Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Антонова Елена Васильевна

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo_antonova_e.v.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Рассказ  В.Осеевой  «Просто  старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.  - Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

 -Это твоя бабушка?

-Нет, - отвечал мальчик.

-Мама? – удивилась подружка.

- Нет!- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

Урок по курсу  « Основы религиозных культур и светской этики»      4 класс

Модуль  «Основы светской этики»

 Тема: «Добро и зло»,урок 5.

                                                  Урок составила и провела

                                                  учитель начальных классов ГБОУ СОШ №175

                                                 Антонова Елена Васильевна

Цель: формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности и милосердия, дружелюбия и честности;

прививать навыки доброго общения между собой и другими людьми.

Задачи: показать учащимся способы взаимодействия с окружающими,  способствовать формированию коммуникативных  умений;  помочь формированию понятий добра и зла, показать роль добра в жизни общества; воспитывать умение ценить такие человеческие качества, как преданность, доброжелательность, взаимоуважение.  

Оборудование:

мультимедийный  проектор, программа mimio, учебник   «Основы светской этики 4-5»   издательство  «Просвещение», карточки с пословицами, рассказ В.Осеевой «Просто старушка», словарь С.И.Ожегова

Ход  урока.

1.Организованное начало.

Приветствие.

2.Сообщение темы урока. Слайд 1.

На экране два  синквейна  без первой  строчки.  

     ***                                                                                    ***

Светлое, чистое, притягивающее.          Тёмное, грязное, отталкивающее.

Радует, объединяет.                                   Огорчает, отталкивает.  

Это лучшая сторона жизни!                     Это худшая  сторона жизни!

Свет.                                                                Тьма.

-Подумайте,  какого слова  не  хватает на первой строчке?

ДОБРО и ЗЛО -  такова тема сегодняшнего урока. Слайд 2.

3. Работа по теме урока.

А)  Работа со словарём.

- Что означают  эти слова? (предположения  детей)

-А  теперь проверим по словарю С.И.Ожегова.

Добро - всё положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное,  вредное, противоположное добру. (Пишут в тетради.)

-Добро и зло – это главные моральные понятия в жизни. Слайд 3.

Б) Работа с учебником с. 12-13

Задание в парах. Один ученик «пробегает» глазами по тексту , отмечает карандашом всё, что относится к понятию «добро»,  внимательно читает, старается понять. Второй ученик делает  то же самое, но  ищет всё то, что относится к понятию «зло».

После выполнения задания соседи обмениваются друг с другом новыми знаниями.

В)- А теперь прочтите, мудрые мысли  Г.Гегеля (читают про себя, потом вслух)

- Что вы об этом думаете? (Высказывают мнения).

Вывод из прочитанного текста:

-Может ли человек заставить себя быть добрым? ( Нет, должно быть, внутреннее убеждение)

4.Работа  над  рассказом  В.Осеевой  «Просто старушка»  Приложение 1.

А) До чтения.

 -Ребята, а где добро  всегда побеждает зло? ( в сказках, перечисляют знакомые сказки).

-В жизни тоже встречается много добрых поступков, только это зависит от нас с вами.

Б)Чтение текста учителем.

 -Послушайте рассказ В.Осеевой «Просто старушка»

В) Вопросы после чтения.

-Ребята, понравился вам рассказ?

-Что вы думаете о поступке  мальчика?

-Что вы думаете о девочке?

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: надо всегда приходить на помощь людям, кем бы они для тебя не были.

5.Работа с пословицами.  Слайд 4.

 -Собери  пословицы. ( Дети читают, подбегают к доске и перетаскивают части пословиц)

Добрые дела                                 половина счастья

Доброе слово                               нет доброго имени

Без добрых дел                           доброту не унесут

Красоту  уносят годы                  красят человека

-Ребята, вы знаете, что пословицы – это мудрые мысли. У русского народа    много пословиц о доброте, потому что доброта – это самое ценное качество русского человека.

6.Проверка знаний. Тест. Слайд 5.

1) Как творят добрые дела?

А. в надежде на вознаграждение, Б.чтобы избежать наказания

В. в надежде на похвалу,  Г. бескорыстно и сознательно

2)что считается добрым поступком?

А. помощь соседу по парте решить задачу, Б.опоздать на неинтересную встречу, В. забыть о неприятной просьбе, Г. дать списать домашнее задание

3)Укажите поступки, которые одобряет общество.

А.обман, Б.насилие, В.взаимопомощь, Г.унижение

4)Что является последствием злых дел?

А.радость,  Б.мирное сосуществование,  В.дружба,  Г.вражда

5)Знания о добре и зле помогают людям…

А.проявлять заботу о  близких, Б.все ответы верны, В.жить в мире, Г.дружить

Проверка. Слайд 6.

7.Домашнее задание. Вспомнить и рассказать о своих хороших поступках или написать сочинение на тему: «Добро и зло в русских народных  сказках».

8.Рефлексия.

-Ребята, можно ли заставить человека быть добрым?

  -Можно ли стать добрым на время?

-Я желаю, чтобы вы научились творить добро.

(Можно  послушать песню «Если добрый ты» на слова Б.Савельева и музыку М.Пляцковского)

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...