Главные вкладки

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Князева Ирина Анатольевна

    Тема урока:  Пасха.

              Цель урока:

              Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.

              Задачи урока:

             -Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

             -Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и признавать иную точку зрения, вести диалог.

              -Воспитывать дружелюбие.

               Основные понятия:

           Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост.

               Оборудование:

            Мультимедийный проектор, компьютер,  карточки со словами, учебник «Основы православной культуры».

              Формы и виды деятельности:

           Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_pashaword.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области

    Методическая разработка урока                                                                                   по ОРКСЭ с презентацией

    (Основы православной культуры)

    Князева Ирина Анатольевна

    учитель начальных классов.

    2014

    Тема урока:  Пасха.

              Цель урока: 

              Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.

              Задачи урока:

             -Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

             -Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и признавать иную точку зрения, вести диалог.

              -Воспитывать дружелюбие.

               Основные понятия:

           Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост.

               Оборудование:

            Мультимедийный проектор, компьютер,  карточки со словами, учебник «Основы православной культуры».

              Формы и виды деятельности:

           Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

                                                 Ход урока:

    1. Организационный момент.

    -Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.

           Сердца свободны от страстей…

      Так чудодейственно влияют

      Слова святые на людей!..

      Христос воскрес!..

      О миг священный!..

      О чудо, выше всех чудес,

      Какие были во вселенной!..

       Христос воскрес!

       Христос воскрес!

    - Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»

      ( ответы детей)

    - Верно – это Пасха.        

    2.Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока.

          - Ребята, сегодня  я хочу прочитать вам притчу . (слайд 3)  

     Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

    Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

    Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

    — Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

    Господь отвечал:

    — Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

     Учитель:

    - Ребята, о  ком пойдёт речь сегодня на уроке? (Об Иисусе Христе).

    - Сегодня мы будем говорить о великом и светлом дне – Пасхе и об  Иисусе Христе.

    Что вы знаете об этом празднике? (Ответы учащихся).

    3. Работа по новой теме.

    Учитель.

         Пасха – праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. Это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес.

    Ученик 1:

                В день Пасхи, радостно играя,

                Высоко жаворонок взлетел,

                И в небе исчезая,

                Песнь воскресения запел.

                И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.

              «Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес»       

          - Что означает слово-Воскресенье. (слайд 4)

      Работа по учебнику:

             Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28.

          - Радостное событие Воскресения в православной культуре

             отражено, в том числе и на иконах. (слайд 5)  

          - Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная  

             смерть Иисуса Христа?   (Предположения детей)

               Чтение и обсуждение 3 абзаца на странице 29.

           - Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан,  

              которое они  празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха –

              праздник воскресения к жизни.                   

           -В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о

              Пасхе.         

                       (Приводится пример из учебника на странице 29).

    Ученик 2:        

                Проснитесь горы, долы, реки –

                Хвалите Господа с небес.

                Побеждена Им смерть вовеки

                Проснись и ты, зеленый лес,

                Подснежник, ландыш  серебристый.

                Фиалка – зацветите вновь.

                И воссылайте гимн душистый

               Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!

       Работа по учебнику.

    -А вот как о  чудесном воскрешении Иисуса Христа сказал другой поэт. Откройте свои учебники на стр. 30 и прочитайте самостоятельно это стихотворение. (Вопросы после чтения )                                                                                                                        

          Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

    - А что же предшествует празднику Пасхи? ( возможные ответы детей)

    - За семь недель до праздника православные христиане  вступают в пору Великого поста.

    -А что такое пост? ( ответы детей)                                                          

           Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.  (слайд 6)

    -За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане  идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей , пасхи и яиц. Люди идут в храм , чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.  Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь ,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы , которые первыми узнали о Воскресении Христа.

           Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом . Звучат молитвы, зажигаются свечи . Православные христиане разговляются.

    - Кто знает , что значит разговляться ?( возможные ответы детей)

    - Разговляться – вкушать скоромную пищу,  освященные в храмах куличи , пасха, яйца  .

     После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

    А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости ,а так же, в большей степени , занимаются благотворительностью.

    У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.

    Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. (слайд 8)

    Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом , оставляя пред ним часть хлеба они верили , что                 сам Господь невидимо присутствует среди них.  

    Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница .(слайд 11)Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 9)

    - Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.

    - Правильно – пасхальное яйцо.        

    - Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?  (возможные ответы детей)

    - Красный цвет – цвет крови , пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.  

               С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки». (слайд 10)    

             На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами.                                                                                                                                                                                                 Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.  (слайд 11)  

    4. Физминутка.

    5. Самостоятельная работа с источниками  информации (домашняя работа).      

            Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости ,а так же помогают больным , немощным и обездоленным .

    - С пасхальной неделей связано много примет, суеверий и обычаев. 1 группе было дано задание найти и рассказать о самых интересных из них.

    1 группа: ( На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а замужние в надежде разбогатеть. Пасхальному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти заблудившийся в лесу скот. Пасхальное яйцо использовали в качестве средства для лечения различных болезней.)

    - Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха сопровождается играми и развлечениями.2 группе было дано задание рассказать об одной из игр и научить играть других.

    2 группа: (Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

    Игра «Катки». Для игры делали простой деревянный «каток», раскладывали вокруг него крашеные яйца или маленькие сувениры. Играющие по очереди катали своё яйцо и выигрывали тот предмет, до которого оно дотронется.) (слайд 12)

    - Какой праздник Пасхи без крашеных яиц. (слайд 13)

    3 группа показывает рисунки пасхальных яиц.

    Учитель:

    -Вы хорошо поработали. Молодцы!

    6.Актуализация знаний. Работа в группах. (слайд 14)

             - Ребята, вспомните все о том о чем мы сегодня с вами говорили и распределите данные слова в 3 группы: 1 - традиции, 2 – символы, 3 - атрибуты. (Работают в группах)

    Крашенные яйца, свеча, христосование, кулич, икона, крестный ход, пасха, церковная служба. (Ответы детей.)  (слайд 15)

    7.Подведение итога урока. (слайд 16)

          - О чем узнали на уроке?

          - Что было нового для вас?      

          - Какие новые слова и термины узнали? ( пост, разговляться, христосоваться)    

          - Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

    - Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

    - Какие три основные символа есть у Пасхи?

    8. Домашнее задание. (слайд 17)

    - Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.

     9. Рефлексия. (слайд 18)

    1.

    На уроке я работал

    активно / пассивно

    2.

    Своей работой на уроке я

    доволен / не доволен

    3.

    Урок для меня показался

    коротким / длинным

    4.

    За урок я

    не устал / устал

    5.

    Мое настроение

    стало лучше / стало хуже

    6.

    Материал урока мне был

    понятен / не понятен

    полезен / бесполезен

    интересен / скучен

    легким / трудным


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

    Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

    Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ в форме технологической картыТема «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Храм"

    Методическая разработа урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проводится в форме интерактивной виртуальной экскурсии со слайдами, видеофрагментами, загадками, стихами, практическими...

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль ОПК на тему: «Россия - Родина моя»

    Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией в технологии деятельностного метода на тему "Совесть" (4 класс)

          Методическая разработка урока открытия новых знаний с презентацией, выполненная в технологии деятельностного метода по предмету ОРКСЭ на тему "Совесть" для 4 клас...