

 понимать смысл текста;

выразительно читать;

выдерживать оптимальный  темп чтения.

С целью  выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные формы игрового обучения:

  • «игра в прятки»,
  • «мнимое слово»,
  • чтение за «диктором»,
  • синхронное чтение «буксиром»;
  • «подскажи словечко».

умение правильно прочитывать слова;

 понимать смысл текста;

выразительно читать;

выдерживать оптимальный  темп чтения.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения (методика развития техники чтения по системе Эдигей):

Усвоение принципа слогообразования и формирование понятия слитности букво-звуков.

Работа по карточке.

Цель задания — копирование с дополнением основной буквы. Задание несколько усложняется. Копирование образовавшихся слогов подменяется наличием половины слога. Причем половина эта - обязательно буква основная, которая и цветом, и размером отличается от остальных. Степень самостоятельности несравнимо больше. У ребенка создается ощущение самостоятельного слогообразования. Закрепляется понятие о составе слога.

умение правильно прочитывать слова;

 понимать смысл текста;

выразительно читать;

выдерживать оптимальный  темп чтения.

Начальный

(2 класс)

Беседа

Был разработан особый вид беседы: в разговоре о прочитанном произведении, обращалось внимание детей на то, что

относительно одного и того же поступка, случая, факта разными людьми могут высказываться далеко не тождественные, а иногда просто противоположные мнения;

мнение еще не есть истина, научиться отыскивать, отстаивать истину, которую они, как правило, интуитивно чувствуют (угадывают в процессе слушания), не менее интересно и важно, чем читать. 

Освоение собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.

Беседа-дискуссия

Умение вдумываться  в текст, вглядываться в книгу, «проникаться» мыслями автора.

Элементы словарной работы, приёмы инсценирования и устного словесного рисования.

Воспроизведение сюжета; способность называть и различать героев любого из прочитанных произведений, сохранение эмоционального отношения к героям, их облику, поведению, поступкам.

интерес к самостоятельному чтению книг.

незначительное продвижение учащихся в отношении знания книг из доступного круга чтения.

развитие оперативной памяти

Зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко. Они состояли из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение было длиннее предыдущего  на 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора – 46 букв). Время работы со всеми наборами - примерно два месяца. За это время оперативная память второклассников развилась настолько, что каждый  ребенок мог запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Ученик легко улавливал смысл, читать ему становилось интересно, процесс обучения чтению шёл гораздо быстрее.

Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения,  удалось развить читательскую активность и самостоятельность учащихся.

Осознанно, правильно, выразительно читать;

извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

самостоятельно выбирать   книги для чтения;

работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

самостоятельно выбирать книги для чтения.

Приёмы жужжащего чтения,  заимствованного в школах Монгольской республики.  Приём основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок (чтение, пение, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так - 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5х4х5=100 минут.

умение правильно прочитывать слова;

 понимать смысл текста;

выразительно читать;

выдерживать оптимальный  темп чтения.

Основной

 (3 класс)

Самостоятельный выбор и чтение детских книг были обязательными для учащихся во внеурочное время. Однако цель самостоятельного чтения от урока до урока детям по-прежнему предлагал учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. Естественно, что в процессе самостоятельного чтения детских книг дома и работы с ними под руководством учителя на уроке учащиеся опирались на все знания, умения и навыки по чтению, приобретенные к моменту деятельности с книгой, и таким образом закрепляли их.

осознанно, правильно, выразительно читать;

извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

 самостоятельно выбирать   книги для чтения;

работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; самостоятельно выбирать книги для чтения.

Заключительный

(4 класс)

Новыми формами работы стали:

  • дискуссии;
  • диспуты;
  • литературные праздники;
  • встречи с интересными людьми,
  • конкурсы сочинений на заданную тему

Расширить читательский кругозор детей, углубление  работы   по  формированию  навыка    анализа  и  оценки  содержания  книги.

