Главные вкладки

    ОРКСЭ Урок "Пасха" и презентация
    презентация к уроку (4 класс) по теме

    Разработка урока ОРКСЭ в 4 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Пасха26.54 КБ
    Файл Пасха21.44 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 8.

    Тема: «Пасха»

    Цель урока: Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.

    Задачи урока: 1) Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

                               2)Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и вести диалог.

                              3)Формировать первоначальные представления о религиозных традициях, об  их исторической роли в становлении Российского государства.  

    Основные понятия:  Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами, учебник «Основы православной культуры», заготовки пасхальных яиц, карандаши.

    Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

                                     Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока.

    Учитель.

      - Ребята, сегодня наш урок я хочу начать с притчи.    

     Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

    Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

    Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

    — Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

    Господь отвечал:

    — Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

     Учитель:.

    - Ребята, о  ком пойдёт речь сегодня на уроке? (Об Иисусе Христе).

    - Сегодня мы будем говорить о великом и светлом дне – Пасхе.-Что вы знаете об этом празднике? (Ответы учащихся).

    3. Работа по новой теме.

    Учитель.

    Пасха – праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. Это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес.

    Ученик 1:

                В день Пасхи, радостно играя,

                Высоко жаворонок взлетел,

                И в небе исчезая,

                Песнь воскресения запел.

                И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.

              «Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес»

    Ученик 2:        

                Проснитесь горы, долы, реки –

                Хвалите Господа с небес.

                Побеждена Им смерть вовеки

                Проснись и ты, зеленый лес,

                Подснежник, ландыш  серебристый.

                Фиалка – зацветите вновь.

                И воссылайте гимн душистый

               Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!

       Работа по учебнику.

    -А вот как о  чудесном воскрешении Иисуса Христа сказал другой поэт. Откройте свои учебники на стр. 30 и прочитайте самостоятельно это стихотворение. (Вопросы после чтения )

    _ Комментированное чтение статьи стр. 28-29.Обсуждение вопросов : «Что обозначает слово «воскресенье»?

                        «Почему Иисус не уклонился от казни»?

             

      Физминутка.

    4.Продолжение  работы с текстом.

    Самостоятельное чтение статьи из учебника (стр.30-31)

    ЗАДАНИЯ: 1) Найти объяснения слов «крестный ход», «похристосоваться»;

                           2) Ответить на вопросы:

        - Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

        - Какие основные традиции этого праздника?

    5.Групповая работа:

           Учитель.

    - С пасхальной неделей связано много примет, суеверий и обычаев. 1 группе было дано задание найти и рассказать о самых интересных из них.

    1 группа ( На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а замужние в надежде разбогатеть. Пасхальному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти заблудившийся в лесу скот. Пасхальное яйцо использовали в качестве средства для лечения различных болезней.)

    - Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха сопровождается играми и развлечениями.2 группе было дано задание рассказать об одной из игр и научить играть других.

    2 группа: (Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

    Игра «Катки». Для игры делали простой деревянный «каток», раскладывали вокруг него крашеные яйца или маленькие сувениры. Играющие по очереди катали своё яйцо и выигрывали тот предмет, до которого оно дотронется.)

    - Какой праздник Пасхи без крашеных яиц.

    3 группа показывает рисунки пасхальных яиц.

    Учитель:

    -Вы хорошо поработали. Молодцы!

    5. Подведение итогов урока.

    Учитель.                                                                                                                      

    - На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.(Фонограмма звона колоколов.)

    - Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

    - Как звучит главный пасхальный гимн?

    - В чём состоит христианский пост?

    6. Рефлексия.

    * На уроке я работал                                    активно/пассивно

    * Своей работой на уроке я                        доволен/не доволен

    * Урок для меня показался                         коротким/длинным

    * За урок я                                                        не устал/устал

    * Моё настроение                                          улучшилось/стало хуже

    * Материал урока мне был                          понятен/не понятен

    Учитель. Всех вас с великой радостью Светлой Пасхи. В эти святые дни пусть в вашей душе не будет места ни злобе, на зависти, ни обиде. Дай Бог, чтобы свет Воскресенья поселился в ваших сердцах. Хочется напомнить всем, что с окончанием пасхальной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье — это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним. Христос воскрес!    

