Методическая разработка урока по ОРКСЭ.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Гаврилова Татьяна Николаевна

Сценарий урока по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) в 4 классе. Тема: Золотое правило этики. Цель урока: дать представление об этике и этичном поведении; усвоить "золотое правило этики", сделав его условием оценивания своего поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_pravilo_etiki.odt18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль: Основы православной культуры.

Класс:4

Учитель: Гаврилова Т.Н.

Тема урока: Золотое право этики.

Цель:

          ●Дать  представление об этике, этичном поведении.
Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

Задачи:

Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания   собственного поведения.

● Воспитывать чувство любви к ближнему.

● Развивать логическое мышление, память, речь.

Оборудование:

                                             выставка детских работ,   мультимедийная презентация,  фотографии и изображения православных храмов, Евангелие, Библия, репродукция картины Паленова «Христос и грешница»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Урок добра. Поприветствуем друг друга. Улыбнёмся.

II.        Актуализация знаний

Вспомним тему, которую прошли на прошлом уроке.

-Как называются правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло?

-Сколько всего  заповедей дал бог человеку?

-Имя пророка, получившего заповеди.

-Гора , на которой Моисею были даны заповеди.

-Каменные доски, на которых были записаны заповеди.

- Книга, в которой записаны заповеди.

(на карточках)-10 заповедей на доске появляются.

-Сегодня у нас в гостях отец-----------------------. О какой из этих заповедей вы бы хотели узнать поподробнее? (вопросы детей).

-Одна ученица задала такой вопрос. Это касается 5 заповеди.  «Как заставить себя уважать отца, если он всё время кричит, ругается и скандалит». Что бы вы ей ответили?

  1. Самоопределение к деятельности.

Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

     1. В беседах и спорах _____не перебивали, давали высказаться______________________

     2. При встрече ________________________________________________________________

      3. За глаза ____________________________________________________________________

       4. В трудной ситуации _________________________________________________________

         5. В болезни _________________________________________________________________

          6. В играх ___________________________________________________________________

          7. Когда я ошибаюсь __________________________________________________________

8. Когда у меня что-то получается ________________________________________________

       9. Чтобы мои товарищи ________________________________________________________

       10. Чтобы ____________________________________________________________________

(на доске) Золотая монета, золотое колечко, золотое правило.

-Посмотрите внимательно на доску и скажите какое словосочетание лишнее? Почему?

-Кто скажет, о чём мы будем говорить на уроке? Что бы вы хотели узнать на уроке? (ответы детей) Прочитайте тему урока.

4. Работа по теме.

1)-Давайте начнём с того, что такое этика? Что такое этикет? ( в словаре- ищут 2)

Группы: Легенда1, легенда 2,легенда 3

- О том, какой принцип должен лежать в основе человеческих отношений, размышляли в разные времена многие люди разных народностей, о чём складывались легенды.

-Одинаково ли по смыслу эти выражения?

-Так « золотое правило» вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет. И остаётся главным правилом доброго человека.

Короткометражный фильм о доброте.

- Что вы можете сказать об этом фильме?(Этой девочке хотелось так порадовать сестру за её заботу, доброту, ухаживания. Ей хотелось, чтобы сестра чуть -чуть  хоть улыбнулась. )

-Приведите примеры того, как это правило работает в вашей жизни.

  • Как вы думаете, многие говорят: «Как ко мне относятся , так и я к нему.» Что вы думаете по этому поводу?
  • В православном понятии это значит первым делом человек сам должен сделать доброе дело, только потом ждать ответа. Должен первым помогать, не отвечать на зло, добро обязательно придёт.

Рассказ ДмитриеваА. «Вызов»

К человеку возвращаются все его дела: и добрые , и злые. (эксперименты: резинка, йо-йо,)

2)Представьте: глубокой ночью человек идёт по городу. Вы смотрите из окна и что бы вы подумали об этом человеке? (ответы детей) На самом деле этот человек спешил на ночную молитву в храм. Но каждый человек увидел в нём частицу своего мира, проблем и страхов.

