Методическая разработка урока по ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Дутова Наталья Юрьевна

Методическая разработка урока по ОРКСЭ в форме технологической карты

Тема «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урок по ОРКСЭ в форме технологической карты

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

I. . Орг.момент

Эмоциональный настой

II. Пробуждение интереса к получению информации.

III. Актуализация имеющихся знаний.

IV. Озвучивание темы урока, цели и задач.

V. Открытие нового знания

1. Круг радости

Приветствие.

  Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга  и наших гостей  словами:

ДОБРОЕ ДЕНЬ ЛЮДЯМ И ПТИЦАМ!

Доброе ДЕНЬ улыбчивым лицам!

2.Звучит песня «Дорогою добра» 

Чтение стих-я наизусть учащимся (Приложение 1) и постановка задачи перед учащимися:

- Прослушайте внимательно стихотворение и постарайтесь закончить его одним подходящим по смыслу словом.  

 - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Называет тему урока, озвучивает цель и задачи урока.

 

1.Работа с понятием «Семья»

. Вступительное слово учителя:

Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас.  Все наши воспоминания из детства связаны с семьей.

- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.

- Как вы понимаете значение слова «семья»? Как образовано это слово?

Приветствуют учителя, друг друга и гостей

Дети слушают стихотворение,  выполняют задание.

Чтение стих-я наизусть учащимся (Приложение 2)

Записывают в тетрадь тему урока

Внимательно слушают учителя, создается эмоциональный настрой.

Ученики отвечают на вопросы учителя

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина».          Семья… История идет от слова «семя».

Метод «Покопаемся в памяти»

 

VI.Физминутка

VII Продолжаем открывать новые знания

VIII.Рефлексия

IХ. Домашнее задание

2. День семьи, любви и верности

 . В России день семьи, любви и верности отмечается с 2008 года, который был объявлен годом семьи.

В нашу жизнь вошел и уже укрепился праздник – день святого Валентина. Но и в Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. К сожалению, сейчас не все помнят об этой прекрасной и доброй истории и о связанном с ней празднике. Но для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония.

2. Игра «Ассоциации»

Задание: закройте, пожалуйста,  глаза и мысленно произнесите слово: семья. Что для вас значит семья? Подумайте и закончите предложение:

«Семья – это…»

4.Cоставление кластера. «Ромашка»

У нового семейного праздника уже есть медаль,  и очень нежный символ — ромашка. Этому теплому празднику рады в любом доме.

(учитель вывешивает на доску слова: доверие, милосердие, любовь, радость, забота, дети, мама, папа)

5.Выступление 3группы «Заповеди семьи»

 «Правила, по которым живет счастливая семья»  Мне кажется, вы очень хорошо понимаете, что такое семья. Готовясь к этому уроку ребята первой группы нашли для нас те самые правила, по которым живет семья и называются они?  

Как вы считаете, современным людям стоит соблюдать эти заповеди?

.

6.Работа со словарем над значением слова «Семья» ( 1 группа)

7. Практическая работа.  Работа с текстом «Найди смысловые ошибки»

8.Театральная минутка Сценка «Курочка – Ряба»

Учитель подводит  итог просмотренной сценки: Как вы думаете, что поможет сохранить в  семье мир, покой  Давайте послушаем притчу  

9.ПРИТЧА «ПОНИМАНИЕ»

Задание: прослушайте и постарайтесь закончить текст словами, связанными с сюжетом притчи.

10. Работа в группах «Пословицы»

Не зря в русском фольклоре существует много пословиц и поговорок о значимости семьи. Давайте вспомним их.

Задание: закончить или исправить заданные пословицы.

1..Викторина «А знаешь ли ты?»

У каждого человека есть дом – не просто крыша над головой а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.  

Уч-ль: Давайте проверим, знаете ли вы название жилищ

2..Работа над понятием «ДОМ» (выступление 1 группы)

3. Историческая справка. Введение в понятие «род»(выступление 2 группы)

 - А знаете ли вы, что когда-то очень давно  вовсе не было семьи ?

 Вот послушайте:

« Давным – давно жили люди не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть,  жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и  имели общих предков - родом»

Вывод: таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких. (на доску слово ЗАБОТА)

4.Практическая работа. Работа по карточкам «Степень родства».