    7) Задание на дом(на выбор):

    1)Написать маленькое эссе о том, как празднуют Пасху у вас в доме.

    2)Нарисовать пасхальную открытку  и написать поздравления с праздником Пасхи.

    3)Записать в рабочую тетрадь основные понятия к празднику и раскрыть значения этих понятий.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Автор Морозова О.Н. учитель начальных классов МБОУ «Паустовская оош »

    Слайд 2

    Цель: Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми. Задачи: * Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков. * Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов. * Формировать целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве.

    Слайд 3

    Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа: — Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь отвечал: — Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках. Притча

    Слайд 4

    Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка, означает " избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от грехов земных и дарование нам жизни и вечного блаженства.

    Слайд 5

    В день Пасхи, радостно играя, Высоко жаворонок взлетел, И в небе исчезая, Песнь воскресения запел. И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес. «Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес» Проснитесь горы, долы, реки – Хвалите Господа с небес. Побеждена Им смерть вовеки Проснись и ты, зеленый лес, Подснежник, ландыш серебристый. Фиалка – зацветите вновь. И воссылайте гимн душистый Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ! ( Е. Горчакова) Воскресение Христово

    Слайд 6

    Кре́стный ход — торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви , в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды , от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).

    Слайд 7

    Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца С давних времён хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошёл ,когда Мария Магдалина пришла к Римскому императору, протянула ему простое яичко и сказала: Христос Воскресе! Император удивился и ответил: Как может кто-нибудь воскреснуть из мёртвых, в это также трудно поверить, как в то, что это белое яичко может стать красным! И пока он говорил, яичко изменило цвет и стало ярко-красным! С того времени в светлый праздник Пасхи православные христиане дарят друг другу крашеные яйца как символ веры В оскресшего Христа.

    Слайд 8

    Почему Церковь освящает пасхи и куличи В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Символ единства перешёл к куличам и пасхам. На творожной пасхе , как правило, ставят печати с буквами «ХВ» .

    Слайд 9

    Задания для работы в группах: 1)Найти и рассказать о самых интересных приметах, суевериях и обычаях , связанных с пасхальной неделей. 2)Рассказать об пасхальных играх, и научить играть в одну из них ребят. 3)Разукрасить пасхальные яйца.

    Слайд 10

    Пасхальны е игры. Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю Пасха сопровождается играми и развлечениями Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись специальные желобки, и опытные игроки выбирали яйца особой формы - что бы они легко разбивали другие яйца, а сами оставались целы.

    Слайд 12

    Всех вас с великой радостью Светлой Пасхи. В эти святые дни пусть в вашей душе не будет места ни злобе, на зависти, ни обиде. Дай Бог, чтобы свет Воскресенья поселился в ваших сердцах. Хо­чется напомнить всем, что с окончанием пасхаль­ной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье — это ма­лая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и состра­дание к людям. Живите честно, делайте всем доб­ро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лу­чах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним. Христос воскрес!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

    Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

    Пасха презентация к уроку по модулю "Основы православной культуры" курс ОРКСЭ

    В данной презентации говорится о праздновании православного праздника Пасхи. Цель формирования понимания значения "ПАСХА" для православных людей....

    урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"

    подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной  культуры...

    конспект урока по курсу ОРКСЭ и презентация

    Модуль " Основы буддийской культуры". Конспект урока №13 " Отношение к природе". Презентация к уроку....

    ОРКСЭ "Дружба" - презентация.

    Презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Дружба", модуль ОСЭ. Цель данного урока - раскрыть нравственное понятие "дружба", составить вместе с учащимися законы дружбы....

    Разработка урока по ОРКСЭ с презентацией на тему: "Икона"

    Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ с презентацией на тему: "Икона"Если кого-то заинтересовала презентация к уроку вышлю по электронной почте. ProcenkoGA@yandex.ru...