Чтобы не доверять сплетням , важно знать. Что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живёт в нём самом, он приписывает другим то, в чём сам грешен.

3)И вот ещё ситуация.

        Представьте, на улице поднялся ветер и несет нам в лицо пыль и мусор. Неужели мы раскроем глаза пошире? Нет, конечно.

Потому что, если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть. Вот также и дурные слухи о человеке, мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это также, как смотреть сквозь грязное стекло.

Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними».

Слова Христа из Евангелии, стр.68 (Это интересно)

 4)Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница». Уберечь себя от осуждения помогает память о собственных ошибках и недостатках.

 _ Что видите на картине?

Однажды люди привели к Иисусу женщину, которую по законам того времени надо было казнить. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

(Работа по репродукции Поленова В.Д. «Христос и грешница»)

- Рассмотрите картину. Как Иисус защитил женщину?

Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или, как скажешь брату твоему: "дай , я выну сучок из глаза твоего", а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
И так во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.  (Мат. 7:1-5)

-Что вы думаете об этом?

- Приведите примеры из жизни.

Перечитывая эти строки, мы видим, как, пользуясь преувеличением, Иисус подчеркивает, что мы часто не замечаем свои ошибки, а малейшие ошибки других мы осуждаем. Христос говорит нам "не судите, да не судимы будете". Он возражает против нашего суда, который осуждает или порицает наших ближних, то есть он учит нас проверять прежде свое собственное поведение, свои мысли и разговор, и когда мы полностью исправим свои ошибки, то мы сможем более успешно помочь своим близким исправить и их недостатки.

Таким образом, мы не должны осуждать других, — потому, что судить - значит вглядываться в глаза другого человека, замечать его недостатки, и не обращать внимания на свои собственные:

Как часто судим мы людей,

В своем глазу бревна не видя,

Как люто судим, ненавидя

В угоду собственных страстей.

Как часто мы вершим свой суд

Лик Бога на себя примерив,

Забыв о том, что в это время

Нас тоже судит кто-нибудь…

Комментированное чтение статьи, выборочный пересказ текста.

        Осуждение других людей плохо еще тем, что слишком упрощает мир и человека, А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Спортсмен проваливает одно соревнование – но тем не менее блестяще проявляет себя в других.

        Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего сам от себя и не ожидал…

        -Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение – это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» -  я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулировкой я растворю человека в одном его поступке и поставлю клеймо. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Соблюдение любых правил, хоть дома, хоть в школе, в обществе… кажется бессмысленным и становится трудно выполнимым, если вы не понимаете, зачем это надо, не знаете цели.

6. Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском. (Слайд)

Библейская любовь предписывает человеку уважительное и милосердное отношение не только к своим ближним, но и врагам. Как же применять «Золотое правило», если человек уже нанес вам вред своими действиями. Не лучше ли в такой ситуации пользоваться ветхозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было не нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил напавших на него, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же в последствии просили у него прощения и каялись.

  • Почему так поступил Серафим Саровский?

VII.         Обобщение.

1.Тест

2.Вспомните героям каких русских народных сказок или литературных произведений помогло применение Золотого правила преодолеть какие -либо препятствия или жизненные трудности. Нарисуйте рисунок.

VIII.                 Домашнее задание.

Сформулировать свои правила поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Добро и зло".

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет учителям, которые ведут этот предмет, доступно, компактно и интересно преподнести ребятам материал урока....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Методическая разработка урока по ОРКСЭ в форме технологической картыТема «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ с презентацией

Тема урока:  Пасха.          Цель урока:          Развитие духовных качеств личности ребёнка через знаком...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Храм"

Методическая разработа урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проводится в форме интерактивной виртуальной экскурсии со слайдами, видеофрагментами, загадками, стихами, практическими...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль ОПК на тему: «Россия - Родина моя»

Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...