Воспроизведение сюжета; способность называть и различать героев любого из прочитанных произведений, сохранение эмоционального отношения к героям, их облику, поведению, поступкам.

интерес к самостоятельному чтению книг.

незначительное продвижение учащихся в отношении знания книг из доступного круга чтения.

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для  работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:

  • наглядные пособия;
  • демонстрационные картины;
  • учебные таблицы,
  • иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
  • книги;
  • электронные презентации.

Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму:

  • показ учащимся книги, которую предстоит читать;
  • подготовка детей к восприятию избранного произведения;
  • чтение учителем этого произведения вслух;
  • рекомендации к самостоятельной работе дома.

Было замечено, что метод «чтения-рассматривания»  возбуждает  у первоклассников интерес к объектам обучения (к книгам, вызывающим коллективное переживание).

Подготовительный этап:

Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находилась в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно-методических правил.

1) оценивание результатов читательской деятельности   как  в  безотметочном  варианте,  так  и  с  помощью  отметки.

2) подбор  книг  по  теме

На основании оценки полученных результатов второй год работы с детьми был посвящён активным и продуктивным способам совершенствования  читательской самостоятельности.

Результаты, которые были получены к концу 2-го года обучения, оказались следующими:

  1. читательская деятельность резко разделилась для учащихся на деятельность к уроку внеклассного чтения и для себя;
  2. влияние уроков внеклассного чтения на круг чтения учащихся становилось определяющим: большинство учащихся среди запомнившихся называли книги по темам прошедших уроков;
  3. книги, прочитанные к урокам внеклассного чтения, учащиеся стали называть правильно (т.е. с указанием на фамилию автора и заглавие);
  4. умение ориентироваться в одной книге, даже объемной или не из круга чтения младших школьников, достигло у учащихся очень высокого уровня при коллективной деятельности на уроках внеклассного чтения.

Основной этап:

К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению детских книг по собственному выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей стал устойчивым.

В читательском кругозоре, кроме заданной обучением широты (от 50 до 70 книг  авторов и 10 тем чтения), наметилась известная глубина, проникновение  в  смысл  книги.

  • писатель – произведения (Что написал Б. Житков? – Рассказы «Про слона», «Мангуста», «Кружечка под елочкой», «Беспризорная кошка»);
  • писатель – тема (О чем пишет Б. Житков? – О животных);
  • тема – писатели (Кто пишет о животных? – Б. Житков, Е. Чарушин, Ю. Дмитриев, Н. Сладков, В. Бианки, Э. Шим и др.);
  • писатель – темы (О чем пишет Б. Житков? – О животных, о смелых людях, о технике).

Развитие читательской памяти и кругозора позволило детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно,  со  знанием  дела, то  есть  проявлять  читательскую  компетентность.  

Виды уроков литературного чтения:

  1. Уроки-исследования текста.
  2. Уроки-игры, путешествия.
  3. Интегрированные уроки.
  4. Внеклассные мероприятия и конкурсные программы. (Литературные викторины, конкурсы, праздники).
  5. Уроки-проекты.
  6. Обобщающие уроки.

Новизна проекта состоит в том, что он реализуется через авторский модуль применения форм и методов технологии продуктивного чтения на каждом этапе обучения для формирования читательских компетенций.

]

  1. Ресурсы

Материально-технические ресурсы:

имеется  кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.).

Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.

Программно-методические ресурсы:

рабочие учебные  программы по чтению и русскому языку на основе государственных образовательных стандартов, авторская программа

Цифровые образовательные ресурсы:

Интернет ресурсы, электронные учебники, справочные материалы по темам, задания и тесты, кроссворды, созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel. Разработки компаний: «Кирилл и Мефодий. Большая энциклопедия», серия электронных уроков и тестов по работе с текстом на уроках русского языка и чтения.