1. Видеофильм «ДЕТСКАЯ МОЛИТВА»

В заключении мне хочется, чтобы вы послушали детскую молитву, возможна она озвучит ваши, ребята, мысли. Заставит нас, взрослых, задуматься и понять, что же тревожит детскую душу.

2.СОБЕРЕМ РОМАШКУ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ!!!  

1 уровень

Создать герб семьи

2 уровень

Создать устный рассказ, презентацию  о происхождении своей фамилии

3 уровень

 Составить родословную своей семьи.

Внимательно слушают фрагмент  песни хора Пересвет «Петр  и Февронья»

создается эмоциональный настрой.

Придумывают ассоциации, составляют предложение, например,

Семья – это дом, в котором меня всегда ждут и любят.

В семье взрослые помогают детям, а дети помогают взрослым...

А теперь из всего сказанного выберите только существительные

Составление кластера

 Выступление 3группы «Заповеди семьи»

Да, ведь в современной семье тоже надо слушаться старших, уважать, любить друг друга, помогать во всем

Продолжают составлять

кластер

по ходу беседы

Чтение стихов детьми о семье ( 2 группа)

Словарь Ожегова С.И.: 
1.
Это группа живущих вместе близких родственников;


2.
Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.: 
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе
.  

Критерии, которые предложили учащиеся: взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого.

Продолжают составлять

кластер

по ходу беседы

Работают с источником информации

Исправляют, заканчивают пословицы, зачитывают, объясняют смысл.

Видеодиктант

(уч-ся записывают ответ на листочках

Учащиеся рассказывают о значении каждой буквы в слове «ДОМ»

-Теперь в слове «ДОМ» каждая буква на своем месте, также как и каждый член семьи.

Ученики составляют ряд: род-родить – родословная-родственники – родина

Записывают в тетрадь понятия «род», «родословная»

Читают текст.

Выполняют задания к тексту в группах

Чтение текста, ответы на вопросы.

Продолжают составлять

кластер

по ходу беседы

Работа в группах (парами). Используется интерактивная доска.                 (Дети  карандашиком должны соединить нужные комбинации слов  на листочках, а затем верный ответ перенести на доску)

Внимательно слушают создается эмоциональный настрой.

Дети используя  знания, полученные на уроке.

 из лепестков «забота», «понимание» «дети» и др. собирают ромашку. В центр помещают сердце-любовь.

Метод «Ассоциаций»,

«Метод незакончен-ного предложения»

Метод «мозгового штурма»

Метод активного чтения

Метод творческой интерпрета-ции текста

Прием «Ключевые слова»

Метод «Покопаемся в памяти»

Приложение1

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я!

Что это?    

Уч-ки; (хором) СЕМЬЯ!

Приложение 2

Игра «Ассоциация» ( в группах) ( метод «Ассоциаций»)

Уч-ль: Что для вас значит семья? Подумайте и закончите предложение:

«Семья – это…» ( метод незаконченных предложений)

Семья – это родственники, самое дорогое в жизни, место, где меня понимают, люди, которые меня хорошо знают и любят.

 Семья – это дом, в котором меня всегда ждут и любят.

В семье взрослые помогают детям, а дети помогают взрослым.

Семья – это мама, папа, дети.

Это счастье, радость каждого человека, забота о близких.

Семья – это свет, дом и самые желанные мечты.

Семья – это где вас поймут, где на вас надеются, где вас не забудут никогда.(милосердие)

Семья – это надежда, опора, ласка, добро,  дружба, радость жизни со своими родными.

Семья – это родные люди, которые живут в мире и согласии, которым можно доверять свои секреты.(доверие)  

                                                                                                                        Приложение 3

 «Заповеди семьи»

  • Свято храни честь своей семьи
  • Люби свою семью и делай ее лучше
  • Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи
  • Подари родителям радость
  • Почитай отца своего и мать

Возлюби ближнего своего как самого себя

Приложение 4

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты.

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд ,друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша Семья!  

Приложение 5

Словарь Ожегова С.И.: 
1.
Это группа живущих вместе близких родственников;


2.
Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.: 
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе
.    

Приложение 6

Практическая работа.  Работа с текстом «Найди смысловые ошибки»

               Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

Приложение 7

Театральная минутка Сценка «Курочка – Ряба»

Действующие лица: Автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка – Ряба.

Автор. Жили – были Дед да Баба.

             Жили, не тужили.

             Сухарь чаем запивали,

             Один раз в месяц колбасу жевали.