Информационно-методическая среда:

теоретико-практические, учебно-методические семинары, мастер-классы

Нормативно-правовые ресурсы:   

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

 

Мотивационные ресурсы:

система морального и материального  поощрения

  1. Партнеры
  1. Обучающиеся (ученики 1-4 классов).
  2. Родители обучающихся.
  3. Библиотека №8.
  4.   Администрация школы.

  1. Целевая установка

Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся младшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя начальной школы, классные руководители, воспитатели), родители (законные представители).

  1. План реализации проекта

№п\п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Изучение теоретического материала по методике и практике работы с текстом.

сентябрь-декабрь 2012г.

2

Прохождение курсов, семинаров. Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер – классах.

2012- 2013гг.

3

Изучение опыта коллег по применению современных технологий. Внедрение в личную педагогическую практику образовательных технологий, позволяющих добиться реальных результатов при реализации данного проекта.

январь- сентябрь   2013г.

4

Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся. Диагностика техники чтения.

2012 - 2014 гг.

5

Разработка и проведение уроков

с применением методов и приемов работы с текстом.

январь-апрель

2013- 2014 г.

6

Участие в различных городских,

региональных, всероссийских конкурсах, фестивалях.

2012-2015гг.

8

Обобщение результатов.

Рефлексия. Анкетирование учащихся.

2015-16уч. год

9

Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Поэтапный контроль, мониторинг результатов: рейтинг успеваемости, срезы, контрольные и самостоятельные работы, анкетирование, повторное психологическое тестирование, анализ и самоанализ.

апрель- май

2016г.

10

Разработка мастер-класса для учащихся и коллег по использованию методов и приемов по работе с текстом.

2015-16 уч. год

11

Оформление мониторинга.

май, 2016г.

12

 Презентация.

январь, 2016г.

  1. Ожидаемые результаты и социальный эффект

        Систематически совершенствуя образовательные процессы, применяя активные формы ведения урока, создавая условия для сотрудничества ученика и учителя,  формируя навыки творческой самостоятельности, разрабатывая интересный и занимательный  дидактический материал, создавая из урока в урок ситуацию успеха обеспечиваю постоянный интерес обучающихся к учебе. Это позволяет добиваться устойчивых результатов, 100% успеваемости, при качестве  63%.

Наличие и рейтинг успешности участников конкурсов, олимпиад, научных конференций:

Мои ученики являются победителями и  призерами различных конкурсов, фестивалей, олимпиад: международного конкурса – игры «Русский медвежонок – Языкознание для всех» (2 место – 2 человека), международного конкурса детского рисунка «Мир во всем мире»; всероссийского конкурса «Исторический альманах» (номинация «Символ России»); межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира» - 2013 год; окружного фестиваля ученических проектов «Грани познания»; всероссийского блиц – турнира «Крестики и нолики» на сайте «Фактор роста»; всероссийского конкурса «ЭМУ – эрудит».

  1.  Перспектива дальнейшего развития проекта

В настоящее время моя тема вышла на очередную ступень развития. На этапе создания находится сайт для работы со школьниками и их родителями.

Организация и проведение в школе конкурсов как школьных «Активный читатель школьной библиотеки», так и классных «Самый лучший читатель», «Знаток героев сказки», «Конкурс чтецов» и т. д

  1.  Список литературы
  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 2009.
  2. АсмоловА.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития личности.-М: Смысл: издательский центр «Академия»,2009.
  3. Вербицкмй А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции.-М.: ЛОГОС,2009
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.- М.: ИЦ ПКПС, 2009.
  5. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. -М.: Просвещение, 2011.
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. –М.: АПК и ППРО, 2009.
  7. Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской   компетентности младших школьников [Текст] / Н. Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 5-8.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: т действия к мысли. Пособие для учителя /под редакцией А.С. Асмолова. –М.: Просвещение, 2011.
  9. Маркова А.К. Психология труда учителя. –М.: Педагогика, 1993.
  10. Первова Г.М. Педагогическая практика студентов по предметам филологического цикла в начальной школе (литературное чтение). -Тамбов: ТОИПКРО, 2012.
  11.  Первова Г.М. Детская литература в начальных классах.- Тамбов: ТОИПКРО, 2009.
  12.  Светловская Н.Н. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь –справочник. –М.: Экон – Информ, 2011.



Предварительный просмотр:

Анкета 1. «Любишь ли ты читать?(для детей)

  1. Любишь ли читать?
  2. Какую книгу ты читаешь сейчас?
  3. Читают ли тебе родители?
  4. Читаешь ли ты вместе с родителями?
  5. В твоей семье любят читать взрослые?
  6. Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
  7. Есть ли у тебя дома интересные детские книги?
  8. Ходишь ли ты в библиотеку?
  9. Какую книгу сейчас читает Мама? Папа?
  10. Какие книги тебе больше всего нравится читать?

Анкета 2. «Любит ли  читать ваш ребёнок?» (для родителей)

  1. Любит ли  читать ваш ребёнок?
  2. Какую книгу читает ваш ребёнок сейчас?
  3. Читаете ли вы детям?
  4. Читаете ли вы вместе с ребёнком?
  5. Любят ли в вашей семье читать взрослые?
  6. Как вы думаете, ваш ребёнок читает  потому, что надо, или потому, что интересно?
  7. Есть ли в вашей домашней библиотеке книги для вашего ребёнка?
  8. Посещает ли ваш ребёнок библиотеку?
  9. Какую книгу читаете се6йчас вы? Ваш супруг (а)?
  10. Книги какого содержания предпочитает читать ваш ребёнок?

Памятка для родителей

«Как воспитать книгочея?»

  • Первые книги у ребёнка должны быть красочно оформлены, тогда они ещё до чтения  заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным  уже после беглого просмотра, и желание читать пропадёт.
  • Лучше если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов. Повествование, состоящее из множества страниц, психологически как бы «давит» на ребёнка, он понимает, что прочесть сразу не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий.
  • Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребёнка. Обязательно поговорите о прочитанном (и не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями по поводу самого чтения). Похвалите, даже если не всё было «гладко».
  • Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребёнка, что важно понять о прочитанном всё, а если что-то осталось неясным, спросить. Обратите внимание ребёнка на выразительность письма, на яркий образный язык.
  • Взрослым не стоит прекращать читать ребёнку вслух. Вечерние часы за книгой, когда родители, сами увлекаясь содержанием, читают ребёнку – это замечательный способ духовного с ним единения, общения и естественного развития.
  • Дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.
  • В доме обязательно должна быть детская библиотечка, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребёнка, но не только. Ребёнок, возможно ещё не осознаёт нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребёнок их оценит.
  • Отыщите на антресолях свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребёнку. Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.
  • Внимательно следите за программой по внеклассному чтению. Возможно, обязательность отторгает ребёнка от чтения таких книг. Попробуйте прочесть (или хотя бы просмотреть) их и заинтересовать их содержанием.
  • Заведите «семейный читательский дневник», куда каждый из членов семьи коротко (возможно даже в одно предложение) запишет своё впечатление о прочитанном.

Упражнения по развитию осмысленности и техники чтения.

Задание 1.

Упражнение «Пословицы»

  1. Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок (результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
  2. Фиксируйте время.

Первая половина пословицы

Вторая половина пословицы

1

Своя ноша

Дитя без глазу

1

2

Каждая курица

Не сразу строилась

2

3

Смелость

Просто открывался

3

4

Лбом стены

Свой насест хвалит

4

5

Москва

Не тянет

5

6

У семи нянек

Не прошибёшь

6

7

А ларчик

Города берёт

7

Упражнение «Антонимы»

  1. Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
  2. Запишите решение цифрами.
  1. Добрый                                8) Грязный
  2. Весёлый                                9) Грустный
  3. Чистый                                10) Маленький
  4. Талантливый                        11) Узкий
  5. Большой                                12) Бездарный
  6. Высокий                                13) Злой
  7. Широкий                                14)Низкий

Задание 2.