             И все ладно бы, да Курочка – Невеличка

             Взяла да и снесла яичко.

             Яичко не простое,

             Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам.

И вообще оно бесценно.

На семейный, на совет

Собрал внучку с Бабкой Дед.

Дед.

Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Бабка.

Что ты, Дед?! Побойся Бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор.

Иль возьмем телегу мыла,

Чтобы в доме чисто было.

Внучка.

Может, купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада!

Автор.

Начался тут сыр да бор.

И житейский шумный спор.

То не се. Да то не так.

Дед.

Ты балда!

Бабка.

А ты дурак!

Автор.

Начался такой скандал –

Свет такого не видал!

Только Курочка молчит,

Около стола стоит.

Курочка.

Ну никак не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Автор.

Подошла она тихонько

И, крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила,

Вдребезги его разбила!

Плачет Внучка, плачет Баба…

Внучка и Бабка.

Что наделала ты, Ряба?!

Автор.

Дед не плакал, как ни

                         странно.

Вывернул с дырой карманы.

Дед.

Нету денег, ну и что же?!

Мир в семье всего дороже!

Приложение 8

ПРИТЧА «ПОНИМАНИЕ»

В давние   времена  жила  одна  семья, и в  ней  царили любовь  и   согласие.  Молва   об   этом  долетела  до   правителя  тех   мест,   и   он   спросил  у   главы   семьи: « Как Вам  удаётся  жить,  никогда   не  ссорясь,  не   обижая   друг   друга?»  Старец   взял   бумагу  и  написал  на  ней что-то . Правитель  посмотрел  и  удивился,  на  листе  было  написано  сто   раз   одно   и   тоже  слово…

Какое  это  слово?

Приложение 9

. Работа в группах «Пословицы»

1 группа «Закончи пословицу»

Вся семья вместе, так и душа:. (на месте)

Яблоко от яблони:. (недалеко падает)

Чем богаты:.(тем и рады)

Где мир да лад, там и божья:. (благодать)

В гостях хорошо:.(а дома лучше)

2 группа «Закончи пословицу»

На стариках семья …(держится)

В семье и каша…( гуще)

Семейный горшок веселей…( кипит)

 На что клад, коли в семье …(лад)                    

3 группа «Исправь смысловую ошибку»

Когда семья вместе, так и душа в пятках (так и душа на месте)

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой)

Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (конца)

Не красна изба углами – красна коврами (пирогами)

В гостях хорошо, тогда сиди долго (а дома лучше)    

Приложение 10

Физминутка

А сейчас поиграем в игру «Аплодисменты»
Встаньте те
- кто похож на папу? Аплодисменты!
- кто похож на маму? Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!
- кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!

Приложение 10

Викторина «А знаешь ли ты?»

  • Крестьянский дом в украинской и белорусской деревне. (Хата)
  • Жилище на колесах у кочевых народов. (Кибитка)
  • Отдельная комната у монаха в монастыре. (Келья)
  • Жилище кочевников. (Юрта)
  • Дворец и крепость рыцарей, феодалов. (Замок)
  • Кочевой переносной шалаш, крытый шкурами, у народов Севера. (Чум)
  • Жилище кавказских народов. (Сакля)
  • Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (Шалаш)
  • Крытое углубление в земле, вырытое для жилья. (Землянка)
  • Временное помещение из натянутой ткани. (Палатка)  

Приложение 11

Практическая работа. Работа по карточкам «Степень родства».

Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках ( работа в группах)

 

Прабабушка                                                         Папин брат

Прадедушка                                                        Сын твоей тети

Бабушка                                                               Мама твоего дедушки

Дедушка                                                               Дочь твоего дяди                                                              

Дядя                                                                      Дедушка твоего отца

Тетя                                                                       Мама твоей мамы

Двоюродный брат                                                Мамин папа

Двоюродная сестра                                              Мамина сестра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией

Тема урока:  Пасха.          Цель урока:          Развитие духовных качеств личности ребёнка через знаком...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Храм"

Методическая разработа урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проводится в форме интерактивной виртуальной экскурсии со слайдами, видеофрагментами, загадками, стихами, практическими...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль ОПК на тему: «Россия - Родина моя»

Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ.

Сценарий урока по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) в 4 классе. Тема: Золотое правило этики. Цель урока: дать представление об этике и этичном поведении; усвоить "золотое правило этики...