Упражнение «Пословицы»

  1. Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок (результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
  2. Фиксируйте время.

Первая половина пословицы

Вторая половина пословицы

1

Чует кошка

К обеду

1

2

Язык

Будет и пища

2

3

Дыма без огня

И умереть сладко

3

4

Будет день

Того и погоняют

4

5

Дорога ложка

До Киева доведёт

5

6

За правду-матку

Не бывает

6

7

Кто везёт

Чьё мясо съела

7

Упражнение «Антонимы»

  1. Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
  2. Запишите решение цифрами.
  1. Белый                        8)Старый
  2. Сладкий                        9) Мёртвый
  3. Молодой                10) Чёрный
  4. Кристальный                11) Мягкий
  5. Живой                        12) Горький
  6. Чужой                        13) Свой
  7. Твёрдый                        14) Мутный

Задание 3.

Упражнение «Пословицы»

  1. Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок (результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
  2. Фиксируйте время.

Первая половина пословицы

Вторая половина пословицы

1

У страха

Комом

1

2

Поспешишь

Добра не ищут

2

3

Риск

Да дорог

3

4

Первый блин

Владыка

4

5

Своя рука

Глаза велики

5

6

От добра

Людей насмешишь

6

7

Мал золотник

Благородное дело

7

Упражнение «Антонимы»

  1. Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
  2. Запишите решение цифрами.
  1. Добро                        8) Абстрактный
  2. Любовь                        9) Молчать
  3. Мокрый                        10) Ненависть
  4. Конкретный                11) Здоровый
  5. Смеяться                12) Плакать
  6. Кричать                 13) Зло
  7. Большой                14) Сухой

Задание 4.

Упражнение «Пословицы»

  1. Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок (результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
  2. Фиксируйте время.

Первая половина пословицы

Вторая половина пословицы

1

Без муки

Вышибают

1

2

Учи других

Век учись

2

3

Без терпенья

Хуже всякого незнанья

3

4

Клин клином

И сам поймёшь

4

5

Всякое полузнание

Нет ученья

5

6

На всякого Егорку

Нет и науки

6

7

Век живи

Есть поговорка

7

Упражнение «Антонимы»

  1. Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
  2. Запишите решение цифрами.
  1. Вход                        8) Вправо
  2. Влево                        9) Холодный
  3. Истина                        10) Бедный
  4. Горячий                        11) Выход
  5. Быстро                        12) Отсутствовать
  6. Присутствовать        13) Медленно
  7. Богатый                 14) Ложь

Упражнения по развитию осознанности чтения.

Упражнения «Составьте пословицы»

Упражнение 1.

  1. Каждое слово в пословице поставьте на своё место.
  2. Передайте смысл пословицы своими словами.
  3. Фиксируйте время.
  • С, кобыле, легче, воза, баба.
  • Да, учат, беды, мучат, уму
  • И, пруда, без, вынешь, из, труда, не , рыбку.
  • Не, платок, всякий, роток, на, накинешь.
  • Во, еды, приходит, время, аппетит.
  • А, делают, глаза, руки,  страшатся.
  • А, найдётся, шея, бы, хомут, была.

Упражнение 2.

  1. Каждое слово в пословице поставьте на своё место.
  2. Передайте смысл пословицы своими словами.
  3. Фиксируйте время.
  • А, неделю, на, хлеба, едешь, день, бери, на.
  • И, богу. Расшибёт, дурака, лоб, заставь, молиться, он.
  • А, беду, своей, разведу, чужую, к, ума, не, руками, приложу.
  • От, ищут, добра, не, добра.
  • А, бежит, добрая, сама, лежит, слава, худая.
  • Там, любовь, нет, и, совет, горя, и, где.
  • А, пожалеет, приласкает, жена, мать.

Упражнение 3.

  1. Каждое слово в пословице поставьте на своё место.
  2. Передайте смысл пословицы своими словами.
  3. Фиксируйте время.
  • Ни, погонишься, одного, поймаешь, двумя, не, зайцами, за.
  • И, где, рвётся, тонко, там.
  • Не, свинья, выдаст, не, Господь, съест.
  • Золотом, бей, умеешь, молотом, не, шит.
  • Не, пока, мужик, грянет, перекрестится, гром, не.
  • А, пером, человек, красна, умом, птица.
  • Да, голова, досталась, умная, дураку.

2. Упражнения «Мини-бестселлер»

Упражнение 1.

        В течение трёх минут составьте текст, используя, такие слова: сигнал, помеха, ручка, книга, дорога, погода.

Упражнение 2.

        В течение трёх минут составьте текст, используя, такие слова: кукла, платье, игрушка, цвет, сон, глаза, кроватка.

Упражнение 3.

        В течение трёх минут составьте текст, используя, такие слова: семья, книга, папа, вечер, лампа, радость, сказка.

  1. Упражнения «Лабиринт»

Определите правильную последовательность строк в этих четверостишиях и запишите в своей рабочей тетради.

  1. Песня раздаётся
  2. Неисходною струёй
  3. Громче, громче льётся
  4. Между небом и землёй

(Н.Кукольник)

                1. Он бежит к себе в волнах

                2. Ветер по морю гуляет

                3. На раздутых парусах

                4. И кораблик подгоняет

                                        (А.С.Пушкин)

                1. И пуще лишь шумит

                2. Та ей в глаза хохочет

                3. Зима ещё хлопочет

                4. И на весну ворчит

                                        (Ф.Тютчев)

                1. На поляне у тропинки

                2. С бугорка ручей бежит

                3. Пробиваются травинки

                4. А под ёлкой снег лежит

                                        (Б.Заходер)

Упражнение «Слова на тему»

  1. В течение 10 минут запишите слова на тему «Зима»
  2. В течение 10 минут запишите слова на тему «Космос»
  3. В течение 10 минут запишите слова на тему «Библиотека»
  4. В течение 10 минут запишите слова на тему «Магазин»
  5. В течение 10 минут запишите слова на тему «Музыка»
  6. В течение 10 минут запишите слова на тему «Спорт»

Литература для родителей по детскому и семейному чтению.

  1. Аникин В.П.  русская народная сказка. – М., 1984.
  2. Гладких Л.П. Воспитание сказкой.
  3. Иванова С.Ф.Введение в храм слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М., 1994.
  4. Ильин и.А. Путь духовного обновления. О национальном воспитании. – М., 1993.
  5. Ильин И.А. Духовный смысл сказки. – М.: Лепта, 2000.
  6. Крячко А.А. Сказка в домашнем театре. – М., 2013.
  7. Пришли мне чтения доброго … Хрестоматия для семейного чтения. – М., 2011.
  8. Русские поэты – детям. – М., 1980.
  9. Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения квалификации

План, по которому работаю 3 года...

Индивидуальный план повышения квалификация на 2015-2020 год

«Развитие творческих способностей учащихся на основе личностно - ориентированного подхода»...

Индивидуальный план повышения квалификации профессионального уровня

Индивидуальный план повышения квалификации профессионального уровня учителя начальных классов...

Индивидуальный план повышения квалификации на межаттестационный период

Индивидуальный план повышения квалификации на межаттестационный  период...

Индивидуальный план повышения квалификации профессионального уровня + карта результативности

1. Индивидуальный план повышения квалификации.2. Карта результативности, в которой представлены профессиональные достижения педагога, претендующего на присвоение квалификационной категории....

Индивидуальная карта повышения квалификации по вопросам ФГОС

Индивидуальная карта повышения квалификации по вопросам  ФГОС...